Урок биологии «Вирусы и фаги» (10 класс)

2
0
Материал опубликован 1 November 2023

.Тема: «Вирусы и фаги».

Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения неклеточных организмов – вирусов, показать зависимость существования вирусов от клеточных живых организмов, со строением и жизнедеятельностью бактериофагов. Рассмотреть вопрос о значении вирусов в природе и в жизни человека.

Развивать представления учащихся об эволюции органического мира.

Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование: интерактивная доска, флипчарт «Вирусы», таблица «Вирусы».

План урока: I. Орг. момент + д/з

II.Контроль знаний учащихся.

III. Актуализация знаний

IV.Изучение нового материала.

V.Закрепление.

VI. Итоги урока + домашнее задание.

VII. Рефлексия

Ход урока:

п/н эта-па уро-ка

п/н

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат деятель-ности учащихся

Вид СМА

I

 

Орг. момент

Проверяю готовность учащихся к уро-ку, приветствует их:

Начнём, пожалуй, наш урок,

Звонок сигнал даёт нам в срок.

Друг другу мило улыбнулись,

Ко мне тихонько повернулись.

На уроке нам, друзья,
Черепахой быть нельзя.
Проворной пташкою вперёд-

Пятёрка впереди нас ждёт!!!

Готовятся к уро-ку, приветствуют учителя.

 

 

II

1

Контроль знаний учащихся

страница № 1 флипчарта

Предлагаю устно выполнить прове-рочное задание «Строение эукарио-тической клетки». Вызываю 1 учаще-гося в качестве помощника, который будет работать на интерактивной доске и открывать задания

Выполняют пред-ложенное им за-дание и получают за правильный ответ смайлик.

 

Ситуация «выбор»

2

страница № 2 флипчарта

Предлагаю выполнить проверочное задание «Царства живой природы» индивидуально письменно.

По окончании выполнения задания помощник (более сильный ученик) показывает правильно выполненное задание

Работают на индивидуальных листах.

 

Проверяют пра-вильность вы-полнения зада-ния, оценивают себя.

 

Ситуация «выбор»

III

1

Актуализация знаий учащихся

страница № 3 флипчарта

Предлагаю рассмотреть учащимся рисунки растительной, животной, грибной, бактериальной клетки и вирусной частицы.

Внимательно рассмотрите рисунки живых объектов. Назовите изображённые объекты. Какой из этих объектов является лишним? Почему вы так считаете?

Рассматривают рисунки, опреде-ляют какие объек-ты изображены, аргументируют выбор лишнего объекта.

Определяют, что лишним объектом являются вирусы, т.к они не имеют клеточного строения

Ситуация «выбор»

2

страница № 4 флипчарта

Воспользовавшись рисунками эука-риотической клетки и бактериальной клетки, на которых обозначены основ-ные составляющие этих клеток пред-лагаю учащимся ответить на вопросы:

Наличие, каких компонентов клетки позволяют назвать её клеткой?

Что из указанных компонентов есть у вирусов?

Какой вывод можно сделать из сказанного?

Изучают рисунки, называют основные составляющие клеточных организмов.

Называют основ-ные компоненты клетки: оболочка, цитоплазма, ядро у эукариот или нуклеотид у про-кариот, приходят к выводу, что у вирусов нет ос-новных компонен-тов клеточных ор-ганизмов. Вывод: Вирусы – это внеклеточные формы жизни.

Ситуация «Прогноз»

3

страница № 5 флипчарта

Показываю деление живых организ-мов на 2 империи: неклеточные и клеточные формы предлагаю учащим-ся закончить определение науки «ви-русологии».

После того как учащиеся дадут определение науке вирусологии предлагаю им проверить правильность выполнения задания.

Записывают в тетрадях дату, оставляют место для названия те-мы урока, запи-сывают схему деления живых организмов на империи и дают определение науке «вирусо-логии».

Наука, изучающая строение, происхождение, размножение вирусов, называется вирусологией

 

IV

1

Изучение нового материала

страница № 6 флипчарта

Прошу учащихся записать тему уро-ка: «Вирусы и фаги». Привожу выс-казывание Питера Медавра: «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка».

Прошу ответить на вопрос:

Почему Питер Медавр так высказал-ся о вирусах?

страница № 7 флипчарта

Предлагаю рассмотреть рисунки, на которых есть живые организмы, по-ражённые вирусными заболеваниями

Записывают тему урока, обдумывают высказывание Медавра и дают ответ на вопрос.

 

 

 

 

Находят подтверждение своих высказываний

Вирусы являются плохими новостями, т.к. вызывают заболевания у других организмов

Ситуация «поиск при-чинно-след-ственных связей»

2

страница № 8 флипчарта

Знакомлю ребят с историй открытия вирусов

Делают в рабочих тетрадях записи

 

 

3

страница № 9 флипчарта

Предлагаю рассмотреть рисунки стро-ения разных вирусов, на которых раз-ным цветом показаны химические ве-щества, входящие в состав вирусов. Прошу ответить на вопрос:

Что общего есть у всех изображён-ных вирусов?

