12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Собинина Нина162


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Архангельской области «Архангельский торгово-экономический колледж»













МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для обучающихся по выполнению ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

По специальности

38.02.04 Коммерция (по отраслям)





Н.М. Собинина















Архангельск 2022

Сt1663310057aa.gif обинина Н.М. Методические рекомендации для обучающихся по выполнению выпускной квалификационной работы – ГАПОУ АО «Архангельский торгово-экономический колледж», Архангельск, 2022. Учебное пособие.



Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии товароведных и коммерческих дисциплин протокол №__ от ___________2022 года.

В учебном пособии изложены рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по одному или нескольким профессиональным модулям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям). Рекомендации предназначены для обучающихся очной и заочной форм обучения по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и руководителям ВКР данной специальности.


Составитель: Н.М. Собинина, преподаватель.
















© Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский торгово-экономический колледж»



СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

10

2Рекомендации по разработке и содержанию ВКР

3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР

12

14


Приложения







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Выпускная квалификационная работа (далее-ВКР) по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) в колледже выполняется в виде дипломной работы, имеющей практический, опытно-экспериментальный или теоретический характер, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной экзаменационной комиссией.

ВКР работа выполняется по одному или нескольким профессиональным модулям.

В основу методических рекомендаций по выполнению курсовой работы заложен ФГОС по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

Содержание выпускной квалификационной работы советует требованиям ФГОС по специальности 38.02.04Коммерция (по отраслям)

Требования к знаниям, умениям;

уметь:

- устанавливать коммерческие связи, заключать договора и контролировать их выполнение;

- управлять товарными запасами и потоками;

- обеспечивать товародвижение и принимать товары по количеству и качеству;

- оказывать услуги розничной торговли с соблюдением Правил торговли, действующего законодательства, санитарно - эпидемиологических требований к организациям розничной торговли;

- устанавливать вид и тип организаций розничной и оптовой торговли;

- эксплуатировать торгово-технологическое оборудование;

- применять правила охраны труда, экстренные способы оказания помощи пострадавшим, использовать противопожарную технику.

знать:

- составные элементы коммерческой деятельности: цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, виды коммерческой деятельности;

- государственное регулирование коммерческой деятельности;

- инфраструктуру, средства, методы, инновации в коммерции;

- организацию торговли в организациях оптовой и розничной торговли, их классификацию;

- услуги оптовой и розничной торговли: основные и дополнительные;

- правила торговли;

- классификацию торгово-технологического оборудования, правила его эксплуатации;

- организационные и правовые нормы охраны труда;

- причины возникновения, способы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, принимаемые меры при их возникновении;

- технику безопасности условий труда, пожарную безопасность.

Выпускник-Менеджер по продажам должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

Менеджер по продажам должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующим видам деятельности:

1. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью.

ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.

ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.

ПК 1.3. Принимать товары по количеству и качеству.

ПК 1.4. Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.

ПК 1.5. Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.

ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.

ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.

ПК 1.9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.

ПК 1.10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование.

2. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности.

ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.

ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение

организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.

ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

ПК 2.5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.

ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.

ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.

ПК 2.8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.

ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.

3. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров.

ПК 3.1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.

ПК 3.2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.

ПК 3.3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.

ПК 3.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.

ПК 3.5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.

ПК 3.6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.

ПК 3.7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.

ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.

4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (ОК 016-94), 17353 Продавец продовольственных товаров.

ПК 4.1. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку товаров.

ПК 4.2. Обслуживать и консультировать покупателей о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных групп.

ПК 4.3. Соблюдать условия хранения, сроки годности и реализации продаваемых товаров.

ПК 4.4. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.

ПК 4.5. Осуществлять подготовку товаров к инвентаризации.

ПК 4.6. Применять методы по сокращению товарных потерь.













I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1 Настоящие методические рекомендации определяют порядок выполнения выпускной квалификационной работы обучающимися по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Архангельский торгово-экономический колледж»

1.2 Примерная тематика и требования к выпускной квалификационной работе доводятся до студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Студенты знакомятся с содержанием, методикой выполнения выпускной квалификационной работы и критериями оценки дипломной работы и результатов её защиты за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации. В обязательном порядке темы дипломных работ должны иметь практикоориентированный характер и соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и отвечать следующим требованиям: актуальность, комплексность, реальность, уровень современности используемых средств. Направленность тематики выпускной квалификационной работы, её цели и задачи должны, как правило, соответствовать запросам потенциальных работодателей и освоенным выпускником общим и профессиональным компетенциям. Тема и содержание выпускной квалификационной работы должны обеспечивать возможность оценки компетенций, определённых к экспертизе во время государственной итоговой аттестации. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности её разработки и практического применения.

