Викторина по сказкам Х. К. Андерсена (5 класс)

6
0
Материал опубликован 14 September 2018 в группе

Пояснительная записка

     Викторина по сказкам Андерсена предназначена для учащихся 5 классов, проводится после изучения биографии и творчества сказочника на уроке литературы или во внеурочное время.

Цели:

1.     Систематизация и проверка знаний школьников.

2.     Обобщение и углубление знаний по данной теме.

3.     Воспитание чувства любви к родной литературе, чувства коллективизма.

     Сказкам X. К. Ан­дерсена исполнилось уже 150 лет, а ими по-прежнему зачитывают­ся и взрослые, и дети. Маленьких читателей они увлекают ярким вымыслом, буйной фантазией, взрослых — глубокой житейской мудростью. Каждая сказка — будто сундучок с двойным дном. И может быть, когда учащиеся станут взрослыми и перечитают сказки X. К. Андерсена, им откроется их новый смысл.

     Конкурс проходит в форме викторины между командами учащихся 5 классов. На доске прикрепляется цветок.  Это цветик-семицветик с разноцветными лепестками. На обратной стороне лепестка – задание.  («Было или не было», «пазлы», «откуда это», «кроссворд»,  «мы все из этой сказки», «каждому свое», «сказочные цифры».

Пер­вая часть игры  посвящена личности великого сказочника, а вторая — его сказкам.

 

Викторина по сказкам Андерсена

 

Сценарий игры для учащихся 5 классов на уроке литературы или во внеурочное время.

Цели:

1.     Систематизация и проверка знаний школьников.

2.     Обобщение и углубление знаний по данной теме.

3.     Воспитание чувства любви к литературе, чувства коллективизма.

Оформление: книжная выставка, на которой представлены сказки Х.К. Андерсена, на доске прикреплен цветик-семицветик с разноцветными лепестками. На обратной стороне лепестка – задание.  («Было или не было», «пазлы», «откуда это», «кроссворд»,  «мы все из этой сказки», «каждому свое», «сказочные цифры», портрет писателя и его стихотворение о Родине.)

Сказкам X. К. Ан­дерсена исполнилось уже 150 лет, а ими по-прежнему зачитывают­ся и взрослые, и дети. Маленьких читателей они увлекают ярким вымыслом, буйной фантазией, взрослых — глубокой житейской мудростью. Каждая сказка — будто сундучок с двойным дном.

(Учащиеся делятся на команды и представляют свои на­звания, эмблемы и девизы.)

Итак, начнем нашу игру! Пер­вая часть игры будет посвящена личности великого сказочника, а вторая — его сказкам.

1 лепесток.                        «Было или не было?»

(Каждая команда получает кон­верт. В нем находятся карточки, на каждой из которых описан ре­альный или вымышленный факт биографии. Нужно выбрать кар­точки с фактами, которые действительно имели место в биографии сказочника, и положить их обратно в конверт.

Факты из жизни X. К. Андер­сена

• Родился в 1805 г. в бедной семье. В детстве у него не было ни дорогих игрушек, ни наряд­ной одежды, ни дома с роскош­ной обстановкой

  Уже стариком он приехал в свой родной город. Город лико­вал, встречая его. Целую неделю продолжались праздники в его честь.

  Родина этого писателя — Да­ния.

  Писатель отправился в Ко­пенгаген на учение. Но в учение его не приняли, так как не было документов.

  Писатель прожил 70 лет. В день его похорон в Дании был объявлен национальный траур. Безвестный мальчик из глухой провинции прославил на весь мир и на все времена свою страну.

Современники знали твор­чество этого писателя намного лучше нас, ведь его творческое
наследие составляет: 5 романов,1 повесть, более 20 пьес, бесчис­ленное множество стихотворе­ний, 5 книг путевых очерков, книга мемуаров, обширная пе­реписка и дневники.

Факты, не относящиеся к жизни X. К. Андерсена

Родился в 1799 г. в богатой семье, в детстве получил хорошее образование, был окружен доро­гими игрушками, богатой одеж­дой и роскошной обстановкой.

    Обрел известность лишь после смерти. В Летнем саду ус­тановлен памятник этому писа­телю.

    Особенно известны были стихи и песни этого поэта. Одна из его песен стала гимном стра­ны, в которой он жил.

    У писателя была большая дружная семья: трое братьев и семь сестер. Все они работали на ферме, а после трудового дня иг­рали в домашнем театре.

    Родина этого писателя — Германия.

    Путешествовал на корабле. Побывал в Африке. Свои впе­чатления отразил в одной из сказок.

    Писатель отправился в Ко­пенгаген на учение. Поступил там в университет, спустя годы успешно окончил его, получил должность дипломата.

 

  Ханс Кристиан Андерсен родился в Дании 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете. Спал он в маленькой каморке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но Ханс Кристиан стараниями заботливых родителей, казалось, совсем не замечал бедности. Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну книжки, мастерил игрушки, рисовал картинки. Мать же следила за тем, чтобы он всегда был сыт, причесан и одет. В этом ей помогала подруга, которая перешивала для мальчика старую одежду. И этот безвестный мальчик из глухой провинции действительно прославил на весь мир и на все времена свою страну. Когда Х. К. Андерсен уже стариком вернулся в свой город , народ ликовал, встречая его. Целую неделю продолжались праздники в его честь. А когда писатель умер в возрасте 70 лет, в день его похорон в Дании был объявлен национальный траур.

 

2 лепесток.                                    «Пазлы»

                 

Сюжеты своих сказок Ан­дерсен черпал не из книг, а из воспоминаний детства. «Моя родина Дания, — говорил он в автобиографии, — поэтическая страна, богатая народными сказками, старинными песня­ми, историческим прошлым...»

 (Ребята собирают пазл с иллюст­рацией к сказке «Снежная королева»  и опре­деляют, к какой сказке относится эта иллюстрация. Команда, первой собравшая картинку и правильно назвавшая сказку, получает 3 бал­ла; вторая команда — 2 балла; третья — 1 балл. Последняя коман­да не получает ни одного балла.)

 

3 лепесток.                                    «Откуда это?..»

Была у Ханса Кристиана и любящая бабушка. Она каждый день забегала к Андерсенам, чтобы поглядеть на внука, чем-нибуть побаловать его. Бабушка следила за цветами в садике, неподалеку от госпиталя. Там же находилась мастерская для бедных старушек. Мальчик часто заходил туда. Старушки рассказывали ему сказки, которые погружали впечатлительного ребенка в загадочный мир волшебства.

(Ведущий зачитывает цитаты из сказок, обращаясь к командам по очереди. Команды называют сказ­ки. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.)

Задание

Цитаты

«Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, саб­ля на боку; он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма — безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди». («Огниво».)

    «Раз вечером разыгралась непогода: молния так и сверкала, гром гремел, а дождь лил как из ведра; ужас что такое! Вдруг в го­родские ворота постучали, и ста­рый король пошел отворять. У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа!» («Принцесса на горошине».)

    «Наступил день свадьбы. Крот пришел за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его нору, жить там глубоко-глубоко под землей и никогда не выходить на солнце — крот ведь терпеть его не мог». («Дюймовочка».)

  «— Да, я люблю тебя! — го­ворил принц. — У тебя доброе сердце, ты предана мне больше всех и похожа на молодую де­вушку, которую я видел однажды и, верно, больше уже не увижу! Я плыл на корабле, корабль раз­бился, волны выбросили меня на берег вблизи какого-то храма, где служат богу молодые девуш­ки; самая младшая из них нашла меня на берегу и спасла мне жизнь». («Русалочка».)

  «В большом городе, где столь­ко домов и людей, что не всем и каждому удается отгородить себе хоть маленькое местечко для са­дика и где поэтому большинству жителей приходится довольство­ваться комнатными цветами в горшках, жили двое бедных де­тей, но у них был садик  поболь­ше цветочного горшка». («Снеж­ная королева».)

  «— Вот как идут дела на бе­лом свете! — сказала утка и об­лизнула язычком  клюв. — Ну, ну, шевелите лапками! Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех!

  — Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме одного... Этот не удался! Хорошо бы его переде­лать!» («Гадкий утенок».)

4 лепесток.                                     «Кроссворд»

Вопросы

1. Имя главной героини сказ­ки «Снежная королева». (Герда.)

2. На лепестке этого цветка плавала маленькая девочка. (Тюльпан.)

3. Самая лучшая певчая пти­ца. По ее имени названа сказка. (Соловей.)

4. Имя, которым назвал эльф Дюймовочку. (Майя.)

5. Самый красивый цветок в мире, он присутствует в несколь­ких сказках X. К. Андерсена. (Роза.)

6.  Из чего девушка плела своим братьям рубашки? (Из крапивы.)

7. Предмет, сделавший солда­та счастливым. (Огниво.)

8. Птица, которой помогла Дюймовочка. (Ласточка.)

9. Что разбили ученики трол­ля и тем самым принесли много бед людям? (Зеркало.)

      10. Имя сестры одиннадцати братьев из сказки «Дикие лебе­ди». (Элиза.)

 

                   
                 
                 
             
               
                   
               
                     
                     
                   

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

5 лепесток.        «Мы все из этой сказки»

 

Одаренный богатой фантазией  мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении и нашептывали свои удивительные истории.                         

На карточках, которые вы получи­ли, перечислены предметы. От­гадайте, в какой сказке они встречаются.

                            Карточка 1

Табакерка;

брошка;

комочек олова, похожий на сердечко;

лодочка из старой газеты.

 

                                Карточка 3

розы

осколок зеркала

санки

олень.

Ответ: «Стойкий оловянный солдатик».

 

              Ответ: «Снежная королева»

                       Карточка 2

  Мраморный мальчик;

  котел с зельем;

  нож;

  венок из белых лилий.

 

                            Карточка 4

  тюльпан;

  ласточка;

  зерно;

  жаба.

 

  Ответ: «Русалочка».

  Ответ: «Дюймовочка».

 

 

 

6 лепесток.                                 «Каждому своё»

(Это конкурс капитанов. На сто­ле разложены предметы, относя­щиеся к четырем персонажам: Дюймовочке, Элизе из сказки «Ди­кие лебеди», принцессе из сказки «Принцесса на горошине» и принцу из сказки «Свинопас». У Ведущего заготовлены четыре карточки, на каждой — один из этих персона­жей. Капитаны подходят к Веду­щему, вытягивают по одной кар­точке, затем капитаны подходят к столу с предметами и выбирают те предметы, которые могут при­надлежать их герою. На эту часть задания отводится 3 минуты. На том же столе среди предметов ле­жат карточки с репликами. Ребя­та находят карточку с репликой своего персонажа. Когда работа за столом будет завершена, капита­ны по очереди с выражением произ­носят «свои» реплики, а команды отгадывают, каких героев изобра­жают их капитаны.)

Задание

Предметы

  Тюльпан в цветочном горш­ке; скорлупа грецкого ореха. (Дюймовочка из одноименной сказки.)

  Спицы; крапива. (Элиза из сказки «Дикие лебеди».)

    Горшочек с бубенчиками; кнут пастуха. (Принц из сказки «Свинопас».)

    Горошина; корона. (Прин­цесса из сказки «Принцесса на го­рошине».)

Реплики

  «Прощай, милая ласточка! Прощай! Спасибо тебе за то, что

ты так чудесно пела мне летом, когда деревья еще были зеленые, а солнышко так славно грело». (Слова Дюймовочки из одноимен­ной сказки.)

  «О, что значит телесная боль в сравнении с печалью, терзаю­щею мое сердце! Я должна ре­шиться! Господь не оставит ме­ня!» (Слова Элизы из сказки «Ди­кие лебеди».)

  «Теперь я только презираю тебя! Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не поняла толку в соловье и розе, а свино­паса целовала за игрушки! Поде­лом же тебе!» (Слова принца из сказки «Свинопас».)

  «Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня за постель! Я лежала на чем-то таком твер­дом, что у меня все тело теперь в синяках! Просто ужасно!» (Слова принцессы из сказки «Принцесса на горошине».)

 

7 лепесток.                                  «Сказочные цифры».

ВЕДУЩИЙ: А сейчас прове­рим, хорошая ли у вас память на цифры.

1. Сколько собак увидел сол­дат в сказке «Огниво»? (3)

2.   Сколько дней каждый год проводили лебеди на ро­дине в сказке «Дикие лебеди»? (11 дней.)

3.       Сколько комнат было в подземельях, куда спустился сол­дат по приказу ведьмы, в сказке «Огниво»? (3)

4. Сколько сыновей-солдати­ков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оло­вянный солдатик»? (25)

5. Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»? (11 сыновей и 1 дочь.)

6. Сколько волшебных пред­метов было в сказке «Свино­пас»? (2)

7. Сколько поцелуев успел по­лучить принц-свинопас, пока император не подкрался к фрей­линам? (86)

Итог: Этот конкурс по творчеству Х.К. Андерсена, позволил нам повторить много интересных эпизодов из жизни великого писателя, в игровой форме вспомнить его сказки и может быть, когда вы станете взрослыми и перечитаете сказки X. К. Андерсена, вам откроется их новый смысл.

 

 

Литература:

 

1.Брандис У. От Эзопа до Джанни Родари.- М.: Детская литература, 1980.

2.Брауде Л.Ю. Х. К. Андерсен.- М.: Просвещение, 1987.

3.Грёнбег Б. Ханс Кристиан Андерсен: Жизнь, творчество, личность. М.: Художественная литература, 1985.

Комментарии
Комментариев пока нет.