Рассматривают рисунки, анализируют химический состав вирусов, отвечают на вопрос

В состав всех изображённых вирусов входят нуклеиновые кислоты и белки

 

4

страница № 10 флипчарта

Знакомлю учащихся с понятиями «капсид» и «варион».

Прошу ответить на вопросы:

Зачем вирусу нужен капсид?

Зачем вирусу необходима ДНК?

Записывают в тет-радях определе-ния понятий «капсид» и «вари-он». Отвечают на вопросы.

Капсид защищает генетический ма-териал вируса от негативного воз-действия среды, а также способ-ствует осаждению вируса на клеточ-ную мембрану.

Вирусы способны воспроизводить себе подобных.

Ситуация «прогноз»

5

страница № 11 флипчарта

Предлагаю изучить особенности строения простых и сложных вирусов и ответить на вопросы:

Чем отличаются друг от друга простые и сложные вирусы?

По какому признаку можно классифицировать вирусы?

С помощью регулятора яркости объекта высвечиваю на странице правильный ответ.

Изучают особен-ности строения вирусов и назы-вают по какому признаку можно классифициро-вать вирусы. За-писывают в тетра-ди классифика-цию вирусов.

В состав сложных вирусов входит дополнительная оболочка суперкапсид. Вирусы можно классифицировать по сложности организации вариона.

Ситуация «прогноз»

6

страница № 12 флипчарта

Предлагаю изучить особенности строения ДНК- и РНК-содержащих вирусов и ответить на вопросы:

По какому признаку можно классифицировать вирусы?

С помощью регулятора яркости объекта высвечиваю на странице правильный ответ.

Изучают особен-ности строения вирусов и назы-вают по какому признаку можно классифициро-вать вирусы. За-писывают в тетра-ди классифика-цию вирусов.

Вирусы можно классифицировать по химическому составу

Ситуация «прогноз»

7

страница № 13 флипчарта

Предлагаю изучить классификацию вирусов по специфичности к хозяину ответить на вопросы:

По какому признаку можно классифицировать вирусы?

С помощью регулятора яркости объекта высвечиваю на странице правильный ответ.

Изучают особен-ности строения вирусов и назы-вают по какому признаку можно классифициро-вать вирусы. За-писывают в тетра-ди классифика-цию вирусов.

Вирусы можно классифицировать по специфичности к хозяину

Ситуация «прогноз»

8

страница № 14 флипчарта

Предлагаю изучить классификацию вирусов по поведению в клетке хозяина ответить на вопросы:

По какому признаку можно классифицировать вирусы?

С помощью регулятора яркости объекта высвечиваю на странице правильный ответ.

Изучают особен-ности строения вирусов и назы-вают по какому признаку можно классифициро-вать вирусы. За-писывают в тетра-ди классифика-цию вирусов.

Вирусы можно классифицировать по поведению в клетке хозяина

Ситуация «прогноз»

9

страница № 15 флипчарта

Знакомлю учащихся с жизненным циклом вируса, обращаю внимание на то, что вирусы живут и размножаются только внутри клеток – хозяев.

Усваивают новую информацию.

 

 

10

страница № 16 флипчарта

Рассказываю о типах вирусных инфекций.

Записывают в тетрадях типы вирусных инфекций

 

 

11

страница № 17 флипчарта

Напоминаю учащимся о высказыва-нии Питера Медавра, обращаю внима-ние на рисунок бактериофага в меди-цинской шапочке и прошу ответить на вопросы:

Какое ещё значение имеют вирусы в жизни человека? Какие вирусы используют в медицине?

Обращаю внимание на противоречие в значении вирусов в жизни человека. Прошу ответить на вопрос:

Почему бактериофагов используют в медицине?

Вспоминают, что вирусы вызывают заболевания растений, животных и человека.

Отвечают на вопросы.

Вирусы используют в медицине. В медицине используют бактериофагов.


 


 

Бактериофаги помогают бороться с бактериальными заболеваниями.

Ситуация «противоречие»

 

 

 

 

 

 

Ситуация «прогноз»

12

страница № 18 флипчарта

Предлагаю учащимся изучить по рисунку строение бактериофага.

Изучают строение бактериофага. За-писывают опреде-ление понятию «бактериофаг».

Бактериофаги – это вирусы, живущие и размножающиеся в бактериях.

 

13

страница № 19 флипчарта

Предлагаю познакомиться с жизненным циклом бактериофага по флешанимации

Знакомятся с жизненным циклом бактериофага

 

 

14

страница № 20 флипчарта

Прошу ответить на вопросы:

Что такое эволюция?

В каком направлении шло развитие организмов в ходе эволюции?

Что появилось раньше в ходе эволюции вирусы или клеточные организмы?

Почему вы так считаете?

Отвечают на вопросы.

В ходе эволюции раньше появились клеточные орга-низмы, так как ви-русы могут жить и размножаться только внутри клеток других организмов.

