12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дурнева Светлана1030
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

" Мир добрых сказок К.И. Чуковского"
PPT / 15.31 Мб

/data/files/k1648104606.ppt (" Мир добрых сказок К.И. Чуковского")Литературная игра

по сказкам К.И. Чуковского

" Добрый мир сказок"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его внутренний мир.

Данный материал предназначен для учащихся начальной школы.

Актуальность: Литературная игра как средство в привитии интереса к чтению художественной литературы у учащихся начальной школы.

Цель: Знакомство с детским писателем К.И. Чуковским и его творчеством

Задачи:

1) воспитание эмоционального, эстетического и литературного вкуса, а также нравственно-этического воспитания;

2) формирование полноценного восприятия художественного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы.


Пояснительная записка

   Викторину можно проводить между учащимися 1- 2 и 3-4 классов. Для участия из каждого класса набирают команду из 5 -7 человек. Всего на игровом поле 6 категорий ( рисунок, герой, фрагмент, текст, словарь и биография) и 36 вопросов по 6 в каждой категории. Оценивающую систему каждый может выбрать по желанию. Я использую такую - сложность выбранного командой вопроса - соответствует количеству баллов, получаемых командой! Рекомендую проводить викторину из выбора по 2-3 вопроса из каждой категории, так как объем большой и время на проведения будет длительным. Если есть желание использовать все вопросы викторины, разделите её!

Каждой команде выдаются карточки с указаниями категорий и баллов (Приложение №1). Количество карточек зависит от вашего выбора формы проведения.

Жеребьевкой выбирается команда, которая начинает викторину. Она выбирает категорию и количество баллов (слайд №2).

Ведущий громко читает вопрос - команды записывают ответ в карточку данной категории, отмечают количество баллов- ОБЯЗАТЕЛЬНО и относят жюри. После того, как все команды сдадут ответы, ведущий показывает ОТВЕТ на экране.

Пока жюри будет подводить итоги можно провести игру.

Начало литературной игры.

1 слайд

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня

На слайде указаны сказки, по которым составлена викторина:

1. Путаница

2. Муха -Цокотуха

3. Тараканище

4. Бармалей

5. Краденное солнце

6. Крокодил

На втором слайде размещены категории и вопросы под цифрами от 5 до 30 - в зависимости от сложности вопроса.  Желаю каждой команде успехов!

                                                         Мы начинаем!


Ребята выбирают категорию и количество баллов, вы нажимаете на цифру и появляется вопрос на который надо ответить (можно сделать ограничение по времени).


Нажимаете мышкой 1 раз - слово ответ, ещё раз - появляются ответ на вопрос.


Для того чтобы вернуться на слайд с категориями - нажмите синий квадрат на слайде.

Пояснения к заданиям по категориям

1. Рисунок.

По иллюстрации на слайде отгадайте название сказки.

Ответы для жюри:

5- Путаница, 10- Муха -Цокотуха 15 – Тараканище,

20 – Бармалей, 25 - Краденое солнце, 30 - Крокодил

2. Герой

Назови героя который совершил данное действие. (Можно попросить ребят процитировать строчки из сказки как доказательство правильного ответа)

Ответы для жюри:

5 - Утята ((Путаница ) А за ними и утята " Не желаем больше крякать! Мы хотим как лягушата, КВАКАТЬ!"),

10 - Бабушка - пчела ((Муха -Цокотуха) Приходила к Мухе Бабушка - пчела, Мухе -Цокотухе Мёду принесла...

15 - Два барана ((Краденое солнце) Рано 0рано Два барана Застучали в ворота: Тра-та-та и тра -та -та " Эй вы, звери, выходите, Крокодила победите, Чтобы жадный Крокодил Солнце в небо воротил!")

20 - Крокодил ((Бармалей) Повернулся, улыбнулся, засмеялся Крокодил И злодея. Бармалея Словно муху проглотил!)

25 - Кенгуру ((Тараканище)Но однажды поутру Прискакала кенгуру, Увидала усача, Закричала сгоряча: " Разве это великан? Ха-ха-ха Это просто таракан! Ха-ха-ха! Таракан, таракан. таракашечка. Жидконогая козявочка-букашечка. И не стыдно вам? не обидно вам? вы зубастые, Вы - клыкастые, А малявочке Поклонилися, А козявочке - Покорилися!"

30 - Городовой ((Крокодил) Подбежал городовой: - Что за шум? Что за вой? Как ты смеешь тут ходить, По - турецки говорить? Крокодилам тут гулять воспрещается. Усмехнулся Крокодил И беднягу проглотил, Проглотил с сапогами и шашкою.

3. Фрагмент.

Вам надо прочитать фрагмент из сказки и сказать её название.

Ответы для жюри:

5 - Муха -Цокотуха

10 - Краденое солнце

15 - Путаница

20 -Бармалей

25 - Крокодил

30 - Тараканище

4. Текст.

Продолжить текст сказки и назвать её.

Ответы для жюри:

5 - Он кричит и рычит И усами шевелит: «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу! Проглочу, проглочу, не помилую»

Сказка «Тараканище».

10 - Дорогие гости, помогите! Паука –злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня В мой последний час!

Сказка « Муха –Цокотуха»


15 - И сказала Таня Ване:« Посмотри в аэроплане Кто-то по небу летит. Это доктор, это доктор Добрый доктор Айболит!»

Сказка « Бармалей»


20 - И дать ему награду Сто футов винограду, Сто футов мармеладу, Сто футов шоколаду И тысячу порций мороженного!

Сказка « Крокодил»


25 - Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами и блинами,

И сушёными грибами

Сказка « Путаница»


30 - И когда оно опять Будет на небе сиять, Малыши твои мохнатые, Медвежата толстопятые, Сами к дому прибегут:

« Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Сказка « Краденное солнце»


5. Словарь.

Прочитай слово и объясни его значение (письменно)

!!!Дополнительный балл - если ребёнок сможет назвать из какой сказки слово!

Ответы для жюри:

5 - Креньдель - хлебобулочное изделие из сдобного теста, напоминающее своим видом букву «В». В сказке "Муха -Цокотуха"

10 - Невежа – грубый человек с плохими манерами, не умеющий себя вести в обществе. Это производное от слова «невежливый» В сказке " Краденое солнце"

Для справки: Невежда – это малообразованный человек, не сведущий в какой-либо области, обладающий поверхностными знаниями, профан, неуч. Это производное от слова «не ведает» (не знает)

15 - Лопотать -болтать бойко, без умолку, бестолково и невнятно. В сказке "Путаница"

20 - Чехарда - игра, участники которой поочерёдно прыгают через своих партнёров, стоящих в согнутом положении. В сказке "Бармалей"

25 - Лохань - Круглая или овальная посудина для стирки белья, мытья посуды или других хозяйственных надобностей. В сказке "Крокодил"

30 - Каланча - Сторожевая вышка пожарной части для наблюдений за возникающими пожарами. В сказке "Тараканище"

6. Биография .

В данной категории спрятаны вопросы из биографии К.И. Чуковского.

( Приложение 2)

Ответы для жюри:

5 - 31 марта 1882 в Санкт-Петербурге.

10 - Имя при рождении — Николай Корнейчуков


15 - Четыре ребёнка. Их имена - Николай, Лидия, Борис и Мария (Мурочка)

20 - В Волгограде (Сталинграде). Дополнительный бал можно дать - если ребята назовут и год создания фонтана - 1930 году.

25 - Книга - сборник " От двух до пяти"

30 - Переделкино.



Приложение 1    

Карточки для команд     

 Команда

" ____________________________________________"


Категория

РИСУНОК    кол – во баллов – 5, 10, 15, 20, 25, 30

Ответ команды

Обведите количество баллов!!!




Команда

   " ____________________________________________"
 Категория  ГЕРОЙ       кол – во баллов – 5, 10, 15, 20, 25, 30
 Ответ   команды

Обведите количество баллов!!!



Команда

" ____________________________________________"


 КатегорияФРАГМЕНТ     кол – во баллов – 5, 10, 15, 20, 25, 30
Ответ   команды

Обведите количество баллов!!




Команда

" ____________________________________________"


 Категория ТЕКСТ       кол – во баллов – 5, 10, 15, 20, 25, 30
Ответ   команды

Обведите количество баллов!




Команда

" ____________________________________________"


 КатегорияСЛОВАРЬ     кол – во баллов – 5, 10, 15, 20, 25, 30
Ответ   команды

Обведите количество баллов!!




Команда

" ____________________________________________"


 КатегорияБИОГРАФИЯ      кол – во баллов – 5, 10, 15, 20, 25, 30
Ответ   команды

Обведите количество баллов!!




Приложение 2



Краткая биография автора.

Корне́й Ива́нович Чуко́вский (имя при рождении — Николай Корнейчуков, родился - 31 марта 1882 в Санкт-Петербурге. Русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Самый издаваемый в Советском Союзе и России автор детской литературы: тираж книг Чуковского за 2017 год превысил два миллиона экземпляров.

Его дети — Николай, Лидия, Борис и умершая в детстве Мария (Мурочка), которой посвящены многие детские стихи отца, — носили фамилию Чуковских и отчество Корнеевич/Корнеевна.

Его старшие дети, Николай Корнеевич и Лидия Корнеевна Чуковские, так же как и их отец стали писателями.

Увлечение детской словесностью, прославившее Корнея Ивановича, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. Чуковский считал, что сказка станет интересна детям, если события в ней будут развиваться быстро, ведь ребенок не сможет тогда скучать.

В 1916 году Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил». В 1923 году вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище», а через год — «Бармалей». Следующая стихотворная сказка будет написана только через 13 лет.

В ряде городов России установлены скульптурные композиции по мотивам сказок Чуковского. Наиболее известен фонтан «Бармалей» («Детский хоровод», «Дети и крокодил») работы советского скульптора Р. Р. Иодко, установленный в 1930 году по типовому проекту в Сталинграде, сейчас этот город переименован в Волгоград, и других городах России и Украины. Сталинградский фонтан прославится как одно из немногих сооружений, уцелевших во время Сталинградской битвы.

В жизни К.И. Чуковского к началу 1930-х годов появилось ещё одно увлечение — изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» (1933). Был членом редакции советского детского журнала «Мурзилка» (в 1945, в 1946).

В 1960-е годы К. Чуковский задумал пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлёк писателей и литераторов. Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» вышла в свет в издательстве «Детская литература» в 1968 году, однако весь её тираж был уничтожен властями.

В последние годы жизни Корней Иванович Чуковский, всенародный любимец, лауреат ряда государственных премий и кавалер орденов, поселился на даче в Переделкино. Где писатель постоянно устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых лётчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского. В 1957 году передал в дар Переделкинскому райисполкому построенную на собственные сбережения библиотеку со всем инвентарём и библиотечным фондом.

Ушёл из жизни 28 октября 1969 года. На даче в Переделкино, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей. Похоронен на кладбище в Переделкино.



Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (2)

Антропова Мария Александровна, 26.03.22 в 07:59 1Ответить Пожаловаться
Взяла в свою копилку игру. Спасибо, Светлана!
Дурнева Светлана, 26.03.22 в 15:49 1Ответить Пожаловаться
Благодарю Мария Александровна! Рада что пригодилась. Мне многие ваши разработки нравятся, использую в работе с удовольствием.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.