Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Весенний пейзаж — праздник весны» (1 класс)
Тема урока: «Праздник весны». 1 класс.
Работа: весенний пейзаж.
Цель: формировать понятие о пейзаже; познакомить с видами пейзажа; учить последовательности в работе над пейзажем; научить использовать свойства линейной и воздушной перспективы; ознакомить с творчеством И.И. Левитана, А.К. Саврасова; развивать творческий потенциал, эстетическое восприятие, расширять кругозор учащихся, прививать интерес к предмету; воспитывать любовь к природе, эстетический вкус, внимательность и наблюдательность учащихся.
Формирование УУД:
личностные: формировать эстетические потребности: потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности; развивать эстетические чувства на основе знакомства с произведениями искусства; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.
регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.
познавательные: развивать способность смыслового восприятия художественного текста; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
получат возможность сформировать умения воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению;
формировать устойчивый интерес к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.
Оборудование учителя: презентация, плакат с последовательностью выполнения пейзажа, пейзаж (примеры пейзажей).
Оборудование учащихся: акварель/гуашь, альбом/лист, карандаш, ластик, баночка для воды, тряпочка, кисти.
План урока:
№ п / п | Этапы мероприятия | Предполагаемое время |
1. | Организационный момент (приветствие, создание эмоционального настроя). | ≈ 2 минуты |
2. | Основная часть урока (вступительная беседа, объяснение последовательности выполнения рисунка, планирование работы учащимися, самостоятельная работа учащихся, выставка работа учащихся) | ≈ 40 минут |
3. | Заключительная часть (рефлексия, подведение итогов урока). | ≈ 3 минуты |
Ход урока:
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | – Прозвенел звонок – начинается урок. Ты скорей, проверь, дружок, ты готов ли ты начать урок. | Проверяют готовность к уроку. |
2. | Актуализация знаний | – Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы мне скажете, о каком времени года в нем говорится. Снег чернеет на полянке, С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это что за время года? – Правильно, это весна. А как вы догадались? – Назовите признаки весны, весна, она какая? – Какие чувства вызывает пробуждение весны? – Почему говоря о весне, мы говорим «Весна-красна»? – Какими цветами вы можете описать весну? – Скажите, как называется рисунок, картина, на которой изображена природа? | – Весна. – Снег тает, погода становится теплее. – Теплая, светлая, птички поют, снег тает, распускаются почки на деревьях, прилетают птицы, заканчивается спячка у животных. – Радость, хорошее настроение. – Все расцветает, приобретает яркие сочные цвета. – Яркими, солнечными. – Пейзаж. |
3. | Самоопределение к деятельности | – Итак, мы с вами поговорили о весне, о том, как меняется природа с приходом весны. Сформулируйте тему урока, кто уже догадался, что мы с вами будем рисовать сегодня? – Верно, тема сегодняшнего урока – весенний пейзаж «Праздник весны». | – На сегодняшнем уроке мы будем рисовать весенний пейзаж. |
4. | Работа по теме урока. Анализ работы | – Весна – удивительное время года. Почему? – Рисуя сегодня весенний пейзаж, вы будете учиться создавать образ весенней природы, передавать настроение, свое отношение к увиденному с помощью красок, цвета. – Но, для начала, давайте посмотрим, как весну изобразили знаменитые русские художники Алексей Кондратьевич Саврасов – «Грачи прилетели» и Исаак Ильич Левитан – «Весна. Большая вода». – Рассмотрим репродукцию картины Саврасова «Грачи прилетели». Что мы видим на ней? – Какие краски художник использовал для того, чтобы изобразить такую весну? – Рассмотрим репродукцию картины Левитана «Весна. Большая вода». Когда Левитан работал над картиной «Весна. Большая вода», он вспоминал своего учителя Саврасова, который показал настоящую весну в знаменитой