Выступление на семинаре учителя начальных классов на тему «Балловая система оценивания»
Выступление на семинаре учителя начальных классов
Славинской Оксаны Михайловны
на тему «Балловая система оценивания»
Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Учеба без оценки подобна выстрелу без мишени, баскетбольному поединку без кольца. Но как мишень и баскетбольное кольцо определенным образом нормированы, так и оценка деятельности ученика обязательно должна быть выражена в конкретной форме и по определенному алгоритму.
Передо мной встала проблема в том, каким образом учитель должен строить свой учебный процесс, чтобы все противоречия оценки деятельности обучающихся были решены?
И ответ на данный вопрос, я получила познакомившись с
балловой системой оценивания в лицее «Гаудеамус». Педагог(, автор методических разработок к образовательному процессу и учебных пособий, методист Иван Кожокару) в образовательном и воспитательном процессе обучения придерживался балловой системы оценивания, взятой за основу у румынских авторов(педагогов). В основу лег способ диалектического обучения и разработка единых средств и форм осуществления оценочной деятельности на основе критериальной базы.
Данная балловая система отличается от многих знакомых нам тем, что: количество «заработанных» баллов обучающимися на каждом уроке различна. Как известно, центральными “станциями” контроля знаний, умений и навыков являются промежуточные и итоговые контрольные работы. В практике важно, чтобы критериальная база соответствовала единым измерительным средствам, какими являются контрольные работы. А значит нельзя единообразно оценивать и сравнивать детей, пишущих разные по структуре и содержанию контрольные работы.
Например:
К какому числу нужно прибавить 7, чтобы получить 16? | ||
Шаги решения | Сложность | Проверяемые навыки |
1.Составить уравнение | 3 | Логические навыки |
2. Определить алгоритм решения | 2 | Решение уравнений |
3. Произвести вычисления | 1 | Вычислительные навыки |
4.Сделать проверку | 1 | Вычислительные навыки |
1 шаг | 2 шаг | 3 шаг | Итоговый балл за всё задание |
Правильно нашёл все значения числовых выражений | Правильно расположил значения выражений в порядке убывания | Правильно расшифровал слово с помощью ключа | |
1 – 9 баллов | 1 балл | 1 балл |
Работа по парам (самооценка, оценка коллектива)
Я | Товарищ | Учитель | |
Придумай 2 уравнения от 1 -2 баллов | |||
Решил предложенные уравнения от 1 – 2 баллов |
Как видно по таблице, каждому шагу соответствует некоторый уровень сложности в соответствии с целью задания, а также его принадлежности к тому или иному навыку (субтесту).
Учитель фиксирует успешность выполнения этих шагов ("+" - если шаг пройден верно, "-" - если допущена ошибка или ученик не справился, "0" - если ученик не приступал к выполнению этого шага). Выполняя эти действия по всем заданиям контрольной работы, учитель таким образом фиксирует, а не оценивает результат ребенка в целом по работе. Затем сумма набранных учеником баллов за работу целиком и по каждому из проверяемых в ней субтестов в отдельности переводится в единую шкалу процентного отношения достигнутого результата к максимально возможному.
Оценочный лист учащегося класса
«Обозначение мягкости согласных звуков на письме»
Умения | Критерии | Я | Группа | Учитель |
Вставляет пропущенные буквы | Правильно пишет слова (1б за каждое правильно написанное слово) | |||
Распределяет слова в зависимости от пропущенной буквы | Правильно распределяет слова на группы (1б за каждое правильно написанное слово) | |||
Правильно использует слова с данной орфограммой в речи | Связность текста (1балл) | |||
Правильно пишет слова(1б за каждое правильно написанное слово) | ||||
Систематизирует и представляет информацию | Степень активности на уроке (от 0 до 4 баллов) | |||
Итого |
Количество баллов по теме определяет сам учитель, проанализировав задания к уроку. Для успешного выполнения каждого из заданий работы ребенку необходимо последовательно выполнить несколько шагов. Причем выполнение каждого шага требует различных навыков и умений, и только успешное выполнение всех таких шагов приведет к верному окончательному результату. Однако, получение неверного ответа не говорит о нулевом результате. Важно проследить, где именно ребенок допустил ошибку и каких знаний, умений или навыков ему не хватило для успешного решения задания.
В начале урока учитель говорит, какое количество баллов можно заработать на данном уроке.
Ученик «заявляет» количество баллов, которое хочет получить на уроке. Что позволяет в процессе деятельности повысить активность на уроке, дисциплину учащихся, обращению к дополнительным источникам информации, чтобы «блеснуть» своими знаниями по изучаемой теме.
Так же положительное влияние оказывает, выставление учащимися оценки себе за выполненную работу, обсуждение ее в коллективе. Что вынуждает каждого участника готовиться к урокам регулярно, что в итоге вызывает познавательный интерес, и учащиеся стараются выполнить больший объем работы, используя информационный материал за страницами учебника. Так появляется необходимость удовлетворения детского любопытства. В результате некоторые учащиеся начинают работать не для отметки-оценки...
Таким образом, самооценка стимулирует самопобуждение: материализует саму оценку. Данная система способствует активизации учащихся, потому что они знают, что результат каждого учебного труда оценивается в баллах, показывая уровень знаний, умений и навыков.
Самооценка учебного труда, способствует выведению коллектива на самооценку в общественной деятельности.
Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.
Анализ успеваемости класса проводится каждую четверть с учетом мониторинга результатов выполнения всех проверочных\контрольных работ. В конце каждого учебного года проводится сравнительный анализ успеваемости по классу, а также оценивание успехов каждого ученика.
Такое отслеживание необходимо, чтобы поддержать достигнутый уровень обученности или внести коррективы, выявить причины отрицательной динамики, если она наблюдается.
Основным источником информации является карта достижений учащихся. (Анализ успеваемости по количественным показателям)
Обработку данных веду по схеме:
- определяю учебные предметы (математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир)
- временной промежуток (четверть)
- вычисляю процент качества и средний балл класса и каждого ученика с целью определения уровня его успешности.
- далее данные заносятся в таблицы и на основании данных строятся графики.