ВКР СПО

1
0
Материал опубликован 26 March 2023

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………………..………………………3

1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЕТЕРАНА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

1.1 Понятие ветерана боевых действий. …………………………………...……7

1.2 Категории ветеранов……………………………………..……………...…..12

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ

ВЕТЕРАНОВ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

2.1 Содержание государственной политики в отношении ветеранов

в настоящее время…………………………………………………………...…..26

2.2 Меры социальной поддержки ветеранам боевых действий .31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….. ………………….………………………………...…42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……… ……..………. 45


















ВВЕДЕНИЕ


Темой настоящей выпускной квалификационной работы (ВКР) избрана «Социальная защита ветеранов ВБД (на примере Чеченской Республики)». Актуальность избранной темы обусловлена следующим.

Одним из основных прав каждого человека как члена общества признается право на социальное обеспечение.

Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим обстоятельствам.

Современный этап развития концепции социально-экономических прав человека начался после второй мировой войны. Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 г. закрепила весь исторически известный комплекс прав человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. (вступил в силу в СССР 03.01.1976) закрепил право каждого человека на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание и жилище (ст. 11).

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (редакции 01.07.2020г.), провозгласившей, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и достойное развитие человека (ст. 7). Конституция РФ включает и право на социальное обеспечение (п.2 ст.39). Ст. 39 конкретизирует это положение, указывая на объективные обстоятельства и случаи, закрепляя их законом. [1]

Наличие же соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права.

К системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую и лекарственную помощь, санаторно-курортное лечение и льготы для отдельных категорий граждан.

Следовательно, система социального обеспечения – это не только политика социально-экономических мер, гарантирующих социальную защиту граждан, но это и часть общефедеральной системы более высокого порядка – социальная защита населения.

Социальная защита населения – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».[3] Большое значение в целях создания правовых гарантий социальной защиты ветеранов приобретают принятые во исполнение положений этого закона законодательные и подзаконные нормативные акты, составляющие систему правового регулирования социальной защиты ветеранов.

Теоретические аспекты правового статуса ветеранов нельзя признать достаточно изученными юридической наукой России.

Вопросам правового регулирования содержания социальной защиты отдельных категорий ветеранов посвящены работы В.М. Корякина, В.И. Гудиса. 

Целью настоящей работы является углубленное изучение правового статуса ветерана боевых действий по действующему законодательству Российской Федерации, а также выявление эффективности мер социальной поддержки, предоставляемой ветеранам боевых действий нашим государством.

Для достижения поставленной цели будет выполнен ряд задач:

- вывести понятие ветерана боевых действий;

- определить правовые основы предоставления мер социальной поддержки ветеранам боевых действий;

- изучить законодательство Российской Федерации о ветеранах;

- определить какие категории граждан Российской Федерации имеют право на социальную поддержку как участники боевых действий;

- раскрыть более подробно, какие меры социальной поддержки Российская Федерация предоставляет своим ветеранам боевых действий.

- обозначить государственную политику в отношении ветеранов боевых действий;

- выявление проблем возникающих при реализации гражданами своих прав как ветеранов боевых действий.

Объектом исследования являются меры социальной поддержки, которые государство гарантирует участникам боевых действий.

Предметом исследования являются виды пособий, которые государство предоставляет категории граждан являющейся ветеранами боевых действий.

В работе использованы научные методы познания:

- исторический, с помощью которого раскрыто появление и становление понятия ветерана;

- анализ, с помощью которого выделены наиболее важные признаки ветеранов, раскрыты особенности правового статуса ветеранов боевых действий.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что в работе раскрыты особенности правового статуса ветеранов боевых действий, что позволит упорядочить и урегулировать правоприменение в области социальной защиты рассматриваемой группы населения.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

Во введении анализируется актуальность исследуемой темы, дается обзор литературы, определяется предмет и объект исследования, формулируются цели и задачи исследования.

В первой главе ВКР рассматривается аспекты и основы теории, методологии, истории и законодательные акты социальной защиты в Российской Федерации в настоящее время.

Рассматривается правовой статус ветеранов, история становления, правовой статус ветерана боевых действий по действующему законодательству РФ и категории ветеранов.

Во второй главе излагаются механизмы социальной защиты и обслуживания ветеранов ВБД в Чеченской Республике.

Рассматривается и анализируется государственная политика в отношении ветеранов и содержание государственной политики в отношении ветеранов в настоящее время.

Анализируются меры социальной поддержки по категориям ветеранов (на примере Министерства труда, занятости и социального развития ЧР).

Выводы и обобщения, полученные в ходе написания работы, объединены в заключительных ее положениях.


















1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

1.1 Понятие ветерана боевых действий


Анализ Федерального закона «О ветеранах» показывает, что правовой статус ветерана в Российской Федерации не только отграничивается от правовых статусов граждан иных категорий (например, депутатов, военнослужащих, государственных гражданских служащих, работников правоохранительных органов и др.), но делится внутри на правовые статусы ветеранов различных категорий и групп (ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда).

Критерии внутреннего деления правового статуса ветеранов с учетом того, в какой сфере государственно-значимой деятельности (участие в войнах и боевых действиях, трудовая деятельность, безупречная военная служба) они приобрели заслуги перед государством, могут быть дополнены еще и критериями правосубъектности - правовыми нормами, определяющими круг лиц, пользующихся этим статусом.

Специальный правовой статус ветерана - это нормативно закрепленный статус личности, на основе которого у личности ветерана как субъекта права появляются такие специфические права, свободы, обязанности и законные интересы, которые конкретизируют и дополняют или ограничивают ее общий правовой статус.

Следует отметить, что одно и то же конкретное лицо (гражданин) может быть носителем одновременно различных специальных статусов в зависимости от тех социальных позиций, которые он занимает в обществе.

Например, гражданин, проходящий военную службу, выполнявший ранее задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и имеющий выслугу лет на военной службе 20 лет и более, одновременно является носителем нескольких специальных статусов: статуса военнослужащего, статуса ветерана боевых действий, статуса ветерана военной службы.

Следует заметить, что специальный правовой статус ветеранов, имеющих заслуги в защите Отечества, вытекает главным образом из правового статуса военнослужащего.

Как считает известный военный ученый-правовед Н.В. Артамонов, длительное время изучавший проблемы статуса военнослужащего, специфика правового положения военнослужащих в значительной мере определяется наличием института льгот, компенсаций и гарантий, предоставляемых в связи с выполнением воинской обязанности. «Одной из общественных (социальных) групп нашего общества, выделяемых по признаку профессиональной принадлежности, - указывает данный ученый, - являются военнослужащие.

Своеобразие их правового состояния, а значит, и характер взаимоотношений с другими группами отражается в совокупности установленных для них государством прав, обязанностей и норм юридической ответственности или, иными словами, - в их правовом статусе (положении).

В свою очередь, специфика самого этого статуса определяется тем, что конституционные и предусмотренные другими общими законодательными актами права и обязанности воинов как граждан получают свое развитие и конкретизацию в нормах военного законодательства, чем обеспечивается осуществление этих прав и обязанностей в реальных условиях военной службы. Таким образом, с одной стороны, военнослужащий обладает правами и несет обязанности гражданина, в силу чего является субъектом общего законодательства, а с другой - одновременно представляет собой субъект специального, военного законодательства».

Выполнение военнослужащими, участвовавшими в боевых действиях, специальных обязанностей в интересах государства в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни и здоровья, наделяет их признаками еще одного специального статуса - статуса ветеранов боевых действий. Установление государством данного специального статуса обусловлено тем, что указанные военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, «...должны быть обеспечены сверх установленных для других норм.

Это объясняется тем, что военнослужащие - участники боевых действий испытали повышенные психофизиологические нагрузки, не позволяющие некоторой части из них вернуться к нормальному образу жизни. И сами военнослужащие, оценивая свое состояние, сформировавшееся в результате негативного воздействия боевой обстановки, требуют особенного отношения к себе, справедливо считая, что они это заслужили».

Известный социолог начала 20 в. П. Сорокин, характеризуя авторитет воинского труда в сложные периоды развития государства, связанные с защитой национальных интересов в ходе военных действий, писал: «...социальный курс их (военнослужащих) общественной роли быстро растет, растут поэтому их привилегии.

Лозунг «Каждому по его заслугам» получает форму «каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы...».

Для того чтобы дать правильное определение понятия правовой статус ветерана боевых действий, необходимо учесть следующие обстоятельства:

- во-первых, исходить из тех фактических отношений, в которые приходится вступать гражданину при выполнении своего воинского долга по защите интересов Отечества.

- во-вторых, определить, какими нормативными правовыми актами регулируются данные правоотношения;

- в-третьих, выяснить, какие гарантии обеспечивают эффективность социальной защиты и социального обеспечения ветеранов.

Обобщая сказанное, можно сформулировать следующее определение: статус ветерана - это совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе. В данном определении требует пояснения использование достаточно неопределенного в юридическом смысле понятия «достойный уровень жизни». Это оценочное понятие, субъективное содержание в которое вкладывает конкретный правообладатель.

Еще в начале 20 в. русский правовед и философ П.И. Новгородцев писал: «Несомненно, что в каждом обществе, в каждом положении есть свой уровень жизни, который считается нормой, и есть свой предел, за которым начинается недопустимая крайность».

Эту крайность он связывал с понятием «право на достойное человеческое существование» и требовал признания за этим правом «не нравственного только, но и юридического значения», чтобы из этого принципа обязательно вытекали конкретные юридические следствия.

При этом важно понимание идеи справедливости, которая входит в понятие права, является его внутренним свойством и качеством. Понятие справедливости, во многом предопределяя социальную политику государства, должно включать в себя равенство всех перед законом, тесную связь правовых норм с нравственными требованиями.

Конституция РФ не раскрывает содержание понятия «достойная жизнь». Позиция Европейского комитета по социальным правам, анализирующего периодические доклады государств, присоединившихся к Европейской социальной хартии, по данной проблеме состоит в следующем: концепция достойного уровня жизни является весьма относительной, поскольку он изменяется в разных государствах.

В пределах же одной страны он не должен меняться, а государство должно предпринимать меры по ликвидации дисбаланса на своей территории. Можно согласиться с высказанной в литературе трактовкой этого понятия: институт «достойная жизнь» представляет собой совокупность норм, гарантирующих материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, права личной и семейной безопасности как для тех, кто трудится, так и для тех, кто не может трудиться.

А.Г. Чепурной под достойной жизнью предлагает понимать достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.п.

Таким образом:

1. Статус ветерана в Российской Федерации представляет собой совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе.

