Выпускная квалификационная работа по русскому языку с методикой преподавания «Формирование УУД при изучении авторских сказок А.С. Пушкина в начальной школе»

1
0
Материал опубликован 20 August 2017 в группе

 

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»

Допущена к защите Защищена с отметкой_______

«__»____________2017 г. Протокол ГИА №___________

Зам. директора по __________________________

учебной работе

____________________

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

РАБОТА

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения при изучении сказок А.С.Пушкина в начальной школе

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Студентка: Руководитель:

Власова А.А. Букурова О.В.

Шахты

2017

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Формирование универсальных учебных действий на ступени начального общего образования………………………………………………………….6

  1. Значимость универсальных учебных действий в системе начального общего образования……………………………………………………………………….6

    Сказки Александра Сергеевича Пушкина, вошедшие в круг детского чтения………………………………………………………………………………………8

    Язык Пушкинских сказок………………………………………………….15

Глава 2. Методические рекомендации по работе над сказками А.С.Пушкина в начальной школе…………………………………………………………………………21

2.1 Формирование универсальных учебных действий при изучении сказок А.С. Пушкина во 2 классе по программам начального общего образования………..21

2.2 Особенности изучения творчества А.С. Пушкина в начальных классах через урочную и внеурочную деятельность…………………………………………...23

2.3 Методика работы над навыком чтения (беглостью, сознательностью, выразительностью, правильностью) при изучении сказок А.С. Пушкина на уроках литературного чтения в начальных классах…………………………………………...32

Заключение 42

Список литературы и источников 44

Глоссарий 46

Приложения

Введение

Русская сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет и удивительные герои, но и ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений. Дети любят сказки. И если в двухлетнем возрасте малыши готовы довольствоваться народными сказками, то становясь старше, стремятся окунуться в более глубокий мир литературных сказок, где сюжеты сложнее, а герои настолько реальны, что ребенок может с легкостью поставить себя на их место. В настоящее время внимание многих исследователей привлекает наименее изученный жанр детской литературы – «авторская сказка». К таким произведениям можно отнести сказки Л. Кэрролла, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, А.Н. Толстого и, конечно же, мастера слова Александра Сергеевича Пушкина.

С каждым десятилетием всё дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт всё более приближается к нам как добрый наставник, учитель и друг — спутник всей нашей жизни, от рождения до старости. С детства мы знакомимся с героями сказок Пушкина. Позднее входят в нашу жизнь лирические строфы «Евгения Онегина» и чеканные созвучия «Медного всадника». Сказки Александра Сергеевича не только развлечение, но и способ вырастить духовно богатую личность, а также и самим духовно обогатиться.

При чтении его прекрасных сказок у ребенка формируются нужные установки на примерное поведение, понимание того, что такое добро и зло, любовь, дружба и справедливость. С помощью такой сказки можно оградить ребёнка и от различных внутренних страхов и недостатков в поведении.

Современная система образования требует формирования у учащихся универсальных учебных действий, которые направлены на умение саморазвиваться и самосовершенствоваться. Заглянув в прошлое, можно увидеть, что сказки А.С. Пушкина не потеряли своей значимости. Они являются, своего рода, энциклопедией нравственности. Собирая воедино современные требования и прошлые устоявшиеся традиции, можно прийти к выводу о том, что при изучении сказок А.С. Пушкина у учащихся формируются такие универсальные учебные действия, которые всесторонне развивают личность ребёнка. Этим объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования.

Предмет исследования: процесс формирования универсальных учебных действий, формируемых при изучении сказок А.С. Пушкина на уроках литературного чтения в начальной школе.

Объект исследования: Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения при изучении сказок А.С.Пушкина в начальной школе.

Цель исследования: раскрыть особенности работы при изучении сказок А.С.Пушкина в начальной школе.

Гипотеза – утверждение о том, что, если учитель будет формировать у учащихся универсальные учебные действия при изучении сказок А.С.Пушкина в начальной школе с помощью нестандартных заданий, активных методов обучения и разнообразных приемов, то это будет способствовать самосовершенствованию и самостоятельному усвоению новых знаний, а также формированию таких нравственно-этических качеств, как доброта, трудолюбие, терпимость, уважение к старшим.

Задачи:

- осознать значимость универсальных учебных действий в системе начального общего образования;

- рассмотреть сказки А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения;

- выявить особенности языка Пушкинских сказок;

- определить формируемые универсальные учебные действия при изучении сказок А.С. Пушкина во втором классе на примере нескольких образовательных программ;

 - выявить особенности изучения сказок А.С. Пушкина в начальной школе через урочную и внеурочную деятельности;

- составить методические рекомендации для учителя при формировании у учащихся навыка чтения (беглости, сознательности, выразительности, правильности);

В работе были использованы следующие методы:

- Эмперические методы исследования: наблюдение, беседа, изучение продуктов ученического творчества.

- Теоретические методы исследования: изучение литературы, теоретический анализ, обобщение педагогического опыта;

Методологическую основу работы составили труды Т.В.Зуевой, Д.А. Махотина, И.Н. Арзамасцевой, М. Горького, В.И. Даля и др. Максим Горький отмечал, что за занимательной фабулой и вымыслом сказок Пушкина скрываются реальные человеческие отношения. «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, - об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его – Икаре, а также сказка о «ковре-самолете» [6; 691]. Немногие знают, что В.И. Даля и А.С. Пушкина объединяла не только большая личная дружба, но и общие представления о великом значении русского языка, общая забота о нем. В Музее Владимира Ивановича Даля, что на Б.Грузинской улице в Москве, открыта экспозиция, посвященная дружбе двух великих сынов нашего Отечества Александра Сергеевича Пушкина и Владимира Ивановича Даля. Спустя много лет, Владимир Иванович Даль тепло отзывался о творчестве Пушкина и, в особенности, о его сказках [7; 224]. Т.В. Зуева утверждает, что сказки А. С. Пушкина рассматриваются в контексте жизни и творчества поэта. В них поставлена проблема счастья и свободы личности, выражен национальный общественный идеал. Зуева показывает значение фольклора, и прежде всего народных волшебных сказок, для литературных сказок А. С. Пушкина [13; 316].

Общее мнение приходит к тому, что поэт искал свой путь освоения большой поэтической формы. Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту и надуманность моралистических книжек многих детских писателей.

Глава 1. Формирование универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.

  1. Значимость универсальных учебных действий в системе начального образования


 

Современная система образования требует такого же нестандартного подхода к обучению учащихся как в старшей, так и в начальной школе. В школе основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение детей установить контакт для общения с другими людьми, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Данные умения формируются на всех уроках, в том числе, на уроках литературного чтения в начальной школе. И начинается этот путь с изучения сказок, которые, благодаря образности, метафоричности языка, условности времени и пространства, нравственной проблематике, вызывают у детей устойчивую положительную реакцию. Сказка может быть соотнесена с жизненными реалиями, что способствует нравственному, эстетическому воспитанию детей. Рассмотрение и изучение данного жанра способствуют развитию воображения, обучающийся приобретает бесценный жизненный опыт.

Таким образом, изучение сказок на уроках литературного чтения является основой для формирования ключевых компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных. Компетентностный подход предполагает пересмотр методики изучения литературного произведения, в основе которой лежит формирование универсальных учебных действий.

В широком смысле, под «универсальным учебным действием» в современной педагогической литературе принято понимать «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

Формирование универсальных учебных действий возможно не только на уроках, но и при проведении воспитательных мероприятий. В ФГОС НОО понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. [2; 81]

Можно сделать следующий вывод: универсальные учебные действия— это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ребенок должен развивать не только свою интеллектуальную область, но и готовность к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. Это и заложено во внеурочной деятельности. Все формы внеурочной деятельности способствуют развитию всесторонне развитой личности [24; 179].

При изучении сказок, согласно требованиям примерных программ НОО по литературе, ученики должны овладеть познавательными, коммуникативными, регулятивными, а также личностными универсальными учебными действиями (см. Приложение 1).

Примером познавательных универсальных учебных действий является умение отличать литературную сказку от фольклорной, выделять ее существенные признаки. Коммуникативные универсальные учебные действия предполагают умения выразительно читать, пересказывать сказку, читать наизусть, составлять портрет главного героя. А под личностными универсальными учебными действиями подразумеваются те качества литературного навыка, которыми ребенок может овладеть при написании отзыва, сочинения собственной сказки, подборе иллюстраций и музыкальных фрагментов. Регулятивные универсальные учебные действия выполняют такую же главную роль, помогая организовать ребенку его учебный процесс как в школе, так и за ее пределами [19; 6].

Таким образом, владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то  есть умение учиться.

  1. Сказки Александра Сергеевича Пушкина, вошедшие в круг детского чтения


 


 

Каждый человек, живущий как в России, так и за её пределами, неоднократно слышал имя Александра Сергеевича Пушкина. Сколько бы лет не прошло, его стихотворения будут читать и учить наизусть, его сказки будут передаваться из уст в уста, а объемными поэмами и романами будут гордиться во всём мире.

В программе любого образовательного учреждения младшим школьникам удается познакомиться со многими произведениями великих авторов: В.Ф.Одоевского, Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Ершова, В.А.Жуковского, А.С. Пушкина и др. Эти авторы подарили миру литературы прекрасные сказки, например, «Спящая Царевна», «Алёнушкины сказки», «Конёк-Горбунок», «Сказка о рыбаке и рыбке». Сказка – важный компонент обучения. Кроме того, сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет и удивительные герои, но и ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений. Многообразие сказок в русской литературе заставляет полагать, что все авторы писали их специально для детей. Но такое мнение является ошибочным.

Александр Сергеевич Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотво­рения и отрывки из ᴇᴦο произведений, а также сказки давно вошли в круг детского чте­ния. Великий поэт внимательно следил за развитием детской лите­ратуры и высказывал свое отношение к ней. Его возмущение вы­зывали бездарные писатели, которые создавали произведения, оторванные от современной ему жизни, написанные высокопар­ным слогом [15; 58].

В набросках и заметках для ʼʼЛитературной газетыʼʼ Пушкин высказывает резко отрицательное отношение к ограничению дет­ского чтения назидательными, верноподданническими произве­дениями. Он выступает против критиков, которые объявляли ʼʼбезнравственнымʼʼ все, что могло познакомить детей с социаль­ными противоречиями, с реальной жизнью. В творческом наследии Пушкина есть записи, заметки, набро­ски, статьи, по которым можно судить, что он живо интересовался вопросами воспитания молодого поколения.

Для поэта было важно знать, что дети могут и должны изучать ту литературу, которая помогла бы им получить знания о современности, о реальном мире. Ведь, если с самого детства ребенок читает одни сказки с добрыми героями и счастливым концом, то при столкновении с реальностью его не ждет ничего, кроме разочарования.

Именно по этой причине, в середине 20-х годов XIX века в творчестве Пушкина произошел переход к реализму, что сопровождалось глубоким интересом к жизни народа. В данный период творчества случилось пребывание поэта в ссылке в селе Михайловском. Пушкин старается приблизиться к народу, понять его интересы, мечты, идеалы. Как поэт, он знает, что поэтическое народное творчество представляет собой неисчерпаемый источник знаний, ключ к «душе» народа. Пушкин принимается внимательно изучать народную поэзию. Он записывает песни и народные обряды, его няня снова рассказывает ему сказки, знакомые еще с детства, - теперь он по-иному их воспринимает, ищет в них выражения "народного духа". Для создания собственных произведений в народном духе Пушкин не ограничивается задачей пассивного изучения: он стремится проникнуть вглубь, понять ее содержание и форму, учится создавать такие же песни и сказки, как у безымянных народных поэтов. Это удалось Пушкину настолько, что некоторые из его произведений, стилизованные под народные, исследователи принимали за записи подлинно народных песен. В отличие от всех предшественников, Александр Сергеевич затрагивает серьезные социальные темы в своих сказках. Первыми попытками к написанию народных сказок были у Пушкина две баллады на народные сюжеты: о девушке, публично разоблачившей жениха-разбойника ("Жених", 1825), и о страшном возмездии мужику, который подло нарушил свои нравственный долг ("Утопленник", 1828). Всего с 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна ("О медведихе") осталась незаконченной [13; 218].

«Сказка о попе и о работнике его Балде» написана Пушкиным в 1830 году в Болдино. При жизни поэта данная сказка не печаталась. Основой для ее создания послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в селе Михайловском. Летом 1831 года писатель впервые читал эту сказку Николаю Васильевичу Гоголю в Царском селе. Позднее Гоголь писал об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая». В ней Александр Сергеевич умело применил литературные, реалистические средства в прорисовке фольклорных по происхождению персонажей, углубил их психологически.

«Сказка о попе и о работнике его Балде» впервые вышла в печать в 1840 году, благодаря В.А. Жуковскому. Интересен тот факт, что по цензурным причинам Жуковскому пришлось заменить попа купцом: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». В СССР было создано четыре экранизации по мотивам данной сказки. Самый первый мультфильм «Сказка о попе и работнике его Балде» 1936 года сгорел при пожаре в начале Великой Отечественной войны. В 2006 году Вадим Беберган придал фрагментам из мультфильма законченный вид. В том же году состоялась большая премьера.

Одной из самых любимых сказок Александра Сергеевича у детей считается «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». Чаще всего, можно услышать сокращенное название «Сказка о царе Салтане». Она была создана и впервые издана в 1832 году. Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи. Данная сказка является вольной обработкой народной сказки, которая была записана мастером слова в двух различных вариантах. Поэт свободно экспериментировал с сюжетом, сохраняя при этом народный характер содержания. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований. «Сказка о царе Салтане» написана четырехстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена это был распространенный способ «подражания» народной поэзии.

«Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты- красавицы. Град на острове Буяне воспринимается сознанием, как действительно существующий, такой же, как и описан: за белыми стенами - маковки церквей, все богаты в этом городе, изб нет, везде палаты. Остров Буян - это такой уголок, куда хочется спрятаться: там творят только добро, там как-то очень хорошо. Похоже, что и сам А.С. Пушкин, душою отдыхая, воображал этот остров и город на нем.

В этой сказке А. С. Пушкин использует слова и обороты, которые были свойственны большинству людей в России того времени: "И пустили в Окиян", "Девицу в живых оставил", "Чародея подстрелил", "Лебедь тешится моя", "Мать и сын идут ко граду", "И ответ держать велит", «Чудо-чудное завесть", "Свет о белке правду бает", "При честном при всем народе", "Злыми жабами глядят","С сватьей бабой Бабарихой" и другие. Особенно привлекательным в этой сказке является образ белой Лебеди. В нем не только царственность, но и чистота, и источник волшебства, чуда, воплощение красоты и очарование.

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. [22; 234]

Она олицетворяет в себе женскую чистоту, непорочность, гармонию: в русских обрядовых (свадебных) песнях так называли невест, прекрасных и лицом, и душой.

