Влияние игр на развитие цветоощущения

3
0
Материал опубликован 4 April 2021

Введение

Мы видим мир цветным, и цвет обладает огромной силой воздействия на нас. Поэтому здоровое восприятие цвета для человека очень важно. Цвет столь сложное и загадочное явление, что его изучают многие науки, причем с совершенно разных позиций. Цвет в жизни бесконечно изменчив, и зависит от состояния света. Наше восприятие цвета связано со многими факторами. Наукой доказано, что цветоощущение можно развивать. Один из способов это сделать – игровая деятельность.

Итак, цель данной работы: выявить влияние игр на цветоощущение. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

собрать и проанализировать необходимый материал по данной теме;

выявить роль и особенности цветоощущения;

проанализировать игры и определить, какое влияние они оказывают на развитие цветоощущения;

оформить игровое пособие.

Объект исследования: цветоощущение.

Предмет исследования: игры, развивающие цветоощущение.

При написании работы были использованы методы:

наблюдение;

анализ и синтез информации;

практический.

Цветовое зрение очень важно в разных сферах жизни человека, поэтому не менее важно заниматься его развитием. Осознанное, целенаправленное восприятие цветов не является врождённым качеством. Здоровое цветовосприятие позволяет увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформулировать устойчивый образ цвета. Полученные детьми знания о цвете поспособствуют сенсорному и умственному развитию детей, развитию творчества, а так же восприятию окружающего мира. Без этих знаний ребёнок будет чувствовать себя бедным и ущемлённым. В этом заключается актуальность данной работы.










1. Роль и особенности цветоощущения

Что же такое цветоощущение? Это — способность зрения воспринимать и преобразовывать лучи света в ощущение различных цветовых оттенков и тонов. Человек обладает способностью видеть окружающий мир во всем многообразии цветов и оттенков. Он может любоваться закатом, изумрудной зеленью, бездонным синим небом и другими красотами природы. У людей способность различать цвета развита лучше, чем у остальных млекопитающих.

При характеристике различных цветов используются следующие признаки:

цветовой тон;

яркость;

насыщенность.

Как уже говорилось, цветовое зрение играет огромную в разных сферах жизни человека. Для многих профессий необходима способность различать цвета, например: для водителей и машинистов, для врачей (многие симптомы связаны с изменением окраски кожи, слизистых оболочек, глазного дна), для ученых-химиков (проведение цветных химических реакций) и многое другое. Восприятие цвета во многом зависит и от личностных характеристик человека. Этот факт доказал в своих работах об индивидуальном восприятии цветовых композиций немецкий психолог М. Люшер. Согласно его теории, пребывающий в различном эмоциональном и умственном состоянии индивид может по-разному отреагировать на один и тот же цвет. При этом особенности восприятия цвета зависят от степени развития личности. Но даже при слабой душевной восприимчивости краски окружающей действительности воспринимается неоднозначно. Теплые и светлые тона притягивают глаз больше, чем темные. И в то же время ясные, но ядовитые цвета вызывают беспокойство, и зрение человека невольно ищет холодный зеленый или синий оттенок, чтобы отдохнуть.

Нарушения цветового зрения. Все расстройства и нарушения, связанные с цветоощущением, могут быть как врожденными, так и приобретенными. Если сетчатка теряет способность различать какой-либо цвет, то и человек утрачивает ее. Например, бывают люди, которые не в состоянии отличить зеленый цвет от красного. У 7% мужчин и 0,5% женщин встречаются такие особенности. Крайне редко люди вообще не видят красок вокруг, это значит, что рецепторные клетки в их сетчатке не функционируют

В норме человек различает все три основных цвета (красный, зеленый и синий), эта норма – трихромазия.

Если у человека из восприятия выпадает какой-либо один цвет, то эта патология называется дихромазией.

Выделяют ее следующие виды:

Протанопия – человек полностью не воспринимает красный цвет.

Дейтеранопия – из восприятия исчезает зеленый цвет.

Тританопия – человек не видит синий цвет.

Дихромазию открыл ученый Дальтон, который имел данную патологию (протанопию) и впервые описал ее. Поэтому любые нарушения цветовосприятия называются термином «дальтонизм».

