12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Дуброва Татьяна Евгеньевна878
Россия, Московская обл., ЛОБНЯ
Материал размещён в группе «Учителя технологии»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ.

Автор: Дуброва Татьяна Евгеньевна

Предмет: технология

Тема урока: «Вышивание крестом»

Класс: 5 класс

Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии дифференцированного обучения.

Дидактическая цель урока: создать условия для изучения темы и систематизации учебной информации по теме средствами технологии дифференцированного обучения. Познакомить учащихся с технологией вышивания крестом.

Цели по содержанию:

а) образовательные:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- познакомить с технологией выполнения вышивки крестом, областью применения вышитых работ;

- научить приемам вышивания крестом;

б) развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать художественный вкус;

в) воспитывающие:

- развивать умение слушать учителя и товарища;

- воспитывать аккуратность;

Методы и приемы:технология дифференцированного обучения, методы, основанные на коммуникации; практическая работа учащихся.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, практическая работа.

Оборудование урока: образцы изделий, выполненных в технике «крест», книги, журналы, схемы.

Оформление: занятие проходит в кабинете технологии.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

II. Вступительное слово учителя.Актуализация прежних знаний.

Учитель: На предыдущих уроках мы говорили с вами о вышивальном искусстве, об узорах, которые используются в вышивке. Давайте вспомним, какие виды узоров вы знаете, что на них изображается?

Ответы учащихся.

Учитель: Вы сами пробовали придумать узор для вышивки; посмотрим, что получилось.

Просмотр эскизов, выполненных в тетрадях учащимися.

Учитель: Как называется такой вид узора, можно ли назвать его орнаментом, почему?

Ответы учащихся.

Сегодня вам снова понадобится умение рисовать по клеткам, потому что мы подошли к самому интересному — вышиванию.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Посмотрите, какие работы я для вас подготовила — картины и елочные игрушки, игрушки-брелоки, разнообразные игольницы и подушечки. Все они вышиты крестом. Этот шов — самый любимый и распространенный из всех вышивальных швов. Им занимаются во многих странах мира, выпускают журналы по вышиванию крестом, книги, печатают схемы, продают специальные наборы. Некоторые из вас уже, наверное, пробовали вышивать. Давайте вспомним, что необходимо иметь для работы.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: Какие правила нужно соблюдать, чтобы работа получилась красивой? Помните?

Давайте запишем в тетради основные правила вышивания крестом.

Работа в тетради.

1. Вышивать нужно слева направо, делая на изнанке вертикальные переходы.

2. Покрывающие стежки проходят справа налево, они всегда имеют наклон в одну сторону.

3. При вышивке вертикальными рядами или по диагонали каждый крестик вышивают полностью.

4. При смене цвета в одном ряду можно пропускать не более трех стежков.

5. Вышивая, нельзя сильно стягивать стежки, превращая канву в сетку, верхние стежки нужно расправлять.

6. Закрепки должны быть аккуратными, обратная сторона тоже.

Учитель: Очень важно уметь незаметно закреплять нитку. Есть разные способы закрепки.

Демонстрация приемов работы.

Учитель показывает способы закрепления четного и нечетного количества ниток.

Упражнение «Попробуем». Проба на плотной бумаге. Закрепка петлей, стежки в одну сторону. Ученики пробуют закреплять нитку на образце.

Беседа «Сложно ли вышивать крестом?»

Конечно, удобнее вышивать крестом на ткани с определенным переплетением. Каким, почему? (Полотняное переплетение).

А еще лучше вышивать на специальной ткани. Как она называется? Что это за ткань, чем она отличается от обычной? (Канва, как она появилась, размеры канвы).

Почему для вышивания нужна тупая игла?

Зачем нужны пяльцы, можно ли вышивать без них?

В каком месте на ткани нужно начинать вышивку, почему?

Ответив на эти вопросы, приступаем к практической работе.