Закрепление за студентами темы дипломных работ осуществляется приказом директора колледжа на основании заявления не менее чем за месяц до начала производственной преддипломной практики. Теоретическая часть выпускной квалификационной работы (дипломной работы) готовится студентами самостоятельно под руководством руководителя дипломной работы. Исследовательская (практическая) часть выпускной квалификационной работы (дипломной работы) готовится студентами на базе практики в период преддипломной практики.

В целях обеспечения выполнения основных требований, предъявляемых к структуре и оформлению выпускной квалификационной работы, соблюдению норм и требований, установленных государственными стандартами и другими внешними и внутренними нормативными документами в колледже по приказу директора колледжа устанавливается нормоконтроль.



2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И СОДЕРЖАНИЮ ВКР


Характеристика структурных элементов ВКР

Общий объем ВКР должен составлять 40-60 страниц печатного текста в зависимости от ее темы. Структура выпускной квалификационной работы в обязательном порядке должна включать следующие составляющие:

- титульный лист (Приложение 1)

-задание (Приложение 2)

-содержание (Приложение 3)

-введение

-основная часть, включающая три главы

-заключение

-список использованных источников,

- приложения.

Наличие приложений не носит обязательного характера и определяется автором самостоятельно.

Обязательными для допуска к защите ВКР являются:

- отзыв (выдается руководителем ВКР);

- рецензия (выдается работодателем);

-справка о практической значимости материалов ВКР (выдается работодателем).

Титульный лист и задание

Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1. Оформление и выдача задания осуществляет руководитель ВКР за 2 недели до преддипломной практики

Содержание и введение

Содержание ВКР является ее неотъемлемой частью и является третьей

страницей ВКР, следуя за заданием, выданным руководителем ВКР.Пример содержания ВКР представлен в Приложении 3.Порядковый номер страницы на содержании не ставится.

Объем введения ВКР составляет 2-3 страницы. Оно должно отражать актуальность выбранной темы и ее значимость с точки зрения современного состояния потребительского рынка, имеющихся проблем на нем, связанных с уровнем конкуренции в отрасли.Обязательно указание во введении цели написания ВКР, определение решаемых задач (не более пяти). Причем, задачи ВКР должны отражать ее содержание. Описание объекта и предмета исследования, применяемых методов исследования (анализ литературных источников, опрос, наблюдение, эксперимент и др).


Основная часть


Основная часть ВКР должна содержать 70-80% ее объема и состоять из трех глав. Каждая глава должна иметь порядковый номер (1-3), но само слово «глава» не прописывается.

Первая глава ВКР основана на теоретическом освещении вопросов, связанных с ее темой. Она должна включать основные определения, термины, принципы организации, достижения в изучаемой сфере. Это единственная глава, носящая сугубо теоретический характер.

Вторая глава ВКР основана на проецировании уже описанных процессов на деятельность конкретной организации. Эта глава имеет практическую направленность, и содержать теоретические сведения не должна. Начать ее рекомендуется с краткой характеристики описываемого предприятия, выбрав наиболее важные ее моменты (организационно-правовая форма, профиль деятельности, применяемые формы обслуживания, описание целевого сегмента и др.). Весьма логичным ее окончанием является раздел, подводящий промежуточный итого, связанный с определением положительных и отрицательных моментов в организации изучаемой деятельности на примере данного предприятия.

Самой интересной, представляющей практический интерес является третья глава. Ее материал должен содержать пути повышения эффективности организации коммерческой деятельности изучаемого предприятия по исследуемому направлению (в зависимости от выбранной темы). Эта глава должна носить оригинальный авторский характер, предлагающий пути устранения имеющихся в предприятии проблем.

Объем всех глав должен быть примерно одинаковый. Большая теоретическая часть и маленький объем практических частей не допускаются.


Заключение и список используемых источников


Объем заключения составляет 2-3 страницы печатного текста. Здесь должны содержаться выводы и подводиться итоги проделанной работы, высказываются предположения о возможности использования данных исследований в практической деятельности.

Список используемых источников составляется в соответствии с требованиями Методических рекомендаций для обучающихсяочной и заочной формы обучения по оформлению документов по учебной деятельности. – ГАПОУ АО «Архангельский торгово-экономический колледж», Архангельск, 2020.Бойцова Е.А., Игловская Н.С. Рекомендуемый список используемых источников Приложение5


3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР


Оформление ВКР осуществляется в соответствии методическими рекомендациямидля обучающихсяочной и заочной формы обучения по оформлению документов по учебной деятельности. Текстовый материал работы оформляют на белой бумаге формата А4 на одной стороне листа, с применением печатающих и графических устройств, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм; верхнее – 20 мм; правое – 15 мм; нижнее – 20 мм. Оформление текста: шрифт – TimesNewRoman, размер (кегль) – 14 пт, интервал – 1,5; выравнивание – по ширине; цвет шрифта – чёрный. Абзацы в тексте начинают отступом (красная строка) – 1,25 см. В работе не допускается использовать жирный шрифт, курсив и подчеркивание. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения текстовых документов по учебной деятельности, за исключением ВКР, допускается исправлять корректором, но не более трех исправлений (символов) в работе.