Когда пациент все вокруг видит в одном цвете, говорят о монохромазии, которая в свою очередь подразделяется на:

Эритропсия – видение в красном цвете.

Ксантопсия – человек все видит в желтом цвете.

Хлоропсия – видение окружающего мира в зеленом цвете.

Цианопсия – пациент видит все вокруг в синем цвете.

Наиболее редко встречается ахромазия, или ахроматопсия (нарушение деятельности всех типов колбочек), – видение в черно-белом цвете.

Интереснейший эксперимент над собой поставил один житель Британии - Нил Харбиссон. Он с детства не умел различать цвета. Врачи нашли у него редчайший дефект зрения – ахроматопсию (видение в черно-белом цвете). Юноша видел окружающую действительность словно в черно-белом кино и считал себя социально отрезанным человеком. Однажды Нил согласился на эксперимент и позволил вживить себе в голову специальный кибернетический инструмент, который позволяет ему видеть мир во всем его красочном многообразии. Оказывается, восприятие глазом цвета вовсе не обязательно. В затылок Нила имплантировали чип и антенну с датчиком, которые улавливают вибрацию и преобразуют ее в звук. При этом каждой ноте соответствует определенный цвет: фа – красный, ля – зеленый, до – синий и так далее. Теперь для Харбиссона визит в супермаркет сродни посещению ночного клуба, а картинная галерея напоминает ему поход в филармонию. Технология подарила Нилу доселе невиданное в природе ощущение: визуальный звук. Мужчина ставит интересные эксперименты со своим новым чувством, например, подходит вплотную к разным людям, изучает их лица и сочиняет музыку портретов.

Однако человек может приспособиться к "цветовым расстройствам", поэтому без специального обследования их почти невозможно обнаружить. Люди с нормальным зрением в состоянии различить до тысячи оттенков. Восприятие цвета человеком меняется в зависимости от условий окружающего мира.

2. Как игры влияют на развитие цветоощущения

Восприятие цвета детьми складывается постепенно. Сначала они различают только теплые тона: красный, оранжевый и желтый. Затем развитие психических реакций приводит к тому, что ребенок начинает воспринимать голубой, фиолетовый, синий и зеленый цвета. И только с возрастом малышу становится доступно все многообразие цветовых тонов и оттенков. В три года ребятишки, как правило, называют два-три цвета, а узнают около пяти. Причем некоторые дети с трудом различают основные тона даже в четырехлетнем возрасте. Они слабо дифференцируют цвета, с трудом запоминают их названия, заменяют промежуточные оттенки спектра основными и так далее. Для того чтобы ребенок научился адекватно воспринимать окружающий мир, нужно учить его правильно различать цвета.

Развитие восприятия цвета. С самого раннего возраста нужно учить цветовосприятию. Малыш от природы очень любознателен и нуждается в разнообразной информации, но вводить ее нужно постепенно, чтобы не раздражать чувствительную психику ребенка. У маленьких детей усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. В ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способ действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

В раннем возрасте дети обычно связывают цвет с образом какого-нибудь предмета. Например, зеленый – елочка, желтый – цыпленок, синий – небо и так далее. Взрослым нужно воспользоваться этим моментом и развивать цветовосприятие, используя естественные формы. Цвет, в отличие от размера и формы, можно только увидеть. Поэтому при определении тона большая роль отводится сопоставлению путем наложения. Если два цвета поместить рядом, каждый ребенок поймет, одинаковые они или разные. При этом ему еще не нужно знать название окраски, достаточно уметь выполнять задания типа «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета». После того как ребенок научится зрительно различать и сопоставлять цвета, имеет смысл приступать к выбору по образцу, то есть к действительному развитию цветовосприятия.

Игра становится игрой благодаря наличию в ней разных моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнование, распределение ролей и др.

В процессе разнообразных игр по развитию чувства цвета дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета, различают по основному цвету и оттенкам. Все эти действия и развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, активно способствуют формированию чувства цвета.

