12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бычкова Елена5111
Педагогический стаж 26 лет, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Россия, Иркутская обл., Братск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА


РАССМОТРЕНО

Заседание МО

МБОУ «СОШ №24»

Протокол № 5

от «28» августа2023г.

Руководитель МО

_______Н.В.Муслимова


СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МБОУ «СОШ № 24»

Протокол № 11

от «29» августа 2023г.

Зам. директора по УВР

_Н.В.Прохорова

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № 382

от « 30 »августа2023г.

Директор

МБОУ «СОШ № 24»

____________М.В.Иванова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

(курса, внеурочной деятельности, дополнительного образования)

«Весёлая кисточка»

(базовый уровень)


для учащихся 1 классов


на 2023-2024 учебный год




Предметная область: «Искусство»






Разработала: Бычкова Е.А

учитель первой квалификационной категории
















2023г г.Братск

«Весёлая кисточка»

Программа по внеурочной деятельности


Пояснительная записка

Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Общая характеристика курса


Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторона­ми жизни человека, свойственной ему на различных ступенях разви­тия, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важ­ные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспита­ния, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Ра­бота с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узна­вать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспи­тательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправлен­нее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.


Цель данной программы раскрыть и развить потенциальные спо­собности, заложенные в ребенке.


Задачи:

1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятель­ности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной дея­тельности, многообразием художественных материалов и при­емами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного примене­ния.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелатель­ное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего сво­бодного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.


Образовательный процесс включает в себя различные методы обу­чения:

репродуктивный (воспроизводящий);

иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

эвристический (проблема формулируется детьми, ими и пред­лагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной ра­боты и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объе­динения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстра­тивного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации вни­мания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более раз­нообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импро­визации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.


Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на год, 33 часов. В 1классе – 33 часа.


Ценностные ориентиры содержания курса


Приоритетная цель курса «Весёлая кисточка» — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.






Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


В результате изучения курса «Весёлая кисточка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Весёлая кисточка»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Весёлая кисточка»:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Содержание курса (1класс – 33 часа).


Тема 1. «Знакомство с королевой кисточкой».

 Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места.

Тема 2. «Что могут краски».

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом.


Тема 3. «Радуга над лужайкой».

Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования радуги.


Тема 4. «Разноцветные шарики».

Акварель. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».


Тема 5. «Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.


Тема 6. «Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.


Тема 7. «Живопись». Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.


Тема 8. «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.


Тема 9. «Пейзаж». Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.


Тема 10. . Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстрированного материала..

Восприятие художественных произведений.


Тема 11. «Осень. Листопад».

Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком.


Тема 12. «Грустный дождик». Образ дождя.

Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения.


Тема 13. «Узоры снежинок».

Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами.


Тема 14. «Ёлочка-красавица».

Рисование елей. Творческая работа. Свободный выбор материала.


Тема 15. «Портрет Снегурочки».

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой.


Тема 16. «В гостях у Деда Мороза».

Рисование впечатлений от новогодних праздников. Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.


Тема 17. «Экскурсия в зимний парк».

Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.


Тема 18. «Зимний лес». Характер деревьев.

Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Изобразительные свойства гуаши.


Тема 19. «Снежная птица зимы».

Творческая работа. Рисование, используя холодную гамму цветов. Орнаментальная композиция.


Тема 20. «Дом снежной птицы».

Творческая работа. Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Ритм геометрических пятен.


Тема 21. «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта.

Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.

Тема 22. «Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.


Тема 23. «Портрет». Знакомство с жанром портрета.

Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства.


Тема 24. «Как рисовать портрет». Рисование лица человека.


Тема 25. «Мамин портрет». Рисование пропорций человеческого лица.


Тема 26. «Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства.


Тема 27. «Рисуем животных». Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных.


Тема 28. «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.

Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства.


Тема 29. «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.


Тема 30. «Экскурсия в весенний парк». Экскурсия.

Умение видеть прекрасное, любить родную природу.


Тема 31. «Весенние цветы». Рисование весенних цветов.


Тема 32. «Весенний пейзаж». Рисование весеннего пейзажа.


Тема 33. «Экзамен художника Тюбика». Обобщение и систематизация изученного материала.


















Календарно-тематическое планирование




Дата проведения

Тема

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Форма проведения занятий (для внеурочной деятельности, доп. образования)

 1.


 «Знакомство с королевой Кисточкой». Условия безопасной работы.


1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

 Занятие-игра.

 2.


 «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Занятие-сказка.

 3.


 «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром.


1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

 Интегрированное занятие.

