12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна25884
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Викторины»

 

Обучающие знакомятся с краткими энциклопедическими сведениями, отвечают на вопросы викторины, проверяют свою эрудицию. Занятие разработано на основе учебного пособия для дополнительного образования Пауль Доусвелл « Неизвестное об известном». Рекомендовано Министерством образования РФ в соответствии с Федеральным государст­венным образовательным стандартом.

Разработка занятий с викторинами « Неизвестное об известном»

Тип занятия : комбинированный

Цель: развитие эрудиции, познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование умения поиска информации для ответа на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти.

Жизнь на морском побережье

Существа, обитающие на морском побережье, резко отличаются от жителей океанских просторов, так как они живут не в открытой воде, а в иле, среди скал и кораллов. Обитая на берегу и дважды в день испытывая воздействие океанских приливов и отливов они постоянно оказываются то на воздухе, то под водой.

Актуализация знаний

Вопросы и задания для обсуждения

 Кто живет на песчаных пляжах?

На первый взгляд, единственными обитателями песчаных пляжей являются морские птицы. Растения встречаются там очень редко. И лишь еле заметные следы позволяют догадаться о наличии живой жизни под песком. Клювы этих птиц имеют различную длину. Это позволяет им охотиться за ракушками, червями и улитками, которые прячутся в песке на разной глубине. Птицы добывают себе пропитание у самой кромки воды.

Кроншнеп , травники, ржанки, веретенник

Животные, обитающие под слоем песка, обычно выбираются наружу только во время прилива. Под водой они чувствуют себя-в большей безопасности,

Крабы закапываются в песок с помощью своих клешней.

Сердцевидка зарывается в песок при помощи этого мускулистого отростка.

Кто живет среди скал?

В отличие от обитателей песчаных пляжей, которые могут зарываться в морской песок, животным, живущим на скалах, приходится пережидать отлив на открытом воздухе. Дышать они могут только в водной среде, так что при высыхании они погибают. Чтобы выжить во время отлива, они накапливают внутри своего организма или раковины запас воды.

Морская уточка защищена прочной раковиной. Цементирующее вещество надёжно прикрепляет морскую уточку к скале. Вода удерживается внутри благодаря прочной замазке. Щупальца морской уточки извиваются в воде, добывая корм.

На суше крабы переносят воду, нужную им для дыхания, внутри своего панциря.

Очутившись вне воды, анемон сворачивается в клубок. Жесткая кожистая оболочка не дает ему высохнуть на солнце.

Что такое коралловые рифы?

Коралловые рифы состоят из миллионов крохотных живых существ — коралловых полипов. Их тела имеют твердые известниковые скелеты, а живут они бок о оок огромными колониями. Эти рифы представляют собой крупнейшие продукты жизнедеятельности животных на Земле. Самый большой из них, так называемый Большой Барьерный Риф, протянулся больше чем на 2100 км.

Коралловые рифы — наиболее впечатляющее и населенное подводное царство на Земле. Рифы предоставляют множество пищи, а также различные трещины и расщелины для защиты.

Где образуются коралловые рифы?

Коралловые рифы образуются в теплых, прозрачных и неглубоких водах в тропиках, у побережья материков или островов. Для роста кораллам необходимо много тепла и солнечного света.

Кто живет на рифах?

Коралловые рифы дают прибежище невероятному количеству самых разнообразных морских существ. Большинство из них имеет яркую окраску, позволяющую слиться со столь же многоцветной окружающей средой: помогает им также распознавать среди многочисленных обитателей рифов своих сородичей.

Морской ангел и рыба-бабочка формой тела очень похожи друг на друга, однако морской ангел, как правило, крупнее.

Собака-рыба нормальных размеров

Рыба-лев отпугивает хищников с помощью ядовитых шипов.

Рыба-попугай имеет специальный клюв, которым она раскалывает кораллы,
чтобы съесть мягкую часть животного.

Маскировочный окрас морского ерша делает его практически невидимым на фоне скал.

Засыпая, рыба-попугаи окружает себя пузырем из особой слизи, выделяемой изо рта. Благодаря этому хищники не могут уловить ее запах.

Каковы условия обитания на морском побережье?

Мы знаем, что морские берега выглядят по-разному. Существуют равнинные берега с песчаными и галечными пляжами, крутые скалистые, а также болотистые берега. Поскольку условия на них различаются, каждая береговая форма представляет для живых существ свою отдельную среду обитания.

Какие живые существа обитают на скалистых берегах?

На скалистых побережьях условия для жизни достаточно жёсткие: обитающие здесь животные и растения вынуждены бороться с прибоями, испытывать на себе действие жары, холода и солёных ветров. Тем не менее на них огромное количество живых существ — водорослей, моллюсков, морских анемонов, морских желудей и морских улиток, которые живут на каменистом дне. В стоячих водах обитают морские звёзды, креветки, крабы и маленькие рыбки. Из растений чаще всего встречаются водоросли.

