Урок литературы в 10 классе «Вкус литературы. На основе романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»

4
3
Материал опубликован 10 August 2022

Урок литературы в 10 классе

Тема: Вкус литературы.(На основе романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Тип урока: Урок формирования умений и навыков

Форма урока «Имитационная деловая игра. Дегустация.»

Рабочие материалы к уроку: презентация ,социальный ролик, рабочие листы,

Метапредметная цель: 1) Формирование понятия читательский вкус.

2) Формирование вкуса как способности оценивать произведения литературы и искусства.

Предметная цель: Определение особой писательской манеры Ф.М. Достоевского.

Цель ученика: 1)Понимать творческую манеру Достоевского. 2) Понять, как можно формировать свой читательский вкус .

Ход урока

Орг. Момент

Здравствуйте , уважаемые коллеги. Добрый день , ребята.

Давайте пожелаем друг другу успешной работы и начнем урок

И я приглашаю вас на дегустацию.

- Как вы думаете, что такое дегустация? Как вы считаете?

Ответ ученика: это оценивание вкуса различных продуктов .

- А для того, чтобы качественно оценивать, что необходимо иметь дегустатору?

Ответ ученика: Он должен иметь опыт .

- А что еще можно дегустировать ?

Ответ: литературу

А что значит дегустировать литературу?

Ответ : оценивать жанр, определять тему, идею, проблематику .

Можно ли сказать, что разные произведения одного автора схожи в чем то?

Ответ : Да

- Тогда дегустатору нужно найти что?

Ответ: Общие черты, характерные для этого автора.

СЛАЙД

- Проверим себя: (учитель читает определение слова «Дегустация» - это кулинарный термин, означающий внимательное оценивание вкуса различных продуктов и сосредоточение внимания на вкусовой системе, ощущениях, высоком кулинарном искусстве и хорошей компании.)

Дегустация сыра

- Я думаю, что сегодня у нас есть хорошая компания, ну что, приступим к дегустации.

- Первое блюдо, уважаемые дегустаторы, пред вами

- как вы думаете что это?- Пред вами французский сыр с плесенью «ДОР-блю» Слайд

- Есть желающие попробовать, оценить его запах.

- Есть еще желающие, вы желаете, прошу вас.

- А почему остальная публика не рискует, скажите, пожалуйста.

Ответ: Ни разу не пробовала.

- Ни разу не пробовала, хорошо, поэтому я боюсь.

- Еще варианты?

- Вы хотите, нет, почему, что вас смущает?

Ответ: плесень.

- Плесень, она отталкивает и дает возможность понять, что этот продукт несвежий, некачественный , невкусный

- Как вы оцените блюдо, которое попробовали, вкусно?Будете ли еще пробовать?

- Хорошо , я предлагаю, пожалуйста

- Посмотрите уважаемые дегустаторы, у нас с вами получились абсолютно разные мнения, подчас противоположные по поводу этого блюда.

- Как вы считаете, от чего это зависит? На что вы опираетесь, когда оцениваете продукт?

Ответ: запах, цвет, вид, вкус

- А что такое вкус?

Ответ: ощущения от пробы

Ответ: предпочтения

- А если мы применим это к одежде? Тогда что такое вкус?

Ответ: стиль

СЛАЙД

- Итак, давайте посмотрим на основные значения слова « вкус»

Учитель читает Вкус- 1. Ощущение ,возникающее при раздражении слизистой оболочки языка растворимыми веществами.

2.Чувство изящного ,способность эстетической оценки. -Скажите это важно для дегустатора? Ответ: очень важно

3.Склонность, любовь к чему-либо.

4.Стиль,художественная манера.

СЛАЙД Тема урока

- Сегодня мы будем говорить с вами о вкусе литературы, о стиле и художественной манере автора Ф.М. Достоевского, с романом которого вы познакомились. Я думаю ,вы сегодня проявите самые лучшие качества дегустатора

Целеполагание

- Скажите, пожалуйста, какую цель вы себе поставите как дегустаторы?

Ответ: оценить произведение, определить насколько оно актуально

Ответ: понять слог автора, авторкий стиль

- Что значит творческая манера автора?

Ответ: схожесть к изображению жизни

-Скажите, а ваши качества как дегустатора уже сформированы? Вы уверенны в дегустации произведения литературы, и что вам для этого нужно? Чтобы быть уверенным?

Ответ: опыт

- А где его взять, что нужно для этого сделать?