С 1833 года его сказки носят название «Сказки второй Болдинской осени». В это время были написаны «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке». Поэт продолжил изображение идеальной женщины. После чудесного и величественного образа Лебеди он обратился к сюжету, построенному на противопоставлении двух красавиц: царицы-мачехи и царевны. Изображение идеальной женщины перерастает в проблему красоты человека и смысла его жизни. У народа одна только внешняя красота не вызывала ни восхищения, ни даже уважения. Ей противопоставлялась красота души. Такое понимание было близко самому Пушкину. Под внешней красотой царицы скрывалось её внутреннее уродство, холодный эгоизм, который автор постепенно обнажает. Философский смысл «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» восходит к народной идее о том, то красота души – это и есть красота человека [19; 125].

В 1833 г. написана «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжет связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском языке, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев Гримм есть похожая сказка. Но они ограничились моралистическим выводом: жадность вредна, довольствуйтесь тем, что у тебя есть. Пушкин воспользовался соответствующей немецкой сказкой, где действие происходит на берегу моря, старик - рыбак, а в роли исполнителя всех желаний выступает рыба-камбала. Пушкин заменил этот малопоэтический образ (к тому же в немецкой сказке камбала оказывается заколдованным принцем!) - золотой рыбкой, народным символом богатства, обилия, удачи. В пушкинской сказке судьба старика отделена от судьбы старухи.

Бедные люди бывают добрее людей, никогда не испытывающих нужду, всегда бескорыстно помогут в беде. Так и старик из "Сказки о рыбаке и рыбке" показан как человек спокойный и добрый: поймав одну рыбку, даже волшебную, мог не отпускать ее или воспользоваться ее предложением, но не смог этого сделать:

Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

А.С. Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стариком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта. Но удалось все-таки старухе устроить старику беспокойную жизнь:


Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось…

Образ пушкинской золотой рыбки - цельный, "дышит" народной мудростью, поэтический. Таким образом, пушкинское произведение - это и стилизация народной сказки, где волшебное и сатирическое сосуществуют, где наказуемы человеческие пороки.

Особое место в творчестве Пушкина занимает поэма-сказка или сказочная поэма «Руслан и Людмила». Руслан и Людмила» — это первая поэма А. С. Пушкина, ее замысел родился еще в лицее. Он хотел создать богатырскую сказочную поэму, вдохновленный русскими фольклорными сказками и переводами Вольтера. Первая публикация сказки «Руслан и Людмила» выпала на 1820 год, но лишь в 1828 году сказка обрела свой привычный вид. Александр Сергеевич включил в поэму «Руслан и Людмила» легендарный пролог «У лукоморья дуб зелёный…», основанный на народной присказке няни Арины Родионовны. Пролог так органично вошёл в сказку «Руслан и Людмила», что от него фольклорная окраска текста только выиграла.

Сюжет поэмы — сказочный, в нём все дышит молодостью и здоровьем, печальное не печально, а страшное не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, а страшное становится смешным. Мораль поэмы вторит морали фольклорных произведений — только тот, кто берется со злом, смел, добр и отважен, побеждает. Правда всегда на стороне добра.

Смешение жанров можно наблюдать и в другой сказке Пушкина - «Жених». Некоторые литературоведы даже называют эту сказку балладой. Она создана 30 июля 1825 года. По мнениям литературоведов, источником для создания «Жениха» послужила сказка братьев Гримм «Жених-разбойник». Однако А. С. Пушкин переделал сказку на русский лад, придал ей характерный русский народный стиль, изменил некоторые детали.

«Сказка о золотом петушке» — последнее из написанных великим русским поэтом произведений такого рода. Она была написана в 1834 году, а впервые напечатана в следующем году в журнале «Библиотека для чтения»Это серьезное и сложное произведение. Поэт создал ее в период глубоких раздумий о судьбе своей родины. Поэтому одной из центральных проблем сказки – сторон жизни, наиболее значимых для автора, - является проблема ответственности человека за судьбу окружающего мира. В ней проявляются характер, мудрость и моральные качества народа. Анна Ахматова впервые сравнила “Сказку о золотом петушке” А.С. Пушкина с “Легендой об арабском астрологе” В. Ирвинга. И многие литературоведы считают, что именно она подтолкнула поэта к созданию сказки. Но при этом существуют и другие мнения по поводу истории создания сказки.

Одна из сказок Пушкина носит название, которое придумал не сам автор, кроме того эта сказка так и осталась в творчестве Пушкина незаконченной. Это «Сказка о медведихе». Дата её написания неизвестна, но существуют предположения, что Пушкин работал над ней в 1830 году. Известно, что поэт написал сказку по русским народным источникам. «Сказка о медведихе» послужила толчком к созданию одного из шедевров русской живописи. И.И. Шишкин в 1889 году написал картину «Утро в сосновом лесу». Медведи на ней нарисованы художником К.А. Савицким [21; 210].

Можно сделать вывод, что на сказках Александра Сергеевича выросло ни одно поколение. Поэт учит добру, справедливости, нравственности. Ведь с самых ранних лет ребенок должен понять, что такое хорошо, что такое плохо.


 


 

  1. Язык Пушкинских сказок


 


 

Слово сказка известно с XVII века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", от слова "бать" - рассказывать. Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые "сказки сказывают небывалые" (см. Приложение 2). Но ученые полагают, что в народе слово "сказка" употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество. Русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Ведь что, как ни сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение. В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и борются со злом. [29; 34]

Пушкинские сказки - это быль о русском народе, о его исторических и психологических ценностях, о его слабостях и его упорстве, о его постоянстве и душевной целостности. Социальное или иное общественное положение того или иного героя сказки не имеет значения. Все герои - люди нашей страны, нашего царства-государства. И потому их связь между собой, характер и манера поведения - узнаваемы всегда и во все времена.

В этих сказках собственно сказочны лишь стиль изложения и какие-то сюжетные повороты. Поведение же героев, их отношения между собой, их восприятие духовного и материального, их понятия о чести и совести, о жадности и алчности, о возмездии, которое неизбежно настигает всякого, кто жаждет богатства и почестей любым путём, - пронизывают жизненные дороги каждого из нас. И будут ещё долго пронизывать. Поведенческая модель в пушкинских сказках выстроена вполне определённо. Из пушкинских сказок следует, что в характере каждого человека, а российского особенно, заложены три фундамента, сдвинуть, изменить или преобразовать которые не представляется возможности.

Первый - абсолютная привязанность к среде своего обитания, к среде своего проживания.

Второй - чувство личной свободы и достоинства.

Третий фундамент, составляющий основу человеческого характера русского человека, - чувство веры [30].

В пушкинских сказках, как нигде в его произведениях, с наибольшей полнотой и яркостью выражены именно эти и производные от них свойства русского характера, русской души.

Отмечаются в сказках Пушкина и другие качества русского человека - его настойчивость и упорное стремление к таким идеалам красоты, мечты, которые он несёт в своей душе или в сознании. При этом замечательная черта - умение постоять за себя, достоинство и независимость в своих действиях тогда, когда ты - хозяин своего положения.

Эти качества с поэтической выразительностью и изяществом поэт раскрыл пред нами в своей «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Вся нежность, надёжность и широта русского характера здесь предстала в обликах королевича Елисея и семи богатырей. Эти же мужество и настойчивость в достижении собственной цели видели мы и в поведении молодого князя Гвидона. Доброжелательность и трудолюбие в нелёгком труде моряков показал поэт через своих корабельщиков, плавающих и торгующих по морю-Окияну. Со знанием, достоинством делают они своё дело, знакомясь с жизнью заморских стран и предлагая там свои изделия, дорогие русские товары. Трудолюбивым и находчивым, умным и лукавым одновременно, заботливым и непритязательным в быту показан Пушкиным его знаменитый работник Балда. А рыбак из сказки о рыбаке и рыбке? Человек добрый, незловредный, покорный в своей нужде, трудолюбивый и отзывчивый, с мудрой ясностью в голове и в сердце.

