Научно-исследовательская работа «Психолого-педагогические условия формирования познавательного интереса на уроках немецкого языка»

1
0
Материал опубликован 11 February 2023

Психолого-педагогические условия формирования познавательного интереса на уроках немецкого языка

 

Пахомова Наталья Валерьевна

учитель немецкого языка МБОУ СОШ №9, Россия,ст.Дондуковская

 

В данной статье рассматривается проблема формирования познавательного интереса учащихся старшего школьного возраста. Выделяются основные условия развития познавательной деятельности. Особое внимание уделяется возрастным и психологическим особенностям старшеклассников, а также роли учителя в формировании и поддержании познавательного интереса учащихся.

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная деятельность, психологические и возрастные особенности, иностранный язык, педагогическое творчество.

 

SUMMARY

Рahomova N.W. Psychological and Pedagogical Conditions of Cognitive Interest Formation of Senior Pupils at Foreign Language Lessons The article touches upon the issue of cognitive interest formation of senior pupils.

 

The main conditions of cognitive activity development are singled out. Much attention is given to age and psychological characteristics of senior pupils as well as to the role of the teacher in the formation and maintenance of pupils’ cognitive interest.

 

Key words: cognitive interest, cognitive activity, psychological and age characteristics, foreign language, pedagogical creativity.

 

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются учителя в процессе обучения иностранному языку, является отсутствие познавательного интереса учащихся. В настоящее время, в условиях перехода образования на новые государственные стандарты, а также в связи с общими тенденциями гуманизации учебно-образовательного процесса, этот вопрос является наиболее актуальным. Поэтому важнейшей задачей современных педагогов и психологов является создание необходимых условий для формирования и поддержания познавательного интереса школьников.

Познавательный интерес оказывает большое воздействие не только на учебный процесс и мотивы учения, но и на формирование личности и мировоззрения учащихся. Поэтому в первую очередь при организации процесса обучения преподаватели должны учитывать возрастные и психологические особенности каждого ученика. Так, познавательная деятельность учеников старшего школьного возраста характеризуется сглаживанием разрыва между конкретным и абстрактным понятием, а также развитием таких мыслительных процессов, как сравнение, обобщение, анализ, способность выделять существенную информацию. Более того, в этот период совершенствуется умение использовать такие приемы, как конспектирование, подчеркивание, составление плана, что способствует лучшему запоминанию и усвоению материала [3].

Формирование познавательного интереса старшеклассников неразрывно связано с их мотивационной направленностью. Известный психолог И. В. Дубровина в своемисследовании выделяет следующие группы познавательных мотивов [2]:

интерес к предмету (ученику интересен сам предмет, его содержание

та основа, с помощью которой он открывает мир, расширяет свой кругозор. Важно, чтобы содержание предмета включало в себя не только учебную нагрузку (грамматические правила, лексические единицы), но и тот контекст, из которого ученики получают новые знания о мире и в котором представлен этот учебный материал. Тем не менее, познавательный интерес к определенному предмету не может поддерживаться исключительно новыми фактами, а его привлекательность невозможно сводить только к удивительным и поражающим воображение явлениям. Важно учитывать, что новое и неожиданное в процессе обучения всегда преподносится и воспринимается на фоне уже изученного и известного. Поэтому для поддержания познавательной деятельности необходимо учить школьников в знакомом видеть новое;

качествопреподавания (дляучащихсяважнапрофессиональная компетентность учителя, доскональное знание им предмета, а также рациональное использование им методов и приемов, позволяющих сделать процесс обучения доступным и интересным);

нужность предмета в будущем (одними из наиболее важных мотивов учащихся старшего школьного возраста являются подготовка к самостоятельной жизни и выбор будущей профессии. Ученики рассматривают учебный процесс с точки зрения того, насколько полезным он окажется в будущем. Соответственно, избирательность познавательных интересов и увлечение одними предметами в большей степени, чем другими, связана с жизненными планами старшего школьника);

хорошее знание предмета учеником (ученику интересен тот предмет, по которому он владеет большими знаниями, чем другие. Это может быть связано с личными увлечениями учащегося, а также дополнительными занятиями предметом вне школы);

понимание предмета (интерес вызывает тот предмет, по которому ученик не испытывает трудностей в понимании. Последнее в основном достигается благодаря правильному использованию методов и приемов преподавателем, а также с помощью волевых усилий самого ученика);

самостоятельность мышления (в отличие от подростков, которых интересуют конкретные сведения о каком-либо явлении, старшеклассников привлекает сам процесс анализа, исследования, рассмотрения всех имеющихся точек зрения и формирования собственного мнения. Поэтому ученикам интересны те предметы, на которых учителя создают проблемную ситуацию, требующую тщательного изучения и интересного и, возможно, неординарного решения). Из всех вышеперечисленных факторов, оказывающих влияние на познавательную деятельность, качество преподавания является наиболее значимым для старшеклассников.

Для этого возраста характерна повышенная требовательность к себе и к окружающим. Поэтому личность учителя играет первоочередную роль во всем учебно-воспитательном процессе, а также в формировании познавательного интереса к своему предмету. Именно благодаря учителю-наставнику происходит интеллектуальное пробуждение учащихся, а также приобретение и совершенствование ими определенных навыков познавательной деятельности. Однако в последнее время все чаще можно наблюдать противоположную картину: преподаватели не только не прививают интереса ученикам к своему предмету, но и гасят уже имеющийся [4, с. 232]. Это, в свою очередь, может вызвать у учеников отвращение, боязнь и даже ненависть к учебному предмету, а зачастую и к самому учителю.

