Урок биологии «Вирусы и фаги» (10 класс)
.Тема: «Вирусы и фаги».
Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения неклеточных организмов – вирусов, показать зависимость существования вирусов от клеточных живых организмов, со строением и жизнедеятельностью бактериофагов. Рассмотреть вопрос о значении вирусов в природе и в жизни человека.
Развивать представления учащихся об эволюции органического мира.
Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт «Вирусы», таблица «Вирусы».
План урока: I. Орг. момент + д/з
II.Контроль знаний учащихся.
III. Актуализация знаний
IV.Изучение нового материала.
V.Закрепление.
VI. Итоги урока + домашнее задание.
VII. Рефлексия
Ход урока:
п/н эта-па уро-ка |
п/н |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предполагаемый результат деятель-ности учащихся |
Вид СМА |
I |
|
Орг. момент Проверяю готовность учащихся к уро-ку, приветствует их: Начнём, пожалуй, наш урок, Звонок сигнал даёт нам в срок. Друг другу мило улыбнулись, Ко мне тихонько повернулись. На уроке нам, друзья, Пятёрка впереди нас ждёт!!! |
Готовятся к уро-ку, приветствуют учителя. |
|
|
II |
1 |
Контроль знаний учащихся страница № 1 флипчарта Предлагаю устно выполнить прове-рочное задание «Строение эукарио-тической клетки». Вызываю 1 учаще-гося в качестве помощника, который будет работать на интерактивной доске и открывать задания |
Выполняют пред-ложенное им за-дание и получают за правильный ответ смайлик. |
|
Ситуация «выбор» |
2 |
страница № 2 флипчарта Предлагаю выполнить проверочное задание «Царства живой природы» индивидуально письменно. По окончании выполнения задания помощник (более сильный ученик) показывает правильно выполненное задание |
Работают на индивидуальных листах.
Проверяют пра-вильность вы-полнения зада-ния, оценивают себя. |
|
Ситуация «выбор» |
|
III |
1 |
Актуализация знаий учащихся страница № 3 флипчарта Предлагаю рассмотреть учащимся рисунки растительной, животной, грибной, бактериальной клетки и вирусной частицы. Внимательно рассмотрите рисунки живых объектов. Назовите изображённые объекты. Какой из этих объектов является лишним? Почему вы так считаете? |
Рассматривают рисунки, опреде-ляют какие объек-ты изображены, аргументируют выбор лишнего объекта. |
Определяют, что лишним объектом являются вирусы, т.к они не имеют клеточного строения |
Ситуация «выбор» |
2 |
страница № 4 флипчарта Воспользовавшись рисунками эука-риотической клетки и бактериальной клетки, на которых обозначены основ-ные составляющие этих клеток пред-лагаю учащимся ответить на вопросы: Наличие, каких компонентов клетки позволяют назвать её клеткой? Что из указанных компонентов есть у вирусов? Какой вывод можно сделать из сказанного? |
Изучают рисунки, называют основные составляющие клеточных организмов. |
Называют основ-ные компоненты клетки: оболочка, цитоплазма, ядро у эукариот или нуклеотид у про-кариот, приходят к выводу, что у вирусов нет ос-новных компонен-тов клеточных ор-ганизмов. Вывод: Вирусы – это внеклеточные формы жизни. |
Ситуация «Прогноз» |
|
3 |
страница № 5 флипчарта Показываю деление живых организ-мов на 2 империи: неклеточные и клеточные формы предлагаю учащим-ся закончить определение науки «ви-русологии». После того как учащиеся дадут определение науке вирусологии предлагаю им проверить правильность выполнения задания. |
Записывают в тетрадях дату, оставляют место для названия те-мы урока, запи-сывают схему деления живых организмов на империи и дают определение науке «вирусо-логии». |
Наука, изучающая строение, происхождение, размножение вирусов, называется вирусологией |
|
|
IV |
1 |
Изучение нового материала страница № 6 флипчарта Прошу учащихся записать тему уро-ка: «Вирусы и фаги». Привожу выс-казывание Питера Медавра: «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка». Прошу ответить на вопрос: Почему Питер Медавр так высказал-ся о вирусах? страница № 7 флипчарта Предлагаю рассмотреть рисунки, на которых есть живые организмы, по-ражённые вирусными заболеваниями |
Записывают тему урока, обдумывают высказывание Медавра и дают ответ на вопрос.