2. С точки зрения структуры правовой статус ветерана в Российской Федерации состоит из общей части, относящейся к правовому статусу гражданина России; специальной части, представляющей собой совокупность общих для всех категорий ветеранов мер социальной поддержки; особенной части, характеризующей правовое положение ветеранов определенной к категории; единичной части, включающей в себя особенности правового положения конкретного ветерана.

Целью данной работы является рассмотрение такой категории ветеранов как ветераны боевых действий.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:

- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны РФ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ;

- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

- военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

- военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

- лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо РФ за участие в обеспечении указанных боевых действий;

- лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводится в приложении к Федеральному закону «О ветеранах» (Приложение 1). Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О ветеранах »предусмотрены следующие меры социальной поддержки ветеранов боевых действий:

Статья 16. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий

(наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

1. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.

2) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23_2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

3) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

4) первоочередная установка квартирного телефона;

5) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

6) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

7) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством РФ.

В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ";

8) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

9) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;

10) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;

2. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки;

1) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством РФ, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

2) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;

3) преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;

4) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

5) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;

6) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23 настоящего Федерального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

3. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;

2) преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;

3) использование ежегодного отпуска в удобное для них время;

Как видно из данной статьи ветераны боевых действий подразделяются на три категории, и каждая категория имеет право на определенные меры социальной поддержки, виды социальной поддержки подробнее рассмотрим далее.

Так же хочется отметить что ст. 8 данного федерального закона декларировано, что государство проводит определенную политику по отношению к гражданам, подпадающим под категорию ветеранов, а именно государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:

-создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;

-реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей;

-выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе;

- пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.

Так же ст. 10 данного федерального закона декларируется порядок обеспечения расходов по предоставлению мер социальной поддержки:

- меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

- меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.


1.2 Виды пособий определяемых как меры социальной поддержки ветеранам боевых действий


Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации

Порядок предоставления субсидий на приобретение жилья установлен Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 937. Согласно п. 1 данного Положения безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право. Предоставление субсидии осуществляется за счет средств федерального бюджета в местах проживания, избранных указанными лицами, если иное не установлено федеральными законами.

Субсидия может быть использована гражданами по их желанию: на приобретение готового жилья по их выбору; на финансирование строительства индивидуального жилого дома в форме перечислений по индивидуальному графику за выполненный объем работ; на финансирование приобретения квартиры при участии в достройке многоквартирного дома высокой степени технической готовности (не менее 70 процентов).

Субсидия предоставляется на строительство жилья или приобретение квартиры или индивидуального жилого дома, соответствующих типовым потребительским качествам в данном регионе, по социальной норме площади жилья для семьи, получающей субсидию, но не более 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метров общей площади на семью из двух человек и 33 кв. метров общей площади на одного человека.

Оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» расходы на льготную оплату ветеранами жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 9 Указа Президента РФ "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" от 30 апреля 1996 г. № 614 предприятиям и организациям независимо от организационно - правовой формы и формы собственности рекомендовано осуществлять в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительные пожертвования для оказания помощи в оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".

Первоочередная установка квартирного телефона.

Реализуется за счет субъектов Российской Федерации, ветераны боевых действий имеют право на первоочередную установку домашнего телефона. Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

Порядок реализации права граждан, включая ветеранов боевых действий, на получение земельных участков регулируется Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" от 23 декабря 1992 г. № 4196-1. Согласно ст. 1 указанного Закона передача земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РСФСР предельные размеры земельных участков, предоставляемых для садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Право на первоочередное обеспечение земельными участками для указанных целей граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей установлено Указом Президента РФ "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" от 23 апреля 1993 г. № 480.

Сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Бесплатное оказание медицинской помощи ветеранам боевых действий осуществляется по Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1096

Обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Порядок льготного отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения инвалидам войны и другим группам населения в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 710. В соответствии с п. 9 Указа Президента РФ "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" от 30 апреля 1996 г. № 614 предприятиям и организациям независимо от организационно - правовой формы и формы собственности рекомендовано осуществлять в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительные пожертвования для оказания помощи в оплате лекарственных средств гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", а также сохранять бесплатное медицинское обслуживание при выходе на пенсию работникам, прикрепленным в период работы к находящимся на балансе предприятий и организаций медицинским учреждениям и имеющим право на льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок и нормы льготного обеспечения инвалидов (сверх выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством), а также лиц, не имеющих группы инвалидности, но по медицинским показаниям нуждающихся в этих изделиях, установлены Постановлением Правительства РФ "О реализации протезно - ортопедических изделий" от 10 июля 1995 г. № 694 (см. п. 15 комментария к ст. 14).

Использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году.

Порядок предоставления работникам отпусков без сохранения заработной платы регламентируется ст. 76 КЗоТ РФ.

Согласно указанной статье такой отпуск предоставляется по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его заявлению с разрешения руководителя предприятия, учреждения, организации либо руководителя производственной единицы и оформляется приказом (распоряжением).

Учитывая правовую норму, установленную подп. 11 п. 1 и подп. 4 п. 2 ст. 16 комментируемого Федерального закона, правомерно говорить не о праве руководителя предприятия, а о его обязанности предоставлять работнику, являющемуся ветераном боевых действий, по его заявлению помимо ежегодного оплачиваемого отпуска отпуск без сохранения заработной платы на срок до 30 рабочих дней и в период, указанный в заявлении. Во время этого отпуска за работником сохраняются место работы и должность, его нельзя уволить по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации), а также перевести его на другую работу.