картине «Грачи прилетели». Такие же тонкие березки, изогнутые и голые, за ними оттаявшая речка и скромные деревянные строения. – Давайте сравним эти картины. Чем они связаны? На какой из картин показан солнечный день? А на какой пасмурный? Как это определили? Удалось ли художникам передать в своих произведениях состояния весенней природы в разную погоду (ясную, пасмурную)? – Представьте, какой пейзаж вы будете рисовать. Что это за уголок природы: лес, парк, берег реки, поле, луг или что-то другое? – Для начала нужно правильно расположить лист бумаги. Если ширина вашего пейзажа будет больше, то расположим лист горизонтально. Если больше высота, то вертикально. Делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта. Не забываем о правилах линейной, воздушной и цветовой перспективы. Напомните мне, что это такое? – Как получить яркий или наоборот тусклый светлый цвет? – Какую роль в пейзажах играют образы деревьев? – Какими должны быть деревья? – Раз у нас весна, что должно быть на веточках деревьев? Да, верно, на веточки можно «набросать» немного светло-зеленой, изумрудной краски. Растет веточка вверх и немного в сторону. И чем больше деревце ветвится, тем оно становится красивее. Старое дерево рисуют так же, только и ствол и ветки у него гораздо толще и извилистее. – Рисование начинается с выполнения наброска карандашом. Каким должен быть нажим на карандаш? Затем выполняем работу в цвете: сначала делаем фон пейзажу, прорисовываем в цвете крупные детали, затем мелкие. | – Весной все в природе оживает, будто просыпается для новой жизни. И небо синее необыкновенно, и свежесть в воздухе необычная, дышится легко. На душе приятно. Приходит какое-то бодрое настроение. – Весна, грачи, деревья – березы, река. – Тусклые, светлые, темные, неяркие, неброские. – На них изображена весна. – На картине Левитана, так как солнечное небо, не хмурое, светлое а у Саврасова – хмурое, низкое нависшее серое небо. Ответы учащихся. – Линейная перспектива: чем предметы дальше, тем они изображаются меньше. Воздушная перспектива: на переднем плане четко просматриваются все элементы предмета. На дальнем плане детали не просматриваются. Цветовая перспектива: на переднем плане цвета яркие, насыщенные, чем дальше от нас, тем они тусклые и расплывчатые. – Для яркости – больше красок, меньше воды. – Одну из главных; в окружающей природе большое разнообразие деревьев, художники на картинах рисуют деревья. – Деревья должны быть разными: молодыми (тонкими и стройными), старыми (толстыми и кривыми), красивые, развесистые, среди них могут быть ели, березы и так далее. – Листочки. – Нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали. |
5. | Практическая работа по теме урока. Выполнение работы | – Итак, с чего мы начнем работу? – Что делаем дальше? – Что выполняем в конце? – Какие цвета мы можем использовать в работе? – Как получить более яркий цвет? – Приступайте к работе. | – С расположения листа. – Намечаем предметы нашего пейзажа карандашом. – Выполняем работу в цвете. Ответы учащихся. – Для яркости – больше красок, меньше воды. Учащиеся самостоятельно выполняют работу, учитель контролирует выполнение, помогает, указывает на недочеты, отмечает положительные стороны; предупреждает о готовности за 5-7 минут до конца урока. |
6. | Рефлексия. Подведение итогов урока | – Посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились, поднимите их повыше, покажите друг другу свои творения. Молодцы, у вас всех прекрасные работы! – В каком жанре мы с вами сегодня работали? – Что такое пейзаж? – Какой именно мы изображали пейзаж? – Какие оттенки преобладают в изображении весны? – Чему вы научились? – Вам понравился наш урок? В какие моменты урока вы испытывали затруднения, что у вас получилось хорошо? – Что нового узнали? | – Пейзаж. – Изображение природы, местности. – Весенний. Ответы учащихся. – Рисовать пейзаж. – О пейзаже, о видах пейзажа, о картинах И.И. Левитана, А. Саврасова. |
Потамошнева Наталья Алексеевна
Спицына Любовь Ивановна
Смирнова Светлана Евгеньевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна