Выступление "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по окружающему миру в рамках внеурочного курса «Край, в котором я живу». Тема задания: Описание профессии"
Многолетний опыт подготовки обучающихся к выполнению ВПР по окружающему миру показывает, что наиболее сложными вопросами являются вопросы, касающиеся краеведения и профессий. Это задания №8, №10
Рассмотрим эти задания.
Задание №8 Описание профессии
По инструкции в нём требуется выбрать одну из изображенных на фотографии профессию, указать её название, а также написать, какую работу выполняют представители этой профессии, какую пользу обществу они приносят.
Очень часто дети выбирают ту профессию, которая им больше нравится, но её описание вызывает затруднения. В итоге получаются ответы, которые больше похожи на ответ дошкольника, а не выпускника начальной школы.
Например:
Название профессии – пожарник.
Он тушит пожары.
Он спасает людей.
Этот пример наглядно демонстрирует, что ребенок не знает точного названия профессии – пожарный, не имеет достаточного словарного запаса, чтобы описать данную профессию.
Образец
Название профессии – пожарный.
Представители этой профессии занимаются ликвидацией пожаров и эвакуацией людей.
Пожарные спасают человеческие жизни и имущество, лесное богатство страны.
Какие же рекомендации могут помочь школьникам достойно справиться с заданием, а также расширить кругозор?
Из трёх предложенных фотографий надо выбрать одну. Следует выбирать ту профессию, для описания которой «хватит» имеющегося словарного запаса и кругозора.
Для расширения кругозора можно заполнять следующую таблицу, используя различные источники информации:
Название профессии | Какую работу выполняют представители этой профессии? | Чем работа людей этой профессии полезна обществу? | Какие материалы или оборудование используют представители этой профессии? |
| | | |
При выполнении задания в ВПР необходимо использовать деловую речь и точные формулировки, избегать излишнего проявления эмоций. Эффективным будет применение образца-шаблона для оформления ответа, который состоит из 3-4 предложений.
Образец-шаблон описания профессии
Название профессии - ______________________________________.
Представители этой профессии (что делают?) _________________________________________________________.
В своей работе они используют (материалы, инструменты) _________________________________________________________ .
Они помогают обществу (способствуют развитию) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложение о пользе профессии для общества, можно строить одинаково для людей из близких профессиональных областей (наука, образование, промышленность, искусство и т.д.)
ОБРАЗЦЫ-ШАБЛОНЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ПРОФЕССИЙ
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА, МЕДИЦИНА
Название профессии – учитель. Представители этой профессии обучают школьников. Они повышают уровень образования в обществе.
Название профессии – археолог. Представители этой профессии занимаются раскопками древних поселений и изучением найденных вещественных источников. Работа археологов помогает людям изучать прошлое человечества, узнавать историю предков.
Название профессии – врач. Представители этой профессии работают в медицинских учреждениях. Они лечат пациентов. Врачи оказывают медицинскую помощь для сохранения жизни людей и улучшения её качества.
Название профессии – школьная медсестра. Представители этой профессии контролируют состояние здоровья учащихся. Они организуют профилактические мероприятия для укрепления здоровья школьников.
СФЕРА УСЛУГ
Название профессии – повар. Представители этой профессии работают в учреждениях общественного питания: кафе, столовые, рестораны. Они готовят разные блюда для посетителей. Повара обеспечивают комфортные условия жизни людей в современном обществе.
Название профессии – кассир. Представители этой профессии работают на предприятиях торговли, в банках, в учреждениях культуры. Они обслуживают клиентов. Кассиры обеспечивают комфортные условия жизни людей в современном обществе.
Название профессии – почтальон. Представители этой профессии сортируют и разносят письма, телеграммы и прессу. Они помогают людям получать информацию и экономить время.
Название профессии – уборщица. Представители этой профессии занимаются уборкой различных помещений. Они помогают создавать людям комфортные условия жизни, обеспечивают чистоту и создают уют.
Название профессии – парикмахер. Представители этой профессии занимаются стрижкой, укладкой, окраской и уходом за волосами. Они помогают клиенту создать индивидуальный образ с помощью прически.
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Название профессии – кинооператор. Представители этой профессии участвуют в создании фильмов и телепередач. Они повышают культуру населения, создают хорошее настроение для людей.
Название профессии – клоун. Представители этой профессии развлекают публику в цирке. Они создают хорошее настроение для людей.
Название профессии – балерина. Представители этой профессии исполняют в театре классические танцы. Зрители получают от балета удовольствие. Балерины помогают культурному развитию общества.
Название профессии – художник. Представители этой профессии занимаются изобразительным искусством. Работа художников украшает жизнь людей. Художники способствуют культурному развитию общества.
СПОРТ
Название профессии - футболист, теннисист, фигурист, штангист (спортсмен). Представители этой профессии занимаются футболом, теннисом, фигурным катанием и т.д. Они участвуют в соревнованиях и защищают честь своего города, страны.
Название профессии – фитнес-тренер. Представители этой профессии работают в спортивных учреждениях. Они проводят тренировочные занятия для клиентов. Они помогают развитию физической культуры и спорта в обществе.
