Урок литературы в 10 классе «Вкус литературы. На основе романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»
Урок литературы в 10 классе
Тема: Вкус литературы.(На основе романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Тип урока: Урок формирования умений и навыков
Форма урока «Имитационная деловая игра. Дегустация.»
Рабочие материалы к уроку: презентация ,социальный ролик, рабочие листы,
Метапредметная цель: 1) Формирование понятия читательский вкус.
2) Формирование вкуса как способности оценивать произведения литературы и искусства.
Предметная цель: Определение особой писательской манеры Ф.М. Достоевского.
Цель ученика: 1)Понимать творческую манеру Достоевского. 2) Понять, как можно формировать свой читательский вкус .
Ход урока
Орг. Момент
Здравствуйте , уважаемые коллеги. Добрый день , ребята.
Давайте пожелаем друг другу успешной работы и начнем урок
И я приглашаю вас на дегустацию.
- Как вы думаете, что такое дегустация? Как вы считаете?
Ответ ученика: это оценивание вкуса различных продуктов .
- А для того, чтобы качественно оценивать, что необходимо иметь дегустатору?
Ответ ученика: Он должен иметь опыт .
- А что еще можно дегустировать ?
Ответ: литературу
А что значит дегустировать литературу?
Ответ : оценивать жанр, определять тему, идею, проблематику .
Можно ли сказать, что разные произведения одного автора схожи в чем то?
Ответ : Да
- Тогда дегустатору нужно найти что?
Ответ: Общие черты, характерные для этого автора.
СЛАЙД
- Проверим себя: (учитель читает определение слова «Дегустация» - это кулинарный термин, означающий внимательное оценивание вкуса различных продуктов и сосредоточение внимания на вкусовой системе, ощущениях, высоком кулинарном искусстве и хорошей компании.)
Дегустация сыра
- Я думаю, что сегодня у нас есть хорошая компания, ну что, приступим к дегустации.
- Первое блюдо, уважаемые дегустаторы, пред вами
- как вы думаете что это?- Пред вами французский сыр с плесенью «ДОР-блю» Слайд
- Есть желающие попробовать, оценить его запах.
- Есть еще желающие, вы желаете, прошу вас.
- А почему остальная публика не рискует, скажите, пожалуйста.
Ответ: Ни разу не пробовала.
- Ни разу не пробовала, хорошо, поэтому я боюсь.
- Еще варианты?
- Вы хотите, нет, почему, что вас смущает?
Ответ: плесень.
- Плесень, она отталкивает и дает возможность понять, что этот продукт несвежий, некачественный , невкусный
- Как вы оцените блюдо, которое попробовали, вкусно?Будете ли еще пробовать?
- Хорошо , я предлагаю, пожалуйста
- Посмотрите уважаемые дегустаторы, у нас с вами получились абсолютно разные мнения, подчас противоположные по поводу этого блюда.
- Как вы считаете, от чего это зависит? На что вы опираетесь, когда оцениваете продукт?
Ответ: запах, цвет, вид, вкус
- А что такое вкус?
Ответ: ощущения от пробы
Ответ: предпочтения
- А если мы применим это к одежде? Тогда что такое вкус?
Ответ: стиль
СЛАЙД
- Итак, давайте посмотрим на основные значения слова « вкус»
Учитель читает Вкус- 1. Ощущение ,возникающее при раздражении слизистой оболочки языка растворимыми веществами.
2.Чувство изящного ,способность эстетической оценки. -Скажите это важно для дегустатора? Ответ: очень важно
3.Склонность, любовь к чему-либо.
4.Стиль,художественная манера.
СЛАЙД Тема урока
- Сегодня мы будем говорить с вами о вкусе литературы, о стиле и художественной манере автора Ф.М. Достоевского, с романом которого вы познакомились. Я думаю ,вы сегодня проявите самые лучшие качества дегустатора
Целеполагание
- Скажите, пожалуйста, какую цель вы себе поставите как дегустаторы?
Ответ: оценить произведение, определить насколько оно актуально
Ответ: понять слог автора, авторкий стиль
- Что значит творческая манера автора?
Ответ: схожесть к изображению жизни
-Скажите, а ваши качества как дегустатора уже сформированы? Вы уверенны в дегустации произведения литературы, и что вам для этого нужно? Чтобы быть уверенным?
Ответ: опыт
- А где его взять, что нужно для этого сделать?
Ответ: прочитать достаточно количество книг
- Мы с вами определили вторую цель урока (это понять как стать опытным дегустатором, читателем ,умеющим хорошо оценивать литературу)
Работа с дегустационной картой Слайд
- Вы прочитали произведение « Преступление и наказание», как вам продукт?
