Пояснительная записка
Викторина по сказкам Андерсена предназначена для учащихся 5 классов, проводится после изучения биографии и творчества сказочника на уроке литературы или во внеурочное время.
Цели:
1. Систематизация и проверка знаний школьников.
2. Обобщение и углубление знаний по данной теме.
3. Воспитание чувства любви к родной литературе, чувства коллективизма.
Сказкам X. К. Андерсена исполнилось уже 150 лет, а ими по-прежнему зачитываются и взрослые, и дети. Маленьких читателей они увлекают ярким вымыслом, буйной фантазией, взрослых — глубокой житейской мудростью. Каждая сказка — будто сундучок с двойным дном. И может быть, когда учащиеся станут взрослыми и перечитают сказки X. К. Андерсена, им откроется их новый смысл.
Конкурс проходит в форме викторины между командами учащихся 5 классов. На доске прикрепляется цветок. Это цветик-семицветик с разноцветными лепестками. На обратной стороне лепестка – задание. («Было или не было», «пазлы», «откуда это», «кроссворд», «мы все из этой сказки», «каждому свое», «сказочные цифры».
Первая часть игры посвящена личности великого сказочника, а вторая — его сказкам.
Викторина по сказкам Андерсена
Сценарий игры для учащихся 5 классов на уроке литературы или во внеурочное время.
Цели:
1. Систематизация и проверка знаний школьников.
2. Обобщение и углубление знаний по данной теме.
3. Воспитание чувства любви к литературе, чувства коллективизма.
Оформление: книжная выставка, на которой представлены сказки Х.К. Андерсена, на доске прикреплен цветик-семицветик с разноцветными лепестками. На обратной стороне лепестка – задание. («Было или не было», «пазлы», «откуда это», «кроссворд», «мы все из этой сказки», «каждому свое», «сказочные цифры», портрет писателя и его стихотворение о Родине.)
Сказкам X. К. Андерсена исполнилось уже 150 лет, а ими по-прежнему зачитываются и взрослые, и дети. Маленьких читателей они увлекают ярким вымыслом, буйной фантазией, взрослых — глубокой житейской мудростью. Каждая сказка — будто сундучок с двойным дном.
(Учащиеся делятся на команды и представляют свои названия, эмблемы и девизы.)
Итак, начнем нашу игру! Первая часть игры будет посвящена личности великого сказочника, а вторая — его сказкам.
1 лепесток. «Было или не было?»
(Каждая команда получает конверт. В нем находятся карточки, на каждой из которых описан реальный или вымышленный факт биографии. Нужно выбрать карточки с фактами, которые действительно имели место в биографии сказочника, и положить их обратно в конверт.
Факты из жизни X. К. Андерсена
• Родился в 1805 г. в бедной семье. В детстве у него не было ни дорогих игрушек, ни нарядной одежды, ни дома с роскошной обстановкой
• Уже стариком он приехал в свой родной город. Город ликовал, встречая его. Целую неделю продолжались праздники в его честь.
• Родина этого писателя — Дания.
• Писатель отправился в Копенгаген на учение. Но в учение его не приняли, так как не было документов.
• Писатель прожил 70 лет. В день его похорон в Дании был объявлен национальный траур. Безвестный мальчик из глухой провинции прославил на весь мир и на все времена свою страну.
• Современники знали творчество этого писателя намного лучше нас, ведь его творческое
наследие составляет: 5 романов,1 повесть, более 20 пьес, бесчисленное множество стихотворений, 5 книг путевых очерков, книга мемуаров, обширная переписка и дневники.
Факты, не относящиеся к жизни X. К. Андерсена
• Родился в 1799 г. в богатой семье, в детстве получил хорошее образование, был окружен дорогими игрушками, богатой одеждой и роскошной обстановкой.
• Обрел известность лишь после смерти. В Летнем саду установлен памятник этому писателю.
• Особенно известны были стихи и песни этого поэта. Одна из его песен стала гимном страны, в которой он жил.
• У писателя была большая дружная семья: трое братьев и семь сестер. Все они работали на ферме, а после трудового дня играли в домашнем театре.
• Родина этого писателя — Германия.
• Путешествовал на корабле. Побывал в Африке. Свои впечатления отразил в одной из сказок.
