Выступления на педсовете «Зачётная система: основные требования к оцениванию»

0
0
Материал опубликован 13 December 2015

Тема выступления на педсовете

 Зачётная система: основные требования к оцениванию

Одной из форм контроля знаний и аттестации учащихся  в  школе является зачетная система.

От стандартных форм контроля зачетная система отличается по характеру проведения, по системе оценивания. Зачет – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения обучающимися уровня обязательной подготовки.

Процесс обучения сегодня характеризуется разнообразием образовательных маршрутов, широким спектром программ и учебников. В условиях возрастания объема информации  и знаний обучение учащихся становится прежде всего личностно ориентированным, учитывающим способности и потребности учащегося.

      Задача учителя - это научить учиться самостоятельно каждого ученика, то есть учить рационально планировать свою работу, уметь работать с дополнительной литературой, писать конспекты, тезисы, рефераты, создавать слайд-презентации.

ЦЕЛИ  ЗАЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ

·        организует и дисциплинирует учащихся,

·        помогает систематизировать знания;

·        повысить ответственность учеников за результаты своего обучения

·        развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;

·        обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику;

·        уменьшить число  «необучаемых» учеников.

·        проявляет творческую активность; 

·        готовит к обучению в высших и средних учебных заведениях;

·        снижает стресс при сдаче экзаменов.

СУЩНОСТЬ ЗАЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ

ž По каждому предмету определяется число зачетных работ, которые ученик должен сдать, несмотря на болезнь, отсутствие на уроке по другим причинам. Положительная оценка за полугодие (четверть) выставляется, если ученик сдал все зачетные работы. Положительная оценка за год  выставляется при наличии положительных оценок за каждое полугодие.

ž Зачетная работа(зачет) –вид промежуточного испытания за который ученик получает оценку. Зачетные испытания могут проходить в конце темы или раздела (тематический зачет), в конце месяца (промежуточный зачет), в конце четверти(четвертной зачет), в конце года(итоговый зачет или экзамен)

ž Зачетная система является механизмом ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Она позволяет ученикам осваивать учебные программы в разном темпе и на разных уровнях и тем самым увеличивает число «обучаемых» учеников.

ž Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания.

Механизм зачетной системы

Каждый учитель определяет число зачетных работ и время проведения (не менее 3 за четверть) или полугодие.

Зачеты делятся на тематические, которые проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения материала в целом и текущие, проводятся систематически, в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.

Ученикам сообщаются темы и даты их проведения .

Зачетными работами считаются также:

-контрольные работы по алгебре и геометрии , физике и химии;

-контрольные диктанты, изложения и сочинения по русскому языку, литературе,английскому языку.

Уровневая дифференциация заданий как основной компонент зачетного урока. Уровневая дифференциация осуществляется составлением заданий, в которых, во-первых, учитывается, нижняя граница усвоения учебного материала, т.е. уровень обязательной подготовки, а во-вторых, идет постепенное возрастание требований, увеличение сложности предлагаемых заданий. В каждой зачетной работе указываются критерии оценки. Во время выполнения зачёта разрешается пользоваться учебной и справочной литературой.

Итог любого зачета - обязательная оценка знаний ученика.

Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением. Оценивание представляет собой комплексный процесс : по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания, по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Объекты оценивания : знания,  умения,  освоенные компетенции.

Два принципа являются ключевыми в оценивании:

  • оценивание должно основываться на поставленных задачах и показывать степень успешности их выполнения;
  • следует стремиться к получению максимально объективной оценки.

В зачетной системе обучения учитывать психологические особенности обучающихся. Надо научиться слушать и слышать каждого ученика, видеть его внутренние побуждения и стремления, направленность его потребностей и мотивов, научиться влиять на эту направленность, обрести гуманный и демократический стиль общения и взаимодействия с обучающимися, так как личность воспитывается личностью. Гуманистическое педагогическое взаимодействие обеспечивает не просто передачу некоторого содержания знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т.п. от учителя обучающимся, но и их совместный личностный рост, совместное личностное развитие.

 ИТАК,

Обучающемуся, регулярно посещающему групповые консультации, выполняющему домашние работы, выполнившему все обязательные работы, отметка за зачётный раздел может быть выставлена «автоматом», то есть по текущим и контрольным отметкам. Данное решение принимается учителем самостоятельно

ž -оценки 3.4.5 выставляются в журнал. Если ученик не сдал зачет , учитель ставит 2 в базу данных ,а в журнале клетка остается пустой до тех пор , пока ученик не пересдаст зачет.

Зачет подлежит пересдаче, если обучающийся не выполнит минимальный уровень, т.е. образовательный стандарт, причем пересдается не весь зачет целиком, а лишь те виды заданий, с которыми обучающийся не справился.

ž Зачетная система позволяет ученику исправлять свои ошибки.

Если к концу четверти ученик не сдал зачеты, то его родители приглашаются в школу, такие ситуации обсуждаются на педсовете

ž Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания.

 Применение зачетной системы контроля положительно сказывается на качестве знаний в  предметной области, так как:

- проверка знаний есть форма закрепления, обязательное участие в зачете делает его более весомым, заставляет серьезнее относиться к подготовке, что положительно влияет на формирование необходимых умений и навыков;

- проверка знаний есть форма воспитания у  обучающихся навыков правильного воспроизведения своих знаний и умений, вооружения методикой такого воспроизведения. И тем лучше организован опрос, тем больше оснований надеяться, что учащиеся научаться отвечать так, как требуется;

- проверка знаний есть важная объективная форма самоконтроля учителя. Пробелы в знаниях выявляются именно во время зачета, что позволяет как учителю, так и самому ученику своевременно обратить на их внимание;

Когда учащиеся привыкают работать по данной системе, довольно резко меняется стимул обучения: над ними не висит страх получения плохой оценки, они начинают учиться, прежде всего, потому, что сами этого хотят. Поэтому учащиеся учатся планировать свою деятельность, видеть конечную цель работы, распределять свои силы на достаточно долгий промежуток времени, добиваться поставленной цели. Кроме того, личностно-ориентированный подход для каждого ученика, нацеливания их на максимальное использование и развитие собственных способностей не только дает учителю реальную картину знаний, но и представляет возможность самому ученику объективно их оценить.

Комментарии
Комментариев пока нет.