Пояснительная записка к презентации

Вышивание крестиком

Выполнила: Грущенко Стелла Учащаяся 7г класса Руководитель: Орехова Л.А.

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 14 имени А.Ф. Лебедева г. Томска

 

 

 

Оглавление.

Пояснительная записка………………
Обоснование темы……………………
Выявление традиций и тенденций…
Банк идей и предложений……………

Технология выполнения……………..

Готовое изделие………………………

Экономическое и экологическое обоснования темы……………………

Техника безопасности………………

Литература……………………………

Пояснительная записка.

Ручная вышивка не только древнее женское рукоделие, но и в большей степени духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту. Хорошая мастерица сродни художнику, использующему все многообразие своей палитры.

    Долгое время вышивкой украшали одежду, головные уборы, постельное и столовое белье. Сейчас все большую популярность приобретает создание вышитых картин: натюрмортов, пейзажей, портретов. Поэтому  для себя я выбрала вышивку крестом.

   Я считаю, что секреты мастерства старших поколений не должны уйти вместе с ними. Их нужно сохранять, развивать и приумножать.

     История вышивки насчитывает не одно тысячелетие. И испокон веков вышивка является одним из наиболее доступных видов рукоделия, не имеющего географических и временных границ. Возникнув в древности, вышивка развивалась во многих направлениях, отвечая традициям конкретного народа и его истории, подтверждением этому являются различные археологические находки в Египте, на территории современной России, Европы и т.д. Как вид декоративно-прикладного искусства вышивка применялась не только в качестве сильнейшего оберега, но и несла в себе и смысловую нагрузку, рассказывая, откуда родом человек, о его социальном статусе. Единство стилей и методов вышивки заключается как в магической силе, приписываемой узорам, так и в доступности и эстетической красоте этого вида рукоделия. Меняются материалы (от костяной иглы и жил животных до современных игл с золотым покрытием и суперсовременных ниток во всем их разнообразии), развиваются новые техники, но традиции сохраняются, преумножаются и передаются из поколения в поколение. В настоящее время вышивка украшает не только предметы быта и одежду, наиболее модным направлением стало вышивание картин.                   

                       

              
 

Обоснование темы.


Я выбрала эту тему для своего творческого проекта, потому что считаю, что вышивка «крестом» наиболее популярна и распространена в наше время. Её легко выполнить на любой ткани, отсчитывая определённое число нитей.

Вышитые крестом картины смотрятся очень красиво, оригинально, они очень красиво вписываются в домашний интерьер. Вышивание крестом позволяет выразить свою индивидуальность.


 

Выявление традиций и тенденций.

Вышивка крестом

термин, относящийся как к виду вышивки, так и к типу стежка. Тип стежка по форме напоминает крест(Х), может быть выполнен различными способами, однако все стежки(верхние и нижние) должны выполняться одинаково на протяжении всей работы. Вид вышивки подразумевает и крест в качестве основного элемента, и другие виды стежков: половинные стежки, стежок ¼, стежок ¾, французский узелок, шов «назад и иголку».

Вышивание – старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания было знакомо людям далёкого прошлого. Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода. Но узнать, кто и когда впервые догадался передать узорным мотивом красоту окружающего мира, свои переживания и ощущения, мы никогда не сможем. Наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства из-за недолговечности ткани и ниток.

Вышиванием занимались всегда исключительно женщины. Для матери и хозяйки – это был наиболее доступный вид прикладного творчества, в котором сочетались эстетические потребности, жажда творческой деятельности с пользой для семьи и дома.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шёлка, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блёстки, ракушки, золотые и медные бляжки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VIV векам да нашей эры. Они выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимира Мономаха, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоёв городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.

До конца XVIII века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремесла вышивание стало для многих мастериц профессией. Развитие вышивания привело к образованию во многих районах страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой и композиционным решением. В XIX – начале XX века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.

Умение вышивать переходило от старших к младшим. Существуют целые династии, передающие мастерство из поколения в поколение. В вышитых работах находят отражение национальные особенности. Искусство вышивания у разных народностей создало определенные, присущие только им, традиции узорной вышивки: знаменитые украинские ручники, белорусские полотенца отличаются от украшенных вышивкой узбекских и таджикских ковров (сюзане). Разнообразны по орнаментам и технике исполнения эстонские и латышские вышивки. В наши дни этот вид декоративно-прикладного искусства продолжает развиваться на основе старинных вышивок и завоевывает всё большую популярность. Современная вышивка отличается строгостью композиционного решения, простой цветовой гаммой, соответствует требованиям стиля убранства помещений, покроя одежды. Вышитые изделия оживляют помещение, являются тем декоративным элементом, который борется со стандартностью. Вышивка на одежде придаёт своеобразие самому обычному фасону, выполненному из широко бытующих тканей массового производства и пошива. Девочка, умеющая вышивать, может выглядеть оригинально среди сверстниц, проявив фантазию и отразив в оформлении одежды свой стиль и вкус. Главное, чтобы вышивка гармонично сливалась с тканью, моделью и соответствовала возрасту.


