12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Тронина Олеся Юрьевна165
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Конспект урока на тему «Пейзаж родной земли»

Цель:  познакомить учащихся с разнообразием природной среды и особенностями среднерусской природы, с различными пейзажными сюжетами.

Задачи: развивать воображение, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, совершенствовать навыки работы в цвете, рисовать по памяти и по представлению. 
 
Оборудование: 

для учителя: методические таблицы по цветоведению, репродукции, слайды; 

для учеников: бумага, краски, кисти, палитра, банка для воды. 

Зрительный ряд: слайды и репродукции картин русских художников-пейзажистов И. Левитана, И. Шишкина, В.Поленова. 

Музыкальный ряд:  русские народные песни «Во поле береза стояла» 
 

Литературный ряд: поэтические образы русской природы: поэзия С. Есенина, Н. Языкова, И. Никитина.

Для увеличения – щелчок по снимкам

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Тема первой четверти – «Искусство твоего народа». Мы будем знакомиться с красотой нашей родной природы, русских деревень, прекрасными образами русских женщин, мужественными образами русских богатырей, народными праздниками, в которых раскрывается жизнеутверждающий характер русского человека. Тема первого урока четверти – «Пейзаж родной земли».

2. Беседа по теме урока. 

Золотые нивы, 
        Гладь и блеск озер, 
                        Светлые заливы, 
                                        Без конца простор, 
Звезды над полями, 
        Глушь да камыши… 
                        Так и льются сами 
                                        Звуки из души!  

Наша страна очень большая и очень разная. На севере вечная мерзлота. На южных границах горы. Теплое море. 
Через всю страну текут полноводные реки Волга, Дон, Енисей. Реки поменьше несут к ним свои прозрачные воды. 
Могучие таежные леса сменяются перелесками и предгорьями на Урале. Прячутся в лесных чащах озера. Темные хвойные леса сменяются прозрачными и нежными березовыми рощами, мощными дубравами, сосновыми борами, лугами, полями. 
Поля всегда разные: ярко желтые с подсолнухами, синие от растущего льна, золотистые от спеющей пшеницы. Наша природа часто меняет наряды.

В каждое время года она прекрасна особенной красотой. Весной просыпаются реки, ломая лед. Возвращаются птицы, чтобы свить гнезда и вырастить птенцов. Цветут сады, покрываются цветами луга и поляны. Летом мы видим оранжевые стволы сосен, разогретые жарким солнцем, чистую зелень березовых рощ, стога скошенного сена на лугах. Осень радует неповторимыми переливами листопада, грустит вместе с нами туманами и плачет тихими дождями. Зима с метелями и морозами меняет все. Прячет под снежной шубой поля, сковывает льдом реки и озера. Мы оказываемся в гостях у Зимы. Каждое время года прекрасно. 
 

Художники всегда умели замечать, видеть удивительное в родной природе. Русские живописцы – И. Левитан, И. Шишкин, И. Грабарь, В.Поленов и другие мастера, посвятившие свое творчество русской природе (просмотр репродукций и слайдов). Так написать, изобразить, создать образ родной природы могли только люди искренне любящие свою отчизну, свою землю. О красоте природы поют песни, пишут стихи. Послушайте, как трепетно и красиво говорит поэт Н. Языков о своей Родине и родном крае:

Мой друг, что может быть милей 
Бесценного родного края? 
Там солнце кажется светлей, 
Там радостней весна златая, 
Прохладней легкий ветерок, 
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток, 
Там соловей поет звучнее.

 
3. Самостоятельная работа. Задание: изобразить в цвете пейзаж родной земли. 
1) Вопросы учащимся: 
–  Какой образ природы вам представляется особенно ярко?
–  Какое это время года? 
–  Что будет главным в пейзаже? Река? Лес? Просторы полей? Лесное озеро? 
–  Какое будет небо? Какая погода? 
–  Самое главное в своей работе художник старается изобразить где?          

2) Повторение правил передачи пространства в пейзаже
Линия горизонта может быть низкой и высокой. 
То, что находится ближе к нам, будет больше по размеру и по количеству деталей.
То, что дальше – меньше по размеру и деталей мы можем не рассмотреть. 
– Какие цвета вам нужно будет использовать в ваших работах? 

Вывод: Это будет зависеть от того образа, который вы выберете.

Закройте глаза и попробуйте представить себе красоту, увиденную поэтом:

Вечер ясен и тих; 
Спят в тумане поля; 
В голубых небесах 
Ярко пышет заря. 
Золотых облаков 
Разноцветный узор 
Накрывает леса, 
Как волшебный ковер.


– Пасмурное осеннее утро попросит вас о холодных цветах и оттенках. В то время как летний луг будет переливаться всеми звонкими цветами! (Повторяем по таблице деление цветов на теплые и холодные, звонкие и глухие, контрастные и сближенные.)

Работу можно выполнять акварелью и гуашью. Акварельная будет прозрачной и легкой, её можно выполнить по сырой бумаге. Гуашевая живопись более плотная и цвет в такой технике можно менять, накладывая сверху новый. Краски смешиваем на палитре. 
 

4. Итог урока. Выставка и анализ работ.

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

5. Обобщение темы урока. Какие художники – пейзажисты запомнились? Какие пейзажи понравились и почему?

6. Уборка рабочих мест.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.