Статья на тему «Роль патриотического воспитания в становлении личности»
Пояснительная записка к презентации
Роль патриотического воспитания в становлении личности
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” Константин Дмитриевич Ушинский.
Сегодня современное общественное развитие России остро ставит задачу духовного возрождения страны. Особую актуальность этот вопрос в текущем году приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи.
Патриотическое и гражданское воспитание молодёжи всё чаще определяется как одно из приоритетных направлений в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА – человека, необходимого обществу, востребованного в нём, способного к решительным действиям на созидание во благо.
Решение множества проблем в жизни страны и в жизни каждого выпускника в частности во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.
События нашего времени подтверждают, что нестабильность в экономике, социальное разделение в обществе, девальвация духовных ценностей, начиная с начала 90-х годов, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Сейчас, особенно в год празднования 70-летия Победы, наблюдается рост значимости патриотического воспитания. Однако патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.
Следует отметить, что в сельских школах патриотическому воспитанию педагоги постоянно уделяют внимание. В минувшем учебном году в свете знаменательных исторических дат – юбилея Победы и воссоединения Крыма с Россией оно было поставлено во главу угла.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. В этом году таким примером послужили Уроки Мужества к годовщине Курской и Сталинградской битв, блокады Ленинграда, присоединения Крыма, причём из числа старшеклассников были созданы информационные группы, которые самостоятельно готовили выступления, презентации и с ними ребята посещали различные классы.
Особый интерес у ребят вызвала подготовка к общешкольному Уроку Мужества «Дети войны, вы детства не знали», когда учащиеся 5-11 классов готовили программу встречи с живыми свидетелями войны. Убедительным фактором формирования патриотизма у наших школьников является проведение военно-спортивной игры «Зарница», когда желающих войти в команду школы гораздо больше, чем требуется по положению о проведении игры.
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны – каждый месяц, когда в рамках шефской помощи дети посещают их, оказывают посильную помощь или просто общаются, что тоже немаловажно для пожилых. В списке тех, за кем ведётся такое шефство 63 труженика тыла и ветерана.
Повышенный интерес вызвала подготовка к смотру-конкурсу чтецов и концерту для ветеранов к 9 Мая, когда на сцену всем классом вышли дети, имеющие сложности с дисциплиной на уроках. А здесь, на сцене, своим исполнением военной песни и стихов они до слёз тронули педагогов. Нести вахту памяти у памятника погибшим ивантеевцам по традиции выпала честь самым достойным старшеклассникам. По такому же принципу отбирались и часовые у Знамени Победы. Хорошая учёба, прилежное поведение, активное участие в общественной жизни школы стали основным мерилом ценностей.
Широко использовались такие традиционные формы работы, как выставки рисунков и поделок, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», акции «Память жива», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Спешите делать добрые дела» и многие другие по районному и школьному плану мероприятий. Готовились регулярные публикации о своих родственниках не только в школьной, но и районной газетах.
Более 20-ти экскурсий прошло в школьном краеведческом музее, который в этом году пополнился значительным материалом военного прошлого: более двух десятков творческих и исследовательских работ написаны детьми 2-11 классов. Они удостоены призовых мест на конкурсах районного, областного и всероссийского уровней.
Большой победой считаем участие в областном дистанционном проекте «Дорогие мои старики», в котором все 18 представленных работ удостоены дипломов 1,2, 3 степеней и размещены на областном сайте Саратовских экологов. Это победа не только детей, но и их руководителей – учителей начальных классов, учителей-предметников, классных руководителей и родителей. Четыре лучшие работы военно-патриотической направленности отмечены дипломом и благодарностями Государственной Думы.
Гражданско-патриотическое воспитание невозможно без участия семьи, без формирования уважения к семейным ценностям. Этой задаче был подчинен целый цикл мероприятий с участием всех классов.
Всего за прошедший учебный год учащимися Ивантеевской средней школы получено 317 дипломов, почётных грамот и сертификатов за участие в различных конкурсах, одна треть из которых была посвящена военно-патриотической тематике.
Казалось бы, что можно нового придумать в таком известном и избитом направлении педагогической деятельности как патриотическое воспитание? Можно и нужно. И для этого не обязательно ждать новой звезды на небе. Зажечь юных звёздочек на земле – наша задача, суметь преподнести простую идею необходимой обществу, наполнить её смыслом, повести за собой, в том числе и силами ученического самоуправления. Таким проектом в минувшем учебном году в нашей школе стал Праздник Белых журавлей в честь погибших во всех войнах. А после него – благотворительный концерт для беженцев Украины, а также для детей интерната в Пугачёве и встречи в музее Чапаева.
Это всего лишь один пример, объединивший десятки наших детей и школьников Пугачёва. А сколько их может быть ещё, стоит лишь хорошо подумать, что можно сделать вместе, чтобы мы не забыли прошлое, а они гордились подвигами и своими добрыми делами …
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам.
Сегодня отмечается подъём роли патриотизма, он призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Мероприятия гражданско-патриотической направленности во всех уголках страны обретают государственную значимость. Подводя итог, хочется сказать, что педагоги должны использовать это время, сделать его более интересным, насыщенным в своей школе, своём селе. Благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть прекрасная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России, способных противостоять таким губительным явлениям как алкоголь, наркомания, легко адаптироваться в самостоятельной жизни, а значит, стать конкурентоспособным ЧЕЛОВЕКОМ, достойным уважения.
Роль патриотизма
PPTX / 8.99 Мб
Медведева Татьяна Петровна
Калёнова Светлана Васильевна