Статья «Выявление психолого-педагогических особенностей личности тренера, влияющих на становление личности юного спортсмена»
«ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА – ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МБОУ ДО «ДЮСШ», ВЛИЯЮЩИХ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЮНОГО СПОРТСМЕНА»
Семенова Д.Ю.
В условиях современного общественного развития необходимым становится активное участие в социальных процессах, в результате повышается роль каждой отдельной личности.
Нарастание негативных тенденций в нравственном здоровье общества отражается на процессе воспитания молодежи. Каждый человек является членом общественного коллектива, который в значительной степени формирует и определяет индивидуальные особенности его личности.
Воздействие тренера - преподавателя на становление личности спортсмена приобретает важное социальное значение, так как в современном обществе возрастает роль спорта. Современному обществу не безразлично, какие ценности несёт спорт в лице тренера.
В подростковом возрасте спортивная деятельность становится ведущей для юных спортсменов. Спорт является человеческой деятельностью, которая воздействует на личность юного спортсмена через отношения, возникающие в процессе этой деятельности. К таким отношениям относятся взаимоотношения между тренером и спортсменом. Для многих обучающихся тренер становится на одну ступень с самыми близкими людьми. В результате учащийся начинает строить свои взаимоотношения в социальном обществе, ориентируясь на поведение и поступки своего тренера - преподавателя. Чем авторитетнее тренер, тем большее влияние он оказывает на своих обучающихся. Всё, что говорит и делает авторитетный тренер, оценивается юными спортсменами как важное, и для многих воспитанников, авторитетный и уважаемый тренер - преподаватель выступает в качестве «идеала», которому они следуют в жизни. Поэтому профессия тренер-преподаватель относится к «духовно - опасным».
В спортивной деятельности тренер - это ключевая фигура, особенности личности и деятельности которой, изучали многие специалисты как у нас в стране, так и за рубежом (Г.Д. Бабушкин, Е.Д. Белова, И.С. Дятловская, А.А. Деркач, Е.П. Ильин, А.А. Исаев, Ю.А. Коломейцев, Я.А. Корх, Б.Д. Кретти, А.А. Лалаян, М.А. Роббер, А.В. Родионов и многие другие).
Тренер - преподаватель не имеет право на ошибки, так как воздействие тренера на личность юного спортсмена велико, а в подростковом возрасте происходит социальное, психическое и эмоциональное становление личности спортсмена, определяя её дальнейшее развитие.
Таким образом, выявление психолого-педагогических особенностей личности тренера - преподавателя является особенно важным.
В исследовании приняли участие тренера - преподаватели МБОУ ДО «ДЮСШ» р.п. Инжавино в количестве 8 человек, и обучающиеся в количестве 40 человек секций: волейбол, футбол, легкая атлетика, бокс. В работе мы использовали такие методы исследования, как тестирование, анкетный опрос и интервью.
стиль педагогической деятельности тренера - преподавателя |
результат % |
авторитарный |
63% |
демократичный |
37% |
Рис.1. Сводная таблица результатов тестирования «Психологический портрет учителя».
По результатам тестирования «Психологический портрет учителя» видим, что 63% опрошенных тренеров - преподавателей применяют авторитарный стиль педагогической деятельности. Для него характерно жесткое руководство с помощью прямых методов воздействия (приказ, указание, инструкция, распоряжение и др.), требующих выполнения, не принимая возражений. Педагоги с таким стилем эмоционально - холодные, но волевые и с твердым характером.
Остальные 37 % применяют в своей работе демократический стиль. Такой стиль ориентирован на общественное мнение, распределение полномочий. Демократический стиль заключается в положительно – эмоциональной атмосфере взаимодействия, доброжелательности, уважении и требовательности. Формой общения является рекомендации, совет, просьба.
Рис. 2. Диаграмма «Общие результаты анкетирования «Качества тренера – преподавателя».
По результатам анкетирования юных спортсменов рис.2, анализ показал, что тренер – преподаватель должен быть требовательным, строгим с педагогическим образованием, справедливым и трудолюбивым, с чувством юмора, добрым, способным понимать душевное состояние обучающихся и сопереживать им. Также он должен быть морально - устойчивым и мастером своего дела. Большинство учащихся негативно относятся к вялости, замедленности, мягкотелости и наивной доверчивости тренера – преподавателя, а ценят тренеров, добивающихся своего без всяких угроз и грубого принуждения. Таким видят своего тренера юные спортсмены.
По анализам интервью оказалось, что главными качествами в своей спортивной деятельности тренера - преподаватели считают требовательность и компетентность, энергичность, жизнерадостность, а также взаимопонимание. Но первоочередным является любовь к своей профессии и детям, стремление понять и помочь им, а для юных спортсменов главным фактором они считают желание самого ребенка заниматься спортом, его готовность отдавать все силы и много времени тренировкам.
Полученные результаты исследований позволяет составить следующий психологический портрет «идеального» тренера – преподавателя. «Идеальный» тренер должен быть требовательным и справедливым, но при этом уважать и обладать искусством проникновения во внутренний мир юного спортсмена, чтобы находить подход к каждому юному спортсмену. Он гибок, умеет соблюдать чувство меры во взаимоотношениях, т.е. проявляет строгость или доброту в зависимости от ситуации. «Идеальный» тренер справедлив и терпелив, способен принимать решения в стрессовых ситуациях, не теряя контроля над собой. Значимыми в личности тренера являются образованность и чувство юмора, энергичность и жизнерадостность, склонность к педагогическому труду и личное спортивное мастерство. И, конечно, главное – это любовь к детям и глубокая убежденность в большой общественной значимости занятий спортом для подростков.
Таким образом, во взаимоотношениях тренер – юный спортсмен, успехи обучающихся во многом зависят от личности тренера, его педагогического таланта, знаний, воли, авторитета, способностей. А.А. Лалаян (1981) характеризует спортивную деятельность тренера – преподавателя через психологическую подготовку юного спортсмена, которую применяет тренер. Психологическая подготовка спортсмена – это важная часть структуры его подготовки, которая необходима для целенаправленного воздействия на протекание психических процессов, на особенности и состояние его личности в области спортивной деятельности.
Высокое педагогическое мастерство тренера – это совокупность специальных знаний, умений, психологических качеств личности тренера – преподавателя, которые обеспечивают повышение эффективности решения профессионально – педагогических задач по совершенствованию подготовленности обучающихся, посредством целенаправленного выстраивания межличностных отношений в спортивной деятельности.
Развитие личностных положительных качеств тренера – преподавателя является важным условием для нормализации взаимоотношений с юными спортсменами, для достижения спортивных результатов, воспитания всесторонне развитой, гармоничной, образованной личности, которая способна использовать культурное достояние общества, а также самосовершенствоваться.
«Тренер – это скульптор, интеллектуал, нянька, фанат, давильщик, эрудит, ученый, энтузиаст, новатор, режиссер, исследователь». (В. Креер,1972)
Кокарева Оксана Игоревна
Семенова Диана Юрьевна
Маргарита Александровна Медунцова
Дружинин Александр Викторович
Гагин Андрей Николаевич
Скобеев Дмитрий Сергеевич