Урок литературы в 10 классе «Изучение романа Ф.М. Достовеского "Преступление и наказание"» (10 класс)
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №4»
(г. Эрдэнэт, Монголия)        
 СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ           
ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»       
Учитель: Драгун Александр Николаевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Класс: 10
Дата: 22.02. 2019
                                                                              
ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»  
Тип урока: комбинированный (открытие нового знания и обобщение).
Форма урока: практикум.
Технология: системно-деятельностный подход.
Цели урока: - деятельностные: выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через посредство фактологического контроля; контроль умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развитие рефлексии и интуиции; развитие коммуникативной компетенции учащихся;
- содержательные: систематизация знаний о содержании и особенностях поэтики романа Достоевского «Преступление и наказание»; обобщение нравственно-философской проблематики; формирование навыков комплексного анализа художественного текста.
Планируемый результат: формирование УУД:
- познавательные УУД: умение ориентироваться в сюжете и системе образов произведения, умение анализировать роль художественной детали; умение составлять ответы на вопросы;
- личностные УУД: способность к самооценке собственного коммуникативного поведения, способность к рефлексии и интуиции.
- регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель действия с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; анализировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
- коммуникативные УУД: умение использовать навыки литературоведческого анализа для оформления собственных мыслей в устной и в письменной форме.
Межпредметные связи: языкознание, история, философия.
 Оборудование к уроку: учебник (Лебедев Ю.П. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Часть 2. \ Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2015), презентация (иллюстрации к роману), дидактические материал (фрагменты художественного текста), контрольно-измерительный материал (блиц -опрос, викторина, проверочный тест), фрагменты экранизации, музыкальное оформление.
Методы и средства: самостоятельное наблюдение над текстом, слово учителя, беседа, блиц-опрос и викторина (фактологический контроль), эвристический метод (догадка).
Предполагаемая результативность: показатели уровня достижения цели – ответы и вопросы учащихся на уроке, проверочный тест, домашняя работа (литературоведческий практикум).
Организация обратной связи: беседа, игровой диалог.
Условия для творческой активности учащихся: нацеливание на самостоятельную работу, на свободное проявление познавательной активности, дифференциация заданий по уровню сложности, возможность выбора уровня сложности (вопроса), установка на выявление субъективного читательского опыта.
Подготовка к уроку: просмотр фрагментов экранизации, установка на внимательное перечитывание изучаемого материала.        
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
| № п\п | Этапы урока | Цели | Дидактический материал | Организация деятельности | Формируемые УУД | 
| 1 | Мотивирование к учебной деятельности. | Актуализация знаний и умений по изучаемой теме («надо»); - активизация деятельности учащихся («хочу»); - мотивация к дальнейшей деятельности («могу»). | Презентация «Роман Достоевского «Преступление и наказание». - Учебник: с 85 – 107. | Создание условий для актуализации знаний, применения освоенных способов действия: - сюжет и система образов романа; - нравственно-философская проблематика. | П: сюжет и система образов, проблематика. Л: самооценка уровня знаний. Р: планирование деятельности в соответствии с установкой. К: монологическое высказывание. | 
| 2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения. | Пробуждение интереса к получению новой информации; - актуализация изученных способов действий; - мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; - фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия | Блиц-опрос | Выполнение пробного учебного действия: узнавание сюжета и образов романа в новых условиях. Восстановление выполненных операций и фиксация операции, где возникло затруднение; выявление и фиксация причины затруднения | П: классификация объектов по вновь заданным параметрам. Л: развитие познавательного интереса, рефлексия. Р: планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, самоконтроль. К: предметный диалог, аргументация. | 
| 3 | Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) и его реализация. Первичное закрепление. | Целостное обобщение полученной информации; - поставка цели: выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста; - планирование этапов и выбор средств достижения цели. -уточнение нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения; - закрепление достижения предварительного результата. | Анализ текста. | Проектирование учебных действий: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа. Реализация проекта: обсуждение вариантов, выбор оптимального варианта для выявления уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через посредство фактологического контроля. | П: формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, структурирование знания. Л: определение границ знания и «незнания», формирование собственной позиции и толерантного отношения к чужому мнению. Р: планирование деятельности в соответствии с выдвинутой целью, самоконтроль. К: предметный диалог. | 
