Место НОД в изучении темы: занятие по художественно-эстетическому развитию согласно тематическому планированию «Осень».
Цель: познакомить детей с техникой изображения песком.
Задачи образовательной области:
«Художественно-эстетическое развитие»:
Продолжать обучать детей работе с бумагой, выполнять аппликацию различными способами (песок, мятая бумага, вырезная аппликация);
Формировать предпосылки к эстетическому восприятию окружающего мира;
Развивать воображение, фантазию, логическое мышление и творческую активность детей.
«Речевое развитие»:
Активизировать словарный запас по теме Осень: листья, пришла, укрыть, листочки, ковёр, тёплая;
Упражнять в образовании прилагательных;
Обучать разгадыванию загадок;
Обучать воспринимать стихотворный текст на слух;
Упражнять детей выражать свои мысли законченными предложениями.
«Познавательное развитие»:
Формировать представление о признаках осени;
Развивать познавательные интересы детей.
«Социально-коммуникативные»:
Развивать умение детей сопереживать явлениям окружающего мира;
Развивать отзывчивость, доброту;
«Физическое развитие»:
Развивать умение детей координировать слова с действиями.
Тип занятия: закрепление изученного.
План занятия:
1.Вводная часть (2 мин.)
2.Основная часть (15 мин.)
3.Заключительная часть (3 мин.)
Планируемые результаты НОД: у ребёнка сформированы представления о временах года; ребёнок правильно использует лексико-грамматические категории в активной речи; ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в общении; уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; способен договариваться, учитывать интересы других; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения.
Предпосылки УД:
Коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопрос; участвовать в совместной деятельности; умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Познавательные – умение выделять существенные признаки осени; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.
Регулятивные - умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; формировать мелкую моторику рук.
Личностные – умение осознавать свои возможности; формировать умения прийти на помощь друг другу; воспитывать нравственные ориентиры.
Используемое оборудование для педагога: компьютер, мольберт.
Используемое оборудование для детей: полотно с нарисованным деревом, клей, кисточки для клея, клеенки, тряпочки или салфетки для клея, посыпка разных цветов в баночках (песок), детали для аппликации на тарелочках, салфетки белые для аппликации, трафареты листьев (всё уже накрыто на столы)
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Этап 1. Вводная часть (2 мин.) |
|
|
|
Цель: включение каждого ребёнка в деятельность. Создание благоприятной атмосферы на занятии |
Цель: установление зрительного тактильного контакта |
Воспитатель читает стихотворение и выполняет вместе с детьми движения |
|
Солнышко, солнышко, в небе свети! Яркие лучики нам протяни. Ручки мы вложим в ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли. Вместе с тобой мы пойдем на лужок Там все мы встанем дружно в кружок С песнями водим мы хоровод. Солнышко снами по кругу идет. Хлопают радостно наши ладошки, Быстро шагают резвые ножки. Солнышко скрылось, ушло на покой Мы же на место сядем с тобой |
Дети тянутся руками верх, встают на ноги Вытягивают руки вперед ладошками вверх Разбиваются на пары, протягивают друг другу руки Кружатся парами Выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки Образовывают круг Идут по кругу Хлопают в ладоши Идут быстрым шагом Приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку Тихо, спокойно садятся на свои места |
Я улыбаюсь вам и мне хорошо, и вы мне улыбнитесь. У вас тоже будет всё хорошо |
Улыбаются друг другу |
1.2.Создание мотивации. Самостоятельная формулировка детьми НОД |
|
Цель: формирование представлений о предстоящей деятельности |
Цель: осознание принятие поставленной цели |
Ребята, посмотрите вокруг, вы ничего необычного не замечаете в нашей группе? |
К окну что-то прилипло |
Давайте достанем и посмотрим что это такое. |
Да, давайте. |
1.3.Художественное слово |
|
Цель: вызвать интерес детей, привлечь внимание. Активизировать мышление детей. |
Цель: выразить свои мысли |