Если же педагогу удастся завоевать авторитет среди учащихся, то они будут уважительно относиться не только к самому преподавателю, но и к его предмету (регулярно выполнять домашние задания, активно работать на уроке, посещать внеклассные занятия по данной дисциплине). Следует отметить, что авторитет не означает чрезмерную строгость или требовательность учителя по отношению к учащимся. Чаще всего любовь старшеклассников заслуживает тот учитель, который справедливо и объективно относится к каждому ученику, что в основном касается оценивания работы учащихся, а также тот педагог, который сам делает то, что ожидает от своих учеников. Так, учитель, который постоянно опаздывает на уроки, но, в то же время, требует от своих учеников пунктуальности, вряд ли заслужит уважительного отношения с их стороны.

Также авторитет учителя, а соответственно, и интерес к его предмету возрастает, когда учитель может поддерживать дисциплину на своих уроках. Для того чтобы процесс обучения был максимально эффективным, необходимо уже на первых уроках решить проблему с дисциплиной. Так как у каждого преподавателя свои требования, важно, чтобы учащиеся были ознакомлены с конкретными правилами поведения на каждой дисциплине, а также с возможными видами наказания за нарушение этих правил. В таком случае можно избежать конфликтных ситуаций или таких вопросов учеников, как «Что я сделал?» или «Почему я?», ведь каждый из них будет знать, что он нарушил и какое за это следует наказание, что является вполне справедливым.

Специфика предмета «Иностранный язык», в отличие от других дисциплин, состоит в том, что его изучение предполагает процесс общения, предоставляет возможности для личного ориентирования старшеклассников в реальных жизненных ситуациях и делает практически любую учебную тему личностно значимой. Это очень важно для учеников старшего школьного возраста, так как для этого периода характерен высокий уровень потребности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, в первую очередь учителями. Поэтому главной задачей учителя в данном случае является создание благоприятной обстановки и налаживание эмоциональной связи с учениками, что является еще одним важным условием повышения познавательного интереса и внутренней мотивации школьников [5].

Даже у ученика с хорошо развитымиумственными способностями желание плодотворно работать на уроке, воспринимать и обрабатывать учебный материал резко уменьшается при отсутствии эмоциональной связи и поддержки со стороны преподавателя. Поведению учителя должны быть присущи непосредственность и естественность. Это способствует лучшему усвоению материала учащимися, а также оказывает положительное влияние на весь процесс обучения и активизацию познавательных процессов. Преподаватель иностранного языка должен подходить к учебному процессу не только как к процессу передачи знаний, умений и навыков, но и побуждать старшеклассников к самостоятельному поиску информации, решению проблемных ситуаций и накоплению навыков общения, необходимых для успешной социализации в обществе в будущем.

Еще одним важным условием формирования и развития познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка является педагогическое творчество учителя как составляющая его педагогического мастерства. Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового или адаптация и улучшение существующего в содержании и организации учебно-воспитательного процесса, в решении научнопрактических проблем [1, с. 12].

В современном мире информационных технологий у учителя есть все необходимые условия для реализации своей творческой деятельности. Известный немецкий философ и педагог И. Ф. Гербарт говорил: «Смертный грех учителя – быть скучным». Это выражение стало афоризмом и остается актуальным и сейчас. Однако в настоящее время более точно и справедливо было бы сказать: «Смертный грех учителя – не использовать компьютерные технологии и Интернет при организации и проведении учебного процесса». Эти технологии за последние два десятилетия стали неотъемлемой частью нашей жизни. Более того, они активно внедряются в систему образования (обеспечение большинства школ компьютерами и проекторами, создание электронных дневников и журналов, социальных образовательных сетей и так далее). Основная задача современного учителя – научиться правильно и, главное, регулярно использовать эти технические возможности в своей работе. Несомненно, это зачастую требует немалыхусилийивремени, норезультат тогостоит. Познавательная деятельность учащихся будет постепенно повышаться не только благодаря использованию учителем увлекательного материала, необычных форм работы, интерактивных методов и приемов, но и в результате осознания ими того, насколько педагог погружен в свой предмет и насколько важным для него является качество его преподавания.

Примерами форм педагогического творчества современного учителя иностранного языка могут быть следующие: использование аудиозаписей песен или видеозаписей с отрывками фильмов в качествематериаладляаудирования, атакжетренировкилексического и грамматического материала; использование рекламных роликов и трейлеров как основы для организации устной и письменной речи; разработка системы лексических или грамматических упражнений с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика; использование ролевых и дидактических игр на уроках; изготовление собственных наглядных материалов для обучения лексике и грамматике и другие.

Таким образом, основными условиями формирования и поддержания познавательного интереса учащихся старших классов являются знание учителем возрастных и психологических особенностей учеников, их познавательных мотивов, создание благоприятной атмосферы для обучения учащихся, а также сама личность учителя, его готовность к творческой деятельности, использование им современных технологий в учебновоспитательном процессе и его стремление к педагогическому мастерству. Выполнение этих условий способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а соответственно, и увеличению уровня обученности.

 

 

 

Список литературы

1. Байкова Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические

технологии //Л. А. Байкова. – М., 2001. – С. 12.

2. Дубровина И. В. Формирование личности в переходный период

от подросткового к юношескому возрасту // И. В. Дубровина. –

М., 1987. – С. 45-47.

3. Реан А. А. Психология подростка. Полное руководство //

А. А. Реан, Е. А. Сергиенко, А. Г. Маклаков и др. – М. : ОлмаПресс, 2003. – 429 с.

4. Яковлева А. А. Развитие познавательных интересов школьников

к иностранному языку // Психология, социология и педагогика. –

2013. – № 12. [Электронный ресурс] / А. А. Яковлева. – Режим

доступа : http://psychology.snauka.ru/2013/12/2680

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации