12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лысенко Виктор Владимирович57
Руководитель театральной студии "Импровизация" ГУ ЛНР "ЛУВК "Интеллект"
Украина, ЛНР, ЛНР г. Луганск

Виктор Лысенко

ОТЧИЗНА ОТЕЧЕСТВО

/по одноименному рассказу В.И. Даля/

Действующие лица и исполнители:

Иван Матвеевич,  врач, писатель, Лексикограф

Володя Даль, сын Ивана Матвеевича

Паулина, Сестра Володи Даля

Андре Даль,  Мать Володи Даля


Рабочий кабинет Ивана Матвеевича Даля. Иван Матвеевич трудится пишет. Вбегает маленький Володя Даль. Пытается спрятаться под стол.

Иван Матвеевич. Ах, сорванец опять прибежал мне мешать. Паулина?..

Паулина?

Входит Старшая сестра Паулина.

Паулина. Звали Батюшка.

Иван Матвеевич. Паулина. Сколько я раз просил, что б Володенька был занят делом, а непустыми игрищами…

Паулина. Володя, а ну-ка вылась из под стола. Кому говорю.

Володя вылезает из под стола.

Ты чего папеньке мешаешь? Ты где должен был играть с Александрой?

Володя. Александра ушла помогать нашей кухарке. Меня бросила одного в комнате. Мне там стало скучно. Папенька, а что ты пишешь?

Иван Матвеевич. Пишу об отчизне.

Паулина (Тянет за руку Володю). Пойдем не мешай папеньке работать…

Володя. Об отчизне? Это родная земля наша?

Иван Матвеевич (Паулине). Дочка отпусти сорванца.

Паулина отпускает руку Володи Володя подходит к столу Иван Матвеевича.

(Усаживая Володю к себе на колено). Отчизна, отечество – где отцы и деды жили и умирали, где родились и сами мы живём и хотим умереть.

Володя. А за это зовут её отчизною?

Иван Матвеевич. Она земля отцов наших, и за это зовут её отчизною, отечеством; мы родились на ней.

Володя. За это зовём её родною землёю…

Иван Матвеевич. Родиною. Кому же не люба земля отцов и дедов, кому не мила родная земля? Кто не постоит за родину свою, за землю Русскую, которую завещали нам в духовной своей деды и прадеды наши.

Володя. А мы?

Паулина. А мы завещать должны детям и внукам своим, чтобы было им где жить и тужить, веселиться и радоваться.

Иван Матвеевич. А подчас и поплакать, коли лиха беда одолеет, да утешиться? Разве жить им на чужой земле, в поденщиках у чужого народа, и, как придёт последний час, кости сложить на чужбине?

Володя. Земля Русская, отечество наше, обширнее и сильнее других земель?

Иван Матвеевич. Да Володенька. Гордись тем и величайся, что родился ты русским, что Господь сподобил тебя быть ратником, воином Русской земли. Нужды и туги везде на белом свете много, и у тебя также не без того; надейся на Бога, на Царя своего и на справедливое начальство, и правдивая служба твоя не пропадёт.

Входит Жена Андре Даль

Володя. Царство Русское велико?

Иван Матвеевич. От Финского моря до Чёрного будет слишком тысяча пятьсот вёрст; от Белого моря до Каспийского без малого две тысячи пятьсот; а в длину, от Польши до самого конца Сибири, будет более двенадцати тысяч вёрст.

Андре Даль. В России более шестидесяти губерний и областей, а иная губерния более целой немецкой либо французской земли.

Володя. Народу у белого Царя всего более русского?

Андре Даль. А есть, кроме того, много народов других, которые говорят не русским языком и исповедуют иную веру. Так, например, есть христиане не православные, поляки, армяне, грузины, немцы, латыши, чудь или финны, попросту чухны. Есть мусульманские народы: татары, башкиры, киргиз-кайсаки и много сибирских и кавказских племён; есть ещё и кумирники,

Володя. Кумирники?

Иван Матвеевич. Идолопоклонники: калмыки, буряты, самоеды, вотяки, черемисы, чуваши и много других. Многие из кумирников этих приняли ныне уже православную веру, хотя на это всякому дана своя воля,

Володя. А принуждать никого не принуждают?

Иван Матвеевич. Не принуждают, потому что каждый из нас будет за то, во что веровал, ответ держать Отцу Небесному.

Володя. Все эти губернии, области и народы разноязычные составляют Русскую землю, всех их бережёт Царь русский в деснице своей?

Иван Матвеевич. А потому все подданные белого Царя должны стоять друг за друга, за землю свою и за своего Государя, как односемьяне стоят за избу свою, за наживное добро, за себя и за старшего в семье, за отца либо деда.

Володя. Поколе все дружно стоят заодно, никто их не осилит, никто не обидит.

Андре Даль. А вместе стоять всем заодно без головы нельзя, сказано слово: и песня без запевалы не поётся, а дело без головы и подавно не спорится.

Паулина. Вот для чего Бог дал нам одного Царя-Государя, чтобы все мы держались за него на земле, как за Бога на небеси.

Иван Матвеевич. Царь любит землю Русскую более, нежели кто либо из нас. Ему дал Бог пресветлый ум-разум царский,

Паулина. А Царь избрал себе хороших, умных и достойных советников и помощников?

Иван Матвеевич. Чрез них он управляет нами, а мы, любя Государя и родину свою, повинуемся без оглядки начальникам, которые поставлены от Государя.

Андре Даль. Без этого не было бы ни толку, ни ладу, не было бы на земле Русской благоденствия долголетия и не было бы добра нам самим. Например, кто постарше из нас, сам помнит восемьсот двенадцатый год, а кто помоложе, чай, слышал о нём от старших.

Володя. Слышали Маменька. В те поры император французский подчинил себе всех королей.

Андре Даль. Правильно Володенька. собрал рать несметную, не только из своей французской земли, а ещё из всех земель, ему подвластных, и, словно туча грозная, налетел на православную землю нашу, на Русское царство. хотел попрать её, истоптать копытами, испалить пожарами и размести хвостом конским родные наши пепелища.

Володя. Велика была сила вражеская?

Андре Даль. Кому бы устоять супротив неё? Ни ты, ни я, ни третий какой-либо ни десятки тысяч, ни семьсот тысяч, не совладал бы с одним полком Наполеона, не отстоял бы ни одной деревушки русской.

Володя. Погибло бы царство православное, разогнали бы на все четыре стороны нас с родной земли.

Иван Матвеевич.  И закабалили б нас французы в оброк вековечный. Что ж? Страшен чёрт, да милостив Бог, был и о ту пору, как ныне, один Государь земли Русской. Держал разум, силу и правду в единодержавной деснице своей, сказал: «Не положу из рук меча булатного, доколе ещё хотя один неприятель будет на земле Русской». И за словом Царским стар и мал опоясались острыми саблями, ухватились за копьё ратное, все сошлись в одну кучу, словно на пожар великий, все слушались слова одного. Шли вперёд, когда Царь приказал заманить незваных гостей в ловушку настороженную; стояли дружно, где приказано было отстаивать – и куда девалась сила сильная, гроза грозная, куда девалась рать несметная вражеская?

Володя. Нет её, погибла.

Иван Матвеевич. Господь попустил сгинуть ей дотла, а Царя нашего возвеличил и прославил. Указал ему идти до самой столицы вражеской, освободить все земли и государства от полона и оброка и изгнать самозванца, который был не царской крови, и возвести на престол французского законного их государя.

Паулина. Кто же мог собрать войско русское со всех концов царства, кто мог велеть ему идти на врага, кроме Царя русского?

Володя. Кто мог повести войско это на врага и указать ему, где и как бить неприятеля, куда обходить, откуда зайти и куда ударить?

Паулина. Кто, кроме великого, славного полководца, которого Государь избрал и подчинил ему всё русское войско?

Иван Матвеевич. И ведомо, что никто. Сказано слово: мужик умён, да мир дурак. Сколько голов, столько умов. Каждый городит своё, а в одну думу, в один разум не сойдутся. На постое, по избам бери солдат, как кур, поодиночке, а дай им сойтись вместе, выстроиться, выровняться, вскинуть от ноги, бросить глаза налево, на генерала своего, так на стену полезут и любую крепость штыком размечут.

Андре Даль. Каплю воды девчонка тряпицей по столу разотрёт, а капля камень долбит. И море, которому нет конца во всех подзорных трубах, слилось из таких же капель, без капли нет моря, что рубля без копейки, что силы царской, войска грозного без солдата! Славное и памятное было время, ребята, этот двенадцатый год! Велик Бог русский, силён штык и крепка грудь русская!

Володя. Вынослив и стойкий солдат русский. И долго, долго силою и правдою красоваться будет земля Русская.

Паулина. Из конца в конец, под защитою русского Царя да русского солдата!

Иван Матвеевич.  Отстаивай, ребята, родину свою, отчизну! Это зыбка твоя, колыбель и могила твоя, это дом и домовина, хлеб насущный, вода животворная. Русская земля тебе отец и мать, она же тебе Церковь Православная, она и престол царский. Она житье отцов и дедов твоих, она же мир и приют детям твоим и всем добрым русским людям, всем православным потомкам нашим, доколе труба громозвучная, последняя, не позовёт всех нас из земли на Суд Божий, где будем ответ держать за дела наши, где воздастся нам по делам и помышлениям нашим, где каждого из нас спросят, так ли ты жил, как вера твоя повелевает? Клал ли ты душу за Царя и родину свою, как велит долг и совесть и присяга твоя?

Андре Даль. Отечество тебе колыбель и могила. Не отрекайся от земли Русской, да не отречётся от тебя Господь. Держись дружно. Камень под ноги топчут, а из каменьев твердыни кладут.

Володя. Одна головня и в печи гаснет, а две и в чистом поле дымятся.

Иван Матвеевич. Ну, бегите ребятки надо поработать еще.

Паулина. Пойдем Володенька, не будем папеньке мешать.

Паулина уводит Володю из комнаты.

Андре Даль. Хорошие у нас дети растут?

Иван Матвеевич. Дети — благодать божья.

Андре Даль. Детушек воспитать — не курочек пересчитать. Не буду мешать. Работай. Пойду погляжу, чем дети то заняты.

Андре Даль уходит. Иван Матвеевич начинает что-то

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.