12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Евфимовская Алла Владиславовна1621 Окончила Самарский педагогический университет, работаю в МБОУ Школа №6 им. М.В. Ломоносова г.о. Самара, высшая квалификационная категория Россия, Самарская обл., Самара Материал размещён в группе «Контроль знаний» |
Входная работа по русскому языку для учащихся 3 класса
СПЕЦИФИКАЦИЯ
входной РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
Назначение КИМ
Работа предназначена для проведения процедуры входного контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык». Основной целью работы является: определение уровня усвоения учащимися основных знаний и умений к началу обучения в 3 классе; определение сформированности способов учебной деятельности: воспринимать учебную задачу; контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания; использовать свои знания в новой нестандартной ситуации.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык»разработаны на основе следующих документов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; с. 22-26);
Примерная программа начального общего образования по предмету «Русский язык»(Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов].– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 119-125);
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с.36-44).
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2012
Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль/С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Структура КИМ
В основе работы лежат планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе. Задания работы составлены на материале блоков «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».
Работа содержит 20 заданий. В таблице 1 представлено распределение заданий по разделам содержания курса русского языка.
Таблица 1. Распределение заданий работы по разделам содержания курса русского языка
Раздел содержания | Число заданий в работе |
1.Фонетика и графика | 5 |
2.Состав слова | 6 |
4.Синтаксис | 2 |
5.Орфография и пунктуация | 6 |
6.Развитие речи | 1 |
всего | 20 |
В работе две группы заданий: 15 заданий базового уровня (Б) и 5 заданий повышенного уровня сложности (П).
В таблице 2 представлены проверяемые умения, уровень сложности заданий.
Таблица 2. Проверяемые умения, уровень сложности заданий
Раздел стандарта | Проверяемые умения | Номер задания | Сложность |
Фонетика и графика | Характеризовать парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки | 1 | Б |
Характеризовать парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки | 2 | Б | |
Характеризовать гласные и согласные звуки | 3 | Б | |
Различать звуки и буквы, определять количество гласных в слове, характеризовать слово по двум признакам | 4 | П | |
Различать звуки и буквы, твёрдые и мягкие согласные звуки, группировать слова по заданному основанию | 5 | П | |
Состав слова | Оценивать правильность высказываний о частях слова | 6 | Б |
Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | 7 | Б | |
Подбирать однокоренные слова | 8 | П | |
Находить в словах части слова | 9 | Б | |
Различать формы слова и однокоренные слова | 10 | Б | |
Находить правильные утверждения о составе слова, подбирать примеры, доказывающие выбранные утверждения | 11 | П | |
Орфография | Определять наличие в слове орфограммы «Безударная гласная в корне слова» | 12 | Б |
Находить в группе родственных слов проверочное | 13 | Б | |
Подбирать правильные доказательства написания слов | 14 | Б | |
Подбирать слова с непроверяемым написанием, отвечающие определённому условию | 15 | Б | |
Определять знак в конце предложения | 16 | Б | |
Определять наличие в слове изученных орфограмм, классифицировать слова по орфограммам | 17 | П | |
Синтаксис | Различать предложения по цели высказывания | 18 | Б |
Характеризовать предложения по цели высказывания | 19 | Б | |
Развитие речи | Исправлять текст с нарушенным порядком следования частей | 20 | Б |
Система оценивания выполненных заданий и работы в целом
Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций:
1. В заданиях с выбором ответа из предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считаем выполненным неверно.
2. В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.
3. Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается так:
1 балл — указан только верный ответ;
0 баллов — указан неверный ответ или несколько ответов.
4. Выполнение каждого задания повышенного уровня
сложности оценивается по следующейшкале:
2 балла — приведен полный верный ответ;
1 балл – выполнено более 50 % задания
0 баллов — приведен неверный ответ, выполнено менее 50 % задания, не приступил к заданию.
Оценка выполнения проверочной работы в целом осуществляется в несколько этапов в зависимости от целей оценивания.
Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий базового уровня.
Количество баллов за выполнение заданий базового уровня | Процент от максимально возможного балла за выполнение заданий базового уровня | Оценка базового уровня подготовки |
9-11 баллов | 60-75 | Минимальный уровень |
12-13 баллов | 76-89 | Достаточный уровень |
14-15 баллов | 90-100 | Прочный уровень |
Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий повышенного уровня. Выполнение этих заданий позволяют составить представление о возможности учащихся справляться с нестандартными заданиями по русскому языку, требующими сформированности общеучебных действий.
