12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галиякбарова Елена Андреевна56

ФИО

Галиякбарова Елена Андреевна.

Должность

Учитель начальных классов.

Полное официальное название организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №154.

Регион, населённый пункт

Свердловская область, Екатеринбург.

Виртуальная экскурсия по родным местам П.П. Бажова

Тезис: в связи с 85-летием (со дня основания) Свердловской области предложить младшим школьникам совершить путешествие по родному краю П.П. Бажова для знакомства с полезным ископаемыми.

Содержание экскурсии

- Послушайте стихотворение, чтобы узнать, куда мы отправимся на экскурсию (под музыку).

Вот ты Родина моя, русская земля.

Красота Уральских гор, лес да лагеря.

Здесь шесть месяцев зима средь полей и рек,

И металл здесь люди плавят уж не первый век.


Здесь забытые карьеры глубиной в сто лет,

Из Демидовских времен прошлого привет.

Малахитовые шахты и Бажова сказы

И о людях из брони стариков рассказы.


Предков наших здесь могилы, дети здесь растут,

Нам с тобою в этом доме создавать уют.

Нам с тобой под этим небом жить и умирать,

Нам с тобою эту землю Родиною звать.

- Поднимите руку те, кто могут сказать, куда мы отправимся на экскурсию.

- Верно, мы отправимся на экскурсию по родному краю, по нашему Уралу.

- Какие объекты нашего края вы услышали в стихотворении?

- С какими объектами мы должны познакомиться? (Познакомимся с Уральским горами; познакомимся с малахитовыми шахтами (полезными ископаемыми); узнаем, как Бажов связан со Свердловской областью).

- Предположите, в связи с чем мы отправимся на экскурсию по Свердловской области.

- Оказывается, в 2019 году нашей области исполняется ровно 85 лет со дня основания. В начале прошлого века наша область имела другие границы (внимание на слайд). Мы находились в составе Пермской губернии. Посмотрите, какая огромная территория.

- Предположите, почему Пермскую губернию решили разделить на Пермский край и Свердловскую область. Конечно, такой территорией очень сложно управлять, да и к тому времени Екатеринбург развился до такого уровня, что его признали столицей Свердловской области. Почему столица Урала – Екатеринбург, а область – Свердловская? Оказывается, Екатеринбург во времена советской власти переименовали в Свердловск, поэтому область назвали Свердловской. Позже Свердловск снова переименовали в Екатеринбург, но название области решили сохранить, как напоминание об историческом прошлом.

- Предположите, что еще в Свердловской области может рассказать или напомнить нам об ее истории? Конечно, это ее природа, ее достопримечательности, памятные места.

- Познакомимся с природными объектами Свердловской области.

- Для того, чтобы узнать, какие горы называют «короной» России, соедините буквы на слайде так, чтобы получилось название гор (Уральские горы).

- Поднимите руку те, кто знают легенду об их образовании.

Перед вами лежит легенда об образовании Уральских гор. Прочитайте ее, обсудите содержание легенды в парах, приготовьтесь рассказать, как образовались Уральские горы.

В далекие времена обитал в этих местах каменный народ. Все у них было каменным руки и ноги, голова и тело. И никто не мог сравниться с каменными людьми силой, и не знали они неудач на охоте и поражений в бою. Но и сердце у этих людей было каменным, а потому не знало оно любви.

Правили этим народом семь братьев великанов, которые жили в хрустальном замке. Однажды, приехал в эту страну чужеземец с непривычным для уха каменных людей именем Мань-Пупы-Ньер. Остановился он в замке братьев великанов и вечером, за трапезой, устроенной в его честь, вышла к гостям сестра братьев красавица Аэлита. Влюбился чужеземец в красавицу, и столь сильна была его любовь, что растопил он каменное сердце девушки, и она первой из людей племени узнала, что такое любовь.

Ночью Аэлита вывела гостя из замка братьев, и усевшись на самых быстрых коней, что были в замке, они бежали из страны каменных людей.

Утром братья бросились в погоню, но, не зная, куда скачут беглецы, не смогли догнать их. И тогда повелели они людям племени подняться на вершины всех гор и указывать им путь, по которому следуют беглецы. Долго длилась эта погоня. Братья, меняли лошадей и, наконец, нагнали беглецов на вершине одной из гор, далеко на севере.