Ситуация «противоречие»

15

страница № 21 и 22 флипчарта

Знакомлю с гипотезами происхождения вирусов

Узнают гипотезы происхождения вирусов, коротко записывают их суть.

 

 

16

страница № 23 флипчарта

Прошу учащихся сделать выводы по изученной теме, воспользовавшись рисунками-подсказками.

Формулируют выводы по новой теме.

 

 

V

1

Закрепление.

страница № 24 флипчарта

Прошу учащихся построить схему жизненного цикла бактериофага.

Составляют схему жизненного цикла бактериофага

 

Ситуация «выбор»

 

2

страница № 25 и 26 флипчарта

Предлагаю выбрать из списка суждений верные.

Работают на индивидуальных листах.

Правильные суждения под №№ 1,2, 6, 9

Ситуация «выбор»

VI

 

Итоги урока + домашнее задание.

Подвожу итоги урока, даю оценку работе учащихся. Разъясняю домашнее задание

 

 

 

VII

 

Рефлексия

Прошу каждого учащегося прикрепить на доске свой стикер под каким-либо изображением: Озеро Отчаянья (если ничего не поняли), Пропасть Недопонимания (если остались непонятные вопросы), Остров Удивления (узнали что-то интересное и удивились этому), Оазис Радости (всё было понятно, вам было интересно).

Благодарю всех за урок.

Прикрепляют свои стикеры на доску.

 

 

 

Вопросы для домашнего задания.

Задание № 1.

В 1859 году австралийский фермер завёз из Англии кроликов, чтобы создать небольшую популяцию и охотиться на них. Отсутствие естественных врагов и идеальные условия для жизни и размножения круглый год стали причиной для неконтролируемого роста популяции кроликов, что привело к исчезновению многих видов местных растений. С кроликами пробовали бороться отстрелом, взрывом нор, ядами, строительством сетчатых заграждений, но всё бесполезно…

Каким способом удалось снизить численность популяции кроликов? Была ли эта победа в борьбе с кроликами окончательной?______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: среди них распространили вирус миксоматоза, что снизило популяцию с 600 миллионов до 100 миллионов. Однако выжившие особи приобрели генетическую устойчивость к вирусу и снова начали активно размножаться.

Задание № 2.

Какие вирусы называются «мимивирусами» и «мамавирусами»? _________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: «Мимивирус» назван так из-за того, что имитирует поведение и строение бактерии. Некоторые специалисты считают, что он является промежуточным звеном между бактериями и вирусами, другие уверены, что это отдельная форма жизни. Данный вирус характеризуется наиболее объемным и сложным набором ДНК среди всех вирусов. В теле мимивируса более 900 генов, которые кодируют протеины, не использующиеся в других вирусах. Его геном в два раза больше, чем у других известным вирусов и даже бактерий.

Есть еще более крупные вирусы под названием «мамавирус». Их размеры больше, чем у некоторых бактерий, и эти вирусы также обладают вирусами-спутниками.

Задание № 3.

Существуют ли вирусы, способные заражать другие вирусы? Если существуют, то, что это за вирусы?________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: Вирусы умеют заражать животных, растения, грибки, одноклеточные организмы и бактерии. Мамавирусы вместе со спутником заражают также другие вирусы.

Задание № 4.

Как вирусы помогают зародышу человека прижиться в организме матери?_________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: Самой своей жизнью мы обязаны вирусам – часть из протеинов, закодированных вирусной ДНК в организме матери, «корректируют» иммунную систему организма, чтобы она не атаковала эмбрион во время развития.

Задание № 5.

В какой не биологической науке ещё используют термин «вирусы»? Что общего есть у тех других вирусов с вирусами как внеклеточными формами жизни?_______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: Информатика. И те, и другие вирусы вносят сбой в работу систем.

 

Индивидуальный лист учащегося 10 «____» класса ________________________________(ф. и.)

Этап урока

Моя работа

Норма оценок

Моя оценка

Проверка знаний

 

 

Строение

эукариоти-ческой клетки

Работаем устно.

Количество правильных ответов: __________

5 ответов – «5»

4 ответа – «4»

3 ответа – «3»

 

«__»

Царства живой природы

 

 

 

 

 

 

 

Распределите предложенные организмы по царствам живой природы:

Царства

Организмы

Бактерии

 

 

 

Простейшие

 

 

 

Грибы

 

 

 

Растения

 

 

 

Животные

 

 

 

 

15 ответов – «5»

14 - 11 ответов- «4»

10 - 7 ответов - «3»

 

 

 

 

 

«__»

Изучение нового материала

Работаем устно.

Количество правильных ответов:_____________

5 ответов – «5»

4 ответа – «4»

3 ответа – «3»

«__»

Закрепление

Схема жиз-ненного цик-ла бактерио-фага

Работаем устно.

Количество правильных ответов:_____________

3 ответа – «5»

2 ответа – «4»

1 ответ – «3»

 

«___»

Утверждения

Выберите правильные утверждения:_________________

 

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

 

«___»

 

Итоговая оценка за урок: «___»

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации