Научно-исследовательская работа «Выявление психолого-педагогических особенностей личности тренера-преподавателя МБОУ ДО «ДЮСШ», влияющих на становление личности юного спортсмена»
«ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА – ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МБОУ ДО «ДЮСШ», ВЛИЯЮЩИХ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЮНОГО СПОРТСМЕНА»
Семенова Д.Ю.
В условиях современного общественного развития необходимым становится активное участие в социальных процессах, в результате повышается роль каждой отдельной личности.
Нарастание негативных тенденций в нравственном здоровье общества отражается на процессе воспитания молодежи. Каждый человек является членом общественного коллектива, который в значительной степени формирует и определяет индивидуальные особенности его личности.
Воздействие тренера - преподавателя на становление личности спортсмена приобретает важное социальное значение, так как в современном обществе возрастает роль спорта. Современному обществу не безразлично, какие ценности несёт спорт в лице тренера.
В подростковом возрасте спортивная деятельность становится ведущей для юных спортсменов. Спорт является человеческой деятельностью, которая воздействует на личность юного спортсмена через отношения, возникающие в процессе этой деятельности. К таким отношениям относятся взаимоотношения между тренером и спортсменом. Для многих обучающихся тренер становится на одну ступень с самыми близкими людьми. В результате учащийся начинает строить свои взаимоотношения в социальном обществе, ориентируясь на поведение и поступки своего тренера - преподавателя. Чем авторитетнее тренер, тем большее влияние он оказывает на своих обучающихся. Всё, что говорит и делает авторитетный тренер, оценивается юными спортсменами как важное, и для многих воспитанников, авторитетный и уважаемый тренер - преподаватель выступает в качестве «идеала», которому они следуют в жизни. Поэтому профессия тренер-преподаватель относится к «духовно - опасным».
В спортивной деятельности тренер - это ключевая фигура, особенности личности и деятельности которой, изучали многие специалисты как у нас в стране, так и за рубежом (Г.Д. Бабушкин, Е.Д. Белова, И.С. Дятловская, А.А. Деркач, Е.П. Ильин, А.А. Исаев, Ю.А. Коломейцев, Я.А. Корх, Б.Д. Кретти, А.А. Лалаян, М.А. Роббер, А.В. Родионов и многие другие).
Тренер - преподаватель не имеет право на ошибки, так как воздействие тренера на личность юного спортсмена велико, а в подростковом возрасте происходит социальное, психическое и эмоциональное становление личности спортсмена, определяя её дальнейшее развитие.
Таким образом, выявление психолого-педагогических особенностей личности тренера - преподавателя является особенно важным.
В исследовании приняли участие тренера - преподаватели МБОУ ДО «ДЮСШ» р.п. Инжавино в количестве 8 человек, и обучающиеся в количестве 40 человек секций: волейбол, футбол, легкая атлетика, бокс. В работе мы использовали такие методы исследования, как тестирование, анкетный опрос и интервью.
стиль педагогической деятельности тренера - преподавателя |
результат % |
авторитарный |
63% |
демократичный |
37% |
Рис.1. Сводная таблица результатов тестирования «Психологический портрет учителя».
По результатам тестирования «Психологический портрет учителя» видим, что 63% опрошенных тренеров - преподавателей применяют авторитарный стиль педагогической деятельности. Для него характерно жесткое руководство с помощью прямых методов воздействия (приказ, указание, инструкция, распоряжение и др.), требующих выполнения, не принимая возражений. Педагоги с таким стилем эмоционально - холодные, но волевые и с твердым характером.
Остальные 37 % применяют в своей работе демократический стиль. Такой стиль ориентирован на общественное мнение, распределение полномочий. Демократический стиль заключается в положительно – эмоциональной атмосфере взаимодействия, доброжелательности, уважении и требовательности. Формой общения является рекомендации, совет, просьба.
Рис. 2. Диаграмма «Общие результаты анкетирования «Качества тренера – преподавателя».
По результатам анкетирования юных спортсменов рис.2, анализ показал, что тренер – преподаватель должен быть требовательным, строгим с педагогическим образованием, справедливым и трудолюбивым, с чувством юмора, добрым, способным понимать душевное состояние обучающихся и сопереживать им. Также он должен быть морально - устойчивым и мастером своего дела. Большинство учащихся негативно относятся к вялости, замедленности, мягкотелости и наивной доверчивости тренера – преподавателя, а ценят тренеров, добивающихся своего без всяких угроз и грубого принуждения. Таким видят своего тренера юные спортсмены.
По анализам интервью оказалось, что главными качествами в своей спортивной деятельности тренера - преподаватели считают требовательность и компетентность, энергичность, жизнерадостность, а также взаимопонимание. Но первоочередным является любовь к своей профессии и детям, стремление понять и помочь им, а для юных спортсменов главным фактором они считают желание самого ребенка заниматься спортом, его готовность отдавать все силы и много времени тренировкам.
Полученные результаты исследований позволяет составить следующий психологический портрет «идеального» тренера – преподавателя. «Идеальный» тренер должен быть требовательным и справедливым, но при этом уважать и обладать искусством проникновения во внутренний мир юного спортсмена, чтобы находить подход к каждому юному спортсмену. Он гибок, умеет соблюдать чувство меры во взаимоотношениях, т.е. проявляет строгость или доброту в зависимости от ситуации. «Идеальный» тренер справедлив и терпелив, способен принимать решения в стрессовых ситуациях, не теряя контроля над собой. Значимыми в личности тренера являются образованность и чувство юмора, энергичность и жизнерадостность, склонность к педагогическому труду и личное спортивное мастерство. И, конечно, главное – это любовь к детям и глубокая убежденность в большой общественной значимости занятий спортом для подростков.
Таким образом, во взаимоотношениях тренер – юный спортсмен, успехи обучающихся во многом зависят от личности тренера, его педагогического таланта, знаний, воли, авторитета, способностей. А.А. Лалаян (1981) характеризует спортивную деятельность тренера – преподавателя через психологическую подготовку юного спортсмена, которую применяет тренер. Психологическая подготовка спортсмена – это важная часть структуры его подготовки, которая необходима для целенаправленного воздействия на протекание психических процессов, на особенности и состояние его личности в области спортивной деятельности.
Высокое педагогическое мастерство тренера – это совокупность специальных знаний, умений, психологических качеств личности тренера – преподавателя, которые обеспечивают повышение эффективности решения профессионально – педагогических задач по совершенствованию подготовленности обучающихся, посредством целенаправленного выстраивания межличностных отношений в спортивной деятельности.
Развитие личностных положительных качеств тренера – преподавателя является важным условием для нормализации взаимоотношений с юными спортсменами, для достижения спортивных результатов, воспитания всесторонне развитой, гармоничной, образованной личности, которая способна использовать культурное достояние общества, а также самосовершенствоваться.
«Тренер – это скульптор, интеллектуал, нянька, фанат, давильщик, эрудит, ученый, энтузиаст, новатор, режиссер, исследователь». (В. Креер,1972)
Кокарева Оксана Игоревна
Семенова Диана Юрьевна
Маргарита Александровна Медунцова