Приложение 1

Министерство образования Архангельской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области

«Архангельский торгово-экономический колледж»





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Особенности коммерческой деятельности в розничной торговой организации


Обучающегося 2 курса специальности 38.02.04 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),

по очной форме

Ивановой Натальи Юрьевны _________________________

(подпись)

«___» ______________2020 г.


Руководитель

Собинина Нина Михайловна,

преподаватель ГАПОУ АО «АТЭК»

___________________________________(подпись)

(

«___»__________________2020 г.


Рецензент Н. А. Усова, начальник торгового отдела ООО «Союз»

___________________________________

(подпись)


«___» _________________2020 г.



ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ю.В. Стадник

_______________________________ (подпись)

«___»_____________2020 г.

















Архангельск 2020



Министерство образования и науки Архангельской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области

«Архангельский торгово-экономический колледж»

(ГАПОУ АО «АТЭК»)


Специальность 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям)


ЗАДАНИЕ

на выполнение выпускной квалификационной работы


Обучающейся: Ивановой Софье Андреевне

Тема: «Особенности коммерческой деятельности в розничной торговой организации»


Исходные данные: ГОСТы, нормативные документы предприятия.


Специальное задание: Современное состояние рынка потребительских товаров, его характеристика, уровень конкуренции. Государственное регулирование коммерческой деятельности при реализации продовольственных товаров, основные нормативные документы. Особенности продажи продовольственных товаров. Особенности продвижения продукции и организации коммерческой деятельности в ритейле федерального уровня.


Руководитель: Собинина Нина Михайловна, преподаватель ГАПОУ АО «Архангельский торгово-экономический колледж»


Консультант: М. К. Измаилова – заместитель директора ТС «Пятерочка»

Задание выдано «06» апреля 2020 г.

Срок выполнения работы «07» июня 2020 г.

Задание получил _________________ С.А. Иванова

Руководитель работы_________________ Н. М. Собинина

Приложение 3

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОДАЖЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ…………………………………………………………………………8

1.1 Государственное регулирование продажи продовольственных товаров……………………………………………………………………..........8

1.2 Контролирующие органы и основные нормативные документы……...10

1.2.1 Контролирующие органы……………………………………………10

1.2.2 Закон «О защите прав потребителя»………………………………..11

1.2.3 Правила продажи отдельных видов товаров ………………………13

1.3 Особенности организации коммерческой деятельности в федеральных сетях……………………………………………………………………………16

2 ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО АГРОТОРГ «ПЯТЕРОЧКА»……………………………………………………21

2.1 Характеристика торговой сети «Пятерочка»……………………………21

2.2 Собственные бренды ТС «Пятерочка»…………………………………..24

2.3 Структура и функции коммерческой службы торговой сети…...……..30

2.4 Размещения отделов в торговом зале и выкладка товаров……….…….31

2.5 Особенности продвижения товаров……………………………….……..36

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО АГРОТОРГ «ПЯТЕРОЧКА»……………………………………………...39

3.1Совершенствование торгово-технологического процесса……………...39

3.2 Улучшение программы лояльности покупателей...…….………………41

3.3 Пересмотр программы мотивации персонала…………………………..42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….51


Приложение 4

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. ФЗ «О защите прав потребителей» (в редакции ФЗ от 9 января 1996г. № 2 ФЗ с изменениями на 30 декабря 2014г.).

2. «Правила продажи отдельных видов товаров» (в редакции от 19.01.1998г. № 55 ФЗ редактирован от 16.05.2020)

3. Аникин Б.А., Тряпухин А.П. Коммерческая логистика: – М.: изд-во Проспект», 2018 г.

4. Басовский Л.Е. Маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2018. - 219с.

5. Бланк И.А. Управление торговым предприятием: учебное пособие. – М.: Торговля и склад, 2017 г.

6. Брагина Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник/ Под общ. Ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2016 г.

8. Васильева Г.А. Коммерческое товароведение и экспертиза: Под ред. Г.А. Васильева. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017 г.

9. Веллхофф Алан. Мерчандайзинг: эффективные инструменты управление товарными категориями. Пер. с франц. Н.Д. Бирюковой. – М.: Издательский Дом Гребенщикова, 2018 г. – 280 с.

13. Дейан Ар. Стимулирование сбыта / Ар. Дейан, А. Троадек, Л. Троадек. - СПб.: Нева: Омега — Пресс, 2019.

15. Маклаков Г.В. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2020 г.

16. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности: - М.: ИНФРА, 2018

17. Панкратов Ф.Г., Серегина, К.К. Коммерческая деятельность: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА, 2019 г.

Электронные ресурсы:

18. Особенности коммерческой деятельности в федеральных сетях. https://vuzlit.ru/199577/organizatsiya_kommercheskoy_deyatelnosti_setyah

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.