И ещё одно удивительное свойство русского характера, внутренние «закоулки» его души сказочно убедительно, хотя и весьма скрытно, показал Пушкин - склонность русских к фантазии. Буйность и широта воображения, как части духовной культуры русских людей, очень плохо соединяются по своим мотивам с размеренно-деловой и строгой организацией труда и быта.

Таким образом, особенностями пушкинских сказок являются:

- выражение национального характера;

- социальная природа сказки и её связь с реальной жизнью;

- изображение развёрнутых картин быта, жизненной обстановки, которые наполняются глубоким художественным значением;

- отбор сюжетов, в центре которых стоит тема любви и семейного счастья;

- фольклорная типизация в изображении героев;

- понимание национального характера героя;

- композиция произведений, восходящая к композиции поэмы;

С А.С. Пушкина начинается современный русский литературный язык. В русской сказке Александр Сергеевич ценил многие черты, связанные с самовыражением народа, своеобразием его художественного мышления: «живописный способ выражаться», и «веселое лукавство ума», здравомыслие, «русское раздолье» языка.

Поэт тонко чувствовал стилевое отличие устной сказки от сказок лубочных, предназначенных для народного чтения. И не случайно, развивая эпические возможности отечественной литературы, Пушкин выделил в русском фольклоре прежде всего сказку. Двести лет вполне достаточно, чтобы увидеть происшедшие в языке изменения. Нередко слово, давно вышедшее из активного употребления, все же до сих пор не забыто говорящим, хотя и встречается очень редко. Помимо того, что устаревшие слова различаются по степени своей архаичности, в современном русском языке они отличаются друг от друга еще и тем, что привело их в состав устаревшей лексики. В большей мере степень архаичности слов определяется другими факторами, кроме времени выхода его из активного словаря употребления, наиболее важны: первоначальная распространенность слова и длительность употребления в качестве факта активного словаря; наличие или отсутствие ясной и непосредственной связи с родственными словами [4; 98].

Рассмотрение устаревших слов в тексте сказок А.С. Пушкина с точки зрения тех причин, в силу которых они превратились в устаревшие, заставляет выделить среди них две основные, резко противоположные категории слов: архаизмы, историзмы. Слова обозначения каких-либо явлений, предметов, вещей в процессе употребления в языке могут вытесняться другими словами, то есть уходят из активного словаря по той причине, что их вытесняют другие слова (с тем же значением), которые оказываются более приемлемыми для выражения соответствующих понятий, - это архаизмы. В словарном составе русского языка рядом с архаизмами обязательно должны существовать, и существуют синонимы, являющиеся словами активного запаса.

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить –

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней...

(«Сказка о царе Салтане»).

Видит весь сияет в злате,

Царь Салтан сидит в палате,

На престоле и в венце

С грутной думой на лице...

(«Сказка о царе Салтане»).

В словах дозор, стража, палата, венец устарели лишь смысловые значения. В активном употреблении они существуют и сейчас, но не с теми значениями, которые их характеризуют в приведенных примерах. Это архаизмы, которые в современном русском языке заменены на слова пост, охрана, комната, корона. В художественных текстах устаревшая лексика выполняет нормативно-стилистические функции [2; 387]. Способствуя воссозданию колорита эпохи, она в то же время служит стилистическим, архаизующим средством ее художественной характеристики. С этой целью использует историзмы и архаизмы А.С. Пушкин в сказках, например: кольчуга - «безрукавка из мелких стальных пластинок, скрепленных кольцами»; челядь - «при крепостном праве: дворовые слуги помещика».

Представим формы работы с устаревшей лексикой на уроках русского языка и литературного чтения  в начальной школе в процессе анализа сказок А.С. Пушкина.

1. Определи значение слов: чело, проворье, бедство, столбовая дворянка, светелка, боярин, дворянин, терем. Примеры объяснения значений слов подразделяются на:

а) самостоятельное, то есть без прямой помощи учителя;

б) с помощью учителя: подбор синонимов к устаревшим словам; объяснение значений и оттенков учителем;

2. Представь, что ты оказался в старинном русском городе. Люди, которые рядом с тобой, говорят на русском языке, но ты их не понимаешь, потому что они употребляют слова, значений которых ты не знаешь, например, кушак, десница, кольчуга и другие. Почему мы сейчас не используем эти слова? Куда они исчезли?

3. Прочитай толкование устаревших слов. Подумай, почему эти слова устарели.

Кольчуга - старинная воинская защитная одежда.

Кафтан - старинная мужская одежда.

Боярин - человек старинного знатного рода, приближенный к князю, царю.

Слова сафьян и кушак употреблялись в языке в старину. Кушаком называли широкий пояс, а тонкую кожу называли сафьяном. Сейчас мы не употребляем эти слова.

Подобные упражнения - возможность приобщить младших школьников к истории языка, к культуре русского народа, естественный путь развития интереса к родному языку и потребности познавать его.

Делая вывод по первой главе, следует отметить, что формирование универсальных учебных действий чрезвычайно важно на ступени начального общего образования. Формировать их можно на множестве уроков, но глубокую нравственную направленность несут в себе именно уроки литературного чтения, на которых изучаются сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сама мысль о том, что прошло много лет, а проблемы, обозначенные в его сказках до сих пор актуальны, не дает сомневаться в ценности данных сказок. Во все времена говорили, что ребенок всегда чувствует хорошее. Возможно руководствуясь такими суждениями, можно обосновать выбор детей сказок Пушкина, которые были написаны далеко не для детского чтения. Язык сказок он насыщает восходящими к народной речи и фольклору афоризмами, эпитетами, пословичными оборотами, обильно пользуется приемами смыслового и синтаксического параллелизма. Значение А.С.Пушкина в русском развитии глубоко знаменательно. Для всех русских людей он – живое уяснение, что такое дух русский.

Глава 2. Методические рекомендации по работе над сказками А.С.Пушкина

2.1. Формирование универсальных учебных действий при изучении сказок А.С. Пушкина во 2 классе.

Известно, что современный ученик сталкивается с огромным потоком информации, объём которой увеличивается в геометрической прогрессии. И задача учителя – помочь ребенку сориентироваться в этом потоке. Ведь ребёнок должен уметь не только найти нужное, значимое, но и определить своё отношение к данной информации среди множества позиций и мнений. Одним словом, иметь свою собственную нравственную позицию.

Задача учителя научить ребенка работать, перерабатывать информацию, то есть формировать информационные компетенции. Еще труднее задача, через эту информацию способствовать личностному развитию ребенка, умению вырабатывать собственную точку зрения и доказывать её, формировать у ребенка компетенции личностного развития и самосовершенствования.

Универсальные учебные действия формируются у каждого учащегося по-разному. Как известно, каждый ребенок индивидуален, также индивидуальна и каждая образовательная программа.

В программе «Планета знаний» под руководством И.А.Петровой со второй четверти начинается изучение такой сказки Александра Сергеевича, как «Сказка о рыбаке и рыбке» [26; 9]. Универсальные учебные действия, формируемые при изучении этого произведения, различны. Один учащийся почерпнет для себя выразительные средства, которые использует А.С. Пушкин для описания моря и применит полученные знания на уроках рисования, другой же сформирует у себя познавательные универсальные учебные действия, задумавшись над вопросом – чем же авторская сказка А.С.Пушкина, отличается от русских народных сказок? Однако, каждому учителю при работе над «Сказкой о рыбаке и рыбке» следует формировать у учащихся нравственные качества. Каждый ребенок после прочтения данного произведения задумается о том, что такое жадность, злость, желание разбогатеть и сделает важный для себя выбор в пользу доброты, великодушия и честности.

