Статья на тему «Виртуальные миры или влияние онлайновых игр на психику человека»
Последние два десятилетия ознаменовались распространением Интернета как в профессиональной, так и обыденной жизни миллионов людей. По данным фонда «Общественное мнение», на сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия обгоняет Австралию, Испанию, Италию, Францию, Великобританию и Бразилию.
Сегодня, по данным исследований, интернет-зависимыми можно признать 10% населения земного шара. 70% из них - представители сильного пола. Мир, в котором можно реализовать многое, чего так не хватает в жизни, через экран монитора чрезвычайно притягателен. Над созданием компьютерных игр трудятся десятки талантливых коллективов, реализуя фантазии игроков в виртуальной реальности. После стремительного распространения сети интернет по всему миру компьютерные игры поднялись на принципиально новый уровень — появились MMORPG (Massivemultilayeronlineroleplayinggame, что переводится как «многопользовательская ролевая игра»). Первой игрой стала «Ультима Онлайн», а за ней пошла целая череда многопользовательских игр, производство которых уже лет 5 как минимум поставлено на поток.
Итак, игровая зависимость или гейминг — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми. Люди забывают обо всем: взрослые теряют работу, потому, что не могут прервать игровой процесс для того чтобы пойти на работу, студенты отчисляются из престижных вузов, так как не могут пойти на экзамен – они группой убивают монстра и не могут «подвести других», дети становятся из отличников двоечниками по тем же причинам. Игроки за большие реальные деньги приобретают друг у друга виртуальные предметы, «необходимые» в игре. И еще хорошо, если человек сумеет опомниться и прекратит бесконечный игровой марафон.
Необходимо отметить что, играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG.В научном сообществе идут споры: причислять ли он-лайн игры к разряду наркотиков или нет. Многие «за». И не удивительно: последнее время игры по сети захватили умы.
Индустрия, затрагивающая миллионы игроков по всему миру (только в «WorldofWarcraft» играет более 10 млн человек) не может не оказывать влияния на общество в целом. И влияние это по большей части отрицательное, как ни прискорбно. Влияет развитие онлайн-игр в основном на экономику (что рядовому человеку не особенно заметно), а также на криминальную статистику (что уже более близко к повседневности).
Как пишет в своей вышедшей в мае этого года книге «Нэтогэхайдзин» (издательствово «LeadersNote») журналист Осаму Асидзаки (OsamuAshizaki, 55 лет), опросивший 25 таких «нэтогэхайдзин» (включая учащихся и домохозяек), то есть зависимых от онлайн-игр, многие из них являются умными и сообразительными людьми. «Однако, они ощущают своего рода эмоциональную пустоту и попадают в колею бесконечной игры», – говорит он. – «Чем больше времени они проводят в виртуальном мире, тем больше они продвигаются вперёд и тем большее уважение и признание они получают. Между тем, найти смысл в реальной жизни им всё сложнее и сложнее».
По словам Асидзаки, в Южной Корее – центре онлайн-гейминга, где один из игроков скончался после того, как пробыл в игре свыше 86 часов кряду – ширящаяся проблема зависимости от онлайн-игр решается на национальном уровне. Японская ассоциация производителей онлайн-игр (JOGA), включающая в себя 21 компанию, три года назад выпустила набор руководящих принципов, где обратилась к геймерам с призывом «самостоятельно регулировать» игровые привычки с тем, чтобы те не «мешали их повседневной жизни».
Еще в 90-х годах, когда популярна была «Ультима Онлайн», в которую играли по дайл-апу, виртуальный мир стал сильно переплетаться с реальным. Началось все с продажи игровых вещей за вполне реальные деньги, причем иногда — весьма солидные. Тогда же появились и случаи конфликтов между игроками в реальной жизни, доходившие до драк.
Чем доступнее становились онлайн-игры, тем больше неуравновешенных подростков могло подвергнуться их влиянию и стать потенциальными преступниками. С 2005 года люди начали умирать из-за компьютерных игр. Дальнейшее развитие событий заставило серьезно задуматься многих экспертов в области защиты правопорядка, юриспруденции и психиатрии.
Исследование "Фонда Развития Интернет", проведенное Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета и он-лайн игр. Среди них: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых в системе потребностей человека.
Будет не лишним повторить простые и хорошо известные аспекты взросления, чтобы лучше понять, почему подростки проводят свое время в киберпространстве.
Подростки пытаются определиться со своим местом в окружающем мире. Они задают себе "общемировые" вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут быть найдены в киберпространстве.
В процессе взросления человек знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство принадлежности группе. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Киберпространство предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям.