Отпуск без сохранения заработной платы военнослужащим законодательством о статусе военнослужащих и о порядке прохождения военной службы не предусмотрен, за исключением военнослужащих, являющихся Героями Советского Союза или Российской Федерации или награжденных орденом Славы трех степеней (п. 13 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237).

В соответствии с п. 5.1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе "О ветеранах", предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток. Согласно п. 12 ст. 11 указанного Закона этот отпуск является дополнительным и в счет основного отпуска не засчитывается.

Указанная правовая норма содержится также в подп. "б" п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы. Правовая норма комментируемого Федерального закона о праве ветеранов боевых действий на использование ежегодного отпуска в удобное для них время подтверждена в подп. "б" п. 12 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы.

Преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта

Порядок обеспечения путевками в санаторно - курортные учреждения работающих граждан определен Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2001 г. № 309

Санаторно - курортное лечение ветеранов боевых действий из числа военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, чье пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, осуществляется в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых ветераны проходят (проходили) военную службу (службу).

В Минобороны России по данному вопросу действует Приказ министра обороны РФ от 20 августа 1999 г. № 360 (в редакции Приказа министра обороны РФ "О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 6 февраля 2000 г. № 70).

Согласно Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах РФ, утвержденному Приказом министра обороны РФ от 20 августа 1999 г. № 360, отбор военнослужащих, членов их семей, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, производится санаторно-отборочными комиссиями при воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ или гарнизонах.

Отбор на санаторно-курортное лечение пенсионеров Министерства обороны РФ и членов их семей производится санаторно-отборочными комиссиями военных комиссариатов субъектов Российской Федерации на основании заключений лечебных учреждений по месту их жительства, а пенсионеров, прикрепленных на медицинское обеспечение к военно-лечебным учреждениям Министерства обороны РФ, - санаторно-отборочными комиссиями этих учреждений.

Кроме первоочередного предоставления путевок ветеранам боевых действий в соответствии с Инструкцией о порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах РФ предоставляются также льготы по их оплате:

а) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (кроме курсантов военно-учебных заведений), офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более - вне зависимости от оснований увольнения оплачивают 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки;

б) прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, оплачивают 25 процентов стоимости путевки;

в) Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Славы и ордена Трудовой славы путевки предоставляются бесплатно;

д) члены семей Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы оплачивают 25 процентов стоимости путевки;

е) военнослужащим, пенсионерам Министерства обороны РФ, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, подвергшимся воздействию радиации, путевки предоставляются бесплатно;

ж) инвалидам - пенсионерам Министерства обороны РФ путевки предоставляются бесплатно;

з) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, членам их семей, а также прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, при направлении их в санатории Министерства обороны РФ для продолжения госпитального лечения в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии путевки предоставляются бесплатно.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя.

В соответствии со ст. 184 КЗоТ РФ администрация предприятий, учреждений, организаций обязана для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников организовывать индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.









2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ

ВЕТЕРАНОВ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

2.1 Содержание государственной политики в отношении ветеранов в настоящее время


Элементами системы государственной политики в области социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных законодательством, гарантирующих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. 

Достижение названных целей видится законодателем в планомерном создании комплекса мер адресной социальной поддержки, социально-медицинской и психологической реабилитации ветеранов, разработке и внедрении в практику социальных технологий по выводу из трудной жизненной ситуации соответствующей категории граждан.

В укреплении материально-технической базы социально-реабилитационных учреждений системы социальной защиты ветеранов, содействии в решении жилищных и бытовых проблем ветеранов, формировании общенациональных традиций.

Поставленные задачи решаются по направлениям, представленным рассматриваемой статьей, перечень которых является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:

1) создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;

2) реализацию мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах» и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей;

3) выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в Федеральном законе «О ветеранах»;

4) пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.

Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере социальной защиты ветеранов в РФ является формирование соответствующих структур в органах государственной власти.

На них возлагается осуществление консультативно-координирующих функций с целью содействия удовлетворению потребностей ветеранов в социальной и медицинской реабилитации, повышению уровня материального благосостояния, увеличению размеров материальной помощи, оказываемой ветеранам.

Под органами государственной власти следует понимать представительные и исполнительные органы власти и управления Российской Федерации и ее регионов.

При этом особенность формирования таких структур по делам ветеранов основывается на принципе централизации власти, что, в свою очередь, допускает возможность их существования во всех территориальных подразделениях государственных органов.

Рассматриваемые формирования представляют собой самостоятельные структурные подразделения органов власти и управления, подчиненные непосредственно их руководителю.

В настоящее время в структуре большей части органов государственной власти созданы и функционируют подразделения по делам ветеранов.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 03.05.1995 № 437 «О государственной службе по делам ветеранов» предусмотрено, что в целях структурного и организационного обеспечения реализации положений Федерального закона «О ветеранах» предусматривается возможность создания государственной службы по делам ветеранов, реализация функций которой возлагается на федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции.

Реализация мер социальной поддержки, установленных данным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей, является одним из наиболее важных в практическом плане направлений государственной политики в данной сфере и представляется в качестве самостоятельных форм, одной из которых являются разработка и исполнение целевых государственных и местных программ по социальной защите ветеранов.

