12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
АБУБАКАРОВА ЛУИЗА МАГОМЕДОВНА788
Россия, Чеченская респ., Грозный

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

1.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В РФ

1.1 Исторические аспекты развития социальной защиты пожилых людей

в Российской Федерации…………………………………………...................8

1.2 Современные научные подходы к изучению социальной адаптации и

социальной защиты пожилых людей……………………………….……........11

1.3 Основные принципы и механизмы социальной защиты и

обслуживания пожилого населения.................................................................17

2. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ОБСЛУЖИВАНИЯ

ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

2.1 Система управления социальной защитой и обслуживанием пожилых

людей в Чеченской Республике……………………………….………….........22

2.2 Основные причины и социальные последствия обращения пожилых

людей в социально-оздоровительный центр (опыт реабилитации

социально-оздоровительного центра в с. Алпатово, Наурского района)……34

2.3 Пути совершенствования социальной защиты пожилого населения….…40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................50

ПРИЛОЖЕНИЕ












ВВЕДЕНИЕ


Конституцией Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». [1]

Это означает, что государство берет на себя обязательства способствовать сохранению и продлению полноценной жизни пожилого человека, признает свой долг перед ним. Для осуществления полномасштабных функций социальной помощи, поддержки и социального обеспечения в Российской Федерации действует система социальной защиты, на функционирование которой отпускаются бюджетные средства. Все трудоспособное население, все общество в целом, поддерживает пожилых и старых сограждан.

Конкретное выражение социальная защита пожилых находит в системе льгот на жилье, лекарства, проезд, предметы первой необходимости для пожилых, ветеранов и инвалидов, предоставлении государственной пенсии по старости. В последнее десятилетие активно стали обновляться стационарные учреждения для пожилых людей: дома-интернаты и социально-оздоровительные центры.

Появилась система стационаров для дневного пребывания пенсионеров. Боязнь одиночества, утрата многих производственных и дружеских контактов приводят к тому, что многие пенсионеры принимают участие в организациях, основанных на возрастной общности с целью регулирования как внутри, так и вовне этой социально-демографической группы. Государственная социальная политика диктует адресность социальной помощи, стремится к превращению пожилого человека в субъекта социальной защиты.[15]

Активность может проявляться в любой сфере жизни пожилого человека.

Организовать эту активность помогают специализированные учреждения и центры для пожилых людей. Знаменательным является распространение интереса пожилых людей к неутомительным подвижным играм, краеведению, туризму. Много интересного приносит пожилым людям участие в работе, организовываемой учреждениями культуры. Очень большое значение в жизни стариков имеют библиотеки и библиотечные работники.

Однако, вследствие необратимых процессов  старения в человеческом организме, физиологических, психологических изменений слабеют жизненные силы, способность самообслуживания, появляется беспомощность. Благодаря повышению внимания к проблемам людей пожилого возраста, быстрыми темпами развивается геронтология – наука о старении, старости и старых и пожилых людях. «Возрастает значение геронтологии вообще и, в первую очередь, социальной геронтологии – науки, изучающей изменение социального поведения пожилого человека, его социальных отношений в обществе».

Международный (Венский) план действий по проблемам старения, принятый на Всемирной ассамблее по проблемам старения в Вене и одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году (резолюция 37/51), прогнозирует появление к 2050 году каждый шестой человек в мире будет старше 65 лет (16% населения), по сравнению с каждым 11-м в 2019 году (9% населения). [17, с.67]

К 2050 году возраст каждого четвертого жителя Европы и Северной Америки будет 65 лет и старше. В 2018 году впервые в истории число людей в возрасте 65 лет и старше превысило число детей в возрасте до пяти лет во всем мире. Согласно прогнозам, число людей в возрасте 80 лет и старше утроится: с 143 миллионов в 2019 году до 426 миллионов в 2050 году. [21]

Это означает, что очень много людей трудоспособного возраста будет занято в сфере социальной защиты пожилых людей. Кроме того, большинство специалистов, занятых в социальной сфере должны осознать, что они работают с пожилыми людьми, поэтому волей-неволей направляют социальные процессы, и лучше делать это осознанно и грамотно. Пожилые же люди, в свою очередь, сохраняя трудовую и образовательную активность, смогут обеспечивать себе достойный уровень физической и необходимо покончить с социальным штампом «пожилой – значит беспомощный». Пожилые люди могут вносить огромный вклад в развитие общества, благодаря тому, чего нет у других поколений – мудрости. Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно долго на этой земле человеку, может явиться мощнейшим фактором и стимулом развития общественных отношений.

Объектом настоящей выпускной квалификационной работы (ВКР) выступает институт социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации. (РФ)

Предметом является управление процессами социальной защиты пожилых и старых людей в РФ. Обозначая предмет работы, мы ставили перед собой проблему, основной вопрос: каким образом связаны менеджмент, профессиональное управление процессами социальной защиты и личностный расцвет пожилого человека? В результате, гипотеза исследования формулируется следующим образом: эффективное управление в области социальной защиты является фактором повышения социальной активности пожилых и старых людей.

Целью ВКР является разработка способов повышения эффективности социальной защиты пожилых людей, путем изучения особенностей и опыта управления системой их социальной защиты.

Достижение цели настоящей работы возможно при решении следующих задач:

- изучить теоретические и методологические основы исследования проблем социальной защиты пожилых и старых людей;

- изучить влияния содержания и структуры ценностных ориентаций личности пожилых людей на социальную адаптацию.

- проанализировать законодательную базу, регулирующую процессы социальной помощи, обеспечения, поддержки и защиты пожилых людей;

- проанализировать и обобщить эмпирический опыт конкретных форм, методов, технологий управления социальной защиты пожилых людей;

- разработать новые пути и способы повышения эффективности социальной реабилитации и повышения социальной активности пожилых людей, используя управленческие резервы системы социальной защиты.

Теоретическими основами настоящей работы выступают труды видных социологов Э. Дюркгейма[17], М.В. Удальцовой. [16] В работе использованы научные достижения, изложенные в работах психологов К. Леонгарда, [10] Г.Г. Аракелова. Социальная медицина и социальная геронтология неразрывно связаны в изученных нами работах Е.И. Холостовой [18], Р.С. Яцемирской, И.Г. Беленько. Историческая справка по теории и истории социальной защиты строилась с использованием трудов М.А. Кузнецовой, Е.С. Новак. [8] Эмпирической основой настоящей выпускной квалификационной работы являются результаты мониторинга, проведенного автором данной работы в Наурском районе, с. Алпатово социально-оздоровительном центре в 2022 году.

Практическая значимость работы состоит в том, чтополученные данные могут помочь в выработке новых моделей взаимодействия между поколениями и совершенствования системы воспитания детей и молодежи, психологического сопровождения пожилого человека, помощи пожилым людям, создания образовательных, просветительских программ для людей как позднеготак и зрелого возраста с целью повышения их психологической грамотности, готовности к старению и, как следствие, адаптивности.

Положения и выводы проведенного исследования, могут быть использованы для налаживания процесса взаимодействия и оптимизации общения пожилых людей в ГБУ «Алпатовский социально-оздоровительный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов».

Научная разработанность проблемы исследования.

Анализ исследований проблемы показал возрастающий интерес к данному вопросу не только в психологии, но и в социологии, философии, этнографии, демографии и других науках. Можно утверждать о междисциплинарном характере проблемы.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении анализируется актуальность исследуемой темы, дается обзор литературы, определяется предмет и объект исследования, формулируются цели и задачи исследования.

В первой главе выпускной квалификационной работы рассматривается аспекты и основы теории, методологии, принципы социальной защиты и обслуживания пожилого населения, история и законодательные акты социальной защиты в РФ в настоящее время. Центральное место уделено целям, функциям и технологиям социальной защиты и их связи с государственной социальной политикой.

Во второй главе излагаются механизмы социальной защиты и обслуживания пожилых людей в Республике. Рассмотрены основные причины и социальные последствия обращения пожилых людей в социально-оздоровительный центры и исследуются проблемы эффективности управления социальными процессами, поднимаются проблемы менеджмента в социальной защите, связанные с возрастными особенностями пожилых клиентов стационарных учреждений и профессиональными проблемами работников системы социальной защиты пожилых людей. На примере ГБУ «Алпатовский социально-оздоровительный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов» рассматривается социальная защита пожилых людей как комплексная реабилитация.