Максимальное количество баллов за эту часть работы – 1- баллов. Если учащийся набрал не менее 5 баллов за эту часть работы, можно сделать вывод о том, что он справился с работой на повышенном уровне.
3. Определяется общий балл учащегося.
Максимальный балл за выполнение всей работы — 25 баллов (за задания базового уровня сложности — 15 баллов, повышенной сложности — 10 баллов).
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий итоговой работы
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается по такой шкале: 1 балл — указан только верный ответ, 0 баллов — указан неверный ответ, ответ отсутствует.
Правильные ответы и решения заданий базового уровня
Номер задания | Правильный ответ (решение) | Максимальный балл за выполненное задание | ||
1 вариант | 2 вариант | |||
1 | клюква | сцена | 1 | |
2 | Города, война | Герой, воробей | 1 | |
3 | Отмечены утверждения: 2, 4 | Отмечены утверждения: 1,4 | 1 | |
6 | Отмечены утверждения: 1, 3 | Отмечены утверждения: 2, 3 | 1 | |
7 | 3) добро, добрый, доброта, подобреть | 3) Город, городок, пригородный, городской | 1 | |
9 | Горка, мышка | Норка, дочка | 1 | |
10 | Формы слова: реки, рекой, до реки Однокоренные: речка, речной, речушка | Формы слова: звёзды, звездой, до звезды Однокоренные: звёздочка, звёздный, звездопад, | 1 | |
12 | Лисичка, золото, мясной, большой | Ряды, волосы, цветной, лесной | 1 | |
13 | травушка | снежный | 1 | |
14 | 2, 3 | 1, 3 | 1 | |
15 | Записаны 3 слова, в которых надо запомнить букву о | Записаны 3 слова, в которых надо запомнить букву а | 1 | |
17 | 2 | 2 | 1 | |
18 | Записано вопросительное предложение. | Записано вопросительное предложение. | 1 | |
19 | Правильно поставлены знаки в конце предложений: 1 – точка 2 – точка 3 – восклицательный знак 4 – точка | Правильно поставлены знаки в конце предложений: 1 – вопросительный знак 2 – восклицательный знак 3– точка 4 – точка | 1 | |
20 | 3,2,1,4 | 4, 2, 3, 1 |
Таблица (продолжение)
Критерии оценивания заданий повышенного
1 вариант
Номер задания
Правильный ответ (решение)
4
Звуки=буквы | Звуков больше, чем букв | |||
2 слога | Зайка Вишня семья | ёжик | ||
3 слога | Тополя ириски | якоря |
Слова со звуком [з] | Слова со звуком [з'] |
забота | зима |
узор | изюм |
Записаны две группы слов
Первые три утверждения записаны как верные, к каждому из них подобрано по слову:
1-пальто, кенгуру
2-дно, стена, лопата, полёт, выход
3- дно, стена, лопата, городок, зонтик, льдина
Безударная гласная в корне слова | Парные звонкие и глухие согласные |
Весна | Лодка |
Окно | Глазки |
сосна | шубка |
2 вариант
Номер задания
Правильный ответ (решение)
Звуки=буквы | Звуков больше, чем букв | |||
2 слога | Майка Синица слива | Юла скамья | ||
3 слога | опилки | юноша |
Слова со звуком [з] | Слова со звуком [з'] |
забор | земля |
азбука | изюм |
Записаны две группы слов
Первые три утверждения записаны как верные, к каждому из них подобрано по слову:
1- домино, кино
2- окно, мосты, собаки, поход, перелёт
3- ветерок, окно, мосты, листок, собаки, , росинка
Безударная гласная в корне слова | Парные звонкие и глухие согласные |
Река | шубка |
мосты | дубки |
глаза | рыбка |
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА
Вариант
В работе встретятся разные задания: в одних тебе нужно будет выбирать ответы из нескольких предложенных, в других – записывать несколько слов или предложений. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда их несколько. Внимательно читай задания! Рядом с некоторыми заданиями стоит значок * - это более трудные задания. Выполнение этих заданий будет оцениваться отдельно.
Отметь слово, в котором второй звук – твёрдый согласный.
ошибка клюква рельсы
сцена льды
Отметь два слова, в котором все согласные звуки звонкие.
города роща пушка
чародей цилиндр война
Отметь два правильных утверждения о звуковом составе слова яхта.