| 4 | Включение в систему знаний и повторение. | Выявление границы применимости нового знания; - интегрирование нового знания в систему межпредметных связей; - формирование навыков комплексного анализа текста; - закрепление достижения результата на эмоциональном уровне. | Дидактический материал: подборка разноуровневых вопросов по содержанию произведения и фрагментов художественного текста. Музыкальная пауза. | Комплексный анализ художественного текста: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа, роль художественной детали. | П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи. Л: формирование картины мира. Р: планирование и самоконтроль. К: монологическое высказывание, оценка речевого поведения. | 
| 5 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Определение уровня усвоения нового знания; - организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха; - мотивация к дальнейшей познавательной деятельности. | Тест: «Система образов и проблематика романа Достоевского». | - Самостоятельное решение теста и самопроверка, сравнение с эталоном: конкретизация содержания сюжета и системы образов, проблематики романа. | П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи. Л: фиксация и самооценка достижения результата. Р: планирование действий. К: адекватное читательского опыта. | 
| 6 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | Фиксация результатов урока в соответствии с целью; - развитие рефлексии и коммуникативной компетенции учащихся; - формирование собственной коммуникативно-речевой стратегии. | Домашнее задание: л\в практикум опорой на субъективный опыт восприятия и осознания художественного текста. | Самооценка учениками собственной учебной деятельности. Постановка коммуникативной задачи с закреплением освоенного нового предметного знания (нравственно-философская проблематика произведения). | П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи. Л: формирование картины мира. Р: планирование и самоконтроль. К: 			создание 			собственного 			текста, самооценка 			речевого 			поведения. | 
Примечание.
П: познавательные УУД.
Л: личностные УУД.
Р: регулятивные УУД.
К: 	коммуникативные 	УУД. 	  	
Структура урока: многоуровневая игра-викторина (фактологический контроль), 6 этапов (учебных ситуаций), сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы, смена форм умственной деятельности и речевой коммуникации.
1 этап (мотивирование к учебной деятельности). Проверка домашнего: литературоведческий практикум.
2 этап (актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии). Блиц-опрос по содержанию романа «Преступление и наказание».
3 этап (построение проекта выхода из затруднения). Анализ текста. Самостоятельная работа при консультативной поддержке учителя. Групповая (1 и 2 задание) и коллективная работа (3 задание).
4 этап (включение в систему знаний и повторение). Подборка разноуровневых вопросов по содержанию романа «Преступление и наказание» (индивидуальная работа). Ведущий - учитель задает вопросы приглашенному ученику. Ученик имеет возможность выбрать уровень сложности вопроса, а также воспользоваться помощью одноклассников.
5 этап (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону). Тест: «Система образов и проблематика романа Достоевского».
 	6 	этап (рефлексия 	учебной деятельности). 	Послесловие 	учителя. Объяснение 	домашнего 	задания: 	литературоведческий 	практикум с 	установкой 	отразить в 	работе свой 	субъективный 	опыт прочтения 	романа.  	  	
ДИДАКТИЧЕСКИЙ 	МАТЕРИАЛ К 	УРОКУ
Блиц-опрос.
Задания по роману "Преступление и наказание".
Викторина по роману "Преступление и наказание"
Проверочный тест.
Опросник по итогам урока (рефлексия).
Домашнее задание: учебник, с 100 (литературоведческий практикум)
Блиц-опрос
-Когда был опубликован роман Достоевского «Преступление и наказание»?
-В романе 6 частей и эпилог. Сколько частей занимает повествование о преступлении и сколько – о наказании?
-В какой части романа рассказывается о преступлении?
-В каком городе происходит основное действие романа?
-Чтение фрагмента из романа: «...Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен» (1, 1). Кто это?
-Почему Раскольников оставил учебу в университете?
-Почему Раскольников не хотел зарабатывать репетиторством или переводами?
-Какое преступление совершил Раскольников?
-Что было орудием преступления?
-Что придумал Раскольников, чтобы незаметно нести топор по улице?
-Как (каким образом) Раскольников узнал, что старуха-процентщица на следующий день вечером останется дома одна?
-Когда Раскольникову приснился сон о забитой насмерть лошади – за день до убийства, в день убийства, на следующий день после убийства?
-Когда Раскольникову падает в обморок в полицейской конторе –в день убийства, на следующий день после убийства, через три дня после убийства?
-Чтение фрагмента из романа: «...Крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом...» (1, 1). Кто это?
-Как (каким образом) Раскольникову удалось избежать встречи со свидетелями преступления на лестничной площадке?