Чем питаются животные на скалистых берегах?

Моллюски, губки, морские жёлуди и морские анемоны питаются тем, что приносит прибой. Улитки объедают растущие на камнях водоросли, в то время как моллюски-трубачи просверливают отверстия в раковинах других моллюсков и поедают их мясо.

Какие птицы встречаются на скалах?

На скалистых берегах обитают тупики, чайки обыкновенные и серебристые. А такие птицы, как качурки, буревестники и моевки, прилетают сюда только для того, чтобы свить гнёзда. Поскольку обрывистые берега очень часто недоступны для хищников, они поселяются здесь со своим потомством целыми колониями.

Какие животные обитают на песчаных и галечных пляжах?

Лишь некоторые виды животных способны жить на песчаных и галечных пляжах. Волны постоянно перекатывают гальку, песок высыхает на солнце, сносится ветром и не может обеспечить защиту. Только беспозвоночные (животные без внутреннего скелета) могут приспособиться к этим условиям, поэтому здесь обитают миллионы моллюсков, червей, раков, крабов, морских ежей и морских звёзд.

Как прячутся пескожилы?

Во время прогулки по пляжу трудно встретить животных. Однако если ты будешь внимательным, то увидишь крошечные дырочки в песке, ямки и холмики, которые указывают, что здесь кто-то обитает. Например, червь пескожил живёт в U-образной воронке, глубина которой может достигать 40 сантиметров. Он питается песком, переваривает питательные частички, а остатки выбрасывает на поверхность. Во время отливов можно увидеть комочки кала, которые указывают на присутствие пескожила.

Что особенного в атериновых рыбах?

Эти тонкие серебристые рыбы живут у берегов тёплых морей. С марта по сентябрь самки мечут икру на пляжах. Они ждут, пока ночью сильные волны прибоя не вынесут их на песчаный берег. Крохотные икринки имеют маленькие отростки, которыми они цепляются за водные растения и висят на них до тех пор, пока не появятся маленькие рыбки.

Как живёт песчаный краб?

Длина песчаного краба — всего 4,5 сантиметра, он роет в морской почве сложные ходы и норки, глубина которых достигает 50 сантиметров. Когда песчаный краб зарывается в почву, он втягивает воду своими длинными усиками и использует кислород, содержащийся в ней.

Как защищаются песчаные жители?

На песчаных пляжах практически нет камней, под которыми животные нашли бы себе защиту.

Поэтому большинство их обитателей защищаются, зарываясь в песок. Однако это не всегда помогает, так как во время приливов к берегам приплывают рыбы и заглатывают все, что видят. А во время отливов песчаные обитатели становятся жертвами прибрежных птиц, которые своими длинными клювами вытаскивают их из песка.

Как выглядят «ножны»?

Эти двустворчатые моллюски обитают в илистых почвах. Свое название они получили благодаря форме раковин. Длина этих животных в Северном море достигает 17 сантиметров, а в Северной Америке — 25. «Ножны» живут в глубоких норах в песке и стоят вертикально, «вниз головой». Сзади у них расположены две короткие трубки — «входная» и «выходная». Во время приливов двустворчатые моллюски вылезают из песка, чтобы профильтровать планктон.

Как в дюнах умудряются произрастать растения?

Дюны — негостеприимная среда обитания, которая пребывает в постоянном движении. Живущим здесь растениям приходится выдерживать засуху, ветер, соль и морскую пену. В дюнах растут травы с длинными корнями, хорошо приспособленные к зыбучим пескам. Они укрепляют почву, вследствие чего здесь могут произрастать и другие растения: например синеголовник приморский, пырей или морская горчица.

Какие животные обитают в дюнах?

В дюнах обитает множество видов животных, способных хорошо переносить жару и сухой климат. Ветер и морская пена не причиняют им вреда. Чтобы спастись от жары, большинство из них ведет активный образ жизни только ночью. В дюнах водятся кроты, жуки-скарабеи, ежи и ящерицы, а также дикие кролики, красные лисы.

Что такое солеросы?

Солерос — солелюбивое растение с мясистым толстым стволом, которое похоже на кактус. Он одним из первых поселяется в заболоченной почве морских берегов. Солеросы можно употреблять в пищу. Лучше всего их замариновать, тогда они приобретают наиболее приятный вкус. Совсем молодые растения настолько нежны, что их можно есть сырыми, как салат.

Кто такая морская мышь?

Морская мышь — это мелководный многощетинковый кольчатый червь длиной до 20 сантиметров. Он обитает в иле Северного моря. Тело червя покрыто переливающейся множеством цветов щетиной, которая препятствует попаданию ила в дыхательную систему животного. Морская мышь питается в основном падалью.

Как размножаются мангровые деревья?

Мангровые деревья размножаются странным способом: это живородящие растения — их семена прорастают прямо на дереве. Росток, или сеянец, имеет колбовидный корень и достигает длины 30 сантиметров. В конце концов росток отпадает и погружается в ил, где пускает корни. Так появляется новое дерево!