3.Игровое пособие по развитию цветоощущения

Так как цветоощущение лучше всего начинать развивать в раннем детстве, то пособие по играм я решила составить для детей дошкольного возраста (3-4 года). Для начала мне потребовалось ознакомиться с психологическими особенностями детей 3-4 лет.

Восприятие ребенка в это время непроизвольное. Он выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки предмета, часто не существенные. Форма служит ребенку основанием для узнавания предмета. Предметы притягивают малыша своей яркостью, окрашенностью, вызывая яркую эмоциональную реакцию.

В 3-4 года дошкольник отчетливо различает 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Следующий шаг требует развития промежуточных оттенков.

Дети склонны заменять цвет понятиями «красиво» и «некрасиво», в результате чего возникают картинки, где оттенки объектов мало соответствуют реальности. В этом возрастном периоде краски отбрасываются как несущественный фактор, основой становится форма.

Поэтому развитие восприятия цвета должно состоять из упражнений, где простейшие задания меняются на более сложные.

Таким образом, пособие должно состоять из материалов ярких цветов, но не «ядовитых», а естественных. Предметы должны быть крупными, приятными на ощупь.

Потом следовало произвести отбор игр, составить список.

Для изготовления мне потребовались следующие материалы: картон, цветная бумага, белая бумага, ножницы, клей, скотч.

Когда игры были готовы, требовалось опробовать их в детском саду. По итогам наблюдений за процессом игры, были сделаны следующие выводы:

- дети охотно выполняют задания;

- некоторые дети хорошо различают все цвета, и выполнение заданий не вызывает затруднений, следовательно, задания требуют усложнения;

- детали пособия (капли, лепестки) получились достаточно мелкими, что вызывает неудобство в обращении и хранении, но в то же время, работа с небольшими предметами способствует развитию мелкой моторики.

Заключение

Проанализировав собранный материал, я пришла к выводу, что игры – это простой и интересный способ развить цветоощущение ребенка, выявить и устранить проблемы. Цель работы достигнута. Я узнала, как различные игры могут повлиять на развитие цветового восприятия. Рассмотрев особенности цветовосприятия, было разработано игровое пособие для детей 3-4 лет. Данное пособие можно использовать на занятиях в младшей группе детского сада. Кроме того, пособие можно выполнить из подручных материалов, при этом не обязательно обладать какими-либо художественными навыками.

Представленные игры и упражнения опробованы на детях в местном детском саду под присмотром воспитателей.

Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребенок получает определенные эмоции. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью. Осознанное восприятие цвета приобретается в процессе развития ребенка, и во многом этому способствует игровая деятельность.






















Список литературы

1.Васильева А. Подборка дидактических игр по развитию цветовосприятия у детей дошкольного возраста /Международный образовательный портал «МААМ. Ru». [Электронный ресурс]. — URL https://www.maam.ru/detskijsad/podborka-didakticheskih-igr-po-razvitiyu-cvetovosprijatija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

2.Вселенная дошкольника. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]. — URL https://alldoshkol.ru/process/razvitie-vospriyatiya#i-9

3. Королева Т. Восприятие цвета человеком. Влияние цвета на человека. [Электронный ресурс]. — URL http://fb.ru/article/177637/vospriyatie-tsveta-chelovekom-vliyanie-tsveta-na-cheloveka

4. Офтальмологический портал. Цветовое зрение – какое оно должно быть. [Электронный ресурс]. — URL http://ofthalm.ru/cvetooshhushhenie.html

5. Свободная энциклопедия «Википедия». Цветоощущение. [Электронный ресурс]. — URLhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BE%D1%89%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5






















Приложение 1.

Методика исследования нарушений цветового зрения

Самым популярным способом определения дальтонизма считается диагностический тест Исихары. Название теста происходит от фамилии его создателя, японского офтальмолога Синоби Исихара (1879-1963), он разработал специальные процедуры и впервые опубликовал их суть в своей работе в 1917 году.