-Как звали следователя, который вел дело об убийстве процентщицы и ее сестры?
-Что послужило уликой против красильщика Миколки, арестованного по подозрению в убийстве?
-Зачем Раскольников решил убить старуха-процентщицу? Какой вопрос он хотел разрешить этим преступлением?
-По 	каким признакам 	Раскольников 	разделил в 	своей теории 	людей на два 	разряда – 	обыкновенные 	и необыкновенные?
Задания 	по роману 	"Преступление 	и наказание" 	(анализ текста).
1 группа. Прочитайте фрагмент из романа (часть третья, глава V) и ответьте на вопросы.
Кто такой Порфирий Петрович? Для чего Раскольникову понадобилось встретиться с ним? Чем привлекла Порфирия Петровича статья Раскольникова? Что за новое слово сказал Раскольников? Какие детали, моменты укрепили Раскольникова в подозрениях, что следователь ведет против него игру?
2 группа. Прочитайте фрагмент из романа (часть четвертая, глава V) и ответьте на вопросы.
Какую игру ведет Порфирий Петрович против Раскольникова? Поясните слова следователя: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать». Почему Раскольников во время разговора со следователем то и дело теряет самообладание? Какой «сюрпризик» готовил Порфирий Петрович? Что из этого вышло?
Коллективная работа. Прочитайте фрагмент из романа (часть шестая, глава II) и ответьте на вопросы.
С какой целью и в какой момент Порфирий Петрович сам пришел к Раскольникову? Перечислите детали (психологические улики), которые привели следователя к догадке, что Раскольников – убийца? Почему Порфирий Петрович считает, что Раскольников «все-таки не безнадежный подлец», и предлагает ему явиться с повинной?
Викторина
Вопросы 	уровня А (базовый)
-Кто 	произносит 	эту фразу? 	«Разве я старушонку 	убил? Я себя 	убил, а не старушонку!» 	(5, 4).
-Чтение 	фрагмента из 	романа: 	«...безобразную 	мечту как-то 	даже поневоле 	привык считать 	уже предприятием, 	хотя все еще 	сам себе не 	верил. Он даже 	шел теперь 	делать пробу 	своему предприятию…» 	(1, 1). Что означает 	проба 	в понимании 	Раскольникова?
-Зачем 	Раскольникову 	перед совершением 	преступления 	понадобились 	иголка и нитки?
-Фрагмент 	из романа. 	«Он шел и смотрел 	в землю. Вдруг 	как будто кто 	шепнул ему 	что-то на ухо. 	Он поднял глаза 	и увидел, что 	стоит у 	того 	дома, у самых 	ворот. С того 	вечера он здесь 	не был и мимо 	не проходил» 	(2, 6). Что означают 	местоимения 	у того 	дома, с 	того 	вечера в понимании 	Раскольникова?
-Зачем 	Порфирий Петрович 	спрашивает 	Раскольникова, 	видел ли тот, 	спускаясь из 	квартиры 	процентщицы, 	маляров, работавших 	в квартире 	второго этажа?
Вопросы 	уровня В (повышенный)
-Сколько 	шагов было от 	дома, жил Раскольников, 	до дома, где 	жила старуха-процентщица?
-Что 	принес Раскольников 	процентщице 	в качестве 	заклада во 	время пробного 	посещения?
-Кто 	произносит 	эту фразу? «Ну, 	полноте, кто 	ж у на Руси нас 	себя Наполеоном 	не считает?» 	(3, 5.)
-Что 	было главной 	самой психологической 	уликой у Порфирия 	Петровича 	против Раскольникова?
-Как Порфирий Петрович узнал, что автор статьи, подписавшийся одной буквой, - Раскольников?
  	Вопросы 	уровня С (высокий)
-Кто 	произносит 	эту фразу? 	«Одна смерть 	и сто жизней 	взамен – да 	ведь тут арифметика». 	(1, 6.)
-Когда 	Раскольников, 	в душе которого 	боролись мотивы 	за и против 	преступления, 	почувствовал, 	что «все решено 	окончательно»?
-Зачем 	Раскольников 	посещает квартиру 	старухи-процентщицы 	через несколько 	дней после 	убийства?
- На следующий день после посещения той квартиры Раскольникову снится сон, в котором он вновь идет убивать процентщицу, но старуха после удара не падает, а смеется над ним, комната наполняется людьми, все смотрят на Раскольникова - он в ужасе просыпается. Почему во сне Раскольникову не удаётся повторить убийство?