 


 

Банк идей и предложений.


 


 


 

Технология выполнения.


 

По подготовке рабочего места

Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда.

¤ Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Надо следить за положением корпуса, не сутулиться и не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть наклонён вперед. Расстояния между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т.д. Стул придвигается к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

¤ На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и канва оставались чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц нитей.

¤ Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находится внизу, правая сверху пялец.

По уходу за готовыми вещами


 

¤ Вышитая работа должна быть выстиранной, хорошо отглаженной во влажном состоянии с изнанки

¤ Стирать изделие можно в чуть теплой воде с добавлением уксуса при полоскании, резких, трущих движений лучше избегать, не отжимать, а просто завернуть выстиранную работу в сухое махровое полотенце

¤ Утюжат картину на мягкой подстилке, чтобы она была рельефной. Лучше всего гладить картину от середины к краям, чтобы не получалось заломов и сдвижек на ткани основы. После утюжки работа должна подсохнуть в развёрнутом положении

¤ После того, как работа окончательно готова, её необходимо вставить в раму. Для этого необходимо запастись фанерой или плотным картоном по размеру вышитой картины, плотной нитью толстой иглой стянуть края с изнанки сначала по горизонтали, потом по вертикали, стараясь натянуть рисунок как можно плотнее на картон или фанеру, и затем вставьте свою работу в рамку.

Открываем упаковку; проверяем нитки, рисунок.

Вставляем нитку в иголку и с верхнего левого угла и продеваем в низ в правый угол.

С правого верхнего угла проводим в нижней левый угол.

Дальше следуем по рисунку

Когда сделали ряд нужный крестиков, делаем закрепку.

Готовое изделие.


 


 

 

Экономическое и экологическое обоснование проекта.


 

Материал

Количество

Цена

Канва

36х45

50

Нитки «мулине разных цветов»

4

6

Иглы

1 п.

25.50 р.

Круглые пяльцы

1

50 р.

Итого

 

131.50


 

Работу вышила на канве нитками мулине. Нитки и ткань из натуральных волокон. Это экологически чистый продукт. Его производство не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека.


 


 

Техника безопасности.



повреждение пальцев иглой или булавкой;

травма руки ножницами;

травма глаз.

Что нужно сделать до начала работы:

посчитать количество иголок и булавок в игольнице;

положить инструменты и приспособления в отведенное для них место;

Что нужно сделать во время работы:

быть внимательным к работе;

надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;

вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

класть ножницы справа сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Что нужно сделать по окончанию работы:

посчитать количество иголок и булавок в игольнице, их количество должно быть столько сколько было в начале работы;

убрать рабочее место.


 

Список используемой литературы


 

Журнал «Вышивка для души» № 6 2009 год;

Иванова М. «Школа рукоделия» 1999 г

Подписное издание «Вышивка крестом»;

 


Ручная вышивка не только древнее женское рукоделие, но и в б
PPTX / 4.49 Мб

Предварительный просмотр презентации

« ВЫШИВАНИЕ КРЕСТОМ» Выполнила: Соснина Алёна, учащаяся 7 класса «А» Руководитель: Орехова Л. А., учитель технологии.

Содержание Обоснование темы История вышивки Разработка идей, анализ идей Выбор лучшего варианта Выбор материала, инструментов, оборудования Последовательность, изготовление изделия Правила безопасного труда Что получилось Экологическое и экономическое обоснование Литература

Обоснование темы Чтобы моя комната была уютной совсем необязательно покупать какие-нибудь вещи, которые могли бы украсить и придать ей домашний уют, можно, конечно, приобрести в магазинах картины панно, сочетающиеся по цвету с обстановкой, или, например, искусственные цветы, которые могли бы занимать любой угол, придать ей тем самым весёлое, радостное настроение. Гораздо интереснее, когда сделаешь что-нибудь для своего дома, подумав, я выбрала вышивку крестиком, потому что мне очень нравится эта техника, к тому же это несложно.

История вышивки Искусство вышивки уходит корнями в далёкое прошлое. В то время, когда древний человек сделал первый декоративный стежок на своей одежде. Вышивка позволяла выделиться, т.к. на изготавливаемых тканях зачастую отсутствовал орнамент. Точно неизвестно, где как появилась вышивка. Вышивок, датируемых ранее XII века, практически не оставалось. Известно, что в Азии это искусство было известно задолго до того, как его начали использовать греки и римляне.