Это предусматривает формирование системы организационных, правовых, социально-экономических условий для улучшения положения ветеранов и повышения степени их социальной защищенности, в частности:

-оказание адресной социальной помощи ветеранам и инвалидам войны;

-улучшение социального обслуживания ветеранов и предоставления им необходимых социальных услуг;

-контроль за предоставлением льгот, предусмотренных действующим законодательством, в пределах утвержденных ассигнований;

-укрепление взаимодействия исполнительных органов власти с общественными организациями ветеранов в решении проблем ветеранов;

-выработка общих принципов согласованной политики, направленной на смягчение социально-экономических и общественно-политических последствий, связанных с увольнением ветеранов и инвалидов боевых действий и гибелью военнослужащих, и адаптацию их к гражданской жизни в современных экономических условиях;

-создание и развитие специализированных учреждений по оказанию социальной помощи ветеранам.

Сравнительный анализ законодательства Российской Федерации, международных правовых актов и законодательства зарубежных стран будет способствовать введению в правовое пространство дополнительных норм правовой защиты ветеранов. Выраженные особенности диагностики, течения, лекарственного и немедикаментозного лечения и реабилитации заболеваний у ветеранов обусловливают необходимость специализированной профилактической работы, увеличения объемов и повышения качества оказания медицинской помощи.

Оптимизация среды жизнедеятельности ветеранов связана с необходимостью дооборудования и дооснащения обычной среды с учетом ограничений, обусловленных возрастными изменениями, поддержания особых условий для проживания и специальных форм обслуживания. [6]

Предполагается разработка новых и корректировка действующих нормативов, методик и рекомендаций на строительство, реконструкцию и обновление жилой среды, зданий и помещений по основным типологическим направлениям (проживание, быт, здравоохранение, отдых, культура).

На сегодняшний день государственная политика в отношении ветеранов в большей степени реализуется органами социальной защиты населения, которые:

-организуют работу государственных учреждений социального обслуживания по реализации прав граждан на социальные услуги;

-обеспечивают развитие форм и видов социального обслуживания с учетом потребностей населения;

-осуществляют практическую деятельность по предоставлению через свои структурные подразделения, а также на основе договоров с организациями различных форм собственности социальных, бытовых, социально-медицинских, социально-реабилитационных, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании;

-занимаются выявлением отдельных категорий граждан и семей, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг;

- осуществляют социально-трудовую реабилитацию граждан в лечебно-трудовых мастерских, подсобных хозяйствах, находящихся в ведении учреждений, в соответствии с законодательством о труде и охране труда Российской Федерации;

-осуществляют развитие форм и видов социального обслуживания, дополнительных социальных услуг с учетом потребностей населения и состояния социальной инфраструктуры и участвуют в реализации областных и местных программ по социальной защите населения.

В целях защиты прав и законных интересов ветеранов в соответствии с законодательством создаются общественные объединения ветеранов. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления оказывают содействие деятельности общественных объединений ветеранов.

Современная социальная политика разграничивает ветеранов на две категории льготников: федеральные, социальная помощь финансируется из средств федерального бюджета, и региональные - из средств бюджетов субъектов РФ. На сегодняшний день в России нет правового акта, который регулировал бы весь комплекс социальной защиты ветеранов, предоставления им льгот, гарантий и компенсаций.

Система законодательства Российской Федерации о ветеранах представлена двумя уровнями: федеральным и региональным.

Первый из них определяет основные направления государственной социальной политики в данной сфере, конкретизируя их, социальные гарантии, процедуру их предоставления всем категориям ветеранов, а также правовые гарантии социальной защиты ветеранов, меры социальной поддержки которых являются расходными обязательствами Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации устанавливаются дополнительные гарантии и механизмы и меры социальной поддержки ветеранов. Значительная роль в правовом регулировании механизма государственной социальной помощи ветеранам отведена актам Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, положения которых разъясняют применение законодательства по социальному обеспечению в части назначения и выплаты пособий.

Следует добавить, что Федеральный закон «О ветеранах» распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к таким категориям ветеранов, как ветераны ВОВ и ветераны боевых действий, инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий, ветераны военной службы.

Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к данным категориям ветеранов, временно проживающих или временно пребывающих на территории РФ, определяются международными договорами Российской Федерации.


2.2 Меры социальной поддержки ветеранам боевых действий


Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам получение соответствующих льгот. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» делят все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (пограничники, «силовики»), льготы за особые заслуги (ветераны войны и труда и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).

Основанием предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость и др.).

Основанием для предоставления льгот социального обслуживания выступает также наличие у граждан особых заслуг перед обществом.

Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты, но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями.

С 1 января 2005 г. в результате реформирования системы льгот часть их была заменена ежемесячными денежными выплатами, часть льгот предоставляется в виде набора социальных услуг, а некоторые предоставляются в натуральном виде. Также с 2005 г. термин «льготы» заменен термином «меры социальной поддержки».

К группе мер социальной поддержки, не подлежащих замене ежемесячными денежными выплатами, можно отнести:

- оплата в размере 50% занимаемой жилой площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

- оплату в размере 50%коммунальныхуслуг (водоснабжение, водоотвод, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг;

-преимущества по установке квартирного телефона и преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

- прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы;

- использование ежегодного отпуска в удобное время, отпуска без сохранения заработной платы;

- проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива;

- обеспечение за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года;

- преимущества по пользованию всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, преимущества при приеме в учреждения социального обслуживания.

