СПЕЦИФИКАЦИЯ
входной РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
Назначение КИМ
Работа предназначена для проведения процедуры входного контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык». Основной целью работы является: определение уровня усвоения учащимися основных знаний и умений к началу обучения в 3 классе; определение сформированности способов учебной деятельности: воспринимать учебную задачу; контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания; использовать свои знания в новой нестандартной ситуации.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык»разработаны на основе следующих документов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; с. 22-26);
Примерная программа начального общего образования по предмету «Русский язык»(Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов].– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 119-125);
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с.36-44).
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2012
Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль/С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Структура КИМ
В основе работы лежат планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе. Задания работы составлены на материале блоков «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».
Работа содержит 20 заданий. В таблице 1 представлено распределение заданий по разделам содержания курса русского языка.
Таблица 1. Распределение заданий работы по разделам содержания курса русского языка
Раздел содержания |
Число заданий в работе |
1.Фонетика и графика |
5 |
2.Состав слова |
6 |
4.Синтаксис |
2 |
5.Орфография и пунктуация |
6 |
6.Развитие речи |
1 |
всего |
20 |
В работе две группы заданий: 15 заданий базового уровня (Б) и 5 заданий повышенного уровня сложности (П).
В таблице 2 представлены проверяемые умения, уровень сложности заданий.
Таблица 2. Проверяемые умения, уровень сложности заданий
Раздел стандарта |
Проверяемые умения |
Номер задания |
Сложность |
Фонетика и графика |
Характеризовать парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки |
1 |
Б |
Характеризовать парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки |
2 |
Б |
|
Характеризовать гласные и согласные звуки |
3 |
Б |
|
Различать звуки и буквы, определять количество гласных в слове, характеризовать слово по двум признакам |
4 |
П |
|
Различать звуки и буквы, твёрдые и мягкие согласные звуки, группировать слова по заданному основанию |
5 |
П |
|
Состав слова |
Оценивать правильность высказываний о частях слова |
6 |
Б |
Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями |
7 |
Б |
|
Подбирать однокоренные слова |
8 |
П |
|
Находить в словах части слова |
9 |
Б |
|
Различать формы слова и однокоренные слова |
10 |
Б |
|
Находить правильные утверждения о составе слова, подбирать примеры, доказывающие выбранные утверждения |
11 |
П |
|
Орфография |
Определять наличие в слове орфограммы «Безударная гласная в корне слова» |
12 |
Б |
Находить в группе родственных слов проверочное |
13 |
Б |
|
Подбирать правильные доказательства написания слов |
14 |
Б |
|
Подбирать слова с непроверяемым написанием, отвечающие определённому условию |
15 |
Б |
|
Определять знак в конце предложения |
16 |
Б |
|
Определять наличие в слове изученных орфограмм, классифицировать слова по орфограммам |
17 |
П |
|
Синтаксис |
Различать предложения по цели высказывания |
18 |
Б |
Характеризовать предложения по цели высказывания |
19 |
Б |
|
Развитие речи |
Исправлять текст с нарушенным порядком следования частей |
20 |
Б |
Система оценивания выполненных заданий и работы в целом
Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций:
1. В заданиях с выбором ответа из предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считаем выполненным неверно.
2. В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.
3. Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается так:
1 балл — указан только верный ответ;
0 баллов — указан неверный ответ или несколько ответов.
4. Выполнение каждого задания повышенного уровня
сложности оценивается по следующейшкале:
2 балла — приведен полный верный ответ;
1 балл – выполнено более 50 % задания
0 баллов — приведен неверный ответ, выполнено менее 50 % задания, не приступил к заданию.
Оценка выполнения проверочной работы в целом осуществляется в несколько этапов в зависимости от целей оценивания.
Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий базового уровня.
Количество баллов за выполнение заданий базового уровня |
Процент от максимально возможного балла за выполнение заданий базового уровня |
Оценка базового уровня подготовки |
9-11 баллов |
60-75 |
Минимальный уровень |
12-13 баллов |
76-89 |
Достаточный уровень |
14-15 баллов |
90-100 |
Прочный уровень |
Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий повышенного уровня. Выполнение этих заданий позволяют составить представление о возможности учащихся справляться с нестандартными заданиями по русскому языку, требующими сформированности общеучебных действий.
Максимальное количество баллов за эту часть работы – 1- баллов. Если учащийся набрал не менее 5 баллов за эту часть работы, можно сделать вывод о том, что он справился с работой на повышенном уровне.