• Писатель отправился в Копенгаген на учение. Поступил там в университет, спустя годы успешно окончил его, получил должность дипломата.
• Ханс Кристиан Андерсен родился в Дании 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете. Спал он в маленькой каморке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но Ханс Кристиан стараниями заботливых родителей, казалось, совсем не замечал бедности. Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну книжки, мастерил игрушки, рисовал картинки. Мать же следила за тем, чтобы он всегда был сыт, причесан и одет. В этом ей помогала подруга, которая перешивала для мальчика старую одежду. И этот безвестный мальчик из глухой провинции действительно прославил на весь мир и на все времена свою страну. Когда Х. К. Андерсен уже стариком вернулся в свой город , народ ликовал, встречая его. Целую неделю продолжались праздники в его честь. А когда писатель умер в возрасте 70 лет, в день его похорон в Дании был объявлен национальный траур.
2 лепесток. «Пазлы»
Сюжеты своих сказок Андерсен черпал не из книг, а из воспоминаний детства. «Моя родина Дания, — говорил он в автобиографии, — поэтическая страна, богатая народными сказками, старинными песнями, историческим прошлым...»
(Ребята собирают пазл с иллюстрацией к сказке «Снежная королева» и определяют, к какой сказке относится эта иллюстрация. Команда, первой собравшая картинку и правильно назвавшая сказку, получает 3 балла; вторая команда — 2 балла; третья — 1 балл. Последняя команда не получает ни одного балла.)
3 лепесток. «Откуда это?..»
Была у Ханса Кристиана и любящая бабушка. Она каждый день забегала к Андерсенам, чтобы поглядеть на внука, чем-нибуть побаловать его. Бабушка следила за цветами в садике, неподалеку от госпиталя. Там же находилась мастерская для бедных старушек. Мальчик часто заходил туда. Старушки рассказывали ему сказки, которые погружали впечатлительного ребенка в загадочный мир волшебства.
(Ведущий зачитывает цитаты из сказок, обращаясь к командам по очереди. Команды называют сказки. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.)
Задание
Цитаты
• «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма — безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди». («Огниво».)
• «Раз вечером разыгралась непогода: молния так и сверкала, гром гремел, а дождь лил как из ведра; ужас что такое! Вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошел отворять. У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа!» («Принцесса на горошине».)
• «Наступил день свадьбы. Крот пришел за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его нору, жить там глубоко-глубоко под землей и никогда не выходить на солнце — крот ведь терпеть его не мог». («Дюймовочка».)
• «— Да, я люблю тебя! — говорил принц. — У тебя доброе сердце, ты предана мне больше всех и похожа на молодую девушку, которую я видел однажды и, верно, больше уже не увижу! Я плыл на корабле, корабль разбился, волны выбросили меня на берег вблизи какого-то храма, где служат богу молодые девушки; самая младшая из них нашла меня на берегу и спасла мне жизнь». («Русалочка».)
• «В большом городе, где столько домов и людей, что не всем и каждому удается отгородить себе хоть маленькое местечко для садика и где поэтому большинству жителей приходится довольствоваться комнатными цветами в горшках, жили двое бедных детей, но у них был садик побольше цветочного горшка». («Снежная королева».)
• «— Вот как идут дела на белом свете! — сказала утка и облизнула язычком клюв. — Ну, ну, шевелите лапками! Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех!
• — Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме одного... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!» («Гадкий утенок».)
4 лепесток. «Кроссворд»
Вопросы
1. Имя главной героини сказки «Снежная королева». (Герда.)
2. На лепестке этого цветка плавала маленькая девочка. (Тюльпан.)
3. Самая лучшая певчая птица. По ее имени названа сказка. (Соловей.)
4. Имя, которым назвал эльф Дюймовочку. (Майя.)
5. Самый красивый цветок в мире, он присутствует в нескольких сказках X. К. Андерсена. (Роза.)
6. Из чего девушка плела своим братьям рубашки? (Из крапивы.)
7. Предмет, сделавший солдата счастливым. (Огниво.)
8. Птица, которой помогла Дюймовочка. (Ласточка.)
9. Что разбили ученики тролля и тем самым принесли много бед людям? (Зеркало.)