Что необычного в илистых прыгунах?

Илистый прыгун — единственная рыба, способная жить как в воде, так и на суше. Её особенностью является то, что она может дышать на суше, поскольку во время отлива её жаберная щель закрывается. Кроме того, эта рыба с помощью толстых грудных плавников может ползать по илистой почве и даже взбираться на деревья. Илистый прыгун обитает в мангровых болотах, между корнями мангровых деревьев, в илистой почве. Там он выискивает маленьких рачков и червей.

Откуда получил свое название манящий краб?

Манящие крабы обитают на пляжах и в болотах тропических мангровых лесов глубоко в песке или иле. У особей мужского пола клешни разной величины. Большую клешню они используют, чтобы привлечь самку или пригрозить сопернику. Поскольку при этом кажется, будто они манят к себе, этих крабов назвали «манящими». Если во время битвы он теряет свою большую клешню, на её месте появляется новая, а другая, маленькая, увеличивается.

 


 

 

 

 

Викторина "Жизнь на морском побережье "

 

 

 

Презентация викторина "Жизнь на морском побережье "


Презентация викторина "Жизнь на морском побережье "
PPTX / 5.03 Мб

Вопросы викторина « Жизнь на морском побережье»

1.Как вы полагаете, почему у всех этих птиц длинные ноги?

2.Эти следы оставлены: а) зарывающимися в песок червями; б) птичьими клюва! в) морскими звездами ?

3.Что является причиной приливов и отливов: а) Луна и Солнце; б) ветер; в)землетрясения; г) киты ?

4.Правда ли, что такой раковиной можно бриться?

5.Каких животных из изображенных на этой странице люди употребляют в пишу?

6.Роющий мускул сердцевидки называется, а) ногой; б) языком; в) пальцем.

7.Какое из этих животных вы не найдете в воде между скал: а) морского ежа;

б) морскую звезду; в) саламандру?

8.Морские уточки также могут селиться на днище: а) самолетов, б) кораблей; в) виндсерферов

9.Есть ли коралловые рифы в Европе?

10.У побережья какой страны находится Большой Барьерный Риф?

11.На какое другое животное, изображенное на этих страницах, похож коралловый полип ?

12.Рыба-попугай была названа так за то, что: а) умеет разговаривать; б) имеет твердый клюв; в) живет в джунглях?

13.Зачем, по-вашему, нужны колючки морского ежа.

14.Правда ли, что из морских губок делают бисквитные пирожные?

  15.Правда ли, что морской ерш может убить ныряльщика?

Ответы викторина « Жизнь на морском побережье»

1.Длинные ноги необходимы этим морским птицам для того, чтобы бродить по мелководью у кромки берега.

2.а) Эти следы оставлены роющими червями.

3.а) Приливы и отливы вызываются воздействием Луны и Солнца.

4.Неправда. Тем не менее эти раковины англичане называют «бритвенными», поскольку они внешне похожи на старомодные бритвы. Такая форма позволяет быстро подниматься или опускаться в песчаных «норах».

5.Люди употребляют в пищу крабов, устриц и съедобных моллюсков.

6.а) Роющий мускул называется ногой.

7. б) Морские уточки селятся на днищах кораблей. Строго говоря, они селятся практически на любых предметах, попавших в море, от бревен до старых башмаков.

8.в) В воде между скал вы не найдете саламандр. Саламандры — это земноводные, которые обычно живут в горных пещерах.

9.В Европе коралловых рифов нет.

Вода у ее берегов слишком холодная для кораллов.

10. Большой Барьерный риф находится у

берегов Австралии.

11.Коралловый полип очень похож на морской анемон. Оба они принадлежат к одному классу животных, так называемых кишечнополостных. Поэтому их тела устроены почти одинаково.

Коралл Анемон

12.б) Рыба-попугай была названа так за твердый клюв, похожий на клюв попугая. Им она крошит кораллы на мельчайшие частицы, которые, затем, попадая на берег, образуют песчаные пляжи.

13.Морские ежи усеяны длинными колючками, похожими на острые вязальные спицы, которые защищают их от хищников. Тем не менее некоторые рыбы могут откусывать эти иглы, оставляя ежа беззащитным.

14.Неправда. Из морских губок бисквитных пирожных не делают.

15.Правда. На спине у морского ерша имеются ядовитые шипы, от укола которых ныряльщик может скончаться на месте.

 

Ресурсы: Пауль Доусвелл « Неизвестное об известном» учебное пособие для дополнительного образования.

Животные разных континентов Земли

https://mirfaunas.ru/sreda-obitaniya-zhivotnykh/52-morskoe-poberezhie

Сайт Природа. https://atlasprirodirossii.ru/ekstremalnaya-zhizn-v-prirode/

Кратко обо всем © http://kratkoe.com/kak-zimuet-kunitsa/

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Опубликовано в группе «Викторины»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.