Видит Мань-Пупы-Ньер, что спастись бегством уже не удастся, и вступил он в бой с братьями, но что мог сделать он, простой человек, против каменных великанов. И вот сраженный одним из братьев падает возлюбленный Аэлиты, и проклинает она братьев и весь каменный народ, и молит богов отомстить за любимого. И отнимают боги у бездушных каменных людей жизнь.

С тех пор на вершинах Урала стоят скалы-останцы - тела каменных людей. В замок ударила молния, и горный хрусталь разлетелся по всему Уралу. А по миру скачет неутешная в своем горе Аэлита и там, где она проскачет к людям приходит любовь.

- Да, легенда гласит, что Уральские горы – это тела каменных братьев, которые разрушили судьбу своей сестры Аэтиты, за что и были наказаны богами – пали на землю и превратились в горы, которые мы называем «Уральскими». Покажите на карте Уральские горы. (Оцените успешность совместной работы).

- Как вы понимаете высказывание из легенды «горный хрусталь разлетелся по всему Уралу» (на Урале заложено множество полезных ископаемых).

Испокон веков Урал
Минералы собирал.
В дорогом собранье этом
Первым – место самоцветам.
Знают люди на земле 
Об уральском хрустале,
О топазах и агатах,
Об алмазах и гранатах,
О рубинах, турмалинах,
Голубых аквамаринах,
Об опалах, лазуритах,
О воздушных хризолитах,
Аметистах, изумрудах
И других подземных рудах.
Наши яшмы и сапфиры
Ярче всех сверкают в мире.

- Для того, чтобы узнать название одного из полезных ископаемых, которое славит наш край, соедините буквы на слайде так, чтобы получилось название камня (малахит). Что вы знаете о малахите? Малахит – драгоценный камень зеленого цвета с уникальным узором. Только на Урале можно было найти огромные малахитовые залежи. Самая тяжелая глыба малахита была найдена в позапрошлом веке и весила 250 тонн (сколько кг в 1 т). (Почему сейчас люди уже не встречают такого количества полезных ископаемых? (драгоценные камни не могут образовываться с той скоростью, с которой люди их добывают; земные запасы исчерпываются; нам необходимо остановиться уничтожать богатство нашего региона)).

И повсюду знаменит
Наш уральский малахит.
Без бажовских сказов трудно
Говорить о камнях чудных.

- Самое первое уральское местонахождение малахита – Гумешевское. Предположите, где могли обнаружить этот рудник? Оказывается, этот рудник находится совсем близко к Екатеринбургу.

- Для того, чтобы попасть в это уникальное место, нам необходимо найти выход из лабиринта.

- Внимание на карту. Гумешевский рудник расположен в г. Полевском.

- Вспомните, какой персонаж обитает в этом малахитовом руднике. Конечно, здесь живет Медной годы Хозяйка. Кто является создателем этого героя? (П.П. Бажов).

Павел Петрович Бажов – знаменитый уральский писатель, который оставил для нас огромное литературное наследие, несмотря на то, что писать начал лишь в 57 лет. Свои произведения он называет «сказами», в которых подробно описал процесс поиска и обработки драгоценного камня.

Он поведал с давних пор
О хозяйке медных гор, 
О серебряном копытце,
О девчонке-озорнице,
Что в огне задорно пляшет
И платочком резво машет.
А его шкатулка стала
Добрым символом Урала.

Поднимите руку те, кто знает где родился Бажов.

Павел Петрович родился недалеко от Полевского, в Сысерти (слайд) в семье рабочего. (Так выглядел дом Бажовых раньше. Сейчас из этого дома сделали музей). С какой целью жители решили сохранить дом писателя (Бажов – часть культуры, истории, которую нужно оберегать и сохранять)?

Обучался Павел в заводской школе. В классе он был одним из лучших учеников. Позже закончил духовное училище в городе Екатеринбурге. По окончании учёбы, Бажов пошёл работать учителем русского языка.

Издание замечательной книги Бажова «Малахитовая шкатулка» дала писателю мировую популярность. «Малахитовая шкатулка» – это сборник фольклорных рассказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте и богатстве природы уральской земли.

Предположите, на основе какой легенды Бажов дал Медной горы Хозяйке способность внезапно исчезать и появляться в разных местах.

В парах прочитайте легенду (о малахите) и скажите, какой способностью, по предположениям предков, обладал малахит.

Жили на свете мать и сын. Однажды мать заболела, и лекарь сказал, что спасти ее можно, только приложив к ее груди непрозрачный зеленый камень с красивыми узорами. Камень этот добывали в горах далеко на севере, и сын не успевал съездить за ним, так как матери быстро становилось хуже. Приезжий человек сказал, что в двух днях пути отсюда хан строит новый дворец и там много красивого зеленого камня, которым отделывают парадный вход. Сын поскакал за камнем. Доскакав до места, он дождался, пока мастера уйдут, и забрал плитку величиной с две ладони, положил за пазуху и направился обратно к своему коню. Это было страшное дело – украсть у хана. Он знал, что если попросить камень для больной матери, то его бросят в тюрьму, поскольку хан своим имуществом ни с кем не делился. Вдруг стражник заметил вора, который прыгнул в седло и поскакал в горы. За ним организовали погоню. Беглец не успевал добраться до пещер и вслух произнес: «Что же делать?» Вдруг он услышал, что ему кто-то отвечает. С ним говорил его конь. «Положи камень мне на спину и упрись в него руками, тогда он сделает нас невидимыми»,- ответил конь. Так они и сделали. Стражники проскакали мимо, не заметив их. Сын привез камень матери. Зеленый камень привязали к груди больной, и хворь стала быстро уходить

Малахит помогал человеку становиться невидимым. Почему Хозяйка исчезала (малахитовая).

Предположите, какие полезные камни, кроме малахита, описывает Бажов в своих сказах? Всказе «Синюшкин колодец» описано золото, серебро, самоцветы, рубин, аметист. Вспомните, с какими дарами природы автор сравнивает эти камни (с ягодами, которые дала Синюшка Илье).

В сказе «Хрупкая веточка» мы знакомимся с родонитом или орлецом: «Для корешков да листочков тоже свой порядок был: кое из орлеца и там ещё из какого-нибудь камня». С помощью этого камня герой украшал свое изделие. Еще в «Хрупкой веточке» Бажов рассказывает нам о моде того времени «Мода была из камней ягоды делать. Черну, скажем, смородину из агату делали», «Клубнику из чургушной яшмы делали».

В сказе «Серебряное копытце» Бажов рассказал нам свою легенду о происхождении хризолита на Урале «А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Хризолитами называются», а в сказе «Огневушка-поскакушка» легенду о происхождении золота «Где такая Поскакушка покажется, там и золото. Не сильное золото, зато грудное, и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше все меньше да меньше и на нет сойдет».

Предположите, для чего Павел Петрович решил рассказать всему миру о богатстве родного края? Конечно, для того, чтобы прославить наш Урал.

Предположите, где Бажов творил последние годы жизни. Последние годы жизни писатель провел в Екатеринбурге, где сейчас тоже находится дом-музей Бажова. Для того, что посмотреть на этот дом, соберите пазл на слайде (изображение дома).

Дом-музей Бажова находится на одной из самых красивых улиц города. В этом доме сохранилось более 800 книг, принадлежавших Бажову, и свыше 50 рукописей. Оказывается, Бажов был не только писателем, собирателем уральских традицей, но и депутатом.

Для того, чтобы сохранить имя этого уникального человека, было решено не только сохранить дом Бажова, но и поставить ему памятник в самом центре города.

Наша экскурсия подходит к концу.

Оцените успешность выполнения задач экскурсии. С помощью чего мы познакомились с Уральскими горами? Какими драгоценными камнями богата наша земля? Как Павел Петрович Бажов связан с Уралом?

Встаньте те, кому экскурсия принесла пользу, кому было интересно.

Спасибо, до новых встреч.

Информационные источники: статья «Самоцветы Урала. Малахит», автор Светлана Митленко, [Электронный ресурс] режим доступа: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43106770247/Samotsvetyi-Urala.-Malahit, статья «Природные красоты Урала», автор Александр Зыков, [Электронный ресурс] режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/prirodnyie-krasoty-urala-virtual-naia-ekskursiia-priezientatsiia-k-proiektu.html, статья «Достопримечательности Урала», автор Наталья Князева, [Электронный ресурс] режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=65045, статья «Дом-музей П.П. Бажова в Сысерти», автор Светлана Ермильена, [Электронный ресурс] режим доступа: https://nashural.ru/article/travel/dom-bajova-sysert/, статья «Биография Павла Петровича Бажова», автор Ковтун Ольга, [Электронный ресурс] режим доступа: http://bymok.ahmojdom.ru/pavel-petrovich-bazhov/, статья «Легенда об Уральских горах», автор Нигматуллин Радик, [Электронный ресурс] режим доступа: https://multiurok.ru/files/lieghienda-ob-ural-skikh-ghorakh.html.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.