Урок литературы в 10 классе «Изучение романа Ф.М. Достовеского "Преступление и наказание"» (10 класс)
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №4»
(г. Эрдэнэт, Монголия)
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ
ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Учитель: Драгун Александр Николаевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Класс: 10
Дата: 22.02. 2019
ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Тип урока: комбинированный (открытие нового знания и обобщение).
Форма урока: практикум.
Технология: системно-деятельностный подход.
Цели урока: - деятельностные: выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через посредство фактологического контроля; контроль умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развитие рефлексии и интуиции; развитие коммуникативной компетенции учащихся;
- содержательные: систематизация знаний о содержании и особенностях поэтики романа Достоевского «Преступление и наказание»; обобщение нравственно-философской проблематики; формирование навыков комплексного анализа художественного текста.
Планируемый результат: формирование УУД:
- познавательные УУД: умение ориентироваться в сюжете и системе образов произведения, умение анализировать роль художественной детали; умение составлять ответы на вопросы;
- личностные УУД: способность к самооценке собственного коммуникативного поведения, способность к рефлексии и интуиции.
- регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель действия с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; анализировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
- коммуникативные УУД: умение использовать навыки литературоведческого анализа для оформления собственных мыслей в устной и в письменной форме.
Межпредметные связи: языкознание, история, философия.
Оборудование к уроку: учебник (Лебедев Ю.П. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Часть 2. \ Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2015), презентация (иллюстрации к роману), дидактические материал (фрагменты художественного текста), контрольно-измерительный материал (блиц -опрос, викторина, проверочный тест), фрагменты экранизации, музыкальное оформление.
Методы и средства: самостоятельное наблюдение над текстом, слово учителя, беседа, блиц-опрос и викторина (фактологический контроль), эвристический метод (догадка).
Предполагаемая результативность: показатели уровня достижения цели – ответы и вопросы учащихся на уроке, проверочный тест, домашняя работа (литературоведческий практикум).
Организация обратной связи: беседа, игровой диалог.
Условия для творческой активности учащихся: нацеливание на самостоятельную работу, на свободное проявление познавательной активности, дифференциация заданий по уровню сложности, возможность выбора уровня сложности (вопроса), установка на выявление субъективного читательского опыта.
Подготовка к уроку: просмотр фрагментов экранизации, установка на внимательное перечитывание изучаемого материала.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п\п | Этапы урока | Цели | Дидактический материал | Организация деятельности | Формируемые УУД |
1 | Мотивирование к учебной деятельности. | Актуализация знаний и умений по изучаемой теме («надо»); - активизация деятельности учащихся («хочу»); - мотивация к дальнейшей деятельности («могу»). | Презентация «Роман Достоевского «Преступление и наказание». - Учебник: с 85 – 107. | Создание условий для актуализации знаний, применения освоенных способов действия: - сюжет и система образов романа; - нравственно-философская проблематика. | П: сюжет и система образов, проблематика. Л: самооценка уровня знаний. Р: планирование деятельности в соответствии с установкой. К: монологическое высказывание. |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения. | Пробуждение интереса к получению новой информации; - актуализация изученных способов действий; - мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; - фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия | Блиц-опрос | Выполнение пробного учебного действия: узнавание сюжета и образов романа в новых условиях. Восстановление выполненных операций и фиксация операции, где возникло затруднение; выявление и фиксация причины затруднения | П: классификация объектов по вновь заданным параметрам. Л: развитие познавательного интереса, рефлексия. Р: планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, самоконтроль. К: предметный диалог, аргументация. |