Проверочный 	тест
Ответьте 	на вопросы по 	содержанию 	романа «Преступление 	и наказание».
| № | Вопрос | Ответ | Самопроверка | 
| 1 | На какие два разряда разделил людей Раскольников в своей теории? |  				 |  				 | 
| 2 | Зачем Раскольников просит Разумихина устроить встречу с Порфирием Петровичем? |  				 |  				 | 
| 3 | Почему Порфирия Петровича заинтересовала статья Раскольникова? |  				 |  				 | 
| 4 | Зачем Раскольников вторично приходит к Порфирию Петровичу? |  				 |  				 | 
| 5 | Какая психологическая улика ("черточка") окончательно убедила следователя в виновности Раскольникова? |  				 |  				  				 | 
Выполните 	самопроверку 	и оцените свой 	результат.
| Результат | Оценка | 
| Всё правильно. | 5 | 
| 3 – 4 правильных ответа | 4 | 
| 1 – 2 правильных ответа | 3 | 
| Всё неправильно. |  				2 | 
Итоги 	(шестой этап)
Сделайте 	самооценку 	результата 	собственной 	учебной деятельности.
| № | Результат | Отметка | 
| 1 | Я в достаточной мере знаю содержание и понимаю проблематику романа Достоевского «Преступление и наказание». |  				 | 
| 2 | Я знаю в общих чертах знаю содержание и понимаю проблематику романа Достоевского «Преступление и наказание», но испытываю затруднения. |  				 | 
| 3 | Я не знаю содержания и не понимаю проблематику романа Достоевского «Преступление и наказание». |  				  				 | 
Домашнее задание
Сочинение 	в свободной 	форме «После 	чтения Достоевского» 	с установкой 	отразить в 	работе свой 	субъективный 	опыт прочтения 	романа. Предлагаются 	примерные 	варианты зачина: 	«Читая 	Достоевского, 	я обратил(а) 	внимание на 	то, что...»; «Когда 	я читал(а) Достоевского, 	меня поразило...»
САМОАНАЛИЗ 	УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Тема урока: «Изучение романа Ф.М.Достоевского
«Преступление 	и наказание»
Учитель: Драгун Александр Николаевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Класс: 10б
Дата 	проведения: 	22.02. 2019
Данный урок предваряет обобщающие уроки по изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», что предопределило его основную деятельностную цель - выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через призму фактологического контроля. Это предполагает наличие сформированного в достаточной мере умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развитую рефлексию и интуицию; определенный уровень коммуникативной компетенции учащихся. Содержательные (познавательные) цели урока: систематизация знаний о содержании и особенностях поэтики романа Достоевского «Преступление и наказание»; обобщение нравственно-философской проблематики; формирование навыков комплексного анализа художественного текста. Развивающие цели урока: активизация познавательной активности учащихся, развитие логического и интуитивного мышления. Воспитательные цели урока: приобщение учащихся к глубокому прочтению русской классики, формирование культуры художественного восприятия.
Для реализации поставленных целей в качестве основного метода выступал фактологическийй контроль в форме литературоведческого практикума (анализ текста). В качестве дополнительных методов выступали самостоятельное наблюдение над текстом, слово учителя, беседа, эвристический метод (догадка). Формы контроля – блиц-опрос, ответы учащихся, викторина, проверочный тест, а также домашняя работа (практикум).
Структура урока включала 6 этапов (учебных ситуаций), последовательность которых позволила обеспечить сочетание индивидуальной, групповой и коллективной, смену форм умственной деятельности и речевой коммуникации, а также связь изучаемого материала с ранее изученным и предполагаемым к изучению. Главный аспект делался на умении увидеть художественная деталь, осознать ее роль в произведении. Это и было главным критерием определения уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста.
Применение системно-деятельностного подхода на уроке позволило реализовать такие требования личностно-ориентированного обучения, как выявление субъективного опыта учащихся, возможность выбора задания (вопроса), активное стимулирование ученика в образовательной деятельности, контроль не только результатов, но и самого процесса обучения.
 	Урок 	прошел организованно, 	продуктивно. 	По итогам урока 	7 учеников получили 	оценку «5», 3 	ученика – оценку 	«4». (На уроке 	присутствовали 	10 учащихся.) Данный 	урок проведен 	22 февраля 2019 года 	в 10б классе.  	
 
                                     
                                 
                                 
                                 
                                 
                         
                        
Селиванова Галина Геннадьевна