Ответ: прочитать достаточно количество книг

- Мы с вами определили вторую цель урока (это понять как стать опытным дегустатором, читателем ,умеющим хорошо оценивать литературу)

Работа с дегустационной картой Слайд

- Вы прочитали произведение « Преступление и наказание», как вам продукт?

-Уважаемые дегустаторы, перед вами лежит дегустационная карта, возьмите ее, отразите свои первые впечатления от пробы данного продукта

- Исходите из своих желаний, пониманий, толкований

- Не бойтесь, что вы будете поняты неверно, это же ваш вкус.

- Итак, я думаю, что каждый из вас уже отразил свои впечатления от прочитанного текста.

- Итак, поделимся вашими первыми впечатлениями

Ответ: непривлекательный вид,не продолжу пробу , слишком сложный рецепт, хочется продолжить пробу,

-Чтобы понять рецептуру автора

- У нас получились разные мнения ,теперь второе- цвет

Ответ: желтый, серость, мрачные цвета

- Третье- запах

Ответ: запах нечистот, затхлости, болото, сырость, тонкий аромат

- Вы не согласны с дегустатором, а что это значит, если вы не согласились

Ответ: у нас разные мнения

- Продолжим, итак, мы сказали о запахе, вкусе, о цвете, о внешнем виде

- Какая картина перед нами сложилась яркая, красочная?

Ответ: мрачная

-Верно, мрачная. Смотрите, какое противоречие возникает. Достоевский находится в числе первых читаемых авторов не только в России, но и за рубежом. В списке Оксфорда ,в списке лучших романов 19 века стоит произведение Достоевского «Преступление и наказание».А мы с вами говорим мрачность. Значит мы сегодня должны понять рецептуру, понять его тонкий вкус, оценить его и подумать, а почему несмотря на то, что это авторское блюдо не украшено розочками из крема, нет вкусного запаха ванили и корицы, его читают , к нему обращаются.

Работа в группах Слайд Работа в группах

- Мы продолжаем дегустацию романа , и я предлагаю вам поработать в группах. Перед вами тексты, у каждого указана группа, подчеркните ,пожалуйста ключевые слова, т. е. слова, которые нам нужны для понимания смысла текста.

- Итак, первая группа ,какие слова вы подчеркнули? 2,3,4 группы пытаются объединить эти слова в одно понятие. Слушаем первую группу .

Ответ ученика: худенькая девочка, маленькие ножки, грязные отрепья,

дырявые башмачки, дрожащее тельце, тощее личико, дрожащую ручонку.

- Первая группа согласны?

- Группы 2,3, в какое понятие можно объединить все эти слова?

Ответ : Ребенок,нищета

- Нищета, верно.

Работает группа вторая: духота, пыль, летняя вонь, нестерпимая вонь, пьяные, отвратительный грустный колорит картины.

- 1,3, группы, в какое понятие можно объединить все названные слова?

Ответ: Давящая окружающая среда.

- Совершенно верно, душная ,давящая .Вспомните, как она действовала на Раскольникова?

Ответ: Эта давящая духота сводила Раскольникова с ума.

- Молодцы, работает третья группа.

Ответы: закоптелая дверь, беднейшая комната, дырявая простыня, ободранный диван, старый некрашеный стол.

Вы сейчас работали в четырех группах с текстами. Скажите, это отрывки из одного произведения или из разных ?

Ответ:_____

Я хочу сказать, что это отрывки из разных произведений Ф.М.Достоевского.

Какая общая тема объединяет все эти отрывки?

Ответ:, бедность, нищета.


Создание кластера (учитель рисует на доске, дети на листах)

- Я предлагаю вам по ходу нашей работы составить небольшой кластер, чтобы понять, к какому рецепту мы сегодня придем .

Итак, на обороте вашей дегустационной карты давайте изобразим мир Достоевского, пусть он будет обозначен кругом, все- таки мир.

И первые ингредиенты , который мы сумели обнаружить это?

Ответ: бедность, нищета. Запишем

И ужас этой нищеты в том, что она оставляет человека один на один со своими страданиями.

И поэтому в бедственном социальном положении своих героев Достоевский особо выделяет тяжесть чего? Одиночества запишем

Человек в состоянии одиночества подвержен чему,он впадает во что?-В депрессию

-Эти понятия вам встречались в тексте? Приведите примеры,вспомните о Мармелад

Как выживает семья Мармеладова, Кто жертвует собой ради семьи?

Ответ: Соня помогает. Она жертвует собой, уничтожая свое «я»,она продает себя , чтобы прокормить братьев и сестер

Какой ингредиент добавим в кластер?

Ответ- самопожертвование

Какое чувство помогает героям романа поверить в себя и в возможность счастья?

Ответ: Любовь

Кто проявляет чувство любви?

  Любовь Раскольникова и Сони помогла обоим героям обрести смысл жизни, поверить в себя и в возможность счастья, захотеть обновления и возрождения.

Ответ: Мать к сыну

- Верно, еще?

Ответ: брат к сестре

- Мармеладов любит свою семью?

Ответ: Он любит Соню, любит всех своих детей, свою жену

- Скажите, пожалуйста, когда проявляется максимальное чувство любви?

Ответ: Когда к полуживому Мармеладову подходят жена, дети, Соня.

- Какое чувство он испытывает?

Ответ: чувство раскаяния, что он их оставляет одних, что с ним было плохо, а сейчас еще хуже.

-Поэтому в кластере отметим еще любовь.


Работа с текстом

Слайд

- Мне бы хотелось раскрыть еще один ингредиент уникального рецепта Достоевского.

Обратимся к тексту: « Наступает новый «мир», его организмы бездушны и безразумны, безвольны, но могущественны и сильны. Грудь их не вздымается и не бьется сердце. Они чужды Богу и всем религиям… Мозг их переселился в их тела…»

- Какую мысль реализует пока неизвестный для вас автор?

Ответ: Отречение от веры

- Согласна, а еще? Что значит, мозг переселился в их тела?

Ответ: Значит, они уже не думают о чувствах, их в большей степени интересуют материальные блага

- Это актуальная проблема?

Ответ: да, если человек уходит от чувств к материальному, значит с ним не все в порядке

Слайд - текст В.В.Путина

- Я хочу обратиться еще к одному тексту: «Вера обращает нас к истокам наших духовных традиций, к идеалам любви и милосердия, которые на протяжении веков служат единению народа, помогают выстоять в годину тяжелых испытаний и трудностей»

- Соотнесите эти два текста

-Анализируя первый текст, мы выяснили, что в нем автор раскрывает что?

Ответ: проблему

- А что имеется во втором тексте?

Ответ: Решение этой проблемы

- Как вы думаете, к какому времени относятся эти тексты? Это, 19,18, 20,или это современный день.

- Я хочу вам показать, когда были написаны данные тексты: (первый - высказывание К.Малевича- 1915 г.), (второй В.В. Путина- 2015 г.)

-100 лет, в одном тексте - проблема, а в другом – решение.

- Что это значит? О какой проблеме мы с вами говорили?

Ответ: о проблеме, актуальной во все времена

Какой можно сделать вывод на основании данного утверждения о романе Достоевского?

Ответ:следует отметить, что и Достоевский показывает проблему, которая актуальна во все времена

- Чем мы дополним кластер? Что помогает выстоять в годину тяжелых испытаний?

Ответ: вера

- Верно запишем, вера

Черный ящик

- Я хочу вас подвести к не менее важным ингредиентам через предмет ,который лежит в черном ящике.

- Вот информация о данном предмете:

- Неправильная геометрия. Классическое сочетание цвета. На выходе – произведение живописи, о гениальности которого спорят до сих пор.

Ответ: Черный квадрат

Слайд Черный квадрат

- Кто автор этого произведения?

Ответ: Казимир Малевич

-В чем смысл картины?

- Давайте поразмыслим над классическим сочетанием цвета.

- Черный, что он может означать? Символ чего?

Ответ: Безверия, безысходности, зла

- Что может олицетворять белый цвет, который находится вокруг черного?

Ответ: мир, очищение, надежда ,вера

-Можно ли считать белый цвет рамкой, которая сдерживает черный?

- Значит белый - это наша надежда, вера, наша любовь к ближнему сдерживает что?

Ответ: зло

Чем дополним кластер Добро и зло

-Верно. Как реализует данную мысль в своем романе Достоевский?

- Его роман – это желание показать, что любовь и поддержка способны сдержать зло в нашем обществе

-Итак, мы с вами определили основные ингредиенты рецепта Достоевского

-Каким знаком мы можем их обозначили?

Ответ: плюс ,минус

- А еще?

Ответ: добро и зло

- Верно. Значит две точки мира Достоевского - это добро и зло. Запишем.

Просмотр социального ролика «Твори добро»

-Попытаемся назвать еще один ингредиент. Я хочу погрузить вас в определенную среду. Я прошу вас при просмотре данного ролика подумать, какое чувство вы испытали?! И одним словом его назвать.

- И второе задание: Почему автору ролика удалось повлиять на чувства,

- Я повторяю вопрос: почему автору ролика удалось повлиять на чувства?

- Что он подобрал?

