12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Драгун Александр Николаевич314
Драгун Александр Николаевич, 58 лет. Учитель русского языка и литературы. В образовании с 1994 г. Работал в различных образовательных учреждениях г. Улан-Удэ. Заслуженный учитель Республики Бурятия. С 2014 г. работаю в СОШ №19 г. Эрдэнэт, Монголия.


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №4»

(г. Эрдэнэт, Монголия)

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ

ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Учитель: Драгун Александр Николаевич

Должность: учитель русского языка и литературы

Класс: 10

Дата: 22.02. 2019


ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Тип урока: комбинированный (открытие нового знания и обобщение).

Форма урока: практикум.

Технология: системно-деятельностный подход.

Цели урока: - деятельностные: выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через посредство фактологического контроля; контроль умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развитие рефлексии и интуиции; развитие коммуникативной компетенции учащихся;

- содержательные: систематизация знаний о содержании и особенностях поэтики романа Достоевского «Преступление и наказание»; обобщение нравственно-философской проблематики; формирование навыков комплексного анализа художественного текста.

Планируемый результат: формирование УУД:

- познавательные УУД: умение ориентироваться в сюжете и системе образов произведения, умение анализировать роль художественной детали; умение составлять ответы на вопросы;

- личностные УУД: способность к самооценке собственного коммуникативного поведения, способность к рефлексии и интуиции.

- регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель действия с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; анализировать свои действия и вносить необходимые коррективы.

- коммуникативные УУД: умение использовать навыки литературоведческого анализа для оформления собственных мыслей в устной и в письменной форме.

Межпредметные связи: языкознание, история, философия.

Оборудование к уроку: учебник (Лебедев Ю.П. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Часть 2. \ Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2015), презентация (иллюстрации к роману), дидактические материал (фрагменты художественного текста), контрольно-измерительный материал (блиц -опрос, викторина, проверочный тест), фрагменты экранизации, музыкальное оформление.

Методы и средства: самостоятельное наблюдение над текстом, слово учителя, беседа, блиц-опрос и викторина (фактологический контроль), эвристический метод (догадка).

Предполагаемая результативность: показатели уровня достижения цели – ответы и вопросы учащихся на уроке, проверочный тест, домашняя работа (литературоведческий практикум).

Организация обратной связи: беседа, игровой диалог.

Условия для творческой активности учащихся: нацеливание на самостоятельную работу, на свободное проявление познавательной активности, дифференциация заданий по уровню сложности, возможность выбора уровня сложности (вопроса), установка на выявление субъективного читательского опыта.

Подготовка к уроку: просмотр фрагментов экранизации, установка на внимательное перечитывание изучаемого материала.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

п\п

Этапы урока

Цели

Дидактический материал


Организация деятельности

Формируемые УУД

1

Мотивирование к учебной деятельности.

Актуализация знаний и умений по изучаемой теме («надо»);

- активизация деятельности учащихся («хочу»);

- мотивация к дальнейшей деятельности («могу»).

Презентация «Роман Достоевского «Преступление и наказание».

- Учебник: с 85 – 107.

Создание условий для актуализации знаний, применения освоенных способов действия:

- сюжет и система образов романа; - нравственно-философская проблематика.

П: сюжет и система образов, проблематика.

Л: самооценка уровня знаний.

Р: планирование деятельности в соответствии с установкой.

К: монологическое высказывание.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения.

Пробуждение интереса к получению новой информации;

- актуализация изученных способов действий;

- мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

- фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия

Блиц-опрос

Выполнение пробного учебного действия: узнавание сюжета и образов романа в новых условиях.

Восстановление выполненных операций и фиксация операции, где возникло затруднение; выявление и фиксация причины затруднения

П: классификация объектов по вновь заданным параметрам.

Л: развитие познавательного интереса, рефлексия.

Р: планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, самоконтроль.

К: предметный диалог, аргументация.

3

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) и его реализация. Первичное закрепление.

Целостное обобщение полученной информации;

- поставка цели: выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста;

- планирование этапов и выбор средств достижения цели.

