12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Небрат Елена Александровна782
Россия, Чукотский АО, г. Билибино
Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

на лучшую статью

«Мотивация на обучение:

виды и способы формирования, модели внедрения»


Тема доклада
Визуализация в образовательном процессе

Где бы ни был учитель, преподаватель, педагог, мысленно он всегда со своими учениками. Попробуйте и вы сейчас представить их выполняющими какое-либо задание. И каждый, думаю, отметит тех, кто глядит время от времени в окно или потолок, водит пальцем по странице учебника, прикрывает глаза, как будто прислушиваясь, проговаривает слова про себя или шепотом, и что уж греха таить, спит или смотрит в потолок.

И я думаю, каждый из нас, педагогов, сталкивался с такими ситуациями и не раз задавал себе вопросы и искал на них ответы:

- Как сделать процесс обучения эффективным?

- Как организовать работу на учебных занятиях, чтобы учащийся добывал знания самостоятельно, а не получал их в готовом виде?

- Как побудить учащихся к самостоятельному поиску решений в нестандартной ситуации?

-Как же помочь современному школьнику стать успешным в обучении?

-Как способствовать развитию его познавательной мотивации?

-Как помочь восприятию и пониманию содержания учебного материала?

- Как активизировать мыслительный процесс и облегчить запоминание?

-И как, в конечном итоге, повысить интенсивность труда школьника на уроке для получения лучшего результата?

Эти проблемы актуальны сегодня, как никогда, для любого учителя и преподавателя, поскольку время не стоит на месте. Мы живем в мире, который меняется с бешеной скоростью, и по-другому уже не будет никогда. А значит, сегодня учить так, как учили вчера, нельзя. Перед нами за партами (а всё чаще — за компьютерами) на уроке сидит новое поколение школьников, которые используют Интернет уже на новом уровне — как пространство обитания. Они привыкли быть в Сети, с ними всегда смартфоны и для них это естественное качество жизни. Школьники и студенты обращаются с фотографиями, видеоматериалами и звуками свободно на любых смартфонах, и они способны работать со множеством источников информации одновременно. В отличие от их родителей, которые были школьниками в 80 – 90 годы и с открытым ртом ловили каждое слово учителя, поражаясь глубине и содержательности его лекции, сегодняшних подростков уже не может устроить монологическая модель информационной передачи. Но между тем, хотя сегодня даже дети имеют доступ к небывало широкому объему информации, память их стала хуже, а «клиповое мышление» пришло на смену понятийному (словесно-логическому), что и мешает глубокому освоению изучаемого материала.

И как же быть? Несомненно, первое, что нужно сделать, - принять современных детей такими, каковы они есть, не имеет смысла их «переделывать», а наоборот, следует научиться использовать особенности их восприятия информации для реализации учебных целей.

Наши дети воспринимают информацию из окружающего мира по аудио, видео и осязая её.. И с этим связаны существующие виды памяти. По преобладающему виду памяти выделяются три группы людей: визуалы, аудиалы, кинестетики.

Потому перед современным учителем возникает проблема: как донести нужный материал школьнику, не нарушая при этом дидактических принципов и учитывая его особенности восприятия информации? Чем и как заинтересовать современного школьника?

Поиск новых подходов к обучению привёл к внедрению в современный образовательный процесс идей деятельностного подхода, при котором обучающиеся являются не пассивными «приёмниками» информации, а самостоятельно включаются в учебно-познавательную деятельность. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция учащегося: за познание мира. Сущность деятельностного подхода раскрывается в принципе деятельности, который  можно охарактеризовать  китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя  самому.  Значит, через собственную активную деятельность учащиеся лучше усвоят информацию.

Действенным средством такого подхода является использование в учебном процессе визуализации. В педагогике это понятие реализуется в границах одного из традиционных педагогических принципов – наглядности. Наглядность – это демонстрация, визуализация – это процесс, при котором учащиеся на основе схемы, карты сопоставляют факты, анализируют их, ищут причинно-следственные связи, делают выводы. Здесь хотелось бы вспомнить слова Константина Дмитриевича Ушинского: « Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите таких 20 слов с картинками, и он усвоит на лету»

Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации урока:

-опорные конспекты,

- схемы, таблицы,

-планы,

-развернутые вопросы и ответы,

-презентации,

-видеоролики,

-фрагменты кинофильмов,

-тренажеры и т.д.