ТРАНСПОРТ, БЕЗОПАСНОСТЬ
Название профессии – водитель. Представители этой профессии управляют транспортом и обеспечивают доставку груза в нужное место. Они помогают развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли.
Название профессии – водитель автобуса. Представители этой профессии управляют общественным транспортом и обеспечивают перевозку пассажиров в нужное место. Они обеспечивают комфортные условия жизни для людей в современном обществе.
Название профессии – таксист. Представители этой профессии перевозят клиентов-пассажиров в нужное место. Они обеспечивают комфортные условия жизни для людей в современном обществе, помогают им экономить время.
Название профессии – инспектор дорожно-патрульной службы (ДПС). Представители этой профессии обеспечивают соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами, предотвращают аварии на дорогах. Инспекторы ДПС несут ответственность за жизни людей – участников дорожного движения.
Название профессии – пожарный. Представители этой профессии занимаются ликвидацией пожаров и эвакуацией людей. Пожарные спасают человеческие жизни и имущество, лесное богатство страны.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Название профессии – тракторист. Представители этой профессии занимаются вспашкой полей, перевозкой грузов на тракторе с прицепом. Поддерживает трактор в исправном состоянии. Трактористы способствуют развитию сельского хозяйства страны.
Название профессии – комбайнер. Представители этой профессии управляют комбайном во время сбора урожая на полях. Поддерживает комбайн в исправном состоянии. Комбайнеры способствуют развитию сельского хозяйства страны.
Название профессии – садовник. Представители этой профессии ухаживают за садом. Они помогают сохранять природу и создают хорошее настроение для людей.
Название профессии – фермер. Представители этой профессии ведут личные хозяйства. Они развивают животноводство и растениеводство страны (или сельское хозяйство), создают продовольственные запасы для населения.
Название профессии – ветеринар. Представители этой профессии оказывают медицинскую помощь домашним животным. Они помогают развитию сельского хозяйства и создают хорошее настроение хозяевам питомцев.
Название профессии – пасечник. Представители этой профессии занимаются разведением и содержанием пчел, а также получением продуктов пчеловодства (мёд, воск и т.д.). Они помогают развитию сельского хозяйства страны.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Название профессии – архитектор. Представители этой профессии проектируют различные постройки: здания, комплексы, мосты, сады и парки и т.д. Работа архитектора способствует развитию населенных пунктов, помогает создавать комфортные условия жизни для людей.
Название профессии – маляр. Представители этой профессии занимаются окраской зданий, сооружений, оборудования с целью их защиты, санитарно-гигиенической и эстетической обработки. Они создают комфортные условия для жизни людей.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Название профессии – гончар. Представители этой профессии делают глиняную посуду, используя гончарный круг. Они помогают создавать людям комфортные условия жизни, сохраняют народные традиции.
Название профессии – швея. Представители этой профессии занимаются пошивом и ремонтом различных изделий: одежды, предметов быта. Они работают на швейных предприятиях, в салонах, ателье, частных фирмах. Швеи помогают создавать людям комфортные условия для жизни.
Название профессии – металлург. Представители этой профессии занимаются плавлением металлов и созданием изделий из них. Они способствуют развитию тяжёлой промышленности страны.
Рассмотрим задание № 10 Краеведение.
Внеурочный курс «Край, в котором я живу!» позволяет организовать работу в этом направлении. Для этого курса в нашей школе был взят игровой практикум С.Л. Посмитной «Край, в котором я живу!».
Данный курс выстроен в соответствии с возрастными запросами ребенка.
1 класс – «Я - ученик».
2 класс – «Я - гражданин».
3 класс – «Я - дальневосточник»
4 класс – «Я - исследователь»
Проводится 1 раз в неделю
Основные задачи курса
формировать у младших школьников целостное представление об истории и культуре Дальнего Востока, Хабаровского края, родного города;
дать ребенку представление об исторических источниках,
событиях, которые отображены в музеях, семейных архивах;
формировать у учащихся приемы и способы конструктивной,
коммуникативной, познавательной, учебной и других видов
деятельности;
формировать индивидуальные способности школьников и
их ценностные ориентации;
Методы и приемы :
эвристические беседы;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения;
моделирование;
опыты и эксперименты;
«погружение» в мир красок, звуков, запахов и образов природы;
использование художественного слова;
дидактические игры;
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, в курсе «Край, в котором я живу!», используются разнообразные формы исследовательской деятельности.
Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
проводят дидактические и ролевые игры, учебные диалоги,
моделируют объекты и явления окружающего мира,
изготавливают объекты демонстрации (газеты, выставки, летописи)
занимаются исследовательской работой, создают проекты,
составляют и разгадывают кроссворды
используют игровые элементы.
Результаты обучения по данному курсу: обогащает словарный запас через введение новых терминов |
знакомит с символикой города и края |
знакомит с историей города и края |
знакомит с историческими персоналиями
|
способствует овладению навыками работы с картами, атласами |
развивает навык определять местоположение исторических памятников на современной карте Хабаровского края |
способствует формированию нравственных качеств личности |
помогает овладевать навыком работы с информационными носителями |
развивает навык самоанализа и самопознания |
развивает навык выполнения практических заданий по изготовлению различных моделей |
Проведение мастер-класса «Профессии в Хабаровском крае»