3. Определяется общий балл учащегося.
Максимальный балл за выполнение всей работы — 25 баллов (за задания базового уровня сложности — 15 баллов, повышенной сложности — 10 баллов).
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий итоговой работы
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается по такой шкале: 1 балл — указан только верный ответ, 0 баллов — указан неверный ответ, ответ отсутствует.
Правильные ответы и решения заданий базового уровня
Номер задания |
Правильный ответ (решение) |
Максимальный балл за выполненное задание |
||
1 вариант |
2 вариант |
|||
1 |
клюква |
сцена |
1 |
|
2 |
Города, война |
Герой, воробей |
1 |
|
3 |
Отмечены утверждения: 2, 4 |
Отмечены утверждения: 1,4 |
1 |
|
6 |
Отмечены утверждения: 1, 3 |
Отмечены утверждения: 2, 3 |
1 |
|
7 |
3) добро, добрый, доброта, подобреть |
3) Город, городок, пригородный, городской |
1 |
|
9 |
Горка, мышка |
Норка, дочка |
1 |
|
10 |
Формы слова: реки, рекой, до реки Однокоренные: речка, речной, речушка |
Формы слова: звёзды, звездой, до звезды Однокоренные: звёздочка, звёздный, звездопад, |
1 |
|
12 |
Лисичка, золото, мясной, большой |
Ряды, волосы, цветной, лесной |
1 |
|
13 |
травушка |
снежный |
1 |
|
14 |
2, 3 |
1, 3 |
1 |
|
15 |
Записаны 3 слова, в которых надо запомнить букву о |
Записаны 3 слова, в которых надо запомнить букву а |
1 |
|
17 |
2 |
2 |
1 |
|
18 |
Записано вопросительное предложение. |
Записано вопросительное предложение. |
1 |
|
19 |
Правильно поставлены знаки в конце предложений: 1 – точка 2 – точка 3 – восклицательный знак 4 – точка |
Правильно поставлены знаки в конце предложений: 1 – вопросительный знак 2 – восклицательный знак 3– точка 4 – точка |
1 |
|
20 |
3,2,1,4 |
4, 2, 3, 1 |
Таблица (продолжение)
Критерии оценивания заданий повышенного
1 вариант
Номер задания
Правильный ответ (решение)
4
Звуки=буквы |
Звуков больше, чем букв |
|||
2 слога |
Зайка Вишня семья |
ёжик |
||
3 слога |
Тополя ириски |
якоря |
Слова со звуком [з] |
Слова со звуком [з'] |
забота |
зима |
узор |
изюм |
Записаны две группы слов
Первые три утверждения записаны как верные, к каждому из них подобрано по слову:
1-пальто, кенгуру
2-дно, стена, лопата, полёт, выход
3- дно, стена, лопата, городок, зонтик, льдина
Безударная гласная в корне слова |
Парные звонкие и глухие согласные |
Весна |
Лодка |
Окно |
Глазки |
сосна |
шубка |
2 вариант
Номер задания
Правильный ответ (решение)
Звуки=буквы |
Звуков больше, чем букв |
|||
2 слога |
Майка Синица слива |
Юла скамья |
||
3 слога |
опилки |
юноша |
Слова со звуком [з] |
Слова со звуком [з'] |
забор |
земля |
азбука |
изюм |
Записаны две группы слов
Первые три утверждения записаны как верные, к каждому из них подобрано по слову:
1- домино, кино
2- окно, мосты, собаки, поход, перелёт
3- ветерок, окно, мосты, листок, собаки, , росинка
Безударная гласная в корне слова |
Парные звонкие и глухие согласные |
Река |
шубка |
мосты |
дубки |
глаза |
рыбка |
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА
Вариант
В работе встретятся разные задания: в одних тебе нужно будет выбирать ответы из нескольких предложенных, в других – записывать несколько слов или предложений. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда их несколько. Внимательно читай задания! Рядом с некоторыми заданиями стоит значок * - это более трудные задания. Выполнение этих заданий будет оцениваться отдельно.
Отметь слово, в котором второй звук – твёрдый согласный.
ошибка клюква рельсы
сцена льды
Отметь два слова, в котором все согласные звуки звонкие.
города роща пушка
чародей цилиндр война
Отметь два правильных утверждения о звуковом составе слова яхта.
первый звук мягкий согласный
первый звук гласный
4 звука, 4 буквы
есть два одинаковых гласных звука
*4. Запиши слова в нужную ячейку таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.
Каюта, зайка, тополя, якоря, ёжик, ириски, вишня, семья
В слове количество звуков равно количеству букв. |
В слове звуков больше, чем букв. |
|||
В слове два слога. |
||||
В слове три слога. |
каюта |
Запиши по одному своему примеру в каждую графу таблицы.
*5. Запиши слова в нужный столбик таблицы. Обрати внимание: некоторые слова не нужно писать ни в один из столбиков.
Грязь, забота, зима, мороз, изюм, сказка, узкий, узор
Слова со звуком [з ] |
Слова со звуком [з'] |
Отметь два правильных утверждения о корне слова.
В корне выражено основное значение слова.
У родственных слов корень имеет разное значение.
Общая часть родственных слов называется корнем.
Корень – это изменяемая часть слова.
Отметь группу родственных слов.
весёлый, весенний, веселье, весело
Соль, солнечный, солёный, посолить
Добро, добрый, доброта, подобреть
Лиса, лисичка, листик, лисонька
*8. Запиши две группы родственных слов. В каждой группе должно быть не менее трёх слов. Выдели в словах корень.
Первая группа |
Вторая группа |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
Отметь два слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.
гости горка подсказка
мышка крики
Запиши слова в нужный столбик таблицы.
Реки, речка, рекой, речной, речушка, до реки
Формы слова река |
Однокоренные к слову река слова |
*11. Отметь правильное утверждение о составе слова.
В слове может не быть окончания………………………………………..
В слове может не быть суффикса………………………………………….
В слове может не быть приставки………………………………………..
В слове может не быть корня……………………………………………….
Рядом с каждым из выбранных тобой утверждений запиши одно слово, которое его подтверждает.
Городок, пальто, дно, кенгуру, стена, зонтик, лопата, полёт, выход, льдина
Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.
Лисичка, домик, золото, море, мясной, большой
Отметь слово, которое является проверочным в данной группе слов.
травинка трава травяной
травушка травянистый
Отметь два правильных доказательства написания слов.
горевать - можно проверить словом горный
водичка - можно проверить словом водный
указка - можно проверить словом указочка
травка - можно проверить словом нет травки
Вспомни и запиши три слова из орфографического словаря твоего учебника, в которых нужно запомнить написание буквы о.
……………………………………………………………………………………………………………………………..
*16. Раздели слова на две группы в зависимости от того, какая орфограмма есть в корне слова.
Весна, окно, лодка, глазки, шубка,сосна
Первая группа |
Вторая группа |
17.Отметь побудительное предложение.
Как чудесны первые весенние цветы!
Выйди сегодня в школу пораньше.
Почему ты до сих пор не в школе?
С какой радостью мы будем рассказывать об этом!
18. Запиши любое вопросительное предложение.
………………………………………………………………………………………
19. Поставь необходимые знаки препинания в конце предложений.
Ветерок разносил по лесу весенние запахи
Вдруг послышались детские крики
Как хорошо в эту чудесную летнюю пору
Лосиха дремала в тени под елью
Для выполнения заданий 20 тебе необходимо прочитать текст.
20. Определи правильный порядок следования частей текста. Поставь в квадраты цифры от 1 до 4 – цифры должны показывать порядок абзацев.
Теперь ты уже не капитан, а спасательная команда. Концом палки подхватываешь кораблик и выбрасываешь на берег.
В руках длинная палка. Ею надо ловко подправлять судно, чтобы оно не наскочило на мель. Следишь, борешься с волнами. Не усмотрел – судёнышко опрокинулось, его захлестнула волна.
Весело пускать по весенним ручьям белые бумажные кораблики. Пустишь кораблик на воду и любуешься, как мутные воды весеннего ручейка подхватят судёнышко и понесут. Сколько радости! Бежишь рядом, стараешься не отстать от кораблика.
Восстановить кораблик невозможно. Его корпус размяк, раскис. Но для тебя важно, что кораблик спасён, благополучно доставлен на берег. А на смену ему ты уже готовишь другой.
2 вариант
В работе встретятся разные задания: в одних тебе нужно будет выбирать ответы из нескольких предложенных, в других – записывать несколько слов или предложений. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда их несколько. Внимательно читай задания! Рядом с некоторыми заданиями стоит значок * - это более трудные задания. Выполнение этих заданий будет оцениваться отдельно.