При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Реформирование системы льгот и замена их денежными выплатами, так называемая «монетизация льгот», осуществляется с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Что же представляет собой монетизация льгот? Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ внес изменения в 154 федеральных закона, в том числе и в закон «О ветеранах». Закон № 122-ФЗ получил второе название – «Закон о монетизации льгот», поскольку в результате внесенных изменений с 2005 г. льготы понимаются как меры социальной поддержки.

Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ разграничил компетенцию РФ и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан. Кроме того, в рамках этого закона предусмотрено перераспределение финансирования мер социальной поддержки между РФ и ее субъектами. Так, для ряда льготных категорий граждан меры социальной поддержки установлены на федеральном уровне (так называемые федеральные льготники), для иных категорий меры такой поддержки устанавливаются субъектами РФ (региональные льготники).

Меры социальной поддержки федеральных льготников установлены на уровне РФ. В частности, федеральные льготники имеют право на следующие меры социальной поддержки:

- в натуральном виде (оплата жилищно-коммунальных услуг, обеспечение бесплатной протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации);

- в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой зависит от категории льготника;

- в виде набора социальных услуг, который включает: дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Для региональных льготников меры социальной поддержки устанавливают субъекты РФ исходя из возможностей своих бюджетов. Более подробно сведения о численности граждан, имеющих право на государственные социальные гарантии по состоянию на 1 января 2022 года в Чеченской республике предоставлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

п/п

Категория лиц, имеющих льготы

(чел.)

Федеральный регистр


1

Герои России

5

2

Инвалиды военной травмы*

963

3

Ветераны Великой Отечественной войны

1

4

Вдовы ветеранов Великой Отечественной войны ВОВ

156

5

Ветераны боевых действий*

49088

6.

Члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий

1253

7

Члены семей погибших воинов-афганцев

168

8.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов военной травмы*

2459

9.

Члены семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении служебного долга

1404

10.

Афганцы

862

Улучшение жилья ветеранов боевых действий, инвалидов, вдов ветеранов ВОВ

11.

количество инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, из них:

5522


обеспечено в 2022 году

0


осталось обеспечить

3 512

12.

количество ветеранов боевых действий, из них:

4 431


обеспечено на сегодняшний день

3 501


обеспечено в 2022 году

0


Таблица 2


Региональный регистр


1.

Кавалеры ордена Кадырова-всего

403

2

Семьи погибших (умерших) кавалеров ордена Кадырова

56

3

Ветераны труда

7467

4.

Труженики тыла - всего

273

5.

Труженики тыла инвалиды

65

6

Труженики тыла, получающие ЕДВ

57

7.

Труженики тыла, получатели иных льгот

151

8

Граждане пожилого возраста, достигшие 100 и более лет

18


Всего лиц, имеющих льготы по региональному регистру

8161


Федеральный регистр – это единая база данных о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Сведения о федеральных льготниках заносятся в Федеральный регистр. Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, набора социальных услуг, а также мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральном виде, устанавливается на федеральном уровне.

В 2005 г. ежемесячная денежная выплата производилась за вычетом стоимости набора социальных услуг, а с 2006 г. от набора социальных услуг можно отказаться как полностью, так и частично. В этом случае ежемесячная денежная выплата увеличивается на стоимость набора социальных услуг или социальной услуги. В качестве примера рассмотрим меры социальной поддержки, установленные для некоторых категорий ветеранов в настоящее время.

Меры социальной поддержки инвалидов войныСогласно ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Инвалиды войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

- внеочередная установка квартирного телефона;

- оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими.

Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

- оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления);

-инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления;

- топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке.

Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

- обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством РФ;

- прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством РФ, студентам из числа инвалидов войны, обучающимся в указанных образовательных учреждениях;

- внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;

- обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя;

- использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году;

- внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому. Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки ветеранам военной службы и ветеранам государственной службы предоставляются при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Действие данного Закона не распространяется на указанных граждан в случае их выезда на постоянное место жительства за пределы Чеченской Республики.

На сегодня всех граждан, задействованных в боях, принято делить на ветеранов и участников, несмотря на то, что разница между ними не носит принципиального характера.

К участникам приравнены граждане, которые непосредственно находились в зоне военных конфликтов:

- во время Великой Отечественной войны, включая военнослужащих Советской армии, партизан, подпольщиков, разведчиков, контрразведчиков и воспитанников частей и подразделений;

- военные, которые занимались выявлением и ликвидацией подпольных националистических группировок в Прибалтике, Украине и Беларуси; военные, а также служащие органов внутренних дел и ФСИН, которые служили в горячих точках СНГ в то время, когда там имели место вооруженные конфликты, на территории Таджикистана, Нагорного Карабаха, Дагестана, Приднестровья, а также участвовали в Чеченской войне;

- военнослужащие, занимавшиеся доставкой грузов и людей автомобилями в Афганистан во время нахождения там российского военного контингента;

- служащие, командированные в горячие точки Министерством Обороны;

- летчики, совершавшие боевые вылеты во время афганской операции;

-штатские и вольнонаемные, оказавшиеся в зоне боевых действий и привлеченные к воинским операциям. Права ветеранов боевых действий предоставляются тем, кто соответствует следующим определениям:

- военные на срочной службе, уволенные со службы или призванные в порядке военных сборов, сотрудники МО, ФСИН и МВД, которые лично участвовали в боевых конфликтах в РФ;

- рядовой состав Советской Армии, который занимался разминированием на территории СССР и европейских стран в период ВОв и по 1951 год;