Выводы и обобщения, полученные в ходе написания работы, объединены в заключительных ее положениях. ВКР содержит: 50 страниц текста, приложение, 9 таблиц и список использованных источников – 25 наименований.

1.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В РФ

1.1 Исторические аспекты развития социальной защиты пожилых людей


Общественная норма заботы о пожилых людях известна еще со времен Древней Руси. Общинно-родовые формы помощи и поддержки связаны с язычеством и неотделимым от него родовым пространством, главным выражением которого была круговая порука. Именно в древнюю языческую эпоху заложились основы традиции заботы о слабы и немощных, старых и малых. В частности сформировался и развился институт старцев. Е.Г. Лозовская, Е.С. Новак и В.Г. Краснова пишут: «Формы поддержки стариков различны. Общиной выделялся для стариков особый участок земли – «косячок» – для заготовки сена. Или дряхлого старика определяли на постой то к одному, то к другому челну общины. Пожилые люди селились недалеко от общины, на погостах, строили себе кельи и жили за счет подаяния».

Термин «сирота» тогда относился как к малолетним детям, оставшимся без родителей, так и к старикам. Интересно то, что «отношения помощи в рамках общины существуют как общественная обязанность. Это не милостыня слабому и полагается по неписанному праву». По-прежнему большую роль играла помощь общины, много делали частные благотворители, налаживало социальную защиту и помощь государство, но «главным элементом системы социальной помощи, доминирующим субъектом, определяющим ее характер в данный конкретно-исторический период, становится церковь».[3]

Главным механизмом социальной помощи становится милостыня, отвечающая потребностям как дающего, так и принимающего. Поэтому отношения милостыни, выгодные для обеих сторон постоянно воспроизводятся.

Их можно назвать институтом милостыни. «Христианство использует институт милостыни как механизм взаимопомощи и перераспределения общественного богатства, новую форму добровольно-принудительного формирования ресурсов социальной помощи». В 18 веке, Петр 1 проводил политику подчинения церкви государству и, по его указам стало активно развиваться государственное призрение, в том числе и за старыми, немощными людьми.  Например, по его приказу уже негодные к военной службе старики определялись в богадельни. При Анне Иоановне пожилые вдовы могли доживать свой век в монастырях. Случались и курьезы. В начале 20 века престиж старости, выстроенный с помощью русской монархии, стал рушиться. Положение стариков значительно ухудшилось во всей Европе, и стало противоречить принципам развития современной цивилизации. В 1917 году Советской Власти было особенно не до стариков.

В 1918 году создается наркомат социального обеспечения. Начинает оформляться классовый подход в предоставлении всех видов социальной помощи, в том числе и пенсий по старости.

Стабилизация пенсионных выплат началась только к началу 30-х годов.

В 1956 году Верховный Совет РСФСР принимает закон о государственных пенсиях. Было положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению. В годы «застоя» основными принципами социального обеспечения являлись: всеобщность социального обеспечения и социальной защиты, многообразие видов обслуживания, обеспечение за счет государственных и общественных средств. Сейчас старые люди вспоминают стабильность  того времени как «социалистический рай». Не столько финансовая сторона жизни пожилого человека того времени имеет значение, сколько уверенность в поддержке государства, подкрепленная моральными нормами отношения к старости.

В начале 90-х годов социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов. Правовая система состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.

Социальную защиту пожилых людей в России регулируют правовые документы, которые можно условно разделить на три группы норм:

1. Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей.

«К ним относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О государственной социальной помощи», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и другие)». [18]

2. Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.

К этой группе относятся, прежде всего, «пенсионное законодательство [2] и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

3. Нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей (ветераны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, репрессированные и впоследствии реабилитированные граждане и другие).

Наиболее значимыми в данной группе являются федеральные законы «О ветеранах»[4] и «О реабилитации жертв политических репрессий».

И федеральные, и местные правовые акты разрабатываются с учётом основных международных документов (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Принципы ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году.

Социальная защита старых людей в Российской Федерации реализуется на государственном (федеральном) уровне и региональном (местном) уровне.

В последние годы появились различные негосударственные структуры: осуществляет координацию и согласованность действий государственных и общественных организаций Координационный комитет, созданный на основе Указа Президента РФ №34 от 5 августа 1991 года, затем был организован департамент по делам пожилых в министерстве социальной защиты.

С принятием Конвенции развития социального обслуживания населения в РФ 4 августа произошел переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. Устранению причин снижения уровня благосостояния граждан и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб. Основные формы их деятельности: материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация, социальная помощь.

В 1994 году в составе Минсоцзащиты решением Правительства был открыт Департамент социальной защиты. Реабилитацию в учреждениях социальной защиты, в частности в геронтологических центрах, о которых идет речь в настоящей работе, организует Министерство Труда и социального развития Российской Федерации.


1.2. Современные научные подходы к изучению социальной адаптации и

социальной защиты пожилых людей


В научной литературе, касающейся проблем пожилого населения, можно выделить три основные позиции, которые определяют направления исследований и методы социальной политики:

1. Пожилые – это обездоленные люди, нуждающиеся в социальном обеспечении;

2. Пожилые люди – это значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечен в социально активную жизнь;

3. Эта позиция является социально неодобряемой, поэтому редко открыто выражается. Проявляется она только при обсуждении социальной политики: пожилые люди – это социальный балласт общества, тормозящий реформы.

Интересное исследование, выявляющее образ пожилого человека в представлении современных россиян и степень одобрения ими направлений социальной политики, проведено А.В. Писаревым.

Представлены две группы характеристик, одна из которых соответствует опекаемому, вторая социально активному образу пожилых.

В целом можно констатировать, что черты опекаемого образа преобладают в представлениях опрошенных. Это относится к оценке состояния здоровья, степени профессиональной адаптации, удовлетворенности жизнью в целом. В основе социально активного образа пожилых лежит оценка уровня образования этой группы.

Значительная доля опрошенных воспринимает пожилое население как неоднородную когорту, судить о которой в целом практически невозможно.

Первому подходу «Пожилые люди – это обездоленные люди» соответствуют социальные теории старения:

1)Теория маргинальности.

Молодые члены общества считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости.

Основной характерной чертой старости является пассивность.

Поэтому трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей.[5, с. 202]

2) Теория возрастной стратификации. 

Сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность возрастных групп, которые имеют обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях.

Большинство старых людей не участвуют в системе власти и влияния, и таким образом, не обладают контролем ни над самими собой, ни над другими. Они утрачивают такую характеристику стратификации как престиж, ибо последний обычно ассоциируется с основной сферой занятий.

Второму подходу, представляющему пожилого человека как «значительный человеческий потенциал» соответствуют следующие теории: [2]

1)Теория активности. Сторонники этой теории считают, что при нормальном старении должны поддерживаться социальные контакты и активность. При наступлении старости личность должна сохранять те же желания и потребности, что и в среднем возрасте.

Старение понимается, как продолжающаяся борьба за сохранение среднего возраста, как новый стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и состояние психики.[2]

2) Теория развития и непрерывности жизненного пути.

Эта теория предполагает знание жизненного пути пожилого человека, предшествовавшего старости с целью подготовки к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций. «Нормальное, «успешное» старение возможно лишь при разносторонней адаптации к новым условиям и сохранении прежнего положения сразу в нескольких областях деятельности». [12, с.43]

Третьему подходу «Пожилой человек – это социальный балласт» соответствует теория освобождения, которая утверждает, что старение – это разрушение социальных связей и подготовку к смерти.

«Процесс «социального ухода» характеризуется утратой социальных ролей, ограничением социальных контактов, ослаблением приверженности к социальным ценностям, уходом в себя.

Эта теория является безнравственной и дает моральные основания для исключения пожилых людей из активной деятельности. Это означает, что пожилой человек приспосабливается к молодежи, к изменениям общества, к самому состоянию старости. А общество должно приспособиться к старику, как к «собственной старости».

И еще неизвестно, кому труднее. Пожилые люди приспосабливаются веками, а общество впервые серьезно столкнулось с этой проблемой. И оказалось к этому не готово.  Наибольшего интереса, по мнению Е.И. Холостовой, заслуживает концепция селективной оптимизации жизнедеятельности пожилых людей с компенсацией социальных амортизаторов. Согласно этой концепции стратегия социальной политики при организации социальной работы с пожилыми людьми складывается из трех элементов: селекции, оптимизации и компенсации.