Такими же целями задается программа «Школа России» под редакцией кандидата педагогических наук Андрея Анатольевича Плешакова, знакомя учащихся с этими же произведениями А.С.Пушкина во втором классе [16; 11]. Стоит отметить, что в данной программе изучается отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». При изучении вступления к поэме «Руслан и Людмила» у учащихся формируются важные универсальные учебные действия, такие как:

- умение выразительно читать;

- умение пересказывать;

- умение читать наизусть;

Программа «Перспектива», построенная на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсона, не только проводит ознакомление со «Сказкой о рыбаке и рыбке», но и формирует личностные универсальные учебные действия у учащихся. Примером является проектная работа, которую после прочтения выполняются дети – создание обложки к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» [23; 15].

В последнем случае можно смело сказать, что учитель, который работает по программе «Перспектива» будет не только развивать у учащихся умения работать над текстом, но и их творческие способности. Можно сделать вывод, что учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой. Ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими.

Только анализируя образовательные программы, можно убедиться в том, насколько разносторонними могут быть подходы к организации работы над сказкой. Следует помнить, что достижение результатов зависит, в первую очередь, не от программы, а от учителя. Ведь только настоящий наставник может подобрать материал таким образом, чтобы заинтересовать каждого, найти такие подходы обучения, чтобы даже отстающий ребенок захотел учиться.

2.2. Особенности изучения творчества А.С. Пушкина в начальных классах через урочную и внеурочную деятельность

Сказки А.С.Пушкина являются проводником в мир волшебства, именно поэтому в литературном чтении им отведено отдельное место. Но вникнуть в суть сказки, понять её смысл не по силам за один урок. Именно поэтому были выведены особенности изучения творчества великого поэта и писателя через урочную и внеурочную деятельность.

Но мало читать саму сказку, важно уметь рассказать еще и о прекрасном авторе, создавшем её. Таким образом, становится естественным ознакомление учащихся с жизнью А.С. Пушкина. Они узнают о том, откуда у юного поэта появилась любовь к сказкам, как погиб поэт, почему его произведения читают до сих пор. Именно на этом этапе обучения создается проблема – если не подпитывать знания учащихся новыми, интересными фактами о поэте, то его образ будет блекнуть, интерес к его творчеству также пропадет. Поэтому важно использовать произведения и биографию А.С.Пушкина не только на уроках литературного чтения, но и при изучении других предметов. Таким образом, можно представить различные особенности по изучению сказок Александра Сергеевича, беря во внимания различные дисциплины.

Начало данной задумке стоит положить с помощью урока литературного чтения, чтобы определить знания учащихся о поэте и его произведениях. Детям первое занятие представляется в виде темы «Как мы знаем сказки А.С.Пушкина?» Целью занятия является определение уровня уже имеющихся знаний детей о сказках А.С.Пушкина. В качестве оборудования используются портрет А.С. Пушкина и индивидуальные карточки с тестовыми заданиями. Обучающимся предлагается пройти тестирование, выбрав правильный, по их мнению вариант ответа (см. Приложение 3)

При проведении этого занятия у детей формируются такие универсальные учебные действия, как:

Личностные:

- развитие мышления;

- осознание смысла обучения;

- формирование учебной мотивации;

Регулятивные:

- умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

- построение плана действий (выбор сначала тех заданий, которые наиболее понятны);

- осознание собственных пробелов в знаниях по данной теме;

Коммуникативные:

- готовность получать необходимую конструктивную критику, т.е. замечания со стороны учителя;

- готовность получать похвалу за проделанную работу со стороны одноклассников и учителя;

- использовать текст произведения для сопоставления;

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- умение пользоваться знаниями, полученными раннее;

- делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Анализируя полученные результаты, можно увидеть в целом знание детьми сказок А.С. Пушкина. В дальнейшей работе можно лишь помогать детям обобщать и систематизировать уже имеющиеся знания и в незначительной степени знакомить детей с ещё неизвестными аспектами сказок А.С. Пушкина. Важно, чтобы каждое разработанное занятие несло увеличение познавательного интереса детей изучать сказки А.С.Пушкина.

Занятие второе рекомендуется провести на внеклассном занятии, обозначив темой «Смотрим «Сказку о рыбаке и рыбке». Целью данного занятия будет являться ознакомление детей со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Для этого занятия может использоваться следующее оборудование: портрет А.С. Пушкина, стенд, посвящённый сказкам А.С. Пушкина, диск с записью мультфильма по «Сказке о рыбаке и рыбке».

Но делать просмотр мультфильма бесцельным – неправильно. Перед просмотром мультфильма предлагается кратко вспомнить сюжет сказки, назвать главных героев. Используя красочные иллюстрации, учащиеся рисуют словесные портреты старика и старухи. Перед началом просмотра ставится цель – например: «Когда вы просмотрите мультфильм, ответьте на вопрос, такими ли вы представляли себе главных героев?» После просмотра мультфильма учащиеся отвечают на поставленный вопрос и делятся впечатлениями по поводу мультфильма [9; 4]. Таким образом, у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

Личностные:

- осознание значимости просмотра мультфильма;

- умение делать нравственный выбор в пользу добра;

Регулятивные:

- умение применять полученные раннее знания;

- умение ставить цель и достигать её;

Познавательные:

- умение выражать свои мысли;

- умение создавать устные высказывания;

- умение анализировать действия персонажей;

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог;

- умение аргументировать свой ответ;

Третьим шагом к освоению сказок А.С. Пушкина является проведение межпредметной связи в виде включения сказок А.С. Пушкина в урок русского языка.

Тема: Части речи. Общее значение частей речи.

Цель: Повторить понятие частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), используя задания, основанные на сказках А.С. Пушкина.

Оборудование: Распечатки со стихотворениями, с таблицей, стенд, посвящённый сказкам А.С. Пушкина, схемы частей речи.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

- Запишите число, классная работа. (Записывают число, классная работа.)

Словарная работа:

На доске написаны слова с пропущенными клетками. Нужно вставить правильную букву.

аллея трамвай праздник

бульон ребята вокзал

жёлудь коллекция дрожжи

лестница хоккей бидон

диван цирк

пожалуйста рюкзак

(Дети по цепочке называют нужную букву. Записывают слова в тетрадях в строчку, через запятую. Буквы вставляют зелёной ручкой.) Получается предложение: Льёт мелкий дождик.

III. Основная часть.

Постановка цели урока.

- Читаем текст, вставляем название той части речи, о которой говорится в тексте (Имя существительное – это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?) В предложении записанном ранее проставляем части речи.

Гл. им.прил. им.сущ.

Льёт мелкий дождик.

- Затем берём распечатки, на которых напечатано стихотворение. Каждому ряду своё стихотворение [27; 33].

Выпиши имена существительные.

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

- Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?

Выпиши имена прилагательные.

В дорогой собольей душегрейке,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

- Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?

Выпиши глаголы.

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

- Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?

Физ. минутка. Гимнастика для глаз.

Объясняем смысл пословицы:

Весенний день год кормит.

Дети запоминают её, пишут по памяти.

Самостоятельно проставляют части речи над словами в пословице.

Совместная проверка.

