12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пушкина Тамара Николаевна1109
Люблю школу. Люблю своих учеников. Люблю волшебные звуки скрипки.
Россия, Нижегородская обл., Балахна
Материал размещён в группе «Урок литературы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. к. Минина»

 

Работу выполнила Пушкина Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

 

Урок-викторина по сказкам Х.К. Андерсена

Литература - 5 класс

Цель проведения:

- систематизировать знания учащихся по теме;

- развивать познавательный интерес учащихся к сказкам;

- прививать любовь к литературе.


 

Класс разбит на 3 команды

Каждая команда подбирает девиз по теме урока.

Каждая команда придумывает для себя элементы оформления.

 

Оформление урока

Книжная выставка - сборники сказок Х. К. Андерсена.

Репродукции картин художников по сказкам Х. К. Андерсена

Фломастеры, карандаши, альбомные листы для учеников.

Рисунки выполняет вся группа.

Высказывания по теме урока-викторины.
 

Ход урока-викторины

Учитель:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас урок-викторина. А тема викторины «По сказкам Х. К. Андерсена». Мир детства невозможен без сказки. Дети узнают из сказки о самом прекрасном

в мире: о дружбе, о любви, о доброте, о порядочности и взаимовы-

ручке. Сказки Х. К. Андерсена помогают детям всё это узнать и почувствовать.

Сегодня на нашем уроке мы с вами отправимся в путешествие

по сказкам Андерсена. Послушайте, что писал о своих сказках

Х.К. Андерсен: «Есть о чём петь и рассказывать и в наше время,

умей только взяться за дело. Черпай мысли откуда хочешь - из трав и злаков земных, из стоячих и текучих вод! Но для этого, конечно,

нужно обладать даром разумения, уметь, как говорится, «поймать

солнечный луч». Вот и мы с вами, ребята, давайте попытаемся пой-

мать этот «луч счастья» в сказках Андерсена. Готовы? Приступаем!

 

Защита девиза и оформления команды.

Вопросы викторины

Какие сказки Х. К. Андерсена вы читали самостоятельно?

«Принцесса на горошине»

«Новое платье короля»

«Дикие лебеди»

«Чайник»

«Снежная королева»

«Что можно придумать»

«Перо и чернильница»

«Истинная правда»

«Соловей»

«Дюймовочка»

«Русалочка»

«Старый дом»

«Волшебный холм»

«Райский сад»

«Сундук-самолёт»

«Эльф розового куста»

«Свинья-копилка»

«Сказка об оловянном солдатике»

«Дочь болотного царя»

«Пастушка и трубочист»

«Маленький Клаус и большой Клаус»

«Огниво»

«Оле-Лукойе»

«Свинопас» и т. д.


 

За каждую сказку команда получает 1 балл.

А что вы знаете, ребята, о детстве великого сказочника? Как вы его себе представляете?

В какой стране жил сказочник и на каком языке писал свои сказки? ( 2 балла)

Чем любил заниматься Андерсен?

Кого мы называем «Стойким оловянным солдатиком»?


 

Рисование детей.

Как выглядит оловянный солдатик? Нарисуйте.


 

Все ли герои сказки «Гадкий утёнок» относятся друг к другу по-братски?

Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?

Мини-тест по сказке

- Выбери правильный ответ по карточке: почему обитатели двора обижали гадкого утёнка?

а) Он был самый умный.

б) Он был не похож на других.

в) Он был самый красивый.

г) Он был самый вежливый.

1 балл за правильный ответ.

Каким стал гадкий утёнок потом?


 

Нарисуйте его. Рисуют всей группой.

Что смешного в сказке «Новое платье короля»?

Кто разоблачил короля?

На чьей стороне автор сказки?

 

Рисование групп. Нарисовать мальчика, который разоблачил короля.

В чём сила искусства живого соловья в сказке «Соловей»?

Как говорится об этом в сказке?

Чем объяснить то, что при дворце китайского императо-ра отдали предпочтение соловью искусственному?

Как выглядит искусственный соловей?

 

Рисование. Нарисуйте соловья императора.

Почему соловей вернулся к китайскому императору?

Почему разбилось дьявольское зеркало тролля в сказке «Снежная королева»?

Что натворили осколки дьявольского зеркала?

«Бедняжка Кай!» - говорит Андерсен. За что он так пожалел мальчика?

Кто из героев сказки помогал Герде?

 

Рисование. Нарисуйте розу Герды.

Жестокая или добрая маленькая разбойница? Доказать. Привести по 2-3 аргумента.

Что складывал Кай во дворце Снежной королевы?

Почему Снежная королева не смогла одолеть маленькую девочку?

Какое наказание вынес народ Элизе в сказке «Дикие лебеди», считая, что она ведьма?

Почему во время суда Элиза не могла воспользоваться своим правом на защиту и хранила молчание?

 

Мини-тест. Найти ошибочное предложение в карточке.

а) Элиза и её братья были вынуждены покинуть родительский кров по решению суда за совершение преступления.

б) Превратившись в лебедей, братья воспользовались правом искать убежище для себя в других странах.

в) Обратив братьев в лебедей и выгнав их из дома, злая ко-

ролева отправила их в изгнание. (1 балл за ответ)

 

Рисование. Нарисуйте Элизу.

Решение кроссворда по группам.

Бланки у всех на столе. Обобщение.

По горизонтали:

- Героиня сказки «Снежная королева» (Герда)

- Кто из обитателей двора в сказке «Гадкий утёнок» пользуется большим авторитетом? (индюк)

- Кто хотел жениться на Дюймовочке? (крот)

По вертикали:

- Главная героиня сказки «Дикие лебеди» (Элиза)

- Кто разоблачил глупого короля? (мальчик)

- Какой цветок выращивали Кай и Герда? (роза)
 

Подведение итогов викторины.

Команде-победительнице вручить Диплом.

Остальным командам вручить Грамоты ( II и III ).

 

Учитель:

- Ребята, а вот ваши рисунки по сказкам Г. Х. Андерсена. Какие красивые!

Все рисунки детей оформить в классный альбом

Или оформить выставку в классе.

- Вам понравился урок-викторина?

- Все сказки Андерсена очень добрые, поэтому давайте вместе выложим это слово из звёздочек ( у каждой команды на столе лежит конверт с приготовленными заранее разноцветными бумажными звёздочками). Пусть эти звёздочки освещают ваш путь всегда. Всегда будьте добрыми, ребята. Всегда дарите всем людям только добро.

Выкладываем слово «ДОБРОТА» на столе каждой команды.

Учитель:

- В добрый путь, ребята! Всего вас доброго!


 

Литература

  1. Н. П. Михальская. «В плаванье к далёким берегам». Москва, 1995 г.
  2. Ханс Кристиан Андерсен. «Самые красивые сказки». Москва, 2010 г.
  3. «Великий выдумщик». Детская мини-энциклопедия.
Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.