Селекция подразумевает поиск основных составляющих жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены с возрастом.

Оптимизация заключается в том, что пожилой человек при содействии специалиста по социальной работе находит для себя новые резервные возможности, оптимизируя всю свою жизнь. Компенсация заключается в создании дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе, в использовании новых современных мнемонических техник и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха и так далее. Разворачивание практики согласно этой теории может привести к реализации новой модели старости. Подробно эта модель описана в работе Е.И. Холостовой «Социальная геронтология».

Проблема социальной адаптации пожилых людей в настоящее время является одной из самых злободневных как для науки психологии, так и для общества в целом. В современной социальной психологии, по данным И.Ф. Албеговой, выделяют механизмы адаптации в зависимости от сферы личности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий механизмы.

Более подробно механизмы социально-психологической адаптации представлены в таблице 1. [11]

Таблица 1

Механизм

Описание механизма

Социальная деятельность

Деятельность, обеспечивающая полноценную включенность индивида в социальную среду.

Основные составляющие - общение, учение, труд

Социальное общение

Деятельность, направляющая и расширяющая круг усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами.

Социальное самосознание личности

Деятельность, в результате которой происходит формирование и осмысление социальной принадлежности и роли личности

Когнитивный механизм

Включает все психические процессы, связанные с познанием

Эмоциональный механизм

Включает различные чувства и эмоциональные состояния

Поведенческий механизм

Подразумевает определенную направленную деятельность человека в социальной практике


Адаптационная ситуация характеризуется изменениями социальной среды или изменением роли личности в среде. Данные ситуации возникают в различных сферах жизни человека: социально-экономической, бытовой, социокультурной, социально-политической, в зависимости от этого выделяют виды адаптации.

Основные виды адаптации, представленные в литературе, отражены в таблице 2. [11]

Таблица 2

Критерии видов адаптации

Виды адаптации

Характеристика вида адаптации

по субъекту процесса

Индивидуальная

В качестве субъекта выступает конкретный человек,

по сфере формирования адаптивных механизмов

Психологическая


-Приспосабливание к окружающей среде с точки зрения физиологии.

-Приспосабливание на уровне психических процессов.

-Приспосабливание к новой социальной среде исходя из требований среды и потребностей субъекта

сфера

деятельности субъекта

Семейная

Профессиональная

Сферы досуга

-Адаптация в семье.

-Адаптация на работе.

-Адаптация в досуговой деятельности

По результату

Нормальная:

- защитная

- незащитная

- смешанная

-Защитная - осуществляется с помощью известных защитных механизмов.

-Незащитная - используются познавательные процессы личности.

-Смешанная - объединяет свойства защитной и незащитной, осуществляется в ситуациях, когда личность частично фрустрирована.

Выделенные виды социально-психологической адаптации зависят от двух групп факторов: внутренних (характеризующих личность) и внешних (характеризующих общество и зависящих от него).

Новая модель старости учитывает неуклонный технический и технологический прогресс. Нельзя просто переносить в будущее нынешний характер труда и трудовых отношений.

К моменту значительного постарения общества изменятся технологии и техника труда, изменится сам труд. Пожилым людям будет легче работать.

Необоснованными выглядит и аргумент противников новой модели старости о будущей деградации общества, особенно в социально-экономической сфере. Все стереотипы в отношении труда пожилых людей складывались на протяжении многих веков в условиях развития производства. Они нашли свое отражение в современном менеджменте.

Работодатели, особенно предприниматели, часто стремятся заменить пожилого работника не потому что он стал хуже работать, а потому что он знает себе цену, претендует на справедливую и своевременную оплату труда, имеет привычку обдумывать приказы и распоряжения начальства.

Нельзя также автоматически переносить опыт экономических неурядиц, безработицы прошедших лет в будущее.

Проблема раннего выхода на пенсию или обязательного возрастного ценза, который существует в некоторых странах, будет решена положительно для желающих и могут трудиться пожилых людей, поскольку сузятся возможности манипулирования на рынке труда.

Медицинские исследования последних лет показывают, что проблема нездоровья пожилых людей сильно преувеличена. Напротив, пожилые люди становятся более здоровыми по сравнению с предыдущими поколениями пожилых людей.

Все вышеизложенное отражает новый взгляд на старость, и свидетельствует о том, что, несмотря на возрастающую пропорцию пожилого населения, общество не будет тяготиться этим бременем.

1.3 Основные принципы и механизмы социальной защиты и обслуживания пожилого населения

Основные принципы построения новой модели старения собраны в пять групп:

- принципы группы «независимость» подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, сохранять возможность профессиональной подготовки;

- принципы группы «участие» отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики;

- принципы группы «уход» затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний.

В эту группу входит и возможность пользоваться полным уважением, правами человека, принимать решения в отношении ухода и качества жизни;

- принципы группы «реализация внутреннего потенциала» призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала;

- принципы группы «достоинство» затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия.

Утверждение этих принципов имеют не только социальные, но и многообразные экономические, медицинские и психологические последствия.

К экономическим последствиям можно отнести предварительное всестороннее изучение и общий курс на использование трудового потенциала пожилых людей. Важно, чтобы при разработке управленческих решений за их основу была взята гипотеза, учитывающая мотивацию пожилых людей, связанную с желанием работать и созданием условий для возможного применения их потенциала.

К медицинским последствиям можно отнести общий курс на профилактику старения медицинскими средствами и медико-социальную реабилитацию. Имеет значение не столько лечение старческих заболеваний, сколько комплекс мероприятий, направленных на сохранение психической и физической активности и долголетия.

При этом пожилой человек сам отвечает за пути своего старения.

Каждый человек сам выбирает и вырабатывает свой собственный способ старения.

К психологическим последствиям отнесем детальное исследование и учет в социальном взаимодействии индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей пожилых людей.

Очевидно, что дементные процессы изменяют психику пожилого человека и необходимо всеми средствами их тормозить.

Например, в интеллектуальной сфере – появление трудностей с приобретением новых представлений и приспособлении к непредвиденным обстоятельствам.

В эмоциональной сфере – постепенное ослабление контролирующей и тормозной функции коры головного мозга, что влечет за собой проявление некоторых черт характера и темперамента, которые в молодые годы в какой-то мере держались «в узде» и маскировались, а к старости стали более заметными.

Очевидно, что необходимо бороться с одиночеством пожилого человека и суицидальными наклонностями, как с психологическими проблемами.

К социально-психологическим последствиям необходимо отнести тенденцию к гуманизации отношения общества к старым людям через установление новых норм социальных взаимоотношений с ними.

Например, серьезной проблемой все еще остается проблема геронтологического насилия. Механизмы социальной помощи на современном этапе характеризуются адресностью (социальная помощь предоставляется конкретно нуждающимся гражданам) и гарантированностью (обязательностью оказания помощи пожилым людям).

Самой распространенной формой является «бригадная форма помощи – это комплексное обслуживание с предоставлением социальных и медицинских услуг».[1]

Социально-бытовая помощь и морально-психологическая поддержка оказывается в рамках социального обслуживания.

Социальное обслуживание пожилых людей производится:

- в нестационарных формах (на дому);

- в полустационарных формах (отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения);

- в стационарных формах (пансионаты, дома-интернаты, геронтологические центры, специальные жилые дома для пожилых людей).

В социальной практике хорошо зарекомендовали себя комплексные центры социального обслуживания населения, дома-интернаты и геронтологические центры. Современная тенденция выражается в том, что параллельно и одновременно с надомной службой открываются стационары малой вместимости для одиноких пожилых людей и инвалидов.

Специальные жилые дома с усиленным социальным и медицинским обслуживанием также являются выражением продуктивной современной тенденции в социальном обслуживании. Они состоят из одно-двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности.

Очень интересным и современным быстро развивающимся направлением работы с пожилым населением является создание сети общественных клубов пожилых людей.

Как показывает многолетняя практика, много интересного и полезного приносит пожилым людям участие в клубах общения, кружках по интересам. Для многих пожилых людей, желающих плодотворно проводить свое свободное время, это своеобразное окно в мир. Задачей клубов является удовлетворение различных духовных потребностей людей пожилого возраста.

Социально-оздоровительные центры осуществляют социальное обслуживание пожилого населения, в основном, в стационарной форме.