3 | Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) и его реализация. Первичное закрепление. | Целостное обобщение полученной информации; - поставка цели: выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста; - планирование этапов и выбор средств достижения цели. -уточнение нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения; - закрепление достижения предварительного результата. | Анализ текста. | Проектирование учебных действий: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа. Реализация проекта: обсуждение вариантов, выбор оптимального варианта для выявления уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через посредство фактологического контроля. | П: формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, структурирование знания. Л: определение границ знания и «незнания», формирование собственной позиции и толерантного отношения к чужому мнению. Р: планирование деятельности в соответствии с выдвинутой целью, самоконтроль. К: предметный диалог. |
4 | Включение в систему знаний и повторение. | Выявление границы применимости нового знания; - интегрирование нового знания в систему межпредметных связей; - формирование навыков комплексного анализа текста; - закрепление достижения результата на эмоциональном уровне. | Дидактический материал: подборка разноуровневых вопросов по содержанию произведения и фрагментов художественного текста. Музыкальная пауза. | Комплексный анализ художественного текста: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа, роль художественной детали. | П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи. Л: формирование картины мира. Р: планирование и самоконтроль. К: монологическое высказывание, оценка речевого поведения. |
5 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Определение уровня усвоения нового знания; - организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха; - мотивация к дальнейшей познавательной деятельности. | Тест: «Система образов и проблематика романа Достоевского». | - Самостоятельное решение теста и самопроверка, сравнение с эталоном: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа. | П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи. Л: фиксация и самооценка достижения результата. Р: планирование действий. К: адекватное читательского опыта. |
6 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | Фиксация результатов урока в соответствии с целью; - развитие рефлексии и коммуникативной компетенции учащихся; - формирование собственной коммуникативно-речевой стратегии. | Домашнее задание: л\в практикум опорой на субъективный опыт восприятия и осознания художественного текста. | Самооценка учениками собственной учебной деятельности. Постановка коммуникативной задачи с закреплением освоенного нового предметного знания (нравственно-философская проблематика произведения). | П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи. Л: формирование картины мира. Р: планирование и самоконтроль. К: создание собственного текста, самооценка речевого поведения. |
Примечание.
П: познавательные УУД.
Л: личностные УУД.
Р: регулятивные УУД.
К: коммуникативные УУД.
Структура урока: многоуровневая игра-викторина (фактологический контроль), 6 этапов (учебных ситуаций), сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы, смена форм умственной деятельности и речевой коммуникации.
1 этап (мотивирование к учебной деятельности). Проверка домашнего: литературоведческий практикум.
2 этап (актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии). Блиц-опрос по содержанию романа «Преступление и наказание».
3 этап (построение проекта выхода из затруднения). Анализ текста. Самостоятельная работа при консультативной поддержке учителя. Групповая (1 и 2 задание) и коллективная работа (3 задание).
4 этап (включение в систему знаний и повторение). Подборка разноуровневых вопросов по содержанию романа «Преступление и наказание» (индивидуальная работа). Ведущий - учитель задает вопросы приглашенному ученику. Ученик имеет возможность выбрать уровень сложности вопроса, а также воспользоваться помощью одноклассников.
5 этап (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону). Тест: «Система образов и проблематика романа Достоевского».
6 этап (рефлексия учебной деятельности). Послесловие учителя. Объяснение домашнего задания: литературоведческий практикум с установкой отразить в работе свой субъективный опыт прочтения романа.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Блиц-опрос.
Задания по роману "Преступление и наказание".
Викторина по роману "Преступление и наказание"
Проверочный тест.
Опросник по итогам урока (рефлексия).
Домашнее задание: учебник, с 100 (литературоведческий практикум)
Блиц-опрос
-Когда был опубликован роман Достоевского «Преступление и наказание»?
-В романе 6 частей и эпилог. Сколько частей занимает повествование о преступлении и сколько – о наказании?
-В какой части романа рассказывается о преступлении?
-В каком городе происходит основное действие романа?
-Чтение фрагмента из романа: «...Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен» (1, 1). Кто это?
-Почему Раскольников оставил учебу в университете?
-Почему Раскольников не хотел зарабатывать репетиторством или переводами?
-Какое преступление совершил Раскольников?
-Что было орудием преступления?
-Что придумал Раскольников, чтобы незаметно нести топор по улице?