Воспитатель читает загадку Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я — … |
Осень |
Воспитатель читает письмо от Осени: «Дорогие ребята». Я обращаюсь к вам за помощью. Я пришла на землю, когда закончилось лето. Это было очень трудно, лето не хотело уходить, мне пришлось с ним бороться. У меня осталось мало сил, и я не успеваю подготовить всю природу, ко сну. Если я не успею, многие деревья замерзнут. Помогите мне подготовить природу к зиме. Я знаю, что если вы постараетесь, у вас всё получится. Осень. |
Дети слушают письмо. |
Этап 2. Основная часть (15 мин) |
|
Цель: закрепить и систематизировать имеющиеся представления о временах года |
Цель: выполнение задач, используя имеющиеся представления о временах года |
2.1. Художественное слово |
|
Цель: вызвать интерес детей, привлечь внимание. Активизировать мышление детей. |
Цель: выразить свои мысли. Установить взаимодействие с взрослым. |
Ребята ну что поможем Осени? Давайте подойдем к мольберту и посмотрим на рисунок. Здесь ещё Осень не пришла. Что вы видите на этой картине? Но мы с вами можем всё изменить. Я сейчас загадаю вам загадки, а вы отгадаете, что должно появиться на нашей картине, чтобы пришла Осень. Не спеша огонь тут ходит, Землю-матушку обходит. Уж не солнце ль виновато, Что висит на небе вата? Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — Это просто... Молодцы. |
Да. Дерево. Солнце
Облака Листопад |
Ребята давайте подойдём к столу и посмотрим, что у нас есть для изготовления картины. Как можно изобразить солнечный день? Какой формы и цвета будет солнышко? Из чего можно сделать облака? Как вы думаете, а листочки из чего можно сделать? А устроить листопад? Как нужно работать с песком, чтобы он весь приклеился? |
Клей, картон, ножницы, разноцветный песок, белые салфетки. Вырезать и наклеить солнце. Оно будет круглое и жёлтое. Можно смять салфетки и приклеить. Взять трафарет-листочек и посыпать песком. Просто посыпать разноцветным песком. Аккуратно, стараться на него не дышать. Брать много клея, чтобы он весь приклеился. А остатки стряхнуть в поднос. |
2.2. Физкультминутка. |
|
Цель: снятие мышечного напряжения. |
Цель: развитие координации движений, согласование движений с текстом. |
Дети, прежде чем приступить к работе, давайте немножко разомнемся. Подходите ко мне на коврик. (воспитатель проводит физминутку) Мы дорожки подметаем Листья в кучи собираем Чтоб гуляя, малыши Веселились от души! Ох, устали Отдохнем И домой скорей пойдем |
Имитация движений Наклониться, имитировать движение Подскоки на месте Обтереть пот со лба Присесть Шаги на месте |
2.3. Художественно-продуктивная деятельность. |
|
Воспитатель предлагает детям присесть и начать работу. Ребятки вспоминаем, что нам нужно сделать и выполняем работу. (под музыку осеннего леса дети выполняют работу) |
Нужно вырезать солнышко и наклеить его. Смять салфетку и получится облако. Посыпать песком через трафарет, чтобы получились листья. А из разноцветного песка мы получим листопад и ковёр из листьев. |
Этап 3. Заключительная часть (3 мин). |
|
3.1. Подведение итогов. |
|
Цель: обобщить полученные знания. |
Цель: оценить достигнутые результаты. |
Какая у нас получилась работа? Что вам нравится в нашей работе? |
Красивая, осенняя, весёлая, хорошая. Мне нравится листопад из песка. Красивые облака. Дерево в золотых листочках. |
3.2. Рефлексия. |
|
Цель: определение эмоционального состояния детей в конце деятельности. |
Цель: выразить своё отношение к занятию. |
Ребята у меня есть вот такие весёлые солнышки и грустные тучки. Я хочу, чтобы, вы подумали и решили, если вам понравилось наше занятие, то вы прикрепите к нашей картине солнышко. А если нет тучку. |
Действия детей. |
3.3. Сюрпризный момент. |
|
В группу заходит почтальон и говорит вам телеграмма. Воспитатель читает телеграмму. «Спасибо Вам, ребята, вы мне очень помогли. И в благодарность я прислала вам свои дары (яблоки). Ваша Осень». |
Дети угощаются яблоками. |
Информационные ресурсы:
Е.В Кашникова «Оригинальные техники изобразительной деятельности»
А.Н. Малышева, З.М. Поварченкова « Занятия по аппликации в детском саду»
Звук «Осенний лес» [Электронный ресурс]
https://ru123.iplayer.info/q/звуки+природы+листопад+осень/