IV. Подведение итогов.

Тема еще одного занятия «Рисуем сказки А.С. Пушкина», также посвященного «Сказке о рыбаке и рыбке». Цель данного занятия - повышение интереса к сказкам А.С. Пушкина.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

- формирование у детей навыков рисования;

- развитие творческого мышления, памяти и восприятия;

Регулятивные:

- умение контролировать процесс собственной деятельности;

- умение составлять алгоритм действий;

Познавательные:

- понимание информации, представленной в изобразительной форме;

- умение использовать свой потенциал;

Коммуникативные:

- умение вступать в учебный диалог с учителем;

- умение соблюдать правила речевого поведения;

Оборудование: иллюстрации с изображениями героев, стенд, посвящённый сказкам А.С. Пушкина, листы белой бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

- Ребята, сегодня, мы с вами снова окунёмся в сказочный мир А.С. Пушкина. Для начала, мы должны вспомнить, с какой сказкой А.С. Пушкина мы уже познакомились на занятиях? («Сказка о рыбаке и рыбке»).

- Для сегодняшней работы, нам необходимо вспомнить героев этой сказки. (Дети вместе с учителем вспоминают героев сказки.)

- На доске, вы можете видеть некоторых из этих героев. Но сегодня мы не просто нарисуем иллюстрации, а составим из них диафильм.

III. Основная часть.

Каждому ребенку зачитывается определенный фрагмент из сказки, к которому он должен нарисовать иллюстрацию. Таким образом, учитель «разбивает» сказку на кадры.

IV. Подведение итогов.

Собираются работы детей. К следующему уроку учитель готовит презентацию с иллюстрациями учащихся, вставляя необходимые цитаты из произведения.

В ходе этого занятия интерес детей к работе со сказками А.С. Пушкина значительно увеличивался. Дети могли реализовывать на бумаге свои фантазии [5; 27].

Заключительное занятие также должно быть проведено в интересной форме. Тема занятия: КВН по сказкам А.С. Пушкина. Целью данного занятия является закрепление ранее полученных знаний о сказках А.С. Пушкина. Пятое занятие является не только закреплением изучения «Сказки о рыбаке и рыбке», но и проверкой того, заинтересовали ли предыдущие занятия учеников, читали ли они другие сказки А.С.Пушкина.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель делит класс на 2 команды.

II. Вводная часть.

- Ребята, сегодня, мы с вами проведём игру - соревнование, в ходе которой узнаем, на сколько хорошо мы усвоили сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

- Для начала, вы должны разделиться на команды, название которых должно быть связано со сказками А.С. Пушкина.

1 конкурс. Узнай сказку по рисунку.

Детям показываются рисунки, команды по очереди отгадывают сказки.

Кораблик («Сказка о царе Салтане…»)

Зеркало («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Яблоко («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Лебедь («Сказка о царе Салтане…»)

Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)

После конкурса, очки, заработанные каждой командой, записываются на доске.

2 конкурс. «Знаток сказок».

- А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок, на сколько вы были внимательны при чтении и при просмотре мультфильма.

- Узнайте сказку по следующим словам: путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Вопросы:

Как звали сенную девушку? (Чернавка)

Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей)

У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей)

Как звали собаку семи богатырей? (Соколко)

Как богатыри называли царевну? (Красна девица/милая сестрица)

К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру)

Где братья похоронили молодую царевну? (Понесли в пустую гору)

Что сказала царевна, когда ожила? («Как же долго я спала!»)

- Узнайте сказку по следующим словам: откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Вопросы:

Сколько лет жили стрик со старухой вместе? (30 лет и 3 года)

Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза)

Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву)

Что просила старуха? (Корыто, избу)

Кем старуха хотела стать и стала? ( Столбовой дворянкой, вольною царицей)

Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морскою)

- Узнайте сказку по следующим словам: царь, бочка, кораблик, лебедь, гонец, зависть. («Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») [17; 7].

Вопросы:

Какую песню пела белка «при честном при всём народе»? («Во саду ли, в огороде…»)

Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря)

Кто возглавил чудесное войско? (Дядька Черномор)

В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля)

Кем был злой коршун, который хотел погубить царевну Лебедь? (Чародеем)

Кто подменил грамоты гонцу? (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой) [14; 28].

IV. Подведение итогов. (Проходит подсчёт очков, объявляется победитель)

Проведя все пять занятий, можно убедиться, что у детей формируются универсальные учебные действия, необходимые для дальнейшей работы над литературными произведениями. Значит, система уроков оправдывает себя, помогая учителю разнообразить не только материал учебника по литературному чтению, но и проводить интегрированные уроки по русскому языку, дополняя уроки интересными формами внеурочной деятельности.

2.3. Методика работы над навыком чтения (беглостью, сознательностью, выразительностью, правильностью) при изучении сказок А.С. Пушкина на уроках литературного чтения в начальных классах

Сказки Александра Сергеевича Пушкина занимают большое место в чтении младших школьников не только вторых классов, но и всей начальной школы. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность [10; 315].

Работа над сказками Пушкина проводится так же, как и над русскими народными, но у них есть свои особенности. Очень важно правильно использовать методы и приемы для работы над текстом сказки. Для каждого педагога всегда полезны методические рекомендации, которые он может применять на своих уроках.

Стоит отметить, что учитель должен особенное внимание уделять основным навыкам чтения: беглости, сознательности, выразительности, правильности.

Упражнения для развития беглости чтения:

1. Чтение вслух «по цепочке» (так дети читают с большим интересом)
2. Чтение про себя.

3. Чтение жужжащее. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов.

4. Коллективные комплексные упражнения. 

а) Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст в полголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

б) Чтение в темпе скороговорки. 

Предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к чёткости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

5. Приём стимулирования учащихся.

В конце урока оставлять 3-4 минуты  для того, чтобы произвести самозамер скорочтения.  Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в дневник (ежедневно).

6. Чтение хором.

7. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

8. Динамическое чтение. 

На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

9. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно [8; 70].

Упражнения для развития правильности чтения.
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2.Озаглавливание текста.
3.Деление текста на части, составление плана.
4.Подбор иллюстрации к тексту.
5.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

1. Перед чтением сказки должна проводиться небольшая подготовительная беседа (Например: чем отличаются сказки А.С.Пушкина от русских народных, какие его сказки уже знакомы учащимся).

2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать или использовать аудиозапись.

3. Работу над сказкой необходимо вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок Пушкина наделены не одной-двумя чертами.

5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Видит старик: у порога сидит его старуха – а пред ней разбитое корыто». Если дети придут к правильным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

6. Сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Пересказ должен быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

- подготовка к восприятию сказки;

- чтение сказки;

- обмен мнением о прочитанном;

- чтение сказки по частям и их разбор;

- подготовка к рассказыванию;

- обобщающая беседа;

- подведение итогов;

- задание детям на дом [12; 93].

Но читать сказки без развития мышления было бы неправильным. Есть рекомендации, которым нужно следовать педагогам, чтобы добиваться развития речи учащихся, выражения их мнения, одним словом формирования УУД.

1. В сказках А.С.Пушкина не нужно сравнивать характеры людей с характерами животных.

2. Пусть учащиеся научатся сравнивать, как жили люди раньше и как живут теперь.

3. В сказках важны наблюдения, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику.

4. Учащимся чаще стоит ставить вопрос: Почему? О чем это говорит?

5. Уроки можно разнообразить пересказом по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

Важно чтение в лицах, по ролям.

Нужно выписывать на доске яркие определения, характерные выражения, необходимые для пересказа.

Перед учащимися нужно ставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста [25; 129].