Кстати, именно в Греции и Риме очень популярна была вышивка золотой нитью. Эта традиция была так распространена, что пытались даже запретить и ограничить такое рукоделие как неоправданную роскошь. Техника и богатство исполнения вышивки достигло своего апогея при византийских царях. Тогда же впервые начали использовать серебряные нити. Толчком в развитии всех искусств, и вышивания в том числе, послужила эпоха Возрождения, в частности, политика двора Лоренцо Медичи. Лучшие художники разрабатывали схемы и рисунки для вышивальщиц.  

В России самой большой популярностью пользовалась мережка – выдергивание ниток, а также вышивка по полотну. Вышивали чаще всего «крестом». Он выполнялся красными нитками на рубашках, передниках, по краю белья. Вышивка на рубахах располагалась на таких местах, которые считались местами соприкосновения внешнего мира и тела человека. Т.е. по вороту, рукавам, подолу, таким образом, она служила оберегом.   Начиная с XIII века, вышивание проникает в быт всех слоев населения. Оно делится на народное и городское. Городская вышивка была подвержена моде и постоянно менялась, а народная, напротив, следовала обычаям и была практически неизменна.

Сегодня вышивальщице доступно огромное количество схем, узоров и орнаментов, и постоянно разрабатываются новые. Другое дело, что у современной рукодельницы нет столько свободного времени, чтобы воплотить все свои идеи. Современный ритм жизни диктует свои условия, однако мы всегда можем обратиться к своему увлечению и провести пару часов за этим увлекательнейшим занятием – вышивкой.

Разработка идей, анализ идей Эта схема мне понравилась, потому что я очень люблю цветы и жёлтый цвет, также она очень красивая и подходит под интерьер кухни. Но её очень долго делать.

Мне нравится эта схема, потому что она яркая, необычная. Но её сложно и долго делать.

Мне нравится эта схема, потому что она спокойная, нежная и я люблю розы.

Выбор лучшего варианта Я решила выбрать эту работу, потому что её легко и недолго делать:

оборудования Для ручного вышивания необходимо: канва, игла, нитки, пяльцы и ножницы. Иглу необходимо подбирать в соответствии с толщиной нитки и ткани. Для вышивании употребляют хлопчатобумажные вышивальные нитки или мулине. На плотных тканях можно вышивать нитками «ирис». Пяльцы для ручного вышивания хорошо иметь с винтом, для прикрепления их к столу. При вышивании без пялец не следует наматывать ткань на один указательный палец левой руки, а, натянув её на три пальца, придерживать большим пальцем и мизинцем: тогда вышивка не будет стянутой.

Нитки мулине:

Пяльцы:

Канва:

Последовательность, изготовление изделия 1) выбор схемы; 2) покупка ткани; 3) покупка ниток; 4) закрепление ткани в пяльцах; 5) вышивание; 6) стирка и глажка готового изделия; 7) оформление в рамку.

Технология изготовления На первой картинке произведено вышивание снизу вверх , а на второй картинке произведено вышивание сверху вниз.

Правила безопасного труда Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему. Передают их, сомкнув лезвия, кольцами вперёд. Нельзя шить ржавой иглой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней след и, кроме того, может сломаться. Нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в игольнице или подушечке, а булавки – в коробочке с крышкой. Не прикусывать нитки зубами – можно испортить эмаль и поранить зубы

Что получилось

Экологическое и экономическое обоснование Экологическое обоснование: Использование ниток, ткани, иголок, ножниц, пялец и т. д., вредных воздействий на организм человека в процессе выполнения работы не оказывает. Оно экологически чистое. Сырьём для получения хлопчатобумажной ткани, ниток является растение хлопок, возделываемое человеком. На основе выше изложенного считаю, что изготовление и дальнейшее использование моего проекта не влечёт за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Экономическое обоснование: Название Цена за одну штуку Количество Затраты на материал Нитки 1 шт. – 14руб. 7 шт. 98 руб. Канва 1 шт. – 60 руб. 1шт. 60 руб. Игла 1 шт. – 5 руб. 1шт. 5 руб. Пяльцы 1 шт. – 42 руб. 1шт. 42 руб. итог 205 руб.

Литература «Вышивка в умелых руках», издательство Астрель, 2003 Журнал «Ксюша для любителей рукоделия» Журнал «Вышивка крестом, первые шаги 3»

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Лидия Арсентьевна! Очень понравился Ваш урок! Увлекаюсь вышивкой крестом и с интересом познакомилась с вашим материалом, как Вы его преподносите ученикам. Большое спасибо!

27 May 2020

Лидия Арсентьевна, отличные работы, а самое главное Вы можете научить этому детей!

29 May 2020