первый звук мягкий согласный
первый звук гласный
4 звука, 4 буквы
есть два одинаковых гласных звука
*4. Запиши слова в нужную ячейку таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.
Каюта, зайка, тополя, якоря, ёжик, ириски, вишня, семья
В слове количество звуков равно количеству букв. | В слове звуков больше, чем букв. | |||
В слове два слога. | ||||
В слове три слога. | каюта |
Запиши по одному своему примеру в каждую графу таблицы.
*5. Запиши слова в нужный столбик таблицы. Обрати внимание: некоторые слова не нужно писать ни в один из столбиков.
Грязь, забота, зима, мороз, изюм, сказка, узкий, узор
Слова со звуком [з ] | Слова со звуком [з'] |
Отметь два правильных утверждения о корне слова.
В корне выражено основное значение слова.
У родственных слов корень имеет разное значение.
Общая часть родственных слов называется корнем.
Корень – это изменяемая часть слова.
Отметь группу родственных слов.
весёлый, весенний, веселье, весело
Соль, солнечный, солёный, посолить
Добро, добрый, доброта, подобреть
Лиса, лисичка, листик, лисонька
*8. Запиши две группы родственных слов. В каждой группе должно быть не менее трёх слов. Выдели в словах корень.
Первая группа | Вторая группа |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
Отметь два слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.
гости горка подсказка
мышка крики
Запиши слова в нужный столбик таблицы.
Реки, речка, рекой, речной, речушка, до реки
Формы слова река | Однокоренные к слову река слова |
*11. Отметь правильное утверждение о составе слова.
В слове может не быть окончания………………………………………..
В слове может не быть суффикса………………………………………….
В слове может не быть приставки………………………………………..
В слове может не быть корня……………………………………………….
Рядом с каждым из выбранных тобой утверждений запиши одно слово, которое его подтверждает.
Городок, пальто, дно, кенгуру, стена, зонтик, лопата, полёт, выход, льдина
Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.
Лисичка, домик, золото, море, мясной, большой
Отметь слово, которое является проверочным в данной группе слов.
травинка трава травяной
травушка травянистый
Отметь два правильных доказательства написания слов.
горевать - можно проверить словом горный
водичка - можно проверить словом водный
указка - можно проверить словом указочка
травка - можно проверить словом нет травки
Вспомни и запиши три слова из орфографического словаря твоего учебника, в которых нужно запомнить написание буквы о.
……………………………………………………………………………………………………………………………..
*16. Раздели слова на две группы в зависимости от того, какая орфограмма есть в корне слова.
Весна, окно, лодка, глазки, шубка,сосна
Первая группа | Вторая группа |
17.Отметь побудительное предложение.
Как чудесны первые весенние цветы!
Выйди сегодня в школу пораньше.
Почему ты до сих пор не в школе?
С какой радостью мы будем рассказывать об этом!
18. Запиши любое вопросительное предложение.
………………………………………………………………………………………
19. Поставь необходимые знаки препинания в конце предложений.
Ветерок разносил по лесу весенние запахи
Вдруг послышались детские крики
Как хорошо в эту чудесную летнюю пору
Лосиха дремала в тени под елью
Для выполнения заданий 20 тебе необходимо прочитать текст.
20. Определи правильный порядок следования частей текста. Поставь в квадраты цифры от 1 до 4 – цифры должны показывать порядок абзацев.
Теперь ты уже не капитан, а спасательная команда. Концом палки подхватываешь кораблик и выбрасываешь на берег.
В руках длинная палка. Ею надо ловко подправлять судно, чтобы оно не наскочило на мель. Следишь, борешься с волнами. Не усмотрел – судёнышко опрокинулось, его захлестнула волна.
Весело пускать по весенним ручьям белые бумажные кораблики. Пустишь кораблик на воду и любуешься, как мутные воды весеннего ручейка подхватят судёнышко и понесут. Сколько радости! Бежишь рядом, стараешься не отстать от кораблика.
Восстановить кораблик невозможно. Его корпус размяк, раскис. Но для тебя важно, что кораблик спасён, благополучно доставлен на берег. А на смену ему ты уже готовишь другой.
2 вариант
В работе встретятся разные задания: в одних тебе нужно будет выбирать ответы из нескольких предложенных, в других – записывать несколько слов или предложений. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда их несколько. Внимательно читай задания! Рядом с некоторыми заданиями стоит значок * - это более трудные задания. Выполнение этих заданий будет оцениваться отдельно.
