Урок с применением методики CLIL в обучении английскому языку в начальной школе
Гончарова Елена Николаевна,
учитель английского языка
МБОУ НОШ №9, Сергиево-Посадского г.о.
Content and Language Integrated Learning , CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение).
На сегодняшний день это один из самых интересных и распространенных подходов к обучению иностранному языку.
С одной стороны, эта методика делает изучение языка прикладным, так как язык применяется для решения конкретных задач познания окружающего мира.
С другой стороны, изучение языка приобретает целенаправленную форму, что помогает развивать и совершенствовать языковые компетенции и навыки естественной устной речи.
Что же представляет из себя урок по методике CLIL, и чем он смог завоевать признание большого количества педагогов по всему миру?
Рассмотрим структуру урока по CLIL.
Урок по CLIL включает следующие компоненты (так называемые четыре C):
•CULTURE (Культура)
Этот компонент направлен на формирование межкультурных знаний учащихся.
•CONTENT(Содержание) стимулирует развитие знаний и умений по изучаемой предметной области.
•COMMUNICATION (Общение)
Данный компонент нацелен на достижение максимально эффективного общения на иностранном языке, осознанном и свободном использовании иностранного языка в повседневном общении.
•СOGNITION (Познание) стимулирует развитие мышления и творческого потенциала учащегося.
Методика CLIL стимулирует ученика на учебу в целом, давая ему возможность расширять кругозор, осознавать и развивать свои способности как на изучаемом, так и на родном языках.
Она позволяет значительно повысить мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, формирует знание и принятие других культур и ценностей, развивает и совершенствует коммуникативные компетенции через изучение иностранного языка.
Предлагаю вашему вниманию урок по методике предметно-языкового интегрированного обучения в 4 классе МБОУ НОШ №9, Сергиево-Посадского г.о.
Тема: «Погода».
Тип урока: CLIL (интегрированный).
Межпредметные связи: Окружающий мир.
Учебный материал: Книга для чтения и кросс-платформное приложение с аудиозаписью «Explore our world. CLIL readers. The weather» (Jenny Dooley & Virginia Evans) Express Publishing.
Рассмотрим данный урок с точки зрения структуры CLIL:
•CONTENT(Содержание)
Вопросы, которые ставятся и решаются на уроке в рамках предметной области, следующие:
- Почему так важна тема погоды в нашей жизни?
-Так что же такое «погода»? И что включает в себя данное понятие?
Ученики, суммируя полученные сведения, перечисляют основные понятия, входящие в состав понятия «погода» на изучаемом языке:
- sunshine (солнечность)
- clouds (облачность)
- rain and snow (осадки в виде снега и дождя)
- wind (ветреность)
- temperature (температура воздуха)
- nature changes with the seasons (изменения природы в разное время года).
Планируя содержание, необходимо учитывать возраст, интерес, а также уровень знаний учащихся по данному предмету на родном языке.
•COMMUNICATION (Общение)
На уроке организуется коммуникативное взаимодействие учащихся для совместного достижения планируемых результатов.
•СOGNITION (Познание)
На данном этапе происходит развитие мышления, умения формулировать свою мысль, расширение словарного запаса, развитие памяти.
•CULTURE (Культура)
С целью формирования страноведческой компетенции в ходе занятия учащимся будет предложено прочитать и сопоставить информацию о погоде в России и США , а на основании полученной информации составить небольшое высказывание о погоде своего края.
Ниже приведена технологическая карта урока по данной теме.
Технологическая карта урока английского языка в 4 классе
Тема: «Погода».
Тип урока: CLIL (интегрированный).
Межпредметные связи: Окружающий мир.
Цель урока: 1)Ввести новый материал и проверить его усвоение.
2) Формировать УУД:
- личностные: развивать способность к самопознанию;
- познавательные: развивать логику и мышление, умения проектной деятельности;
- регулятивные: освоение способов решения проблем поискового характера,освоение метода языковой догадки;
- коммуникативные: планировать совместную деятельность.
Планируемые результаты:
предметные: формирование языковых навыков (фонетических, орфографических, лексических) в рамках темы «Погода»; развитие навыков аудирования, чтения, письма в рамках предложенной темы;
познавательные: формирование представлений об окружающем мире, живой и неживой природе, погоде на изучаемом языке;
метапредметные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, поиск информации, сканирование текста, просмотровое чтение, перекодировка текста – заполнение таблиц;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Ход урока
№ |
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты этапа |
1 |
Организационный момент. |
Настроить учащихся на работу на уроке. |
Приветствие. |
Приветствие.
|
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. |
2 |
Этап мотивации. |
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. |
Почему так важна тема погоды в нашей жизни? |
От погоды всецело зависит наша жизнь: одежда, которую мы носим, пища, которую мы потребляем, деятельность, в том числе игровая, которую мы ведем. |
Включение в процесс получения знаний, развития навыков и умений по изучаемой предметной области. Умение формулировать проблему урока, способность к целеполаганию, включая постановку новых целей. |
3 |
Этап актуализации знаний. |
Создать условия для успешного усвоения видео ряда.
|
Так что же такое «погода»? И что включает в себя данное понятие? Учитель предлагает к ознакомлению материал, который представляет собой словарь терминов изучаемой темы в виде небольших пиктограмм по каждому из составляющих темы «Погода». |
Учащиеся знакомятся со словарем пиктограмм поэтапно. На вопрос учителя, каков же следующий компонент, включаемый в понятие «погода», ученики, на основе приема языковой догадки, являют свое предположение.
|
Развитие умения воспринимать информацию визуально при помощи видеоряда. Освоение способов решения проблем поискового характера, освоение метода языковой догадки. |
4 |
Этап первичного усвоение новых знаний и контроля усвоения.
|
Проконтролировать усвоение материала. |
В выданных учителем распечатках ученикам предлагается выполнять небольшие задания по изучаемой теме. |
Учащиеся выполняют задания в раздаточном материале. |
Формируются и отрабатываются умения полно и точно понимать содержание текста, умение перекодировки текста – заполнение разного рода таблиц.
|
5 |
Этап закрепления и контроля.
|
Организация коммуникативного взаимодействия для достижения результата. Представление результатов совместной работы. |
Учитель предлагает сделать обобщение по теме «погода», перечислив все входящие в данное понятие компоненты.
|
Ученики, суммируя полученные сведения, перечисляют основные понятия, входящие в состав понятия «погода»: -солнечное излучение - облачность - осадки в виде снега и дождя - ветреность - температура воздуха - времена года.
|
Развитие умения отвечать на вопросы, развитие умения высказывать свою точку зрения |
6 |
Этап рефлексии.
|
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.
|
Учитель предлагает высказать свое мнение о новом формате получения знаний. |
Ученики оценивают свое понимание нового материала. |
Развитие умения самооценки и самоконтроля.
|
7
|
Домашнее задание. |
Закрепить полученные на уроке знания, возможность представить их в творческой форме.
|
Учитель предлагает учащимся прочитать в учебнике о погоде в России и США . На основании данного текста, а также используя полученную на уроке информацию, составить небольшой рассказ о погоде своего края. |
Учащиеся готовят небольшое устное высказывание на тему «Погода в моем крае», используя печатный материал учителя, учебник стр. 6. |
Развитие умения устно формулировать свою мысль. Расширение словарного запаса. Развитие памяти.
|