10. Имя сестры одиннадцати братьев из сказки «Дикие лебеди». (Элиза.)
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
4 |
|
|
|
|
|||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|||||
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
7 |
|
|
|
|
|
||||
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 лепесток. «Мы все из этой сказки»
Одаренный богатой фантазией мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении и нашептывали свои удивительные истории.
На карточках, которые вы получили, перечислены предметы. Отгадайте, в какой сказке они встречаются.
Карточка 1 • Табакерка; • брошка; • комочек олова, похожий на сердечко; • лодочка из старой газеты.
|
Карточка 3 • розы • осколок зеркала • санки • олень. |
Ответ: «Стойкий оловянный солдатик». |
Ответ: «Снежная королева» |
Карточка 2 • Мраморный мальчик; • котел с зельем; • нож; • венок из белых лилий.
|
Карточка 4 • тюльпан; • ласточка; • зерно; • жаба.
|
• Ответ: «Русалочка». |
• Ответ: «Дюймовочка».
|
6 лепесток. «Каждому своё»
(Это конкурс капитанов. На столе разложены предметы, относящиеся к четырем персонажам: Дюймовочке, Элизе из сказки «Дикие лебеди», принцессе из сказки «Принцесса на горошине» и принцу из сказки «Свинопас». У Ведущего заготовлены четыре карточки, на каждой — один из этих персонажей. Капитаны подходят к Ведущему, вытягивают по одной карточке, затем капитаны подходят к столу с предметами и выбирают те предметы, которые могут принадлежать их герою. На эту часть задания отводится 3 минуты. На том же столе среди предметов лежат карточки с репликами. Ребята находят карточку с репликой своего персонажа. Когда работа за столом будет завершена, капитаны по очереди с выражением произносят «свои» реплики, а команды отгадывают, каких героев изображают их капитаны.)
Задание
Предметы
• Тюльпан в цветочном горшке; скорлупа грецкого ореха. (Дюймовочка из одноименной сказки.)
• Спицы; крапива. (Элиза из сказки «Дикие лебеди».)
• Горшочек с бубенчиками; кнут пастуха. (Принц из сказки «Свинопас».)
• Горошина; корона. (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине».)
Реплики
• «Прощай, милая ласточка! Прощай! Спасибо тебе за то, что
ты так чудесно пела мне летом, когда деревья еще были зеленые, а солнышко так славно грело». (Слова Дюймовочки из одноименной сказки.)
• «О, что значит телесная боль в сравнении с печалью, терзающею мое сердце! Я должна решиться! Господь не оставит меня!» (Слова Элизы из сказки «Дикие лебеди».)
• «Теперь я только презираю тебя! Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не поняла толку в соловье и розе, а свинопаса целовала за игрушки! Поделом же тебе!» (Слова принца из сказки «Свинопас».)
• «Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня за постель! Я лежала на чем-то таком твердом, что у меня все тело теперь в синяках! Просто ужасно!» (Слова принцессы из сказки «Принцесса на горошине».)
7 лепесток. «Сказочные цифры».
ВЕДУЩИЙ: А сейчас проверим, хорошая ли у вас память на цифры.
1. Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (3)
2. Сколько дней каждый год проводили лебеди на родине в сказке «Дикие лебеди»? (11 дней.)
3. Сколько комнат было в подземельях, куда спустился солдат по приказу ведьмы, в сказке «Огниво»? (3)
4. Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (25)
5. Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»? (11 сыновей и 1 дочь.)
6. Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»? (2)
7. Сколько поцелуев успел получить принц-свинопас, пока император не подкрался к фрейлинам? (86)
Итог: Этот конкурс по творчеству Х.К. Андерсена, позволил нам повторить много интересных эпизодов из жизни великого писателя, в игровой форме вспомнить его сказки и может быть, когда вы станете взрослыми и перечитаете сказки X. К. Андерсена, вам откроется их новый смысл.
Литература:
1.Брандис У. От Эзопа до Джанни Родари.- М.: Детская литература, 1980.
2.Брауде Л.Ю. Х. К. Андерсен.- М.: Просвещение, 1987.
3.Грёнбег Б. Ханс Кристиан Андерсен: Жизнь, творчество, личность. М.: Художественная литература, 1985.