-Уважаемые дегустаторы, перед вами лежит дегустационная карта, возьмите ее, отразите свои первые впечатления от пробы данного продукта
- Исходите из своих желаний, пониманий, толкований
- Не бойтесь, что вы будете поняты неверно, это же ваш вкус.
- Итак, я думаю, что каждый из вас уже отразил свои впечатления от прочитанного текста.
- Итак, поделимся вашими первыми впечатлениями
Ответ: непривлекательный вид,не продолжу пробу , слишком сложный рецепт, хочется продолжить пробу,
-Чтобы понять рецептуру автора
- У нас получились разные мнения ,теперь второе- цвет
Ответ: желтый, серость, мрачные цвета
- Третье- запах
Ответ: запах нечистот, затхлости, болото, сырость, тонкий аромат
- Вы не согласны с дегустатором, а что это значит, если вы не согласились
Ответ: у нас разные мнения
- Продолжим, итак, мы сказали о запахе, вкусе, о цвете, о внешнем виде
- Какая картина перед нами сложилась яркая, красочная?
Ответ: мрачная
-Верно, мрачная. Смотрите, какое противоречие возникает. Достоевский находится в числе первых читаемых авторов не только в России, но и за рубежом. В списке Оксфорда ,в списке лучших романов 19 века стоит произведение Достоевского «Преступление и наказание».А мы с вами говорим мрачность. Значит мы сегодня должны понять рецептуру, понять его тонкий вкус, оценить его и подумать, а почему несмотря на то, что это авторское блюдо не украшено розочками из крема, нет вкусного запаха ванили и корицы, его читают , к нему обращаются.
Работа в группах Слайд Работа в группах
- Мы продолжаем дегустацию романа , и я предлагаю вам поработать в группах. Перед вами тексты, у каждого указана группа, подчеркните ,пожалуйста ключевые слова, т. е. слова, которые нам нужны для понимания смысла текста.
- Итак, первая группа ,какие слова вы подчеркнули? 2,3,4 группы пытаются объединить эти слова в одно понятие. Слушаем первую группу .
Ответ ученика: худенькая девочка, маленькие ножки, грязные отрепья,
дырявые башмачки, дрожащее тельце, тощее личико, дрожащую ручонку.
- Первая группа согласны?
- Группы 2,3, в какое понятие можно объединить все эти слова?
Ответ : Ребенок,нищета
- Нищета, верно.
Работает группа вторая: духота, пыль, летняя вонь, нестерпимая вонь, пьяные, отвратительный грустный колорит картины.
- 1,3, группы, в какое понятие можно объединить все названные слова?
Ответ: Давящая окружающая среда.
- Совершенно верно, душная ,давящая .Вспомните, как она действовала на Раскольникова?
Ответ: Эта давящая духота сводила Раскольникова с ума.
- Молодцы, работает третья группа.
Ответы: закоптелая дверь, беднейшая комната, дырявая простыня, ободранный диван, старый некрашеный стол.
Вы сейчас работали в четырех группах с текстами. Скажите, это отрывки из одного произведения или из разных ?
Ответ:_____
Я хочу сказать, что это отрывки из разных произведений Ф.М.Достоевского.
Какая общая тема объединяет все эти отрывки?
Ответ:, бедность, нищета.
Создание кластера (учитель рисует на доске, дети на листах)
- Я предлагаю вам по ходу нашей работы составить небольшой кластер, чтобы понять, к какому рецепту мы сегодня придем .
Итак, на обороте вашей дегустационной карты давайте изобразим мир Достоевского, пусть он будет обозначен кругом, все- таки мир.
И первые ингредиенты , который мы сумели обнаружить это?
Ответ: бедность, нищета. Запишем
И ужас этой нищеты в том, что она оставляет человека один на один со своими страданиями.
И поэтому в бедственном социальном положении своих героев Достоевский особо выделяет тяжесть чего? Одиночества запишем
Человек в состоянии одиночества подвержен чему,он впадает во что?-В депрессию
-Эти понятия вам встречались в тексте? Приведите примеры,вспомните о Мармелад
Как выживает семья Мармеладова, Кто жертвует собой ради семьи?
Ответ: Соня помогает. Она жертвует собой, уничтожая свое «я»,она продает себя , чтобы прокормить братьев и сестер
Какой ингредиент добавим в кластер?
Ответ- самопожертвование
Какое чувство помогает героям романа поверить в себя и в возможность счастья?
Ответ: Любовь
Кто проявляет чувство любви?
Любовь Раскольникова и Сони помогла обоим героям обрести смысл жизни, поверить в себя и в возможность счастья, захотеть обновления и возрождения.
Ответ: Мать к сыну
- Верно, еще?
Ответ: брат к сестре
- Мармеладов любит свою семью?
Ответ: Он любит Соню, любит всех своих детей, свою жену
- Скажите, пожалуйста, когда проявляется максимальное чувство любви?
Ответ: Когда к полуживому Мармеладову подходят жена, дети, Соня.
- Какое чувство он испытывает?
Ответ: чувство раскаяния, что он их оставляет одних, что с ним было плохо, а сейчас еще хуже.
-Поэтому в кластере отметим еще любовь.
Работа с текстом
Слайд
- Мне бы хотелось раскрыть еще один ингредиент уникального рецепта Достоевского.
Обратимся к тексту: « Наступает новый «мир», его организмы бездушны и безразумны, безвольны, но могущественны и сильны. Грудь их не вздымается и не бьется сердце. Они чужды Богу и всем религиям… Мозг их переселился в их тела…»
- Какую мысль реализует пока неизвестный для вас автор?
Ответ: Отречение от веры
- Согласна, а еще? Что значит, мозг переселился в их тела?
Ответ: Значит, они уже не думают о чувствах, их в большей степени интересуют материальные блага
- Это актуальная проблема?
Ответ: да, если человек уходит от чувств к материальному, значит с ним не все в порядке
Слайд - текст В.В.Путина
- Я хочу обратиться еще к одному тексту: «Вера обращает нас к истокам наших духовных традиций, к идеалам любви и милосердия, которые на протяжении веков служат единению народа, помогают выстоять в годину тяжелых испытаний и трудностей»
- Соотнесите эти два текста
-Анализируя первый текст, мы выяснили, что в нем автор раскрывает что?
Ответ: проблему
- А что имеется во втором тексте?
Ответ: Решение этой проблемы
- Как вы думаете, к какому времени относятся эти тексты? Это, 19,18, 20,или это современный день.
- Я хочу вам показать, когда были написаны данные тексты: (первый - высказывание К.Малевича- 1915 г.), (второй В.В. Путина- 2015 г.)
-100 лет, в одном тексте - проблема, а в другом – решение.
- Что это значит? О какой проблеме мы с вами говорили?
Ответ: о проблеме, актуальной во все времена
Какой можно сделать вывод на основании данного утверждения о романе Достоевского?
Ответ:следует отметить, что и Достоевский показывает проблему, которая актуальна во все времена
- Чем мы дополним кластер? Что помогает выстоять в годину тяжелых испытаний?
Ответ: вера
- Верно запишем, вера
Черный ящик
- Я хочу вас подвести к не менее важным ингредиентам через предмет ,который лежит в черном ящике.
- Вот информация о данном предмете:
- Неправильная геометрия. Классическое сочетание цвета. На выходе – произведение живописи, о гениальности которого спорят до сих пор.
Ответ: Черный квадрат
Слайд Черный квадрат
- Кто автор этого произведения?
Ответ: Казимир Малевич
-В чем смысл картины?
- Давайте поразмыслим над классическим сочетанием цвета.
- Черный, что он может означать? Символ чего?
Ответ: Безверия, безысходности, зла
- Что может олицетворять белый цвет, который находится вокруг черного?
Ответ: мир, очищение, надежда ,вера
-Можно ли считать белый цвет рамкой, которая сдерживает черный?
- Значит белый - это наша надежда, вера, наша любовь к ближнему сдерживает что?
Ответ: зло
Чем дополним кластер Добро и зло
-Верно. Как реализует данную мысль в своем романе Достоевский?
- Его роман – это желание показать, что любовь и поддержка способны сдержать зло в нашем обществе
-Итак, мы с вами определили основные ингредиенты рецепта Достоевского
-Каким знаком мы можем их обозначили?
Ответ: плюс ,минус
- А еще?
Ответ: добро и зло
- Верно. Значит две точки мира Достоевского - это добро и зло. Запишем.
Просмотр социального ролика «Твори добро»
-Попытаемся назвать еще один ингредиент. Я хочу погрузить вас в определенную среду. Я прошу вас при просмотре данного ролика подумать, какое чувство вы испытали?! И одним словом его назвать.
- И второе задание: Почему автору ролика удалось повлиять на чувства,
- Я повторяю вопрос: почему автору ролика удалось повлиять на чувства?