- водители и летчики, совершавшие рейсы на территорию, где размещался афганский контингент;

- военнослужащие, находившиеся в Афганистане и получившие боевые ранения или контузии;

- военные, служившие на афганской территории в 1979–1989 годах; военнослужащие, находившиеся в Сирии. Как ветераны, так и участники непосредственно находились в зоне конфликтов и участвовали в воинских операциях. Критерии присвоения статуса отличаются по следующим признакам:

- статус ветеранов боевых действий присваивается только служащим воинских подразделений, в то время как участниками признают лиц, служивших в МВД, ФСИН или гражданских лиц, участвовавших в боевых действиях. Ветераны находились в горячих точках продолжительное время, в то время как участники – недолго, и сразу отзывались или выводились из опасной зоны. Действующее законодательство о статусе участников боевых действий в РФ не слишком разделяет эти две категории и предоставляет им одинаковые права и льготы. В обоих случаях выдается удостоверение ветерана боевых действий.

Нынешнее февральское повышение ЕДВ прибавило ветеранам, в частности участникам боевых действий в Чечне до 7,97% к получаемому пособию. Побольше стали весить и соцпакеты ветеранам (лекарства, лечение, восстановление здоровья в санаториях, на курортах, проезд в общественном транспорте). Предполагается и апрельский пересчет пособий льготникам.

После того как в ФЗ о ветеранах были внесены изменения, касающиеся военных, служивших в районах боевых действий в Чечне в 1994–1996 г.г., им был присвоен статус ветеранов.

На основании законодательства появилась возможность исчисления льгот и доплат бывшим военнослужащим с учётом их званий и наград, а участникам боевых действий в Чечне, ставшим инвалидами, – получать пенсии. К числу участников боевых операций отнесены военнослужащие – рядовые, начальствующий состав ОВД, органов безопасности, которые выполняли боевые задачи в Чечне и на прилегающей территории.

Статус ветерана присваивается демобилизованным солдатам и офицерам для того, чтобы они могли получить положенные социальные льготы. Статус ветерана боевых действий присваивается в соответствии с постановлением правительства РФ:

- командированным гражданам;

- солдатам и офицерам, проходившим постоянную и срочную службу в Чечне;

- лицам, направленным в состав воинских частей;

- лицам, участвовавшим в боях на границе с Чеченской Республикой.

Как подтверждение, военнослужащим вручается удостоверение ветерана. Удостоверение имеет единую форму на территории РФ. Оно выдаётся органами исполнительной власти, которые отправляли граждан для прохождения службы на территорию, где проходили военные действия – это органы внутренних дел, ФСБ, военкоматы.

Учитывая все заслуги военнослужащих во время чеченской войны, государство предоставляет им льготы, которые призваны облегчить их быт и помочь при необходимости лечения:

- бесплатное предоставление жилья из муниципального фонда региона проживания. При этом ветеран должен обязательно встать на учёт, как нуждающийся в получении жилья. Обеспечение жильём может производиться в виде выдачи денежной суммы для строительства или покупки квартиры;

- 50% скидка за предоставление коммунальных услуг;

- бесплатное обеспечение земельным участком;

- бесплатный проезд на транспорте в любом городе РФ;

- бесплатное предоставление инвалидам проезда в любую точку России;

- бесплатное приобретение лекарств;

- предоставление инвалидам протезов без оплаты;

- внеконкурсное поступление в профессиональные образовательные учреждения;

- предоставление обязательной стипендии обучающимся ветеранам;

- право на отпуск до 35 календарных дней без содержания;

- право на предоставление 1 целевого кредита на приобретение жилья, создание бизнеса. Пенсия должна быть не меньше прожиточного уровня.

Если её размер не достигает уровня потребительской корзины то территориальный ПФ обязан доплачивать недостающую сумму.

Индексация военных пенсий, для «чеченцев» в частности, планируется на 6,3 процента в октябре этого года. С 24 февраля 2022 года в силу вступила еще одна льготная категория – участники «специальной военной операции» на Украине. По результатам совещания от 3 марта 2022 года, каждый из задействованных лиц получит дополнительную выплату в размере 5 млн. руб. Помимо основных и положенных каждому участнику боевых действий выплат, установлены следующие нормы:

- единовременная выплата в размере 7 421 000 руб. семьям погибших в ходе специализированной военной операции;

- дополнительная выплата семье погибшего в размере 5 000 000 руб;

- поддержка раненых участников операции и их семей в сумме 3 000 000 млн. руб. На рисунке 2 представлена динамика численности участников ВБД и ветеранов войны за последние 5 лет. Количество участников войны стремительно уменьшается с каждым годом, ведь самому молодому из них сегодня не меньше 90 лет. Посмотрим, как менялась ситуация за последние 5 лет у нас в Республике.


t1679835777aa.gif

Рисунок 2





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, после исследования темы настоящей ВКР можно сделать определенные выводы:

В ходе ВКР было неоднократно сказано, что основным нормативно-правовым актом, в котором закреплен правовой статус ветерана, является Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Этот закон в течение достаточно длительного времени не имел аналогов. Действующая до его принятия система социальной защиты ветеранов представляла собой значительное по объему сочетание разноплановых правовых актов, обладавших различной ведомственной принадлежностью и принятых в разное время, что создавало определенные трудности при их применении и вызывало оправданное недовольство среди ветеранов, их постоянные жалобы и обращения в органы власти и управления. Консолидация разрозненных правовых норм о социальной защите ветеранов в единый законодательный массив - беспрецедентное явление в истории отечественной системы социальной защиты.