Надо помнить, что все эти сказки предназначались взрослым, что написаны они в пору творческого расцвета А.С.Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьёзными его произведениями, - а это значит, что содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

Пушкинские сказки, вошедшие в круг чтения детей, делятся на сказки-поэмы («О царевне Лебеди», «О мёртвой царевне и семи богатырях») и сказки-новеллы («о попе и работнике его Балде», «О золотой рыбке», «О золотом петушке»). Сказки-поэмы заканчиваются счастливо, сказки-новеллы – справедливо, но несчастливо. Добро и зло в сказках-поэмах однозначно, положительные и отрицательные персонажи не вызывают сомнений; а в сказках-новеллах отрицательные герои побеждаются силами, несущими то ли добро, то ли зло. Различие этих качеств в человеке – важный компонент в воспитании младших школьников. Ребёнок с детства должен усвоить, как человек должен поступать и как не должен, как вести себя в трудной ситуации.

Зачастую, уроков чтения не хватает для полного проникновения в мир сказок, их осознанного восприятия. Именно поэтому, процесс изучения сказок дополняется внеклассными занятиями, домашним чтением, различными экскурсиями, посещением театров и музеев, а так же имеет место межпредметная связь в ознакомлении со сказками А.С. Пушкина. Но интересную деятельность для учащихся можно использовать и на уроках, подбирая нестандартные упражнения и задания.

Задание 1. «Угадай название»

На доску вывешиваются карточки, на которых расположены числа. Учащимся предлагается расположить числа в порядке возрастания. Например, 15, 30, 36, 50, 100. Когда карточки расположились в нужном порядке, учитель переворачивает их обратной стороной. Оказывается, что каждое число соответствовало одному слову. Ребята получают название – «Сказка о рыбаке и рыбке». Данное упражнение не только интересно, но и преследует сразу несколько целей:

- развитие математической зоркости;

- развитие внимания;

- закрепление уже изученного материала по математике;

Задание 2. «Слушайте внимательно»

Учащимися прослушивается фрагмент из сказки А.С.Пушкина. После прослушивания им нужно определить, к какой сказке относится данный фрагмент и назвать незнакомые слова. Таким образом, происходит подготовка детей к словарной работе. При выполнении данного задания формируются следующие универсальные учебные действия:

- развитие внимания и сосредоточенности;

- выделение нужной информации;

- умение анализировать [3; 87];

Задание 3. «Рыбак»

Учитель заготавливает аквариум (коробка из-под обуви, мешочек), в котором «плавают» рыбки. На каждой рыбке записано старинное слово, встречающееся в сказке Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Домашнее задание учащихся – узнать, что же обозначают эти слова. Например: душегрейка, пряник печатный, бояре, кичка, светёлка, простофиля, чупрун и т.д.

Задание 4. «Узнай слово»

Это задание является продолжением к заданию «Рыбак». Учитель проверяет, выполнили ли дети домашнее задание. Он называет характеристику слова, а учащиеся должны его назвать. Например:

Пряник с отпечатанными рисунками или буквами (пряник печатный)

Старинный праздный головной убор замужней женщина, который скрывал волосы (кичка)

Небольшая светлая комната в верхней части дома (светёлка)

Прядь волос, спадающая на лоб (чупрун)

Несмышленый, глуповатый человек (простофиля)

Богатые, знатные люди, которые служили царю (бояре)

Старинная женская одежда в виде короткой теплой кофты без рукавов (душегрейка) [28; 315].

Задание 5. «Нарисуй-ка»

Данное задание является приемом словесного рисования. Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» присутствуют два контрастных героя. Увидеть характер каждого можно при устном рисовании.

Задание 6. «Я начну, а вы закончите»

Данное задание развивает воображение учащихся, их устную речь и память. Учитель начинает фразу, а учащиеся должны ее закончить, вспоминая героев других произведений. Пример к «Сказке о рыбаке и рыбке»:

- Старик доверчив как…. (волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый Волк)

- Старуха жадная как…. (мачеха из сказки «12 месяцев»)

- Рыбка исполняла все желания как… (щука из сказки «По щучьему веленью»

Задание 7. «От каждого по словечку»

Задание основано на желании научить детей подбирать синонимы, разнообразить их словарный запас. Например, учащиеся должны подобрать синонимы к словам: глупый, жадная, справедливая.

Глупый – бездарный, невежда, «недалекий», дремучий, неразумный.

Жадная – корыстная, скупая, расчетливая.

Справедливая – воспитанная, порядочная, честная, достойная, умная.

Задание 8. «Так, только наоборот»

Задание формирует у учащихся умение подбирать антонимы (противоположные по смыслу слова). Например, старче – молодец, ветхая –новая, забранила – захвалила, дурачина – умница, браниться – мириться, светёлка – подвал, землянка – дворец.

Задание 9. «Сотвори!»

В задании предлагается ряд творческих задумок, направленных на развитие воображения, фантазии и устной речи.

Придумай новое название «Сказке о рыбаке и рыбке» («Старик и море»/ «Злая старуха»)

Придумай новое окончание сказки (Сделала рыбка старуху Владычицей морской и стала прислуживать ей)

Сказка продолжается: старуха пришла к синему морю, а Золотая рыбка ей сказала…..

Какие три телеграммы вы бы послали старику, старухе и рыбке?

В сказку попала волшебная палочка. Кому бы вы её отдали? Почему?

Но на сплошных заданиях не может строиться урок литературного чтения, так как главное для учащихся на этом уроке – развитие умения читать громко, четко, осознанно. Для достижения таких целей существуют разнообразные виды работ с текстом на уроке литературного чтения в начальной школе, используемые при изучении сказок А.С. Пушкина.

Упражнения для развития осознанного и выразительного чтения:

- чтение текста по частям, составление плана;

- чтение с последующим пересказом;

- чтение цепочкой по предложению;

- чтение вполголоса;

- нахождение отрывка к иллюстрации;

- нахождение в тексте ответов на вопросы;

- чтение отрывка, который можно подобрать к пословице;

- чтение отрывка с целью доказать истинность или ложность высказывания;

- чтение с последующим рассказом о впечатлениях;

- чтение по ролям;

- чтение отрывка с последующим пересказом с помощью жестов и мимики;

- чтение отрывка с расстановкой пауз, логических ударений;

- выразительное чтение отрывка сказки по выбору;

- чтение с пометкой непонятных слов;

- чтение слабочитающими учениками с разбивкой на слоги;

- чтение и нахождение слов или фраз, с помощью которых можно составить словесный портрет;

Также можно использовать другие приемы. Например, пение песни о Пушкине. Исполняется песня на мотив «Маленькая страна».

1. Не за горами, за лесами

Пушкинская страна -

Может, средь книг в читальном зале

Встретится вам она.

Там чудо-озеро клубится,

Там зла и горя нет,

Сказок чудесные страницы

Дарят нам добрый свет.

Припев.

Пушкинская страна, пушкинская страна,

Это страна волшебных сказок,

Тайн и чудес полна.

Пушкинская страна, пушкинская страна,

Там, где всегда светло и ясно,

Где круглый год весна.

2. Годы летят, как будто птицы,

И нужный час придет:

С детством придется нам проститься -

Взрослая жизнь зовет.

Но пронесем мы через годы

В сердце своем весну

И сохраним в душе надолго

Пушкинскую страну.

Припев.

И, конечно же, всех ребят заинтересует блиц-турнир.

Сколько девиц было под окном в сказке о царе Салтане?

Куда посадили царицу с сыном?

Кто пытался убить лебедя?

Куда ужалил Гвидон 1 раз тетку?

Кто пел песню «Во саду ли, в огороде»

В кого превратился Гвидон 3 раз?

Кто превратил Гвидона в муху?

С чем пришел старик после 1 попытке закинуть невод?

Что попросила старуха у рыбки в 1 раз?

Кем захотела быть старуха в последний раз?

Сколько богатырей было в сказке о мертвой царевне?

Как звали жениха царевны?