Ответ: Музыку, цвета

- Верно, соответствующую музыку

-Цвета, какие они?

Ответ: черно-белые

- Мы уже с вами говорили об этих цветах. Это еще один посыл на то, что добро и зло в мире существует.

- Какое чувство вы испытали, я просила вас подумать?

Ответ: Сострадание

- Я очень рада, что вы назвали слово «сострадание», печальнее было бы, если бы вы назвали «жалость»

- Почему печальнее? В чем разница между понятиями жалость и сострадание?

Ответ: сострадание - это когда ты входишь в состояние человека, понимаешь его, оказываешь помощь, а жалость – это когда просто жалко, посмотрел и забыл.

- Кроме того, здесь обычная жизненная ситуация, в чем ее суть?

Ответ: Человек с ограниченными возможностями находится в ситуации растерянности, сам не может, и некому помочь.

- Совершенно верно, обычная жизненная ситуация. Я прошу вас поместить в кластер еще одно понятие, какое?

Ответ: сострадание

- Верно. Скажите, а в тексте Достоевского, где звучит эта же мысль, мысль о сострадании?

Ответ Соня Мармеладова, несмотря на тяжесть своего положения, решается помочь Раскольникову и разделить его участь .

Ее исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасла Раскольникова.

Кто еще испытывает сострадание?

Ответ: Раскольников испытывает сострадание, когда помогает семье Мармеладовых

Рефлексия деятельности

- Итак, присутствуя на дегустации , мы говорим сегодня о вкусе литературы.

- Как вы думаете, качественные ли вы дегустаторы?

Ответ: да

- Почему вы так думаете?

Ответ: потому что мы можем сравнивать, у нас есть свое мнение.

Ответ: потому что мы обнаружили проблемы, актуальные во все времена.

- Теперь мы сможем ответить, почему роман Достоевского, который мы сегодня дегустировали, несмотря на отсутствие розочек, запаха ванили и корицы все равно остается в числе первых читаемых произведений.

Ответ: Потому что оно реалистично, Достоевсий пишет о вечных проблемах,. Ему не нужны розочки из крема, он показывает реальность, настоящую жизнь, которой живет человек,

Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека.

Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, насыщенность действием, которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени.

- Как вы думаете, какого читателя можно назвать гениальным. Известно, что гениального писателя может понять только гениальный читатель.

Гениальным писателем нужно родиться, а гениальным читателем нужно стать?

- Что нужно для этого сделать, чтобы стать гениальным читателем ?

Ответ: Много читать.

-Ещё мнения?

Ответ: Не просто читать, а понимать прочитанное?

-А что значит понимать прочитанное?

Ответ: Книги надо пережить,выстрадать , пропустить все через себя.

Ответ: Уметь анализировать проблему,.

- А можно ее сопоставлять с чем-то?

Ответ: с реальностью, с современностью .

Мы сегодня с чем сопоставляли?

Ответ: И со статистикой, и с произведениями искусства.

Еще можно обратиться к мнению кого?

Ответ: можно почитать критику

Еще мнения .

Ответ : найти актуальное в современном дне.

Ответ: можно зайти на форумы ,посмотреть на рейтинг произведения. Узнать, не поставлен ли по нему спектакль или снят фильм- это тоже добавляет ценности произведению.

- Молодцы. Скажите, а может ли человек с течением времени изменить свои литературные пристрастия?

Ответ: Да.

- От чего это зависит?

Ответ: От душевного состояния, возраста, опыта, который появляется не сразу, а с течением времени.

-Ещё мнения ?

Ответ: от жизни.

-То есть от того, какой жизнью живет человек. Известно, что Достоевского читают в кризисные времена, почему?

Ответ: потому что он показывает человека, идущего от мрака к свету

Ответ: потому что он показывает путь спасения через веру, любовь и сострадание к ближнему.

Я хочу снова вернуться к рецепту Достоевсого .И задать вам вопрос: Скажите, а наши ингредиенты плюсы, давайте назовем их: Добро, самопожертвование, любовь, вера, сострадание- что раскрывают эти понятия?

Красоту души человеческой. А теперь вспомните афоризм Ф.М.Достоевского,

МИР спасется чем? Значит красота человеческой души была для Достоевского добротой и верой, любовью и самопожертвованием, добротой и состраданием, спасающими мир от нравственой гибели.

- Я желаю вам вкусной литературы. Спасибо вам большое за урок. До свидания




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный урок, но где презентация?

10 August 2022

Спасибо за идею. Не хватило презентации!

11 August 2022

Похожие публикации