Поиски подростками своего места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием отделиться от родителей. Подросток хочет быть независимым и делать то, что он хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность.
Известно, что психология подросткового возраста тесно связана с проблемой "отцов и детей". По результатам исследований Р.Ф. Теперик в семьях подростков, характеризующихся патологической зависимостью от компьютерных игр, выявлена специфика семейных коммуникаций: матери проявляют черты либо гиперпротекции, либо гипопротекции, для отношений с отцом характерна эмоциональная дистанция, наблюдаются феномены созависимости и патологические поведенческие паттерны. Это способствовало возникновению у подростка ощущения изолированности, и в дальнейшем приводило к проблемам адаптации в коллективе сверстников.
Подростковый возраст - это сложный и фрустрирующий период жизни, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Что делать подростку со своими переживаниями, особенно когда они усилены гормональной перестройкой организма? Ему нужно избавиться от фрустраций и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве.
Для В.Л. Малыгина, Н.С. Хомерики и Е.А. Смирновой факторы риска формирования Интернет-зависимости связаны со следующими личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.
В основе игровой онлайн-зависимости, считают специалисты, лежит, прежде всего, нелюбовь и неуверенность в себе. Люди, страдающие "комплексом недостаточности", неудовлетворенные своей внешностью или малым вниманием окружающих к своей персоне, чаще всего и подсаживаются на "онлайновую" иглу. Как правило, это люди гуманитарного склада ума, склонные к фантазиям, любящие приврать "для красоты" и часто выдающие желаемое за действительность. "Сетемания" имеет физиологические признаки, по которым ее можно классифицировать как психическое заболевание, а не просто как нехорошую привычку. Это "влажные", как при базедовой болезни, глаза, повышенное потоотделение и хроническая бессонница. Дело в том, что частое "брожение" по Сети создает в мозгу повышенный уровень допамина - вещества, подобного адреналину. Зависимый испытывает во время общения в чатах возбуждение, которое сродни азартной лихорадке игрока или сексуальному возбуждению. Он раз за разом хочет повторить это состояние и начинает использовать Интернет как средство для получения удовольствия. Чрезмерное увлечение социальными сетями в интернете может вредить здоровью из-за сокращения общения с реальными людьми. По мнению ученых, недостаток общения может негативно влиять на работу иммунной системы организма, гормональный баланс, работу артерий и процессы мышления, что в долгосрочной перспективе повышает риск появления и развития таких болезней, как рак, сердечно-сосудистые заболевания и слабоумие.
Обобщая результаты российских и зарубежных исследований (Войскунский, Егоров, Жичкина, Ефимов), можно выделить следующие черты интернет зависимой личности: шизоидный, истероидный, лабильный или эпилептоидный тип акцентуации; сложность в принятии своего физического «Я» (своего тела); наличие высокой потребности в общении и сложностей в непосредственной его реализации; склонность к интеллектуализации; чувство недостатка взаимопонимания; эмоциональная напряженность; склонность к негативизму; наличие фрустрированных потребностей; особая ценность независимости; недифференцированность, завышенность представлений об идеальном «Я»; склонность к избеганию ответственности. Интернет зависимые личности часто пытаются опровергнуть свою зависимость, аргументируя это тем, что использование Интернета — «всего лишь часть работы», «это просто изобретение» и «все им пользуются». Использование Интернета данной группой зависимых продолжается, несмотря на знание об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, которые вызывает его использование. Таким образом, анализ работ зарубежных и российских авторов позволяет выделить основные направления в изучении интернет-зависимости в современной науке:
— разработка диагностических критериев интернет-зависимости;
— изучение влияния виртуальных взаимоотношений на личность пользователя Интернета;
— исследование идентичности пользователей Интернета и процессов их самопрезентации в сети;
— изучение психологических аспектов коммуникативных процессов, реализуемых посредством сети «Интернет».
Все вышесказанное обусловливает важность изучения факторов риска, клинико-психопатологической структуры, особенностей психологических характеристик у интернет-зависимых личностей. Принимая во внимание прогнозы темпов роста распространенности Интернета в России, рост удельного веса молодежи среди пользователей Интернета, формирование интернет зависимости у четверти пользователей в первые полгода после начала работы в Интернете, можно заключить, что изучение влияния интернетзависимости на личностные характеристики современной молодежи является актуальной проблемой психологии.
Автор: Козлова Наталья Александровна
Должность: социальный педагог
Место работы: Управление по делам образования администрации
Кыштымского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 11
имени М.П. Аношкина»
Месторасположение: г. Кыштым, Челябинская область