С кем разговаривала царица, чтобы узнать о своей красоте?

Что принесла последний раз царица царевне, чтобы отравить ее?

Куда положили мертвую царевну?

С кем разговаривал Елисей после месяца, чтобы отыскать невесту?

Как звали «славного царя» из сказки о золотом петушке?

Кого вытащил мудрец из мешка перед Дадоном?

Кого царь привез из шатра?

Внеклассные мероприятия всегда сближают детей с учителем и друг с другом. На таких коллективных заседаниях можно пробовать различные виды деятельности.

Когда учащемуся интересен процесс обучения, он с желанием будет выполнять домашнее задание, с восторгом будет вспоминать об уроках литературного чтения, возможно, захочет попробовать написать стихотворение или сказку. Методически правильная работа над сказками позволяет учителю дотронуться до сердца каждого ученика, вложить в них частицу добра, тепла, уважения, которыми воспитали уже не одно поколение сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Заключение

Пушкин стал хозяином литературного языка, постигши всё разнообразие красок и пословиц, прибауток и присказок, заостренных рифмой и неожиданных по размеру. Соединение большой культуры речи с огромным чувственным ощущением жизни, с душевной возбудимостью общественной создало из пушкинского гения еще незнакомое России до его времени явление. Ведь Александра Сергеевича не поймешь словами. Так многопланово, разнообразно и безгранично его творчество, что человечество, наверняка, еще века будет разбираться в оставленном им наследии. Пушкин для литературы такая же величина, как Леонардо для европейского искусства. Таким образом, выбранная мной тема «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения при изучении сказок А.С.Пушкина в начальной школе» актуальна. В ходе данной работы решены все поставленные задачи:

- доказано, что владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах обучения и ведет к формированию способности самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то  есть умение учиться.

- сделан вывод, что на сказках Александра Сергеевича Пушкина выросло ни одно поколение. Поэт в своих произведениях учит добру, справедливости, нравственности.

- заметно, что правильно подобранные упражнения - возможность приобщить младших школьников к истории языка, к культуре русского народа, естественный путь развития интереса к родному языку и потребности познавать его.

- анализируя образовательные программы, можно убедиться в том, насколько разносторонними могут быть подходы к организации работы над сказкой.

- проводя занятия в различных формах, можно убедиться, что у детей формируются универсальные учебные действия, необходимые для дальнейшей работы над литературными произведениями.

- значит, методически правильная работа над сказками позволяет учителю дотронуться до сердца каждого ученика, вложить в них частицу добра, тепла, уважения, которыми воспитали уже не одно поколение сказки Александра Сергеевича Пушкина.

- изучен процесс формирования универсальных учебных действий, формируемых при изучении сказок А.С. Пушкина на уроках литературного чтения в начальной школе.

В ходе работы достигнута основная цель исследования - раскрытие особенностей работы при изучении сказок А.С.Пушкина в начальной школе.

Изучив методическую литературу по данной теме, был сделан вывод: формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения при изучении сказок А.С. Пушкина в начальной школе является решением актуальной проблемы современного мира по нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Что Пушкин для нас? Великий писатель? Нет, больше: одно из величайших явлений русского духа. Кроме этого, Пушкин – непреложное свидетельство о бытии России, если он есть, есть и она. Именно он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого. Именно поэтому, важно правильно подбирать формы проведения уроков литературного чтения при изучении творчества А.С. Пушкина.

Действительно, если учитель будет формировать у учащихся универсальные учебные действия при изучении сказок А.С. Пушкина в начальной школе с помощью нестандартных заданий, активных методов обучения и разнообразных приемов, то это будет способствовать самосовершенствованию и самостоятельному усвоению новых знаний, а также формированию таких нравственно-этических качеств, как доброта, трудолюбие, терпимость, уважение к старшим. Гипотеза доказана.


 

Список литературы


 

Закон об образовании Российской Федерации

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.: Просвещение, 1995. 87 с.

Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Научно-исследовательская работа студента – М.: Академия, 2015. - 126 с.

Гамзюкова Т.А. Лучшие открытые уроки и внеклассные мероприятия для начальных классов. М.: Феникс, 2006. С.23-30

Горький М. Собрание сочинений – М.: Наука, 1968. 682-693 с.

Даль В.И. Воспоминания о Пушкине - Т.2. - М.: Вече, 2004. С. 224.

Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников – М.: Педагогика, 2008. - №10 – 63-71 с.

Дановский А.В. Великий «сказочник» А.С. Пушкин // Начальная школа.2005. №6. С.3-7.

Детская литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.О.Путилова, А.В.Денисова, И.Л.Днепрова и др.; под ред. Е.О.Путиловой.–4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 432с.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология. Словарь-справочник. – Минск, 2013.

Зубарева Е.Е. Детская литература - М.: Просвещение, 2005. 346 с.

Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина - М.: Просвещение, 1989. - 346 с.

КВН по сказкам А.С.Пушкина во 2 классе // Начальная школа. 2014. №11. С.28-29.

Крючкова В.А. Знакомьтесь, сказки А.С. Пушкина // Начальная школа. 2013. №12. С.57-61.

Кучерявых Н.М. Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе, «Школа России», 2015.

Литературная игра «Поле чудес» // Педагогическое творчество. 2009. №9. С.3-6.

Маршак С.Я. О сказках Пушкина [Текст] - С. 344-356.

Методические основы формирования УУД в начальной школе // Начальная школа. 2014. №6. С.2-7.

Пушкин, А.С. Избранные произведения. - М.: Детская литература, 2009. - 468 с.

Пушкин, А.С. Собрание сочинений в трех томах - Т.1. - М.: Художественная литература, 2004. - 486 с.

Пушкин А.С. Семь сказок. М.: Дрофа, 2002. 279 с.

Романенкова Н.Н. Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе «Перспектива», 2013.

Рыжкова Т.В. Торетические основы и технологии начального литературного образования – М.: Академия, 2007. – 414 с.

Сапожков С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл. – М.: Детская литература. - 1991. - №3. - С.124-135.

Сарана Т.А. Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе, «Планета знаний», 2013.

Суркова И.Ю. Перелистывая сказки Пушкина // Читаем. Учимся. Играем. 2014. №8. С.32-34.

Сушинскас Л.Л.Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы. М.: Феникс, 2013. 315 с.

Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2013.- 207 с.

https://урок.рф

Глоссарий

Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы реалистического направления; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети 19 века.

Архаизмы – устаревшее наименование существующих реалий; устаревшие слова, замененные в современном языке синонимами: ловитва – «охота», лоно – «грудь», выя – «шея».

Болдино – государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Идея произведения – основной принципиальный смысл произведения, выступающий через всё единство образов.

Интегра́ция — процесс объединения частей в целое

Историзмы - устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов или явлений объективной действительности: боярин, стольник, алтын.

Коммуникативные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей, партнером по общению или деятельности.

Компетенция – круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен.

Личностные универсальные учебные действия – такие действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Ме́тод — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели. 

Основная образовательная программа образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира.

Портрет в литературном произведении – описание внешности персонажа, играющее определенную роль в его характеристике.

Поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; 

Прием – это особый способ выполнения какой-либо операции или сложного действия.

Реализм – художественный метод в литературе и искусстве.

Регулятивные универсальные учебные действия – обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

Рекомендация – это благоприятный отзыв.

Рифмованная проза – художественная проза, опирающаяся на рифмы.

Самообразование (саморазвитие) – приобретение знаний путём самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.

Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи,  раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным  явлениям; последовательность.

Универсальные учебные действия (УУД) – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Фолькло́р — народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы.


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.