Отметь слово, в котором второй звук – твёрдый согласный.
очки льдинка ветер
снежок сцена
Отметь два слова, в котором все согласные звуки звонкие.
газета герой гигант
вчера воробей стол
Отметь два правильных утверждения о звуковом составе слова ямка.
первый звук мягкий согласный
первый звук гласный
4 звука, 4 буквы
есть два одинаковых гласных звука
*4. Запиши слова в нужную ячейку таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.
Боевик, майка, юла, синица, скамья, слива, юноша, опилки.
В слове количество звуков равно количеству букв. |
В слове звуков больше, чем букв. |
|
В слове два слога. |
||
В слове три слога. |
боевик |
Запиши по одному своему примеру в каждую графу таблицы.
*5. Запиши слова в нужный столбик таблицы. Обрати внимание: некоторые слова не нужно писать ни в один из столбиков.
Вяз, земля, забор, паровоз, азбука, глазки, вязкий, изюм
Слова со звуком [з ] |
Слова со звуком [з'] |
Отметь два правильных утверждения об окончании слова.
В окончании выражено основное значение слова.
Окончание – изменяемая часть слова.
Окончание служит для связи слов в предложении.
Общая часть родственных слов называется окончанием.
Отметь группу родственных слов.
Рисунок, рисовать, Борис, нарисованный
Вода, водный, водитель, водовоз
Город, городок, пригородный, городской
Левый, левша, влево, лев
*8. Запиши две группы родственных слов. В каждой группе должно быть не менее трёх слов. Выдели в словах корень.
Первая группа |
Вторая группа |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
9.Отметь два слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.
мосты норка замазка
дочка весы
10.Запиши слова в нужный столбик таблицы.
Звёзды, звёздочка, звездой, звёздный, звездопад, до звезды
Формы слова звезда |
Однокоренные к слову звезда слова |
*11. Отметь правильное утверждение о составе слова.
В слове может не быть окончания………………………………………..
В слове может не быть суффикса………………………………………….
В слове может не быть приставки………………………………………..
В слове может не быть корня……………………………………………….
Рядом с каждым из выбранных тобой утверждений запиши одно слово, которое его подтверждает.
ветерок, домино, окно, кино, мосты, листок, собаки, поход, перелёт, росинка
12.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.
Ряды, снежный, волосы, косы, цветной, лесной
Отметь слово, которое является проверочным в данной группе слов.
снежок снежинка Снегурочка
снежный снеговик
Отметь два правильных доказательства написания слов.
водитель - можно проверить словом водит
горевать - можно проверить словом горка
глазки - можно проверить словом глаза
дубки - можно проверить словом нет дубков
Вспомни и запиши три слова из орфографического словаря твоего учебника, в которых нужно запомнить написание буквы а.
……………………………………………………………………………………………………………………………..
*16. Раздели слова на две группы в зависимости от того, какая орфограмма есть в корне слова.
Река, мосты, шубка, дубки, глаза, рыбка
Первая группа |
Вторая группа |
17.Отметь побудительное предложение.
Как красиво в лесу осенью!
Не разговаривай во время урока.
Почему зимой солнце светит, но не греет?
Мои часы отстают.
18. Запиши любое вопросительное предложение.
………………………………………………………………………………………
19. Поставь необходимые знаки препинания в конце предложений.
Когда же наступит лето
Как прекрасно это время года
Мы с друзьями идём в лес за ягодами
На полянке выросли грибы
Для выполнения заданий 20 тебе необходимо прочитать текст.
20. Определи правильный порядок следования частей текста. Поставь в квадраты цифры от 1 до 4 – цифры должны показывать порядок абзацев.
Восстановить кораблик невозможно. Его корпус размяк, раскис. Но для тебя важно, что кораблик спасён, благополучно доставлен на берег. А на смену ему ты уже готовишь другой.
В руках длинная палка. Ею надо ловко подправлять судно, чтобы оно не наскочило на мель. Следишь, борешься с волнами. Не усмотрел – судёнышко опрокинулось, его захлестнула волна.
Теперь ты уже не капитан, а спасательная команда. Концом палки подхватываешь кораблик и выбрасываешь на берег.
Весело пускать по весенним ручьям белые бумажные кораблики. Пустишь кораблик на воду и любуешься, как мутные воды весеннего ручейка подхватят судёнышко и понесут. Сколько радости! Бежишь рядом, стараешься не отстать от кораблика.