Отметь слово, в котором второй звук – твёрдый согласный.
очки льдинка ветер
снежок сцена
Отметь два слова, в котором все согласные звуки звонкие.
газета герой гигант
вчера воробей стол
Отметь два правильных утверждения о звуковом составе слова ямка.
первый звук мягкий согласный
первый звук гласный
4 звука, 4 буквы
есть два одинаковых гласных звука
*4. Запиши слова в нужную ячейку таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.
Боевик, майка, юла, синица, скамья, слива, юноша, опилки.
В слове количество звуков равно количеству букв. | В слове звуков больше, чем букв. | |
В слове два слога. | ||
В слове три слога. | боевик |
Запиши по одному своему примеру в каждую графу таблицы.
*5. Запиши слова в нужный столбик таблицы. Обрати внимание: некоторые слова не нужно писать ни в один из столбиков.
Вяз, земля, забор, паровоз, азбука, глазки, вязкий, изюм
Слова со звуком [з ] | Слова со звуком [з'] |
Отметь два правильных утверждения об окончании слова.
В окончании выражено основное значение слова.
Окончание – изменяемая часть слова.
Окончание служит для связи слов в предложении.
Общая часть родственных слов называется окончанием.
Отметь группу родственных слов.
Рисунок, рисовать, Борис, нарисованный
Вода, водный, водитель, водовоз
Город, городок, пригородный, городской
Левый, левша, влево, лев
*8. Запиши две группы родственных слов. В каждой группе должно быть не менее трёх слов. Выдели в словах корень.
Первая группа | Вторая группа |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
9.Отметь два слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.
мосты норка замазка
дочка весы
10.Запиши слова в нужный столбик таблицы.
Звёзды, звёздочка, звездой, звёздный, звездопад, до звезды
Формы слова звезда | Однокоренные к слову звезда слова |
*11. Отметь правильное утверждение о составе слова.
В слове может не быть окончания………………………………………..
В слове может не быть суффикса………………………………………….
В слове может не быть приставки………………………………………..
В слове может не быть корня……………………………………………….
Рядом с каждым из выбранных тобой утверждений запиши одно слово, которое его подтверждает.
ветерок, домино, окно, кино, мосты, листок, собаки, поход, перелёт, росинка
12.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.
Ряды, снежный, волосы, косы, цветной, лесной
Отметь слово, которое является проверочным в данной группе слов.
снежок снежинка Снегурочка
снежный снеговик
Отметь два правильных доказательства написания слов.
водитель - можно проверить словом водит
горевать - можно проверить словом горка
глазки - можно проверить словом глаза
дубки - можно проверить словом нет дубков
Вспомни и запиши три слова из орфографического словаря твоего учебника, в которых нужно запомнить написание буквы а.
……………………………………………………………………………………………………………………………..
*16. Раздели слова на две группы в зависимости от того, какая орфограмма есть в корне слова.
Река, мосты, шубка, дубки, глаза, рыбка
Первая группа | Вторая группа |
17.Отметь побудительное предложение.
Как красиво в лесу осенью!
Не разговаривай во время урока.
Почему зимой солнце светит, но не греет?
Мои часы отстают.
18. Запиши любое вопросительное предложение.
………………………………………………………………………………………
19. Поставь необходимые знаки препинания в конце предложений.
Когда же наступит лето
Как прекрасно это время года
Мы с друзьями идём в лес за ягодами
На полянке выросли грибы
Для выполнения заданий 20 тебе необходимо прочитать текст.
20. Определи правильный порядок следования частей текста. Поставь в квадраты цифры от 1 до 4 – цифры должны показывать порядок абзацев.
Восстановить кораблик невозможно. Его корпус размяк, раскис. Но для тебя важно, что кораблик спасён, благополучно доставлен на берег. А на смену ему ты уже готовишь другой.
В руках длинная палка. Ею надо ловко подправлять судно, чтобы оно не наскочило на мель. Следишь, борешься с волнами. Не усмотрел – судёнышко опрокинулось, его захлестнула волна.
Теперь ты уже не капитан, а спасательная команда. Концом палки подхватываешь кораблик и выбрасываешь на берег.
Весело пускать по весенним ручьям белые бумажные кораблики. Пустишь кораблик на воду и любуешься, как мутные воды весеннего ручейка подхватят судёнышко и понесут. Сколько радости! Бежишь рядом, стараешься не отстать от кораблика.