Конспект урока ИЗО на тему «Весенний лес» (Изучение пейзажа)
Конспект урока на тему:
’’Весенний лес”.
Цель урока: создать условия для ознакомления с жанром живописи - пейзажем, выполнить творческую работу «Пейзаж» (по замыслу автора) Задачи урока:
обучающие
познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;
показать роль искусства в понимании красоты природы;
учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;
особенности построения композиции пейзажа;
развивающие
развивать воображение, творческую фантазию;
совершенствовать умение рисовать по памяти; воспитывающие:
воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
воспитывать патриотические чувства.
Обучающийся научится:
различать основные виды и жанры произведений изобразительного искусства: пейзаж и натюрморт;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, называть их авторов;
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, иллюстрации к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация;
картины о природе Саврасов А.К. "Грачи прилетели", Левитан И. "Март" и
ДР-
Литературный ряд: стихи о природе
Музыкальный ряд: Струве «Моя Россия», П.И.Чайковский " Времена года"
Художественные материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Учитель: Начнем мы наш урок творчества. Творчество - это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Глубоко вдохните и выдохните... выдохните свои обиды и беспокойство. Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха... и пусть все это согреет ваше сердце. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной, как этот весенний день!
-Посмотрите внимательно на доску. На ней представлены различные репродукции картин. Скажите, на какие группы их можно поделить?
(1- портреты; 2- натюрморты; 3- виды природы.) -Правильно, а как вы думаете называются вот эти картины? (Пейзажи) -Как вы думаете, что мы будем сегодня делать. (Познакомимся с жанром пейзажа)
-Какое имя вы бы дали нашему уроку? (Картина-пейзаж)
А кто мне скажет, что же такое пейзаж? ( ответы детей)
В словаре С.Ожегова есть термин :" Пейзаж-рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении."
Работа по теме (8 мин)
Жанр - пейзажа
Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
Кто-то может быть знает, как называют художников, пишущих пейзажи? (Художник-пейзажист)
Пейзажи русских художников
Ребята, а вы можете назвать художников - пейзажистов? (Это Левитан, Шишкин, Саврасов, Куиджи)
-Верно. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
-Только художников вдохновляет природа к творчеству? (нет) Людей каких творческих профессий вдохновляет природа? (Музыкантов, поэтов, писателей, скульпторов...)
А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?
Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой. Рассматривание картин художников.
Расскажите, что изобразил автор.
(Саврасов А.К. "Грачи прилетели" - это ранняя весна. Березы еще голые, на их ветках много грачиных гнезд. Птицы уже вернулись и хлопочут около своих домов. На полях вдалеке еще виден снег. Но цвет неба и нежно - голубые облака передают свежесть и прозрачность весеннего воздуха.)
(Левитан И. "Март" - природа на картине как будто еще не проснулась от зимнего сна. Веточки берез в голубом небе переливаются разными цветами. Скворечник на березе ждет прилета птиц. Еще лежат сугробы, но все вокруг наполнено солнечным светом.)
-Можно сказать, что художники увидели весну одинаково? (Нет. У каждого своего видения весны), Казалось бы, одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один - грусть и печаль, а другой
улыбку и радость.
(Физкультминутка для глаз)
Повторение порядка работы над пейзажем:
Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.
Работа начинается с наброска карандашом.
Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.
Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
Какими важными законами перспективы будите пользоваться?
Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. Иными словами, ближе - больше, дальше - меньше.
Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта
Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше.
Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные - бледными.
Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше.
Какие цвета вы будете использовать при создании весеннего пейзажа?
А сейчас ребята прочитают стихи о природе. (Чтение стихов о природе.)
3. Александрова
На солнышке согрелась ель, подтаяла сосна,
Идёт апрель, звенит капель, в лесу у нас весна.
По лесу капельки стучат: " Подснежник, хватит спать!"
А шубки белок и зайчат с утра мокры опять.
А.С. Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
М.Ю.Лермонтов.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
А.С. Пушкин
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Практическая работа (Постановка художественной задачи) (20 мин) -Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора приступить к созданию своего весеннего пейзажа. Я хочу предложить вам попробовать свои силы в создании своей картины весеннего пейзажа разных видов пейзажа. Разделитесь на группы и выберите один из видов: сельский, городской или морской пейзажи. Попробуйте выполнить свои работы так, чтобы в конце у каждой группы получилась целая картина. А чтобы работать вам было увлекательней, а наши гости не скучали пока вы заняты работой, я включу вам музыку П.И. Чайковского "Времена года" (или Вивальди)
Дети составляют коллективную картину и придумывают ей название, выступают с небольшим рассказом (презентацией) о своей нарисованной картине.