Федеральным законом «О ветеранах» было устранено большинство проблем правоприменительной практики, сформирована единая правовая основа государственной социальной политики по защите ветеранов, создан базис правового регулирования общественных отношений, возникающих как следствие динамичного развития социума.

Законодатель особо подчеркивает, что по содержанию рассматриваемый нормативный акт имеет целью создание достаточных условий ветеранам, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Поставленные цели, по мнению разработчиков данного закона, должны достигаться посредством наделения различных категорий ветеранов определенным набором льгот и социальных гарантий, которые позволят компенсировать денежные потери, вызванные возрастом, изменением социального положения и т.п. Вместе с тем этот закон - типичный образец нормы материального права, декларирующий возможность получения различных гарантий, компенсаций и льгот, не раскрывая при этом механизма их реализации. В основу построения рассматриваемого нормативного акта был положен принцип дифференцированного деления определенного набора льгот и социальных гарантий ветеранов между их категориями, которые формировались с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда и других обстоятельств.

Вместе с тем, являясь одним из элементов системы правового регулирования государственной социальной политики, Федеральный закон «О ветеранах» как никакой другой подвергался частым изменениям, отражая как динамику регулируемых им общественных отношений, так и проводимые государством социальные преобразования. Наиболее серьезные изменения были внесены Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так называемый Закон о монетизации льгот.

Последний установил новый порядок финансирования и предоставления социальных льгот начиная с января 2005 г., а также разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере обеспечения ветеранов социальными льготами. В новой редакции Федерального закона «О ветеранах» в настоящее время наметилось две основные тенденции: параллельно с количественным увеличением категорий лиц, на которых распространяется его действие, качественно сокращаются основные льготы и социальные гарантии: в частности, так называемые «повседневные» льготы и компенсации (медицинское обслуживание, транспортные льготы).

В качестве основных последствий подобных изменений законодательства отмечаются: понижение социально-экономических, материально-бытовых, финансовых условий жизни отдельных категорий ветеранов и вместе с этим осложнение работы всего аппарата социальной помощи и поддержки граждан, объясняемое несвоевременностью реагирования последнего на изменения, отсутствие унифицированных правил применения отдельно взятых законодательных положений и т.д.

В сферу действия Федерального закона «О ветеранах» вовлечено значительное число граждан РФ. По данным последней переписи населения, в РФ проживают свыше 2 млн. ветеранов. Если учесть, что многие права и льготы, установленные для ветеранов, касаются и членов их семей, то число лиц, для которых данный закон увеличивается в 2 - 3 раза.

В ходе работы были определены категорий ветеранов, обозначена государственную политика в отношении ветеранов, меры социальной поддержки по каждой категории ветеранов и содержание законодательства РФ, определяющего правовой статус ветерана. В последние годы увеличилась численность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социальной поддержки (в том числе ветераны).

Целью государственной политики в отношении ветеранов и других социально уязвимых граждан является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ и действующим законодательством.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Конституция Российской Федерации. [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] (редакции от 22.07.2020г.)

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 (ред. от 06.10.2021 № 43-П) [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5132/ (Дата обращения –05.05.2022).

3. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 26.03.2022) // [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/– (Дата обращения – 05.05.2022)

4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 18.05.2022) [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/– (Дата обращения – 05.05.2022)

5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ред. от 30.04.2021) [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/– (Дата обращения – 05.05.2022)

6. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17декабря 2001г. (редакция от 08.12.2020); [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/– (Дата обращения – 05.05.2022)

7.Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.2001г. (редакция от 08.03.2022). [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/– (Дата обращения – 05.05.2022)

8. Указ Президента РФ от 03.05.1995 № 437 «О государственной службе по делам ветеранов». [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/– (Дата обращения – 05.05.2022)

9. Актуальные проблемы развития социальной работы в Вооруженных Силах РФ: Монография / Под ред. А.А. Чертополоха. - М., 2019. С. 203.

10. Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. - М., 2018. С. 21.

11. Беребина О.П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состояние и перспективы. - М., 2019. С. 9.

12. Гудис В.И. Статус ветерана военной службы: проблемы и пути их решения // Право в Вооруженных Силах. № 10. 2018. С. 6-16.

13. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения / 2019. № 2. С. 46.

14. Корякин В.М. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный) // За права военнослужащих, 2020. С. 12-54.

15. Отчет Минтруда ЧР за 2021 по состоянию на 1 февраля 2022г. Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.mtchr.ru (Дата обращения – 05.05.2022).

16. Отчет о работе с льготниками федерального и регионального регистра за 1 месяц 2022 года. Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.mtchr.ru (Дата обращения – 05.05.2022).

17.По материалам сайта министерства труда и занятости Чеченской Республики. [Электронный ресурс]-http://www.mtchr.ru

18. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

19. https://yakapitalist.ru/finansy/skolko-v-rossii-veteranov-vov/

20. https://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=910784

21. https://setdoc.ru/dp/dp-chechnya-2021/

22. https://www.studentlibrary.ru/ru/book/ISBN9785392297054.html

23. https://urait.ru/bcode/433741




















ПРИЛОЖЕНИЕ



На рисунке 3 представлены общая численность (человек) участников боевых действий и граждан, работающих на объектах противовоздушной обороны за 2022.

t1679835777ab.gif

Рисунок 3[24]
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.