- Что он подобрал?
Ответ: Музыку, цвета
- Верно, соответствующую музыку
-Цвета, какие они?
Ответ: черно-белые
- Мы уже с вами говорили об этих цветах. Это еще один посыл на то, что добро и зло в мире существует.
- Какое чувство вы испытали, я просила вас подумать?
Ответ: Сострадание
- Я очень рада, что вы назвали слово «сострадание», печальнее было бы, если бы вы назвали «жалость»
- Почему печальнее? В чем разница между понятиями жалость и сострадание?
Ответ: сострадание - это когда ты входишь в состояние человека, понимаешь его, оказываешь помощь, а жалость – это когда просто жалко, посмотрел и забыл.
- Кроме того, здесь обычная жизненная ситуация, в чем ее суть?
Ответ: Человек с ограниченными возможностями находится в ситуации растерянности, сам не может, и некому помочь.
- Совершенно верно, обычная жизненная ситуация. Я прошу вас поместить в кластер еще одно понятие, какое?
Ответ: сострадание
- Верно. Скажите, а в тексте Достоевского, где звучит эта же мысль, мысль о сострадании?
Ответ Соня Мармеладова, несмотря на тяжесть своего положения, решается помочь Раскольникову и разделить его участь .
Ее исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасла Раскольникова.
Кто еще испытывает сострадание?
Ответ: Раскольников испытывает сострадание, когда помогает семье Мармеладовых
Рефлексия деятельности
- Итак, присутствуя на дегустации , мы говорим сегодня о вкусе литературы.
- Как вы думаете, качественные ли вы дегустаторы?
Ответ: да
- Почему вы так думаете?
Ответ: потому что мы можем сравнивать, у нас есть свое мнение.
Ответ: потому что мы обнаружили проблемы, актуальные во все времена.
- Теперь мы сможем ответить, почему роман Достоевского, который мы сегодня дегустировали, несмотря на отсутствие розочек, запаха ванили и корицы все равно остается в числе первых читаемых произведений.
Ответ: Потому что оно реалистично, Достоевсий пишет о вечных проблемах,. Ему не нужны розочки из крема, он показывает реальность, настоящую жизнь, которой живет человек,
Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека.
Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, насыщенность действием, которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени.
- Как вы думаете, какого читателя можно назвать гениальным. Известно, что гениального писателя может понять только гениальный читатель.
Гениальным писателем нужно родиться, а гениальным читателем нужно стать?
- Что нужно для этого сделать, чтобы стать гениальным читателем ?
Ответ: Много читать.
-Ещё мнения?
Ответ: Не просто читать, а понимать прочитанное?
-А что значит понимать прочитанное?
Ответ: Книги надо пережить,выстрадать , пропустить все через себя.
Ответ: Уметь анализировать проблему,.
- А можно ее сопоставлять с чем-то?
Ответ: с реальностью, с современностью .
Мы сегодня с чем сопоставляли?
Ответ: И со статистикой, и с произведениями искусства.
Еще можно обратиться к мнению кого?
Ответ: можно почитать критику
Еще мнения .
Ответ : найти актуальное в современном дне.
Ответ: можно зайти на форумы ,посмотреть на рейтинг произведения. Узнать, не поставлен ли по нему спектакль или снят фильм- это тоже добавляет ценности произведению.
- Молодцы. Скажите, а может ли человек с течением времени изменить свои литературные пристрастия?
Ответ: Да.
- От чего это зависит?
Ответ: От душевного состояния, возраста, опыта, который появляется не сразу, а с течением времени.
-Ещё мнения ?
Ответ: от жизни.
-То есть от того, какой жизнью живет человек. Известно, что Достоевского читают в кризисные времена, почему?
Ответ: потому что он показывает человека, идущего от мрака к свету
Ответ: потому что он показывает путь спасения через веру, любовь и сострадание к ближнему.
Я хочу снова вернуться к рецепту Достоевсого .И задать вам вопрос: Скажите, а наши ингредиенты плюсы, давайте назовем их: Добро, самопожертвование, любовь, вера, сострадание- что раскрывают эти понятия?
Красоту души человеческой. А теперь вспомните афоризм Ф.М.Достоевского,
МИР спасется чем? Значит красота человеческой души была для Достоевского добротой и верой, любовью и самопожертвованием, добротой и состраданием, спасающими мир от нравственой гибели.
- Я желаю вам вкусной литературы. Спасибо вам большое за урок. До свидания
Ковалева Галина Валентиновна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ирина Владимировна Казарцева