4.


«Разноцветные шарики».Акварель.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Интегрированное занятие.

5.


«Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Занятие – игра.

6.


«Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Занятие – сказка.

7.


«Живопись».Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Занятие – игра.

8.


«Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Заочная экскурсия по «Третьяковской галерее».

9.


«Пейзаж». Знакомство с жанром пейзажа.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Занятие – игра.

10.


Беседа на тему «Осень» с исп. илл. материала.


1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Дискуссия.

11.


«Осень. Листопад».

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Практическое занятие.

12.


«Грустный дождик». Образ дождя.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Интегрированное занятие.

13.


«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге.


1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Инт1егрированное занятие.

14.


«Ёлочка-красавица».

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Интегрированное занятие.

15.


« Снегурочка».


1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Занятие-сказка.

16.


«В гостях у Деда Мороза».


1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Занятие-сказка.

17.


«Экскурсия в зимний парк»

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Экскурсия.

18.


«Зимний лес». Характер деревьев.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Практическое занятие.

19.


«Снежная птица зимы».


1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Творческое занятие.

20.


«Дом снежной птицы».

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Творческое занятие.

21.


«Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Занятие – игра.

22.


«Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Практическое занятие.

23.


«Портрет». Знакомство с жанром портрета.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Занятие – игра.

24.


«Как рисовать портрет». Рисование лица человека.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Практическое занятие.

25.


«Мамин портрет».

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Практическое занятие.

26.


«Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Занятие – игра.

27.


«Рисуем животных». Рисование домашних животных.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Практическое занятие.

28.


«Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Занятие – игра.

29.


«Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Занятие – сказка.

30.


«Экскурсия в весенний парк»

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Экскурсия.

31.


«Весенние цветы». Рисование весенних цветов.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Практическое занятие.

32.


«Весенний пейзаж».

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Практическое занятие.

33.


«Экзамен художника Тюбика». Итоговое занятие.

1

https://resh.edu.ru/subject/7 /

Занятие – игра.

 

Итого


33ч





Учебно – методическая литература.



1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.


2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005 г.


3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005г.


4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 г.


5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 г.


6. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998 г.


Интернет ресурсы по ИЗО.

1. http://www.smirnova.net / Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи)

2. http://www.artprojekt.ru Энциклопедия искусства - галереи, история искусства, дополнительные темы

3. http://mifolog.ru / Энциклопедия мифологии (изложение мифов, тексты)

4. http://www.virtourist.com / Англоязычные сайты виртуальных путешествий по странам мира

5. http://www.classical.ru/r / Архив классической музыки в формате RealAudio

6. http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm Виртуальная экскурсия по собору святого Павла в Лондоне

7. http://www.kulichki.com/travel / Виртуальные путешествия (Петергоф, Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага)

8. http://eurotour.narod.ru/index.html Виртуальные путешествия по странам мира

9. http://www.wco.ru/icons/ http ://www.travellinks.ru/Virtual_journey/ Виртуальный каталог икон

10. http://www.visaginart.narod.ru / Галерея произведений изобразительного искусства, сгруппированных по эпохам и стилям

11. http://www.smallbay.ru / Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология

12. http://www.museum.ru/gmii / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

13. http://kizhi.karelia.ru / Государственный музей-заповедник Кижи

14. http://fashion.artyx.ru / Иллюстрированная энциклопедия моды

15. http://petrov- gallery.narod.ru / Картинная галерея Александра Петрова

16. http://jivopis.ru/gallery / Картинные галереи и биографии русских художников

17. http://www.artclassic.edu.ru / Коллекция образовательных ресурсов по МХК

18. http://www.culturemap.ru / Культура регионов России (достопримечательности регионов)

19. http://louvre.historic.ru Лувр (история, коллекции, виртуальная экскурсия)

20. http://www.metmuseum.org / Метрополитен-музей в Нью-Йорке

21. http://sobory.ru / Народный каталог православной архитектуры (описания и фотографии церквей, храмов и монастырей)

22. http://notes.tarakanov.net / Нотная библиотека (ноты, партитуры, клавиры, фрагменты из опер, балетов)

23. http://www.belcanto.ru Оперное искусство (новости, биографии, книги, статьи, записи)

24. http://www.tretyakov.ru Официальный сайт Третьяковской галереи

25. http://www.rusmuseum.ru Официальный сайт Русского музея

26. http://www.hermitagemuseum.org Официальный сайт Эрмитажа

27. http://www.museum.ru Портал музеев России

28. http://www.bards.ru / Российские барды



Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.