-Как (каким образом) Раскольников узнал, что старуха-процентщица на следующий день вечером останется дома одна?
-Когда Раскольникову приснился сон о забитой насмерть лошади – за день до убийства, в день убийства, на следующий день после убийства?
-Когда Раскольникову падает в обморок в полицейской конторе –в день убийства, на следующий день после убийства, через три дня после убийства?
-Чтение фрагмента из романа: «...Крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом...» (1, 1). Кто это?
-Как (каким образом) Раскольникову удалось избежать встречи со свидетелями преступления на лестничной площадке?
-Как звали следователя, который вел дело об убийстве процентщицы и ее сестры?
-Что послужило уликой против красильщика Миколки, арестованного по подозрению в убийстве?
-Зачем Раскольников решил убить старуха-процентщицу? Какой вопрос он хотел разрешить этим преступлением?
-По каким признакам Раскольников разделил в своей теории людей на два разряда – обыкновенные и необыкновенные?
Задания по роману "Преступление и наказание" (анализ текста).
1 группа. Прочитайте фрагмент из романа (часть третья, глава V) и ответьте на вопросы.
Кто такой Порфирий Петрович? Для чего Раскольникову понадобилось встретиться с ним? Чем привлекла Порфирия Петровича статья Раскольникова? Что за новое слово сказал Раскольников? Какие детали, моменты укрепили Раскольникова в подозрениях, что следователь ведет против него игру?
2 группа. Прочитайте фрагмент из романа (часть четвертая, глава V) и ответьте на вопросы.
Какую игру ведет Порфирий Петрович против Раскольникова? Поясните слова следователя: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать». Почему Раскольников во время разговора со следователем то и дело теряет самообладание? Какой «сюрпризик» готовил Порфирий Петрович? Что из этого вышло?
Коллективная работа. Прочитайте фрагмент из романа (часть шестая, глава II) и ответьте на вопросы.
С какой целью и в какой момент Порфирий Петрович сам пришел к Раскольникову? Перечислите детали (психологические улики), которые привели следователя к догадке, что Раскольников – убийца? Почему Порфирий Петрович считает, что Раскольников «все-таки не безнадежный подлец», и предлагает ему явиться с повинной?
Викторина
Вопросы уровня А (базовый)
-Кто произносит эту фразу? «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» (5, 4).
-Чтение фрагмента из романа: «...безобразную мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя все еще сам себе не верил. Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию…» (1, 1). Что означает проба в понимании Раскольникова?
-Зачем Раскольникову перед совершением преступления понадобились иголка и нитки?
-Фрагмент из романа. «Он шел и смотрел в землю. Вдруг как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял глаза и увидел, что стоит у того дома, у самых ворот. С того вечера он здесь не был и мимо не проходил» (2, 6). Что означают местоимения у того дома, с того вечера в понимании Раскольникова?
-Зачем Порфирий Петрович спрашивает Раскольникова, видел ли тот, спускаясь из квартиры процентщицы, маляров, работавших в квартире второго этажа?
Вопросы уровня В (повышенный)
-Сколько шагов было от дома, жил Раскольников, до дома, где жила старуха-процентщица?
-Что принес Раскольников процентщице в качестве заклада во время пробного посещения?
-Кто произносит эту фразу? «Ну, полноте, кто ж у на Руси нас себя Наполеоном не считает?» (3, 5.)
-Что было главной самой психологической уликой у Порфирия Петровича против Раскольникова?
-Как Порфирий Петрович узнал, что автор статьи, подписавшийся одной буквой, - Раскольников?
Вопросы уровня С (высокий)
-Кто произносит эту фразу? «Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика». (1, 6.)
-Когда Раскольников, в душе которого боролись мотивы за и против преступления, почувствовал, что «все решено окончательно»?
-Зачем Раскольников посещает квартиру старухи-процентщицы через несколько дней после убийства?