С развитием информационно-коммуникационных технологий появляются новые средства визуализаци:

-скрайбинг,

-инфографика,

-плейкаст,

-интеллект-карты,

-облако слов,

-лента времени,

-коллаж,

Я хотела бы рассказать вам, какие способы визуализации я использую на уроках.

I.Русский язык

1.Колоризация при обучении орфографии.

Колоризация - выделение частей слова шрифтом разного цвета. Это приём является очень эффективным при изучении словарных слов: (слайд)

- слова на -он (бульон, батальон, медальон и т. п.) можно включить в мини-текст: «Медальон затерялся, не можем найти...Ах, вот ОН, медальОН!»

-Ап+паратура. В этом слове двойные согласные, которые хотят быть в паре, – пара «п».

-слово «горизонт» можно разделить схематически на глагол в повелительном наклонении и обращение, оформить как восклицательное предложение: «Всеми цветами радуги ГОРИ, ЗОНТ!»

-эффективно цветовое выделение в словах фрагментов, совпадающих с именами:

-сувенир у Вени (суВЕНИр),

-КОСТёр разжёг Костя (КОСТёр),

-инЖЕНЕром суждено быть Жене (инЖЕНЕр);

-«Всем десятки!» – сказал учитель. А я хочу одиннадцать!» – сказала Инна (одИННАдцать).

Выделять можно любые значимые фрагменты, совпадающие с существующими в языке словами. Главное – придумать взаимосвязь между целым словом и «включённым» в него:

-Первый блин комом – первый неудачный комплимент тоже: КОМплимент.

-Информации нужна удачная форма подачи: инФОРМАция.

-«Сколько купить конфет?» – «Граммов триСТОА-четыреСТОА: у нас четыре рта́» (написание числительных «триста», «четыреста» помогает запомнить и ударение в слове «рта», и визуальный образ зачёркнутого «о».

-Десять и девяноСТО – вместе СТО.

-ВОЛ – силы и крепости симВОЛ.

-Для ЛОВли карася – оЛОВянная блесна́

-Лучший наш ПЛОВец любит ПЛОВ и огурец.

2. Алгоритмы на уроках русского языка.

Чтобы сделать свои уроки не только интересными и запоминающимися, но и повышающими грамотность учащихся, я стала применять на уроках алгоритмы при изучении орфографических правил. Не каждый ученик, хорошо запоминающий правило, может применить его «на практике». Алгоритм помогает осмыслить это правило, потому что фиксирует ход рассуждений, заставляет анализировать каждую выполненную операцию.

Например, при изучении темы «О – ё после шипящих», использую обобщающий алгоритм, в котором отражены сразу несколько правил правописания о – ё в разных морфемах разных частей речи.

Также я использую стихотворные алгоритмы. Изучая написание –тся и –ться в глаголах, можно использовать такое стихотворное правило:

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать,

Так как мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим

        Стихотворный алгоритм написания корней с чередованием:

Если есть за корнем а,

В корне будет «и» всегда,

Вот пример, запоминаний,

Ноги вытер? – вытирай! (слайд)

3. Облако слов.

Облако слов или тегов  — это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п. Сама я их не создаю, но активно использую на уроках, позаимствовав в интернете. Очень удобный метод, так как можно применять на любом этапе урока: объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний, для повышения мотивации и интереса учащихся.(слайд)

II.Литературы

Музыка и аудиофайлы

Я считаю, исчезновение интереса к чтению связано с затруднениями или невозможностью визуализировать созданный автором образ, что подсознательно дает ощущение бессмысленности самого процесса чтения. Кроме того, ученик и учитель могут иметь совершенно разное представление о тех или иных образах, и у этой разницы, возможно, будут вполне конкретные физиологические причины. Следовательно, заинтересовать современных подростков чтением возможно, используя различные ИКТ-технологии в своих предметах.  В связи с этим необходимо объединять современные увлечения школьников с той культурой, которую необходимо им привить. 

Современные психологи отмечают сейчас и такую особенность детского восприятия, как стирание граней между реальностью и виртуальным миром и в тоже время неумение и нежелание погрузиться в другую эпоху при изучении, например, истории или литературы. Так может попробовать подавать учебный материал сначала через виртуальный мир, а уже потом переводить его в существующую реальность.

Не представляю уроки литературы без визуального сопровождения. С его помощью можно максимально наглядно визуализировать объект или процесс, создать настроение и передать эмоции, применить приёмы для развития визуального мышления.

Поэтому на уроках я использую  видеоролики с исполнением произведений лирики известными актёрами, в том числе и современными. Это может быть видеоряд картин природы или других иллюстраций со звучащим за кадром голосом актёра, а может быть и видеосъёмка выступления с концерта.

Например, изучая поэзию 20 века, как не прослушать песню А.Вертинского «Доченьки», Б. Окуджавы «По смоленской дороге…» в исполнении авторов.

При изучении творчества поэтов – фронтовиков, говоря о героизме, патриотизе, трудностях и радостях грозных лет войны даю возможность учащимся услышать авторское чтение Ю. Друниной, К. Симонова, А.А. Ахматовой, А. Твардовского.

Особо хочется отметить использование видеофрагментов с чтением стихотворений С. Есенина в исполнении С. Безрукова на уроках литературы.

Другой пример, исполнение Максимом Авериным стихотворения В. Маяковского ««Хорошее отношение к лошадям». Чтение М.Аверина не оставляет равнодушным никого, и «трудный Маяковский» становится и понят, и принят.

Экранизация

Современному школьнику, который так далек от русской классической литературы, просто необходимо просматривать отрывки талантливых экранизаций. Это позволяет почувствовать дух изучаемой эпохи, увидеть костюм, услышать живую речь, что способствует расширению представлений и воспитанию читательского таланта школьника.

У любого просмотра фильма должна быть цель – «работать» на наш предмет. Но как это сделать? Как не допустить  серьезную ошибку? Как не заменить одно искусство другим, превращая урок в киносеанс, а обсуждение и анализ экранизации и книги в формальный довесок к фильму?

Необходима такая система работы с кино на уроке, которая позволяла бы делать экранизацию отправной точкой разговора именно о литературе и возвращать ученика к книге.

Учителю необходимо тщательно продумывать и подбирать дидактический материал к уроку, круг проблемных вопросов к экранизированным  эпизодам художественного произведения.

Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение ребят к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Слова книги оживают у них на глазах.

Таких примеров можно привести из опыта работы множество: «Детство Горького» (1938 год), режиссёр Марк Донской, эпизод «Пляска бабушки»; «Княжна Мэри» (1955 год) в постановке Исидора Анненского, сцена дуэли Печорина и Грушницкого и «Тарас Бульба» (2009 года) режиссёра Владимира Бортко, с Богданом Ступкой в главной роли, где «речь о товариществе» может быть просмотрена перед анализом текста для усиления патриотической направленности обсуждения.

Всегда вызывает не только интерес, но и гордость за свой народ, осознание его силы и мужества и доброты просмотр сцен фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека» 1959 года. При изучении темы «Великая Отечественная война в произведениях литературы», несомненно, следует обращаться к лучшим художественным фильмам советской эпохи, рекомендуя их к просмотру полностью и используя фрагменты для показа на уроках при характеристике отдельных героев.

Опора на визуальное восприятие может сделать уроки литературы более понятными для современных детей. Экранизации и иллюстрации из вспомогательного средства могут превратиться в ключ к пониманию художественного текста. Главное — не «вместо» текста, а «для» него.










Опубликовано в группе «Бесплатное участие+Сертификат»


Комментарии (1)

Поляков Александр Васильевич, 10.11.23 в 08:15 0Ответить Пожаловаться
Очень грамотный материал и полезный...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.