Учитель: Нельзя вышивать без рисунка. Рисунок для креста называется схемой, потому что он очень упрощен, геометризован.

Такой рисунок можно найти в журнале для рукоделия, он входит в состав специального набора для вышивания. Схему можно придумать и самому. Но нужно соблюдать определенные правила, рисовать только по клеточкам.

Для учеников подготовлены схемы для вышивания разных степеней сложности.

Учитель: Я приготовила для вас схемы «Елка», трех видов. Можете выбрать любую, какая понравится и какая вам по силам. Тот, кто еще не вышивал, может выбрать более простой вариант, оценка будет выставляться только за качество работы.

IV. Практическая работа.

1. Учитель раздает схемы, ученики копируют рисунки в тетради.

2. Учитель: Теперь приступим к работе.

Схема для вышивания имеет небольшой размер, поэтому используем пяльцы диаметром 16 см и канву 20х20 см. В данном случае можно отступить от правил и начать вышивание сверху вниз.

Вначале нужно сложить канву пополам и найти середину, отметить ее карандашом, затем по линии середины спуститься вниз на 5–6 см, отметить точкой начало вышивки. Теперь канву нужно заправить в пяльцы – запялить. Демонстрация.

Учитель: Теперь подготовим нитки мулине.

Мулине продают в упаковках, там оно сложено в пасмы по 6 ниток. Нам нужно выбрать, во сколько ниток вышивать. Если канва крупная, как у меня, то вышивать нужно в 6 ниток, если же мелкая, то и ниток нужно меньше. Давайте посмотрим, какая у вас канва. Закреплять нитку мы будем петлей, поэтому будем брать четное количество ниток и складывать их пополам. Демонстрация.

Учащиеся выполняют задание.

3. Выполнение вышивки.

Учитель наблюдает за работой, помогает исправлять ошибки.

Во время работы проводится зарядка для глаз.

V. Итог урока. Рефлексия.

Мини-выставка. Учащиеся раскладывают работы на большом столе.

Учитель: Давайте посмотрим, что получилось. Работы еще не закончены, но их уже можно оценить предварительно. Посмотрите внимательно, правильно ли сшиты верхние стежки, расправлены ли нитки.

- Какие работы наиболее аккуратны?

- У кого получилась самая красивая изнанка?

- Кто ошибся в счете клеток?

- Трудно ли вышивать крестом?

VI. Заключительное слово учителя.

Научиться выполнять любую работу качественно — очень важно. Вот и сегодня вы постарались добиться, чтобы вышивка выглядела красиво и аккуратно. Работа еще не закончена, мы продолжим ее на следующем уроке, дополним ее декоративной фурнитурой и оформим. Надеюсь, что в итоге получится прекрасный новогодний подарок.

Общий итог

Даже такая небольшая вышивка, как «Елка», требует довольно много времени, тем более что большинство учениц занимаются этим впервые. Мы вышиваем ее в классе и дорабатываем дома или на внеурочных занятиях. Когда работа закончена, мы проутюживаем ее с изнанки, положив на мягкое полотенце, стараясь не касаться стежков. Далее вышивку необходимо оформить. Такая небольшая работа хорошо смотрится в раме или в рамке-открытке.

Елочку можно обшить по контуру швом «вперед иголку».

Также елочку можно нарядить по-разному, например, вышить игрушки и

украсить гирляндами из золотых и серебряных нитей металлик.

Изнанка тоже оценивается, она должна выглядеть аккуратно, концы ниток протягиваем под стежками и обрезаем.

Вот одна из наших нарядных елочек!

Опубликовано в группе «Учителя технологии»


Комментарии (2)

Акатова Ирина Анатольевна, 29.01.19 в 16:11 1 Ответить Пожаловаться
Молодцы!! Работы просто замечательные.
Дуброва Татьяна Евгеньевна, 30.01.19 в 18:22 1 Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо за приятный отзыв, мы старались.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.