- На следующий день после посещения той квартиры Раскольникову снится сон, в котором он вновь идет убивать процентщицу, но старуха после удара не падает, а смеется над ним, комната наполняется людьми, все смотрят на Раскольникова - он в ужасе просыпается. Почему во сне Раскольникову не удаётся повторить убийство?
Проверочный тест
Ответьте на вопросы по содержанию романа «Преступление и наказание».
№ | Вопрос | Ответ | Самопроверка |
1 | На какие два разряда разделил людей Раскольников в своей теории? | | |
2 | Зачем Раскольников просит Разумихина устроить встречу с Порфирием Петровичем? | | |
3 | Почему Порфирия Петровича заинтересовала статья Раскольникова? | | |
4 | Зачем Раскольников вторично приходит к Порфирию Петровичу? | | |
5 | Какая психологическая улика ("черточка") окончательно убедила следователя в виновности Раскольникова? | | |
Выполните самопроверку и оцените свой результат.
Результат | Оценка |
Всё правильно. | 5 |
3 – 4 правильных ответа | 4 |
1 – 2 правильных ответа | 3 |
Всё неправильно. | 2 |
Итоги (шестой этап)
Сделайте самооценку результата собственной учебной деятельности.
№ | Результат | Отметка |
1 | Я в достаточной мере знаю содержание и понимаю проблематику романа Достоевского «Преступление и наказание». | |
2 | Я знаю в общих чертах знаю содержание и понимаю проблематику романа Достоевского «Преступление и наказание», но испытываю затруднения. | |
3 | Я не знаю содержания и не понимаю проблематику романа Достоевского «Преступление и наказание». | |
Домашнее задание
Сочинение в свободной форме «После чтения Достоевского» с установкой отразить в работе свой субъективный опыт прочтения романа. Предлагаются примерные варианты зачина: «Читая Достоевского, я обратил(а) внимание на то, что...»; «Когда я читал(а) Достоевского, меня поразило...»
САМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Тема урока: «Изучение романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»
Учитель: Драгун Александр Николаевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Класс: 10б
Дата проведения: 22.02. 2019
Данный урок предваряет обобщающие уроки по изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», что предопределило его основную деятельностную цель - выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через призму фактологического контроля. Это предполагает наличие сформированного в достаточной мере умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развитую рефлексию и интуицию; определенный уровень коммуникативной компетенции учащихся. Содержательные (познавательные) цели урока: систематизация знаний о содержании и особенностях поэтики романа Достоевского «Преступление и наказание»; обобщение нравственно-философской проблематики; формирование навыков комплексного анализа художественного текста. Развивающие цели урока: активизация познавательной активности учащихся, развитие логического и интуитивного мышления. Воспитательные цели урока: приобщение учащихся к глубокому прочтению русской классики, формирование культуры художественного восприятия.
Для реализации поставленных целей в качестве основного метода выступал фактологическийй контроль в форме литературоведческого практикума (анализ текста). В качестве дополнительных методов выступали самостоятельное наблюдение над текстом, слово учителя, беседа, эвристический метод (догадка). Формы контроля – блиц-опрос, ответы учащихся, викторина, проверочный тест, а также домашняя работа (практикум).
Структура урока включала 6 этапов (учебных ситуаций), последовательность которых позволила обеспечить сочетание индивидуальной, групповой и коллективной, смену форм умственной деятельности и речевой коммуникации, а также связь изучаемого материала с ранее изученным и предполагаемым к изучению. Главный аспект делался на умении увидеть художественная деталь, осознать ее роль в произведении. Это и было главным критерием определения уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста.
Применение системно-деятельностного подхода на уроке позволило реализовать такие требования личностно-ориентированного обучения, как выявление субъективного опыта учащихся, возможность выбора задания (вопроса), активное стимулирование ученика в образовательной деятельности, контроль не только результатов, но и самого процесса обучения.
Урок прошел организованно, продуктивно. По итогам урока 7 учеников получили оценку «5», 3 ученика – оценку «4». (На уроке присутствовали 10 учащихся.) Данный урок проведен 22 февраля 2019 года в 10б классе.