Находят подтверждение своих высказываний |
Вирусы являются плохими новостями, т.к. вызывают заболевания у других организмов |
Ситуация «поиск при-чинно-след-ственных связей» |
2 |
страница № 8 флипчарта Знакомлю ребят с историй открытия вирусов |
Делают в рабочих тетрадях записи |
|
|
|
3 |
страница № 9 флипчарта Предлагаю рассмотреть рисунки стро-ения разных вирусов, на которых раз-ным цветом показаны химические ве-щества, входящие в состав вирусов. Прошу ответить на вопрос: Что общего есть у всех изображён-ных вирусов? |
Рассматривают рисунки, анализируют химический состав вирусов, отвечают на вопрос |
В состав всех изображённых вирусов входят нуклеиновые кислоты и белки |
|
|
4 |
страница № 10 флипчарта Знакомлю учащихся с понятиями «капсид» и «варион». Прошу ответить на вопросы: Зачем вирусу нужен капсид? Зачем вирусу необходима ДНК? |
Записывают в тет-радях определе-ния понятий «капсид» и «вари-он». Отвечают на вопросы. |
Капсид защищает генетический ма-териал вируса от негативного воз-действия среды, а также способ-ствует осаждению вируса на клеточ-ную мембрану. Вирусы способны воспроизводить себе подобных. |
Ситуация «прогноз» |
|
5 |
страница № 11 флипчарта Предлагаю изучить особенности строения простых и сложных вирусов и ответить на вопросы: Чем отличаются друг от друга простые и сложные вирусы? По какому признаку можно классифицировать вирусы? С помощью регулятора яркости объекта высвечиваю на странице правильный ответ. |
Изучают особен-ности строения вирусов и назы-вают по какому признаку можно классифициро-вать вирусы. За-писывают в тетра-ди классифика-цию вирусов. |
В состав сложных вирусов входит дополнительная оболочка суперкапсид. Вирусы можно классифицировать по сложности организации вариона. |
Ситуация «прогноз» |
|
6 |
страница № 12 флипчарта Предлагаю изучить особенности строения ДНК- и РНК-содержащих вирусов и ответить на вопросы: По какому признаку можно классифицировать вирусы? С помощью регулятора яркости объекта высвечиваю на странице правильный ответ. |
Изучают особен-ности строения вирусов и назы-вают по какому признаку можно классифициро-вать вирусы. За-писывают в тетра-ди классифика-цию вирусов. |
Вирусы можно классифицировать по химическому составу |
Ситуация «прогноз» |
|
7 |
страница № 13 флипчарта Предлагаю изучить классификацию вирусов по специфичности к хозяину ответить на вопросы: По какому признаку можно классифицировать вирусы? С помощью регулятора яркости объекта высвечиваю на странице правильный ответ. |
Изучают особен-ности строения вирусов и назы-вают по какому признаку можно классифициро-вать вирусы. За-писывают в тетра-ди классифика-цию вирусов. |
Вирусы можно классифицировать по специфичности к хозяину |
Ситуация «прогноз» |
|
8 |
страница № 14 флипчарта Предлагаю изучить классификацию вирусов по поведению в клетке хозяина ответить на вопросы: По какому признаку можно классифицировать вирусы? С помощью регулятора яркости объекта высвечиваю на странице правильный ответ. |
Изучают особен-ности строения вирусов и назы-вают по какому признаку можно классифициро-вать вирусы. За-писывают в тетра-ди классифика-цию вирусов. |
Вирусы можно классифицировать по поведению в клетке хозяина |
Ситуация «прогноз» |
|
9 |
страница № 15 флипчарта Знакомлю учащихся с жизненным циклом вируса, обращаю внимание на то, что вирусы живут и размножаются только внутри клеток – хозяев. |
Усваивают новую информацию. |
|
|
|
10 |
страница № 16 флипчарта Рассказываю о типах вирусных инфекций. |
Записывают в тетрадях типы вирусных инфекций |
|
|
|
11 |
страница № 17 флипчарта Напоминаю учащимся о высказыва-нии Питера Медавра, обращаю внима-ние на рисунок бактериофага в меди-цинской шапочке и прошу ответить на вопросы: Какое ещё значение имеют вирусы в жизни человека? Какие вирусы используют в медицине? Обращаю внимание на противоречие в значении вирусов в жизни человека. Прошу ответить на вопрос: Почему бактериофагов используют в медицине? |
Вспоминают, что вирусы вызывают заболевания растений, животных и человека. Отвечают на вопросы. |
Вирусы используют в медицине. В медицине используют бактериофагов.
Бактериофаги помогают бороться с бактериальными заболеваниями. |
Ситуация «противоречие»
Ситуация «прогноз» |
|
12 |
страница № 18 флипчарта Предлагаю учащимся изучить по рисунку строение бактериофага. |
Изучают строение бактериофага. За-писывают опреде-ление понятию «бактериофаг». |
Бактериофаги – это вирусы, живущие и размножающиеся в бактериях. |
|
|
13 |
страница № 19 флипчарта Предлагаю познакомиться с жизненным циклом бактериофага по флешанимации |
Знакомятся с жизненным циклом бактериофага |
|
|
|
14 |
страница № 20 флипчарта Прошу ответить на вопросы: Что такое эволюция? В каком направлении шло развитие организмов в ходе эволюции? Что появилось раньше в ходе эволюции вирусы или клеточные организмы? Почему вы так считаете? |
Отвечают на вопросы. |
В ходе эволюции раньше появились клеточные орга-низмы, так как ви-русы могут жить и размножаться только внутри клеток других организмов. |
Ситуация «противоречие» |
|
15 |
страница № 21 и 22 флипчарта Знакомлю с гипотезами происхождения вирусов |
Узнают гипотезы происхождения вирусов, коротко записывают их суть. |
|
|
|
16 |
страница № 23 флипчарта Прошу учащихся сделать выводы по изученной теме, воспользовавшись рисунками-подсказками. |
Формулируют выводы по новой теме. |
|
|
|
V |
1 |
Закрепление. страница № 24 флипчарта Прошу учащихся построить схему жизненного цикла бактериофага. |
Составляют схему жизненного цикла бактериофага |
|
Ситуация «выбор» |
|
2 |
страница № 25 и 26 флипчарта Предлагаю выбрать из списка суждений верные. |
Работают на индивидуальных листах. |
Правильные суждения под №№ 1,2, 6, 9 |
Ситуация «выбор» |
VI |
|
Итоги урока + домашнее задание. Подвожу итоги урока, даю оценку работе учащихся. Разъясняю домашнее задание |
|
|
|
VII |
|
Рефлексия Прошу каждого учащегося прикрепить на доске свой стикер под каким-либо изображением: Озеро Отчаянья (если ничего не поняли), Пропасть Недопонимания (если остались непонятные вопросы), Остров Удивления (узнали что-то интересное и удивились этому), Оазис Радости (всё было понятно, вам было интересно). Благодарю всех за урок. |
Прикрепляют свои стикеры на доску. |
|
|
Вопросы для домашнего задания.
Задание № 1.
В 1859 году австралийский фермер завёз из Англии кроликов, чтобы создать небольшую популяцию и охотиться на них. Отсутствие естественных врагов и идеальные условия для жизни и размножения круглый год стали причиной для неконтролируемого роста популяции кроликов, что привело к исчезновению многих видов местных растений. С кроликами пробовали бороться отстрелом, взрывом нор, ядами, строительством сетчатых заграждений, но всё бесполезно…
Каким способом удалось снизить численность популяции кроликов? Была ли эта победа в борьбе с кроликами окончательной?______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: среди них распространили вирус миксоматоза, что снизило популяцию с 600 миллионов до 100 миллионов. Однако выжившие особи приобрели генетическую устойчивость к вирусу и снова начали активно размножаться.
Задание № 2.
Какие вирусы называются «мимивирусами» и «мамавирусами»? _________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: «Мимивирус» назван так из-за того, что имитирует поведение и строение бактерии. Некоторые специалисты считают, что он является промежуточным звеном между бактериями и вирусами, другие уверены, что это отдельная форма жизни. Данный вирус характеризуется наиболее объемным и сложным набором ДНК среди всех вирусов. В теле мимивируса более 900 генов, которые кодируют протеины, не использующиеся в других вирусах. Его геном в два раза больше, чем у других известным вирусов и даже бактерий.
Есть еще более крупные вирусы под названием «мамавирус». Их размеры больше, чем у некоторых бактерий, и эти вирусы также обладают вирусами-спутниками.
Задание № 3.
Существуют ли вирусы, способные заражать другие вирусы? Если существуют, то, что это за вирусы?________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: Вирусы умеют заражать животных, растения, грибки, одноклеточные организмы и бактерии. Мамавирусы вместе со спутником заражают также другие вирусы.
Задание № 4.
Как вирусы помогают зародышу человека прижиться в организме матери?_________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: Самой своей жизнью мы обязаны вирусам – часть из протеинов, закодированных вирусной ДНК в организме матери, «корректируют» иммунную систему организма, чтобы она не атаковала эмбрион во время развития.
Задание № 5.
В какой не биологической науке ещё используют термин «вирусы»? Что общего есть у тех других вирусов с вирусами как внеклеточными формами жизни?_______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: Информатика. И те, и другие вирусы вносят сбой в работу систем.
Индивидуальный лист учащегося 10 «____» класса ________________________________(ф. и.)
Этап урока |
Моя работа |
Норма оценок |
Моя оценка |
||||||||||||||||||||||||
Проверка знаний
|
Строение эукариоти-ческой клетки |
Работаем устно. Количество правильных ответов: __________ |
5 ответов – «5» 4 ответа – «4» 3 ответа – «3» |
«__» |
|||||||||||||||||||||||
Царства живой природы
|
Распределите предложенные организмы по царствам живой природы:
|
15 ответов – «5» 14 - 11 ответов- «4» 10 - 7 ответов - «3»
|
«__» |
||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала |
Работаем устно. Количество правильных ответов:_____________ |
5 ответов – «5» 4 ответа – «4» 3 ответа – «3» |
«__» |
||||||||||||||||||||||||
Закрепление |
Схема жиз-ненного цик-ла бактерио-фага |
Работаем устно. Количество правильных ответов:_____________ |
3 ответа – «5» 2 ответа – «4» 1 ответ – «3» |
«___» |
|||||||||||||||||||||||
Утверждения |
Выберите правильные утверждения:_________________
|
0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» |
«___» |
||||||||||||||||||||||||
Итоговая оценка за урок: «___»
|