Социально-оздоровительные центры – это новые типы учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, предоставляющие гериатрическую помощь, появление которых обусловлено ростом численности граждан престарелого возраста, нуждающихся в усиленном медицинском уходе.

Социально-оздоровительный центр социальной защиты населения Наурского района создан с целью продления активного долголетия и сохранения удовлетворительного жизненного потенциала пожилых людей.

В центре создаются отделения: функциональной диагностики, медико-социальной реабилитации, отделение постоянного проживания, отделение временного проживания, отделение милосердия, организационно-методическое отделение.

Основной стратегией любого центра, и Наурского, в том числе, является сохранение жизненных сил и долголетия через комплексную реабилитацию.

Под реабилитацией понимается часть реабилитологии, которая направлена на сохранение, поддержание, восстановление функционирования пожилых и старых людей и стремится к достижению их независимости, улучшению качества жизни и эмоциональному благополучию.

Реабилитационная концепция является основной для оздоровительных центров. [24]

Организационные принципы ее включают:

- реабилитация есть методический комплекс, ориентированный на проблемы человека;

- использование апробированных методов из естественно научных и гуманитарных областей знания;

- бригадный метод работы в социально-медицинской реабилитации с активным участием самого пожилого человека.

Кратко обобщая все вышеизложенное, мы можем сделать выводы по первой главе:

- в историческом аспекте развитие социальной защиты и социальной помощи прошло этапы общинно-родовых форм, церковных форм, государственных форм, развитых государственных систем.

- на современном этапе существует три типа научно обоснованных подхода к проблемам пожилых людей:

1) пожилые – это обездоленные люди, нуждающиеся в социальном обеспечении;

2) пожилые люди – это значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечен в социально активную жизнь;

3) пожилые люди – это социальный балласт общества, тормозящий реформы.

- ключевой момент новой модели старости – это продление жизни и поддержание социальной и экономической активности пожилых людей.

- взаимоотношения пожилого человека с социумом разворачивается, в основном, в плоскостях социальной защиты, социальной помощи, социальное обслуживания, они являются основными механизмами реализации государственной социальной политики в отношении пожилых людей.

- в работе с пожилыми людьми используется комплексный метод -это медико-социальная реабилитация.



2. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ОБСЛУЖИВАНИЯ

ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

2.1 Система управления социальной защитой и обслуживанием пожилых людей в Чеченской Республике


Социальная политика в отношении пожилых людей базируется на трех направлениях: социальной защите, социальной помощи и социальном обслуживании. Социальная защита – это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста.

Например, социальная защита инвалидов, среди которых большинство граждан пожилого и старческого возраста определяется, как «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Социальная помощь – это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных или муниципальных учреждениях.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. [20, С. 168.]

Социальная защита реализуется через профилактику и реабилитацию, имеющие своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив факторы риска, через поддержку, представляющую собой помощь, необходимую старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности и через представительство.

Социальная защита стратегического уровня – это направления государственной социальной политики в отношении пожилых людей. Особенностью ее на современном этапе является перенос центра тяжести непосредственно на места (адресность, участковый принцип). Это могут быть как учреждения социальной защиты и социального обслуживания, так и семья пожилого человека.

Социальная защита и социальное обслуживание реализуется на государственном, муниципальном уровнях и в секторе негосударственного социального обслуживания.

Государственный сектор состоит из органов управления социальной защитой и социальным обслуживанием РФ, органов субъектов РФ, а также учреждений социальной защиты и социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

Муниципальный сектор социальной защиты и социального обслуживания включает органы управления социальной защитой и социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения по форме собственности не относящиеся ни к государственным, ни к муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Качественное обслуживание пожилых людей невозможно без эффективной системы социального управления, построенного по велению времени.

В Чеченской республике, как и во всей России отдельные формы поддержки и помощи людям пожилого возраста недостаточно развиты и большую роль в их социальной защите играет государство, которое осуществляет её различных видах через структуру общих и специализированных учреждений. На государственном уровне пожилым людям Чеченской республики обеспечивается гарантированное предоставление законодательно установленных размеров пенсий, пособий, различных видов натурального обеспечения, широкого спектра услуг и льгот. Главная задача этого направления социальной защиты пожилых людей является обеспечение достойной жизни пожилого поколения с помощью повышение уровня их доходов. Система социальной поддержки населения является важнейшим инструментом политики социального государства, выступает как механизм, призванный защищать людей от неблагоприятных воздействий со стороны социальной среды и смягчать их последствия.

В 90-х годах началось реформирование социальной системы. В то время социальная служба имела структуру, которая включала только стационарные учреждения, или как их тогда называли дома-интернаты, и отделы социального обеспечения, которые занимались социальной выплатой пенсий и пособий.

Сейчас в Чеченской республике действует разветвленная структура учреждений социального обслуживания, адаптированная к условиям рыночных отношений, состоящая из стационарных и нестационарных учреждений социальной защиты, учреждений, оказывающих реабилитационные услуги.

Ориентиром развития системы социального обслуживания Чеченской Республики является повышение качества жизни населения. [20, С. 168]

Этот показатель представляет собой интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека и в целом определяет эффективность наших действий в данном направлении.

Военные действия на территории Чеченской Республики привели к падению жизненного уровня, росту безработицы, увеличению социального неравенства, а в конечном счете - и снижению качества жизни населения.

С 2000-го года, с восстановлением конституционного порядка, Временной Администрацией Чеченской Республики во главе с А-Х. Кадыровым был взят курс на решение первостепенных социальных проблем: ликвидации бедности, повышение защиты социально уязвимых граждан, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке.

Стабильная экономическая ситуация и активная социально - экономическая политика Правительства Чеченской Республики позволили увеличить меры социальной поддержки республики.

Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики является органом исполнительной власти Чеченской Республики, обеспечивающим проведение в установленном порядке единой социальной политики направленной на повышение социальной защищенности населения ЧР. Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики с момента создания комплексных центров социального обслуживания населения преследует выполнение одной из важных задач:

- создание действенной системы качественного социального обслуживания в республике (оперативное реагирование на запросы обслуживаемых);

- введение эффективных методов и форм предоставления социальных услуг, гарантированных государством.

Также, Министерством труда, занятости и социального развития Чеченской Республики и его структурными подразделениями осуществляется государственная социальная политика в интересах пожилых людей, направленная на преодоление негативных тенденций в жизни общества, улучшение социально-экономического положения граждан пожилого возраста.

Важная роль в социальной защите пожилых людей отводится учреждениям, обеспечивающим стационарные и нестационарные формы обслуживания. К стационарным формам можно отнести геронтологические центры, дома-интернаты. В частности они предназначены для одиноких пожилых людей, в силу возраста или болезней испытывающих затруднения в организации быта. Так же, дома-интернаты помогают решать проблемы общения, досуга и медицинского обслуживания пожилых людей. В настоящее время 10,7 % граждан, проживающих на территории Чеченской республики, относятся к категории лиц граждан пожилого возраста. [23]

Человек пожилого возраста - это, прежде всего, обездоленное лицо, нуждающееся в адекватном социальном обеспечении. Это лицо, проживающее относительно долгую жизнь вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличии или отсутствии заболевания, в некоторых случаях они функционально недееспособны. Для наиболее эффективного решения проблем граждан пожилого возраста в Чеченской Республике так же созданы специальные комплексные центры в данном направлении.

Отделы социального обслуживания населения являются структурными подразделениями Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики (далее - Минтруд ЧР). Они осуществляют единую государственную политику в области социальной защиты населения: ветеранов ВОВ, граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых на дому или в учреждениях социального обслуживания населения.

В сфере социального обслуживания населения в Министерстве труда, занятости и социального развития Чеченской Республики на 2022 год функционирует 18 комплексных центров социального обслуживания (КЦСОН) и два стационарных учреждения. В таблице 3 представлены перечень функционирующих стационарных учреждений социального обслуживания населения Чеченской Республики и их показатели за 4 квартал 2021 года. [23]

Таблица 3

п/п


Наименование объекта


Обслужено

с начала года

Поступило за отчетный период

Снято с обследования за отчетный период

1.

Алпатовский социально- оздоровительный центр

426


93

93

2.

Шалинский психоневрологический интернат

217

67

32


Комплексными центрами предоставляются указанной категории граждан, следующие виды услуг: социально-медицинские, услуги по организации быта и досуга, психологическая помощь, правовые и ритуальные, ремонт домов и квартир, оказание материальной помощи.

Если рассматривать содержание работы учреждений, то видно, что почти все категории пожилых людей и в той или иной степени охвачены социальным обслуживанием. Но жизнь не стоит на месте. У пожилых людей появляются новые потребности в надомных социальных услугах, которые невозможно удовлетворить в рамках традиционного обслуживания.

Поэтому социальные службы, активно занимаются поиском инновационных технологий по организации предоставления социальных услуг данной категории граждан. В настоящее время назрела необходимость развития и повсеместного внедрения востребованной на селе инновационной технологии - оказание социальной помощи на мобильной основе.

Наиболее востребованными услугами в горных районах оказались:

- приобретение и доставка продуктов питания, промышленных товаров и медикаментов;

- уборка жилья, помощь на приусадебном участке и в заготовке дров;

- ремонт крыш, заборов;

- консультации врачей на дому;

- юридическая и психологическая помощь.

В настоящий момент Центры имеют оптимальную для республики структуру. В 18 комплексных центрах социального обслуживания населения функционирует всего 237 отделений.

Более подробно данные сведения представлены в таблице 4. [23]

Таблица 4

Всего 237 отделений, из них:

- социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста

200

- отделений социально-медицинского обслуживания на дому

18

- отделение временного проживания граждан

1

- отделений срочной социальной помощи

18


Цель и задачи, которых, оказание семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействие в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Социально-демографические характеристики старения населения Чеченской Республики, особенно граждан пожилого возраста, вызывает особую тревогу.

Социально-экономическое положение и социальное самочувствие граждан старшего поколения не может в настоящее время считаться благоприятным.

Уровень доходов пожилых людей во многих случаях не достигает прожиточного минимума. Показательно, что общая численность пожилых людей катастрофически снижается, особенно мужского населения.

По данным отделения Пенсионного фонда РФ по ЧР по состоянию на 1 января 2019 года численность пожилых людей (пенсионного возраста) составляет 126 тысяч человек.

Численность пожилых людей в структуре населения Чеченской Республики составляет 10,7 процентов, тогда как в Российской Федерации 20 процентов (более 30 млн. человек). Все это свидетельствует о высокой смертности граждан пожилого возраста. Основной причиной такой социально-демографической характеристики процесса старения и смертности населения являются произошедшие военные события в республике за последние годы.

Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста.

За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющегося в росте заболеваемости, инвалидности и смертности. Среди пожилых нет практически здоровых людей.

В дальнейшем по мере восстановления объектов социальной сферы, улучшения общественно-политической ситуации, улучшения качества обследования и обслуживания в учреждениях здравоохранения и социального развития приведут к увеличению продолжительности жизни, увеличению доли пожилых людей в структуре населения Республики.

В 2021 году социальные услуги оказаны более 16000 гражданам пожилого возраста.

Основная часть пожилых людей получала услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях, более 120 человек - в стационарных учреждениях социального обслуживания. [7]

В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.

Всего в комплексных центрах социального обслуживания Чеченской Республики по состоянию на 1 апреля 2022 года количество работников составляет 3733 человек. Более подробно данные сведения представлены в таблице 5.[7]

Таблица 5

Общая численность штатных работников в комплексных центрах составляет 3733 человек, из них: (чел.)

- аппарат управления

232

- заведующие отделениями

236

- социальные работники

2716

- медицинские работники

296

- специалист по социальной работе

79

- прочие работники

174


В ходе исследования данной темы ВКР, посетила КСЦОН Заводского района г. Грозного. ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района» под руководством директора центра С. Дидиева осуществляет работу по реализации прав граждан на социальную защиту, способствует оказанию помощи со стороны государства, обеспечивая реабилитацию граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми инвалидами и многодетных семей.

Главная задача КЦСОН выявлять пожилых граждан и инвалидов, многодетные семьи, которые нуждаются в оказании социальной помощи, социально-бытовых, медицинских услуг.

После определения конкретных видов и форм помощи, сотрудники центра периодично предоставляют ее нуждающимся гражданам.

Помощь осуществляют 9 отделений социально-бытовой на дому.

В Центре функционируют 9 отделений, на одно отделение приходится 18 социальных работников и один медицинский работник. В таблице 6 представлены категории и количество льготников, состоящих на учете по состоянию на 1 апреля 2022 года. [14]

Таблица 6

Категории льготников

Количество льготников (чел.)

- инвалиды

747

- участников боевых действий

8

- одинокие престарелые граждане

350

- малоимущие

371


Работа ведется в соответствии с установленным графиком заведующим отделения.

В основном социальный работник выполняет следующие виды услуг:

- выполнение надомной уборки;

- покупка и доставка продуктов питания;

-помощь в приготовлении пищи;

- приобретение медикаментов в аптеках, с наличием рецептов от врача;

- психологическая помощь.

Организовано 4-х разовое питание, диетическое, витаминизация, уют, досуг и прочее. Основным досугом в центре для пожилых является библиотека, журналы, а также видео - сериалы, это основной атрибут в проведении досуга.

Работниками в центре проводится контроль за санитарным состоянием помещений, поддерживается чистота в палатах, подсобных помещениях, санузлах, соблюдается гигиена пациентов. Функционирует: процедурный кабинет, кабинет интенсивной терапии, кабинет психолога, массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии, тренажерный зал. На рисунке 1 представлено количество оказанных услуг комплексным центром социального обслуживания населения Заводского района за 2020-2021 гг.

t1679835986aa.gif

Рисунок 1 [7]


В таблице 7 представлен анализ диаграммы оказанных услуг КСЦОНом Заводского района за 2020-2021 гг.

Таблица 7

Оказано услуг в 2020 г.

Оказано услуг в 2021 г.

1.

общее количество оказанных услуг-100%

общее количество оказанных услуг-113%

2.

социально-медицинских услуг - 20,9 %;

социально-медицинских услуг- 23 %;

3.

услуг по организации быта и досуга- 54,5%;

услуг по организации быта и досуга -57%

4.

психологическая помощь -13,5%;

психологическая помощь -11,5%;

5.

правовых услуг - 3,7%;

правовые услуги - 3%;

6.

по оказанию материальной помощи - 6,6%

по оказанию материальной помощи-3,5%

Как видно из диаграммы, большая часть оказываемых услуг приходится на услуги по организации быта и досуга (более – 50 %) и социально-медицинские (более 20%). Кроме того, в 2021 году наблюдается рост общего числа услуг на 13 %, так и значительное сокращение услуг по оказанию материальной помощи.

Под руководством Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова  Министерством труда, занятости и социального развития ЧР реализуется проект «Старшее поколение» в рамках национального проекта «Демография», направленный на увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни, созданием системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Создание пунктов проката технических средств реабилитации – приоритетное направление по формированию системы долговременного ухода за пожилыми и маломобильными людьми Чеченской Республики.

Одним из мероприятий данной работы является создание пунктов проката, предполагающих временное обеспечение граждан на безвозмездных и возмездных условиях техническими средствами реабилитации.

Обеспечение техническими средствами реабилитации позволяет гражданам решать проблемы беспрепятственного передвижения, самообслуживания, доступа к информации и общения (рисунок 2).

t1679835986ab.jpg

Рисунок 2

Министерством труда, занятости и социального развития Чеченской Республики проводится работа по реализации постановления Правительства ЧР от 24 февраля 2010 года № 22 «О назначении и выплате ежемесячного денежного пособия гражданам пожилого возраста, достигшим 100 и более лет, проживающим в Чеченской Республике» (ред. 01.01. 2022 г.). [23]

Данное Постановление Правительства Чеченской Республики предусматривает ежемесячные денежные пособия гражданам пожилого возраста, достигшим 100 и более лет, проживающим в Чеченской Республике в размере 1500 рублей. На сегодняшний день количество граждан пожилого возраста достигших 100 и более лет составляет - 20 человек.

Наше бесценное богатство — пожилые люди.

Умудренные жизненным опытом, достойно перенесшие выпавшие на их долю тяготы, отстоявшие честь и свободу Родины в Великой Отечественной войне, восстановившие из руин разрушенные села и города. Неисчерпаемый жизненный опыт и мудрость, доброта и терпимость наших старейшин составляют золотой фонд чеченского общества. Граждане старшего поколения играют особую роль в передаче культурных знаний, традиций, навыков, а также в эстетическом воспитании детей и молодежи.

Поэтому обеспечение максимальной интеграции граждан старшего поколения в социальную действительность, продление их активного долголетия, создание наилучших возможностей для общения - это задачи, обуславливающие не только благоприятное социальное самочувствие лиц старшего возраста, но также обеспечивающие неразрывность социального опыта различных поколений, сохранение позитивных нравственных традиций нашего народа.

Соответственно, повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения на основе изменения политики доходов, усиления их правовой защиты, предоставления социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей государственной социальной политики руководства Чеченской Республики.

2.2. Основные причины и социальные последствия обращения пожилых людей в социально-оздоровительный центр (опыт реабилитации социально-оздоровительного центра в с. Алпатово, Наурского района)


Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества являются социальные гарантии и социальная защита. Социальная поддержка пожилых людей в Чеченской Республике является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики и осуществляется она не в малой степени в стационарных учреждениях социального обслуживания. Пожилой человек имеет много проблем, которые появились вместе с возрастом. Главной проблемой пожилого человека можно назвать здоровье.

Известно, что уровень заболеваемости среди пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте – в 6 раз выше, чем у молодых. Это хронические заболевания, понижение слуха, зрения, ортопедические проблемы. Стоимость лечения пожилых в 1,5 – 1,7 раза больше, чем молодого контингента. Часто заболевания пожилого человека столь серьезны, что он уже не может обслуживать себя самостоятельно и круглосуточно нуждается в медицинской помощи.

Важной проблемой является одиночество, характеризующееся узостью, или даже отсутствием социальных контактов. В пожилом возрасте подобная эмоциональная не вовлеченность появляется по трагическим причинам: смерть супруга, длительная болезнь, прекращение профессиональной и общественной деятельности.

Материальная обеспеченность, точнее необеспеченность составляет основу для постоянной тревоги старого человека. Часто уже не под силу планирование расходов, выкраивание средств на самое необходимое, мысли о финансовом обеспечении собственных похорон.

Характерной особенностью психологического состояния старости является постоянно присутствующее подсознательное предчувствие близкой кончины. Алпатовский социально-оздоровительный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов создан в целях проведения в стационарных условиях социально-оздоровительных и профилактических мероприятий, расположен в с. Алпатово, ул. Виноградная, 1.

Государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Алпатовский социально-оздоровительный центр (СОЦ) для граждан пожилого возраста и инвалидов» на 120 мест создан специально для работы с пожилыми людьми и начал функционировать с 1 декабря   2008 года.

На территории Центра расположены главный корпус, овощехранилище, гараж, прачечная, баня и реабилитационный центр.

Центр начинал свою работу с группой проживающих из 50 человек.

В настоящий момент их 120 человек. Штат Центра полностью укомплектован специалистами-медиками и специалистами по социальной работе.

Учреждение проводит в стационарных условиях социально-оздоровительные и профилактические мероприятия  в  целях  продления  возможности  самореализации граждан  пожилого возраста  и  инвалидов, а также повышения  физической активности  и нормализации  психологического статуса.

Прием граждан в ГБУ «СОЦ»  производится  по направлению Министерства  труда, занятости  и  социального  развития  ЧР.

Зачисление граждан  поступающих на обслуживание, а также снятие с обслуживания оформляется внутренним приказом Учреждения.

Размещение граждан по палатам    с учетом их возраста, пола, характера заболевания проводит специалист по социальной работе. 

Социальные услуги предоставляется на основании договора, заключенным между поставщиком и получателем социальных услуг.

Учреждение осуществляет следующие  основные виды деятельности:

- определение конкретных форм помощи гражданам с учетом  их физического  и психологического, состояния;

    - выполнение мероприятий по адаптации граждан к условиям проживания;

- осуществление мероприятий по коррекции психологического статуса граждан;

- оказание социально-медицинских услуг; 

- осуществление санитарных мероприятий;

- проведение профилактических мероприятий, по назначению врача;

- организация рационального питания граждан;

-  восстановление у граждан способностей к посильному труду;

- организация досуга;

- проведение работы для решения вопросов возрастной адаптации;

- оказание юридической помощи;

Задачами Центра являются:

1) повышение качества жизни старшего поколения, продление  периода  их  активной  жизнедеятельности;

2) помощь гражданам, оказавшимся  в  трудной  жизненной ситуации.

Для проведения оздоровительных, профилактических, гигиенических и культурных мероприятий  в Учреждении   выделены    двух  и трех местные палаты   для  круглосуточного  проживания, которые оснащены  мебелью, телевизорами,   холодильниками.

Организовано ежедневное четырехразовое рациональное, в том числе диетическое питание согласно нормативным требованиям.

Дежурная медсестра  снимает пробу в пищеблоке,  проверяя качество пищи,   и ставит  роспись в бракеражном  журнале. 

Состояние здоровья граждан при поступлении и во время обслуживания в учреждении, проводимые реабилитационные мероприятия    и их эффективность отражается в медицинской карте, которую ведут квалифицированные врачи ГБУ «СОЦ».  Психолог проводит беседы для психологической разгрузки с получателями социальных услуг, трудотерапию, проводит тесты и тренинги. [24]

Помимо лекарственной терапии для повышения физической активности   и поддержания жизненного тонуса  клиентов   по назначению   врача  в тренажерном зале проводятся   занятия  по  лечебной физкультуре.  

Занятия проводит   инструктор по лечебной физической культуре (ЛФК).

Директор ГБУ «СОЦ» Майрханов Шахруди Мусаевич.

Директор  обеспечивает производственную работу учреждения по всем направлениям его деятельности:

- выполняет распоряжения и поручения директора, связанные с организацией работы персонала учреждения по предоставлению клиентам учреждения всего комплекса социальных услуг;

- обеспечивает постоянное совершенствование деятельности учреждения на основе внедрения передовых технологий;

- осуществляет контроль деятельности сотрудников учреждения по оказанию социальных услуг на соответствие государственным, региональным стандартам качества;

- осуществляет профессиональную поддержку персонала;

- организует проведение необходимого учёта и составление отчётности;

- осуществляет контроль эффективности деятельности учреждения и вносит предложения по его повышению на основе результатов работы учреждения;

- проводит регулярный контроль объема и качества предоставляемых услуг в учреждении;

- обеспечивает оперативное информирование руководителей структурных подразделений по всем вопросам, связанным с повышением эффективности работы учреждения, с внедрением новых форм и методов работы.

ГБУ «Алпатовский социально-оздоровительный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов» оказывает 7 видов социальных услуг. Более подробно социальные услуги и их характеристика представлены в таблице 8.

Таблица 8 [24]

Виды услуг

Характеристика

социально-бытовые


-предоставление жилой площади, мебели для постоянного или временного проживания в учреждениях

-обеспечение одеждой, обувью, нательным, постельным бельем

-предоставление рационального питания, в том числе диетического

-приобретение и доставка книг, газет, журналов, настольных игр, проведение экскурсий, иные формы досуга

-условия для отправления религиозных обрядов -содействие в организации ритуальных услуг

социально-медицинские


- содействие в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья

- содействие в госпитализации обслуживаемых граждан, посещение их в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания психологической поддержки

- содействие в получении медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования

- содействие в проведении медико-социальной экспертизы

- содействие в получении реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера

- содействие в обеспечении по рецептам врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения

социально-психологические


-оказание психологической помощи, в том числе путем выслушивания, бесед, подбадривания, психологическая поддержка жизненного тонуса

социально-педагогические


-содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями

социально-трудовые


-социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности

социально-правовые


-  помощь в оформлении документов, в том числе связанных с направлением в стационарные учреждения социального обслуживания населения Чеченской Республики;

- оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат

обучение инвалидов


Обучение инвалидов пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации предусматривает обучение получателя социальных услуг пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации (в том числе для творческой и физкультурно-спортивной реабилитации), его профессиональную реабилитацию и профессиональное консультирование, а также проведение тренировок с использованием тренажерного и спортивного оборудования:

- дыхательных, сурдологопедических, офтальмологических силовых тренажеров

- велотренажеров, беговых дорожек

- устройств для разработки конечностей и туловища, тренировки статодинамической функции

В Алпатовском центре накоплен большой опыт реабилитации, реадаптации и ресоциализации пожилых людей.

Важное место в комплексной реабилитации отводится:

- медицинской реабилитации под руководством целого штата медицинских работников, в том числе и квалифицированных врачей-реабилитологов;

- библиотерапии, восстановлению и поддержанию интеллектуальных и духовных функций под руководством библиотекаря;

- трудовой восстановительной терапии под руководством специалиста по трудотерапии;

- психологической реабилитации под руководством клинического психолога в специальной сенсорной комнате с обилием оборудования для восстановления и тренировки функций психики;

- восстановлению физических функций при помощи массажа, проводимого квалифицированным массажистом;

- поддержанию жизненного тонуса при помощи фито чая (различные сборы, способствующие укреплению здоровья, профилактике заболеваний).

Одним из самых важных положений при подходе к вопросам реабилитации «является необходимость дифференциации контингента, в основу которого положена способность к социальной активности».

Специалисты Центра работают с опекаемыми, учитывая их возрастные физические и психологические особенности пациентов, среди которых наиважнейшими являются: общее снижение физических сил, затрудненный слух и зрение, плохая адаптация к изменяющимся условиям, плохая память, часто высокая замкнутость и подозрительность, капризность и раздражительность.

Кроме того с возрастом проявляются черты эмоционального застревания. Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забывается застревающими личностями, поэтому их часто характеризуют как злопамятных и мстительных людей. [24]

Кроме того, их называют чувствительными, болезненно обидчивыми, легкоуязвимыми людьми. Трудности ухода за пожилыми людьми напрямую связаны с особенностями психики, вызывающими определенное поведение.

Пожилые люди в стационаре часто страдают депрессией, страдают расстройством кратковременной памяти.

Кроме того, многие проживающие пожилого возраста приобретают детские черты личности и поведения. Люди преклонного возраста очень ревниво относятся к знакам внимания со стороны медицинского персонала.

Часто пожилые люди страдают синдромом дезориентации, выражающемся в том, что пациент неверно оценивает время или место, в котором находится. Эта особенность пожилых больных также требует от медицинских и социальных работников определенной линии поведения и большой изобретательности. Социально-оздоровительный центр, являясь учреждением постоянного (или временного) проживания, хранит в своих архивах историю жизни каждого пожилого человека, поселившегося здесь.

У каждого человека есть свои причины, по которым он живет не дома, а в социальном учреждении. Центр не может заменить пожилому человеку родной дом, но он помогает старику почувствовать себя нужным, незаменимым и достаточно активным.


2.3 Пути совершенствования социальной защиты пожилого населения


Социальная защита в России постоянно развивается и совершенствуется. Социальная политика государства с каждым годом становится все более гибкой. Это видно на примере многочисленных поправок, вносимых в законы, регулирующие социальную защиту и социальное обслуживание.

Например, Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» изменялся с 1998г. двенадцать раз: 24 июля 1998г., 4 января, 17 июля 1999г., 27 мая 2000г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001г., 29 мая 2002г., 10 января, 23 октября 2003г., 22 августа 2004г., 26 мая 2021 года.

Постоянное внедрение новых организационных форм и методов работы, как на федеральном, так и на муниципальном уровне, увеличение числа частных благотворителей и общественных организаций, занимающихся проблемами пожилых людей – все это способствует тому, чтобы граждане нашего государства проживали достойную старость.

Например, в последние пять лет, очень активно внедряются разнообразные формы работы в центрах социального обеспечения: предусмотрено и дневное пребывание пожилых людей, и клубная работа с ними, и доставка продуктов и других видов помощи на дом, и бытовое обслуживание. Большинство центров для пожилых людей имеют как стационарные отделения, так и отделения временного проживания.

Делается все для того, чтобы облегчить пожилому человеку его быт, снизить тревогу за здоровье и материальное положение, способствовать разрешению его семейных и духовных проблем. Общее направление социальной политики таково, что пожилой человек может перестать себя чувствовать только объектом медицины. Все социальные изменения призваны создавать ему условия жизни, приближенные к санаторным, в которых он может продолжать трудиться, пока ему хватит сил и желания.

В рамках исполнения поручения Главы Чеченской Республики Героя Росси Р.А.Кадырова  по улучшению качества предоставляемых социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, сотрудники ГБУ «Алпатовский социально-оздоровительный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов» оказывают получателям социальных услуг оздоровительные услуги: медицинские процедуры, физиопроцедуры, массаж и лечебно-физические занятия.

Медицинские процедуры – услуги направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.

Психолог учреждения проводит психологическую беседу по эмоциональной разгрузке.

Получатели социальных услуг довольны получаемыми услугами и выражают слова  благодарности в адрес Главы Республики, Герою России Р.А. Кадырову за оказываемое внимание и заботу к гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Ко дню 70-ой годовщины дня рождения Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмад-Хаджи Кадырова в ГБУ «Алпатовский социально-оздоровительный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов» был прочитан «Мовлид». Для чтения «Мовлида» были приглашены богословы.

Дальнейшее совершенствование социальной защиты и социального обслуживания идет по пути изменения, прежде всего, отношения к пожилым людям в их конкретном окружении.

ГБУ «Алпатовский социально-оздоровительный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов», являясь передовым учреждением социального обслуживания, быстро внедряет последние достижения науки и социальной практики в свою деятельность.

С момента открытия центра коллектив добивается подхода к пожилым, проживающим не только с медицинской меркой, но и с социальной.

Поэтому основной задачей работы Центра является интеграция медицинского и социального направления в работе с целью наиболее эффективной комплексной реабилитации пожилых людей, доверивших свою жизнь и здоровье учреждению социального обслуживания.

Положение о Центре позволяет гибко использовать средства, отпущенные на социальное обслуживание и создавать новые рабочие структуры, в которых возникает необходимость при обслуживании пожилых людей. Кроме того, учреждения социальной защиты и социального обслуживания постоянно разрабатывают и проводят в жизнь новые проекты, улучшающие жизнь пожилых людей.

Один из важных путей совершенствования социальной защиты и социального обслуживания – это внедрение новых технологий и методов социальной работы, в том числе и совершенствование системы социального управления учреждением.

Через призму технологий можно рассмотреть всю совокупность используемых обществом средств эффективного функционирования высших органов власти до специфических социальных институтов.

Важным является перемещение центра внимания с управляющей системы на собственно процесс управления. Это привело к тому, что управление стало рассматриваться как социальная (гуманитарная) технология.

В отличие от управленческих технологий, вызванных к жизни технологическими процессами, применяемыми в организации, гуманитарные технологии имеют в виду, прежде всего, человека, как главный и весьма непредсказуемый ресурс организации.

Главной функцией управления как гуманитарной технологии признается конструирование трудового коллектива, а основными элементами следующие действия:

- кадровая политика;

- обеспечение роста квалификации и социальной мобильности сотрудников;

- мотивация работников;

- стимулирование работников;

- развитие коммуникаций и обратной связи;

- управление конфликтами.

Руководитель социальной структуры должен иметь необходимые личностные черты и качества:

1) организаторское чутье;

2) эмоционально-волевую воздейственность;

3) склонность к организаторской деятельности.

В противном случае, никакие знания руководителю не помогут.

Должна быть изначальная личностная настроенность на работу с людьми. При работе с пожилыми людьми важной является мотивация социальных работников. Необходимо, чтобы случайные люди не попадали в эту сферу обслуживания. Альтруистическая, милосердная мотивация – это главное, что делает работника особо ценным. В связи с этим встает вопрос о совершенствовании нового типа этики и деонтологии социально-медицинского работника.

Морально-этический облик и поведенческий стереотип социально-медицинского работника совмещают в себе элементы и социального, и медицинского работников. Развитие этики социально-медицинского работника должно идти по путям учета национальных традиций, культурных норм и особенностей. Но первостепенную роль играет изучение профессиональной этики как социальных, так и медицинских профессий и специальностей.

Очевидно, что едины основанием будет понимание того, что человек – высшая ценность из всех ценностей мира – таков принцип гуманизма, важнейший принцип медицинской деонтологии, который объединяет документы, формулирующие основы медицинской деонтологии.

В системе ценностей личности социального работника, также представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения. Кратко обобщая материал второй главы, можно сделать следующие выводы:

- социальная защита реализуется через профилактику и реабилитацию, имеющие своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив факторы риска;

- качественное обслуживание пожилых людей невозможно без эффективной системы управления;

- мировая практика отдает предпочтение в работе с пожилыми людьми системе социального менеджмента;

- наиболее частой причиной проживания в геронтологическом центре является потеря возможности самообслуживания;

- важным звеном в работе руководителей медицинской и социальной служб является профилактическая работа с персоналом в целях избежания последствий профессионального эмоционального выгорания, которое является главным риском в работе персонала геронтологического центра;

- эффективное управление системой социальной защиты способствует положительным результатам комплексной реабилитации пожилого человека, повышению его социальной активности.

Государственная система социальной защиты «настроена» в настоящий момент, на продление жизни пожилого человека.

Новая модель старости, принимаемая мировым сообществом, расценивает пожилого человека, как значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечен в социально активную жизнь.[24]

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная работа как социокультурное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства. Социальная работа как социокультурный феномен современности, возникнув более ста лет назад, превратилась в профессию, обогатилась новыми направлениями, функциями, технологиями.

Она осуществляется сегодня в ведущих сферах жизнедеятельности общества: в системе социальной защиты населения, образовании и здравоохранении, воинской среде и пенитенциарных учреждениях, на предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства, в области спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности и другие. Исторически социальная работа возникла из практической деятельности по обеспечению благосостояния жизни, оказанию помощи людям, как материальной, так и моральной, защите их интересов.

Корни социальной работы находятся в глубине веков.

Народы, населяющие нашу планету, имеют множество различий быта, веками сложившиеся особенности национальной культуры, обычаи и традиции, но общим для всех является способность к состраданию, сопереживанию, вытекающая из естественной человеческой природы, проявившаяся уже на ранних стадиях развития общества.

Социальная работа в современном смысле представляет собой деятельность по обеспечению социальных и экономических прав человека, семьи, группы или компенсации социального физического или психического ущерба, который мешает индивиду, группе пользоваться своими правами.

Человек находится в центре интересов социальной работы, что является основным фактором ее существования, базовой ценностью ее мировоззренческой гуманистической системы.

Основной функцией института социальной работы является способствование реализации и соблюдению прав человека.

Выход на пенсию, частичная потеря трудоспособности, физическая слабость, сужение круга общения – все это вызывает у пожилого человека коренное изменение ритма жизни.

Но очевидно, что пожилые и старые люди тоже разные.

Достаточно много пожилых людей, сохранивших не только здоровье и бодрость, но и свежий взгляд на жизнь, желание общаться, приносить пользу обществу, учиться и зарабатывать.

Совершенно неприемлемым является взгляд на пожилого человека, как на балласт общества.

Наше медико-социальное исследование показало, что причиной первостепенной значимости проживания в геронтологическом центре является снижение способности к самообслуживанию.

Это говорит о большой значимости медицинской и социальной работы геронтологического центра, так как более трети пожилых людей не могут обойтись без постоянного медицинского ухода и социального обслуживания.

На втором месте – отсутствие своего жилья. Это означает, что пожилые люди хотят видеть в геронтологическом центре родной дом, наполненный заботой близких людей.

На третьем месте – проблема одиночества пожилого человека. Это свидетельствует о том, что старики нуждаются в общении, ищут его, стараются организовать свои социальные контакты.

В работе с пожилыми людьми используется комплексный метод - медико-социальная реабилитация. Она предполагает реализацию системы конкретных медико-социальных мероприятий, применения новейших достижений психологии, реабилитологии, геронтологии, социальной работы.

Комплексная реабилитация осуществляется путем различных видов медицинской терапии, психотерапии, библиотерапии, трудотерапии, массажа, лечебной гимнастики.

Главными двигателями процесса реабилитации можно назвать активную позицию пожилого человека в отношении собственной реабилитации и заинтересованность персонала социального учреждения в ее результатах.

Чрезвычайно важно применение в работе как с проживающими, так и с персоналом гуманитарных технологий, способствующих развитию необходимой мотивации труда и общения.

А также помогающих избежать стрессов и профессионального выгорания, сохранить положительное отношение к процессу и результату общения. Ежедневная практика профилактики эмоционального выгорания у медицинских и социальных работников показывает, что при применении специальных программ и использовании специального сенсорного оборудования, нарушенный внутренний баланс специалистов быстро восстанавливается.

Работники учреждения социального обслуживания никогда не должны забывать, что миссия учреждения такого типа заключается в реабилитации, в поддержании социальной активности, продлении жизни пожилого человека и всячески этому способствовать. Эффективное управление системой социальной защиты, выстраивание новых руководящих отношений в учреждении социального обслуживания способствует полноценной реабилитации.

На современном этапе в социальной защите населения Российской Федерации выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах.

Во-первых, это социальная защита детей, детства и отрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения, в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная защита семьи.

Однако каждый субъект Российской Федерации, основываясь не только на социально-экономической обстановке в стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования.

Так, в Чеченской республике основными приоритетами социального обслуживания являются:

- обеспечение улучшения и усиления адресности социальной поддержки населения;

- значительное сокращение социальной и экономической бедности в сельской местности, укрепление социальной безопасности граждан, подверженных риску существенного ухудшения материальной обеспеченности и наступления бедности;

- совершенствование системы мер медико-социальной реабилитации категории населения, попавших в сложные условия существования;

- создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда;

- проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, ориентация программ трудоустройства на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемых по результатам профилирования;

- обеспечение функционирования механизма регулирования заработной платы, основанного на взаимодействии социальных партнеров и государства.

- органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку. [25]



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


1.Конституция РФ ст.7 (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями от 01.07.2020)

2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.12.2021)

3. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 08.12.2021) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

4. Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 30.04.2021)

5. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2020) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

6. Бакулина Е.Л., Кокуев Т.В. Образование старших//Социальная работа. М., 2018 .№ 3

7. Годовой отчет ГКУ КСЦОН Заводского района за 2021г.

8.Квартальный отчет Департамента по работе с льготниками регионального регистра на 01.04.2022г.

9. Кузнецова М.А., Теория социальной работы. Волгоград, 2018

10. Лозовская Е.Г., Новак Е.С., .Краснова В.Г.. История социальной работы в России. Волгоград.,2018 С.12.

11. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону., 2017

12. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. М.: РПА, 2018

13. Писарев А.В. Образ пожилых в современной России // СОЦИС., М.,2018, №4, с.53.

14. Справка о деятельности Минтруда за 4 квартал 2021 года.

15. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2019, с.422.

16. Теоретические и организационные вопросы социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых в стационарных учреждениях социального обеспечения/под ред. В.П.Белова., М., 2019

17.Удальцова М.В. Социология управления.М., Новосибирск., 2019

18.Феклюнина С.С. Комплексная программа повышения профессионального мастерства социальных и медицинских работников центра соц. обслуживания// Работник социальной службы, 2018, № 2, с.67

19. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М., 2018, с. 202

20. Ярычев Н.У. Опыт реализации государственной социальной политики в ЧР: к вопросу о проблемах становления и дальнейшего развития // Вестник Академии наук Чеченской Республики. – № 1. – 208. – С. 209.

21. Шарин В. Социальная помощь в средние века//Социальное обеспечение. 2015, № 9, С.21

Интернет-ресурс

22 https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/ageing /

23. По материалам сайта министерства труда и занятости Чеченской Республики.[Электронный ресурс]- http://www.mtchr.ru

24. https://www.mtchr.ru/gbu-alpatovskij-socialno-ozdorovitelnyj-centr-dlja-grazhdan-pozhilogo-vozrasta-i-invalidov-na-120-mest /

25. http://www.socioworld.ru/sworlds-802-3.html














ПРИЛОЖЕНИЕ


В таблице 9 представлены категории и численность льготников, состоящие на учете регионального регистра по состоянию на 1 апреля 2022 года. [8]


Таблица 9

п/п

Льготники регионального регистра

Количество человек

1.

Кавалеры ордена Кадырова

403


Семьи погибших (умерших) кавалеров ордена Кадырова

56

2.

Ветераны труда

11 754

3.

Труженики тыла – всего

507


В том числе:



Труженики тыла инвалиды

63


Труженики тыла, получающие ЕДВ

165


Труженики тыла, получатели иных льгот

279

4.

Граждане пожилого возраста, достигшие 100 и более лет

20

5.

Реабилитированные и лица пострадавшие от политических репрессий

88 041


Всего региональных льготников



Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств: нормативно-правовых, социально-психологических, экономических и так далее, обеспечивать поддержку нуждающимся в этом гражданам.

В этом смысле социальная защита населения, включающая в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.