12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Куклева231
Россия, Свердловская обл., село Манчаж Артинский ГО
Материал размещён в группе «В помощь учителю»


буклет Рождественские рассказыPUB / 1.76 Мб
В последние десятилетия в российском обществе произошли серьезные изменения: наметился интерес к историческому прошлому страны, народной культуре, ее православным истокам. Важные перемены, произошедшие в нашем обществе в последние годы, выдвинули новые, во многом незнакомые задачи перед школьным образованием и воспитанием. Возникла насущная потребность поиска духовно-нравственных ориентиров, осмысления их истоков.

В современных условиях нашей жизни остро встает вопрос об отношениях между людьми. Формирование нравственного чувства тесно связано с воспитанием гуманизма. Изучением рождественского рассказа позволяет выявить важнейшую идею нашего времени - идею милосердия. Обращение школьников к лучшим образцам святочной прозы ведет к расширению общекультурного кругозора, формированию нравственных ориентиров, развитию мышления и эмоционально-оценочной сферы. Изучение в школе святочных рассказов с учетом жанровых особенностей ведет к осмыслению авторской концепции мира и человека, постижению самобытного идейно-художественного звучания литературного текста.

Авторы рождественских рассказов поднимают важные для сегодняшней молодежи и общества в целом проблемы: добра и зла, чести и бесчестия, милосердия, гуманности, семейных ценностей, ситуаций нравственного выбора. Рождественский рассказ способен влиять на мировосприятие подрастающего поколения и формировать систему взглядов на мир и место человека в нем.

Рождественский рассказ - литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Часто в структуру рождественского рассказа входят элементы фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика. Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса.

Они бывают разные: добрые и трогательные, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные. Они всегда пытались смягчить людские сердца.

Для рождественского рассказа характерны основные признаки:

Приуроченность к Рождеству (действие происходит в канун праздника).

Главный герой часто ребёнок или человек, попавший в тяжелое, порой критическое положение, столкнувшийся с равнодушием и безразличием окружающих.

Герой проходит через трудности, преодолеть которые помогает либо вмешательство высших сил, либо внезапная помощь милосердных людей.

Нравственная христианская проблематика (милосердие, сочувствие)

Счастливый финал.

Современные писатели продолжают лучшие традиции классической литературы, помогают подросткам открывать жизнь, учат мудрости, состраданию, поэтому обращение к текстам современных авторов также дают возможность задуматься о вечности и сегодняшнем дне, нравственных законах и идеалах, найти ответы на значимые вопросы. Можно предложить для чтения и обсуждения рассказы Л.Е. Улицкой «Капустное чудо», «Путь осла», В.С.Токаревой «Рождественский рассказ», Э.Анашкина «Кто поцеловал меня в Рождество?», В.Н.Крупина «Зимние ступени», О.Павлова «Конец века» и другие.

Рождественский рассказ как жанр изучается только в основной школе. Настораживает, что при таком множестве рождественских рассказов, программы по литературе не изобилуют разнообразием, а хочется, чтобы дети имели большее представление об этом пласте духовной поучительной литературы, поэтому я стараюсь в каждом классе в святочную неделю провести урок внеклассного чтения для знакомства с рождественскими рассказами. Всем известен такой рождественский рассказ как «Чудесный доктор» А.И.Куприна, который изучается в 6 классе.

Предмет «Родная литература» позволяет выделить время для изучения рождественских рассказов во всех классах. Так у меня сформировалась некая система изучения данного жанра:

5 класс - Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке» обучающиеся знакомятся с особенностями жанра на примере классического произведения;

6 класс - Л.Улицкая «Капустное чудо» - рассказ посвящен послевоенному времени, сиротской доле двух сестер Дуси и Ольги. Их нехотя приютила сестра бабушки, но девочки с благодарностью помогают ей во всем и становятся для старушки по- настоящему родными. Рассказ учит состраданию, прощению, терпению, взаимовыручке, трудолюбию;

7 класс- Б. Санин «Березовая елка». Рассказ написан в соответствие с особенностями жанра, но время, когда происходит действие, современная Россия. Специально отбираю рассказы современных авторов, детям понятны все образы, они охотнее откликаются, если видят жизнь, понятную им. Рассказ учит милосердию, состраданию.

8 класс – С. Лукьяненко «Девочка с китайскими зажигалками». Обсуждая рассказ с детьми, стоит обратить внимание на то, что эгоизм - современное явление, присущее главному герою Валерию, можно преодолеть, трудно, но возможно.

9 класс – Наталья Ключарёва «Юркино Рождество». Рассказ тяжелый, но находит живой отклик у ребят. В этом рассказе главное чудо - изменения , происходящие в душе Юрки. Рассказ не имеет ярко выраженного счастливого конца, но финал воспринимается светлым, дающим надежду.

10 класс - Виталий Каплан «Звездою учахуся», обсуждая его с обучающимися стоит обратить внимание на то, что многое в жизни непредсказуемо, но стоит оставаться верным своим убеждениям, несмотря ни на что.

11класс – Олег Павлов «Конец века». Рассказ посвящен современной реальности: в больницу в рождественскую ночь привозят бомжа, персонал больницы равнодушен, стараются его не замечать, кто- то с презрением и брезгливостью смотрят на него, мало сочувствующих ему, только санитарка Антонина видит в нем человека, которому необходима помощь. Но бомж умирает, а тело его исчезает из морга. При обсуждении рассказа надо подвести детей к тому, что живем в непростое время, люди перестали быть людьми, погоня за материальными благами убила человечность и духовность в людях.

Произведения непростые, кому- то они могут показаться жестокими, но надо говорить с детьми о той жизни, в которой мы живем, искать и находить правильные нравственные ориентиры в существующей реальности.


Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.