-уточнение нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения;

- закрепление достижения предварительного результата.

Анализ текста.

Проектирование учебных действий: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа.

Реализация проекта: обсуждение вариантов, выбор оптимального варианта для выявления уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через посредство фактологического контроля.

П: формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, структурирование знания.

Л: определение границ знания и «незнания», формирование собственной позиции и толерантного отношения к чужому мнению.

Р: планирование деятельности в соответствии с выдвинутой целью, самоконтроль.

К: предметный диалог.

4

Включение в систему знаний и повторение.

Выявление границы применимости нового знания;

- интегрирование нового знания в систему межпредметных связей;

- формирование навыков комплексного анализа текста;

- закрепление достижения результата на эмоциональном уровне.

Дидактический материал: подборка разноуровневых вопросов по содержанию произведения и фрагментов художественного текста.

Музыкальная пауза.

Комплексный анализ художественного текста: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа, роль художественной детали.

П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи.

Л: формирование картины мира.

Р: планирование и самоконтроль.

К: монологическое высказывание, оценка речевого поведения.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Определение уровня усвоения нового знания;

- организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха;

- мотивация к дальнейшей познавательной деятельности.

Тест: «Система образов и проблематика романа Достоевского».

- Самостоятельное решение теста и самопроверка, сравнение с эталоном: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа.

П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи.

Л: фиксация и самооценка достижения результата.

Р: планирование действий.

К: адекватное читательского опыта.

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фиксация результатов урока в соответствии с целью;

- развитие рефлексии и коммуникативной компетенции учащихся;

- формирование собственной коммуникативно-речевой стратегии.


Домашнее задание: л\в практикум опорой на субъективный опыт восприятия и осознания художественного текста.

Самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Постановка коммуникативной задачи с закреплением освоенного нового предметного знания (нравственно-философская проблематика произведения).

П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи.

Л: формирование картины мира.

Р: планирование и самоконтроль.

К: создание собственного текста, самооценка речевого поведения.

Примечание.

П: познавательные УУД.

Л: личностные УУД.

Р: регулятивные УУД.

К: коммуникативные УУД.

Структура урока: многоуровневая игра-викторина (фактологический контроль), 6 этапов (учебных ситуаций), сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы, смена форм умственной деятельности и речевой коммуникации.

1 этап (мотивирование к учебной деятельности). Проверка домашнего: литературоведческий практикум.

2 этап (актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии). Блиц-опрос по содержанию романа «Преступление и наказание».

3 этап (построение проекта выхода из затруднения). Анализ текста. Самостоятельная работа при консультативной поддержке учителя. Групповая (1 и 2 задание) и коллективная работа (3 задание).

4 этап (включение в систему знаний и повторение). Подборка разноуровневых вопросов по содержанию романа «Преступление и наказание» (индивидуальная работа). Ведущий - учитель задает вопросы приглашенному ученику. Ученик имеет возможность выбрать уровень сложности вопроса, а также воспользоваться помощью одноклассников.

5 этап (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону). Тест: «Система образов и проблематика романа Достоевского».

6 этап (рефлексия учебной деятельности). Послесловие учителя. Объяснение домашнего задания: литературоведческий практикум с установкой отразить в работе свой субъективный опыт прочтения романа.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Блиц-опрос.

Задания по роману "Преступление и наказание".

Викторина по роману "Преступление и наказание"

Проверочный тест.

Опросник по итогам урока (рефлексия).

Домашнее задание: учебник, с 100 (литературоведческий практикум)

Блиц-опрос

-Когда был опубликован роман Достоевского «Преступление и наказание»?

-В романе 6 частей и эпилог. Сколько частей занимает повествование о преступлении и сколько – о наказании?

-В какой части романа рассказывается о преступлении?

-В каком городе происходит основное действие романа?

-Чтение фрагмента из романа: «...Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен» (1, 1). Кто это?

-Почему Раскольников оставил учебу в университете?

-Почему Раскольников не хотел зарабатывать репетиторством или переводами?

-Какое преступление совершил Раскольников?

-Что было орудием преступления?

-Что придумал Раскольников, чтобы незаметно нести топор по улице?

-Как (каким образом) Раскольников узнал, что старуха-процентщица на следующий день вечером останется дома одна?

-Когда Раскольникову приснился сон о забитой насмерть лошади – за день до убийства, в день убийства, на следующий день после убийства?

-Когда Раскольникову падает в обморок в полицейской конторе –в день убийства, на следующий день после убийства, через три дня после убийства?

-Чтение фрагмента из романа: «...Крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом...» (1, 1). Кто это?

-Как (каким образом) Раскольникову удалось избежать встречи со свидетелями преступления на лестничной площадке?

-Как звали следователя, который вел дело об убийстве процентщицы и ее сестры?

-Что послужило уликой против красильщика Миколки, арестованного по подозрению в убийстве?

-Зачем Раскольников решил убить старуха-процентщицу? Какой вопрос он хотел разрешить этим преступлением?

-По каким признакам Раскольников разделил в своей теории людей на два разряда – обыкновенные и необыкновенные?

Задания по роману "Преступление и наказание" (анализ текста).

1 группа. Прочитайте фрагмент из романа (часть третья, глава V) и ответьте на вопросы.

Кто такой Порфирий Петрович? Для чего Раскольникову понадобилось встретиться с ним? Чем привлекла Порфирия Петровича статья Раскольникова? Что за новое слово сказал Раскольников? Какие детали, моменты укрепили Раскольникова в подозрениях, что следователь ведет против него игру?

2 группа. Прочитайте фрагмент из романа (часть четвертая, глава V) и ответьте на вопросы.

Какую игру ведет Порфирий Петрович против Раскольникова? Поясните слова следователя: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать». Почему Раскольников во время разговора со следователем то и дело теряет самообладание? Какой «сюрпризик» готовил Порфирий Петрович? Что из этого вышло?

Коллективная работа. Прочитайте фрагмент из романа (часть шестая, глава II) и ответьте на вопросы.

С какой целью и в какой момент Порфирий Петрович сам пришел к Раскольникову? Перечислите детали (психологические улики), которые привели следователя к догадке, что Раскольников – убийца? Почему Порфирий Петрович считает, что Раскольников «все-таки не безнадежный подлец», и предлагает ему явиться с повинной?

Викторина

Вопросы уровня А (базовый)

-Кто произносит эту фразу? «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» (5, 4).

-Чтение фрагмента из романа: «...безобразную мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя все еще сам себе не верил. Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию…» (1, 1). Что означает проба в понимании Раскольникова?

-Зачем Раскольникову перед совершением преступления понадобились иголка и нитки?

-Фрагмент из романа. «Он шел и смотрел в землю. Вдруг как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял глаза и увидел, что стоит у того дома, у самых ворот. С того вечера он здесь не был и мимо не проходил» (2, 6). Что означают местоимения у того дома, с того вечера в понимании Раскольникова?

-Зачем Порфирий Петрович спрашивает Раскольникова, видел ли тот, спускаясь из квартиры процентщицы, маляров, работавших в квартире второго этажа?

Вопросы уровня В (повышенный)

-Сколько шагов было от дома, жил Раскольников, до дома, где жила старуха-процентщица?

-Что принес Раскольников процентщице в качестве заклада во время пробного посещения?

-Кто произносит эту фразу? «Ну, полноте, кто ж у на Руси нас себя Наполеоном не считает?» (3, 5.)

-Что было главной самой психологической уликой у Порфирия Петровича против Раскольникова?

-Как Порфирий Петрович узнал, что автор статьи, подписавшийся одной буквой, - Раскольников?

Вопросы уровня С (высокий)

-Кто произносит эту фразу? «Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика». (1, 6.)

-Когда Раскольников, в душе которого боролись мотивы за и против преступления, почувствовал, что «все решено окончательно»?

-Зачем Раскольников посещает квартиру старухи-процентщицы через несколько дней после убийства?

- На следующий день после посещения той квартиры Раскольникову снится сон, в котором он вновь идет убивать процентщицу, но старуха после удара не падает, а смеется над ним, комната наполняется людьми, все смотрят на Раскольникова - он в ужасе просыпается. Почему во сне Раскольникову не удаётся повторить убийство?

Проверочный тест

Ответьте на вопросы по содержанию романа «Преступление и наказание».

Вопрос

Ответ

Самопроверка

1

На какие два разряда разделил людей Раскольников в своей теории?



2

Зачем Раскольников просит Разумихина устроить встречу с Порфирием Петровичем?



3

Почему Порфирия Петровича заинтересовала статья Раскольникова?



4

Зачем Раскольников вторично приходит к Порфирию Петровичу?



5

Какая психологическая улика ("черточка") окончательно убедила следователя в виновности Раскольникова?



Выполните самопроверку и оцените свой результат.

Результат

Оценка

Всё правильно.

5

3 – 4 правильных ответа

4

1 – 2 правильных ответа

3

Всё неправильно.

2

Итоги (шестой этап)

Сделайте самооценку результата собственной учебной деятельности.

Результат

Отметка

1

Я в достаточной мере знаю содержание и понимаю проблематику романа Достоевского «Преступление и наказание».


2

Я знаю в общих чертах знаю содержание и понимаю проблематику романа Достоевского «Преступление и наказание», но испытываю затруднения.


3

Я не знаю содержания и не понимаю проблематику романа Достоевского «Преступление и наказание».


Домашнее задание


Сочинение в свободной форме «После чтения Достоевского» с установкой отразить в работе свой субъективный опыт прочтения романа. Предлагаются примерные варианты зачина: «Читая Достоевского, я обратил(а) внимание на то, что...»; «Когда я читал(а) Достоевского, меня поразило...»


САМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Тема урока: «Изучение романа Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»

Учитель: Драгун Александр Николаевич

Должность: учитель русского языка и литературы

Класс: 10б

Дата проведения: 22.02. 2019

Данный урок предваряет обобщающие уроки по изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», что предопределило его основную деятельностную цель - выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через призму фактологического контроля. Это предполагает наличие сформированного в достаточной мере умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развитую рефлексию и интуицию; определенный уровень коммуникативной компетенции учащихся. Содержательные (познавательные) цели урока: систематизация знаний о содержании и особенностях поэтики романа Достоевского «Преступление и наказание»; обобщение нравственно-философской проблематики; формирование навыков комплексного анализа художественного текста. Развивающие цели урока: активизация познавательной активности учащихся, развитие логического и интуитивного мышления. Воспитательные цели урока: приобщение учащихся к глубокому прочтению русской классики, формирование культуры художественного восприятия.

Для реализации поставленных целей в качестве основного метода выступал фактологическийй контроль в форме литературоведческого практикума (анализ текста). В качестве дополнительных методов выступали самостоятельное наблюдение над текстом, слово учителя, беседа, эвристический метод (догадка). Формы контроля – блиц-опрос, ответы учащихся, викторина, проверочный тест, а также домашняя работа (практикум).

Структура урока включала 6 этапов (учебных ситуаций), последовательность которых позволила обеспечить сочетание индивидуальной, групповой и коллективной, смену форм умственной деятельности и речевой коммуникации, а также связь изучаемого материала с ранее изученным и предполагаемым к изучению. Главный аспект делался на умении увидеть художественная деталь, осознать ее роль в произведении. Это и было главным критерием определения уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста.

Применение системно-деятельностного подхода на уроке позволило реализовать такие требования личностно-ориентированного обучения, как выявление субъективного опыта учащихся, возможность выбора задания (вопроса), активное стимулирование ученика в образовательной деятельности, контроль не только результатов, но и самого процесса обучения.

Урок прошел организованно, продуктивно. По итогам урока 7 учеников получили оценку «5», 3 ученика – оценку «4». (На уроке присутствовали 10 учащихся.) Данный урок проведен 22 февраля 2019 года в 10б классе. ​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.