Тест Исихара представляет собой брошюру, каждая страница которой содержит элемент в виде круга или «тарелки». Каждый такая пластина состоит из множества точек различного цвета, размера и со своей степенью яркости. Кажущиеся расположенными вразброс, цветные точки на самом деле занимают определенные позиции, и размещены они таким образом, что человек с нормальным зрением легко заметит среди них однозначное или двузначное число. Люди, страдающие расстройствами цветового восприятия, таких изображений не увидят.
Полная версия теста на дальтонизм Исихара состоит из 38 пластин. Но при упрощенном исследовании глаз с помощью скрининг-тестов, используют 14, либо 24 изображения.
Во время проведения теста, человек просто просматривает изображения при дневном свете и в обычных очках, если они были прописаны врачом. А так как основное задание теста заключено в том, чтобы определить какое число спряталось на картинке, то для совсем маленьких детей такой способ проверки не подходит.
Определение цвета по пластинам Исихары еще известно под термином псевдоизохроматического метода. Цвета в каждой из моделей пластин подобраны таким образом, что на первый взгляд кажутся схожими, но это явление обманчивое. Человек без дефектов зрения сразу же отметит все особенности, а для того, у кого расстройство все-таки имеется, изображение будет видеться в одном цвете.
С момента введения цветового теста Исихара, многие другие компании разработали свои похожие скрининг-тесты с применением псевдоизохроматических пластин.









Так выглядят пластины Исихара

t1617540581aa.jpg

t1617540581ab.jpg

Полихроматическая карточка Исихара у человека с нормальным зрением и при патологиях.

Приложение 2.

Игровое пособие


Игра «Тучки»

Цель: знакомить и закреплять названия цветов спектра.

Ход игры: Перед ребенком выкладываются тучки разного цвета и таких же цветов капельки. Ребенок должен определить, из каких тучек льются капельки. Следить за тем, чтобы ребенок проговаривал «Красная капелька из красной тучки» и т. д.


Игра «Цветик – семицветик»

Цель: знакомить, закреплять и упражнять в последовательности расположения цветов в спектре.

Ход игры: Играет один ребенок. Предлагается три карточки цветика-семицветика и три комплекта лепестков. Лепестки одного цветика-семицветика закрашены полностью, второго – только контуры, третьего – не закрашены вовсе. Сначала воспитатель работает с ребенком над первым цветиком, потом со вторым и третьим. Когда у ребенка сформированы знания и умения, то он самостоятельно по очереди заполняет все цветики.


Игра «Домики»

Цель: закрепление основных цветов – синий, красный, желтый, зеленый.

Ход игры: Играет один ребенок. Требуется достроить домик – подобрать крышу соответствующего цвета.














Приложение 3.

Картотека игр по развитию цветовосприятия младшего дошкольного возраста

( 3-4 года)


«Собери капельки в стакан»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек». Используется шесть цветов спектра.

«Сложи пирамидку»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: ребёнок, по просьбе воспитателя, подбирает нужный цвет колечек бумажной пирамидки. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колечек.

«Окраска воды»

Цель: формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: светлый, темный, светлее, темнее.

Ход игры: воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы её сделаем цветной. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю её в одной баночке. У меня получилась светло – красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, ещё раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Получилась тоже красная вода, но уже тёмная.

«Собери цветик–семицветик»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: воспитатель выкладывает круги шести цветов. Ребёнок подбирает лепестки соответственно цвету середины.

«Сложи радугу»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: ребёнок собирает радугу из цветных дуг, разрезанных пополам, по образцу воспитателя и называет цвета. Если ребёнок не может назвать цвет, взрослый отвечает за него.

«Подбери пару»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по цвету.

Ход игры: для игры используется цветное лото в рисунках. Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки и просит подобрать их парами одинакового цвета.

«Какие шарики улетели?»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по цвету.

Материал: цветное лото с флажками и шариками.

Ход игры: воспитатель раскладывает в ряд флажки, ребёнок подбирает похожие по цвету шарики.

«Цветная карусель»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по цвету.

Материал: круг с изображением предметов, цветные квадратики (переворачивают цветом вниз и раскладывают на столе).

Ход занятия: каждый участник выбирает квадратик и сектор на круге. Если он совпадает по цвету с предметом на рисунке в его секторе, то он выполняет какое – либо задание: называет предметы такого же цвета, собирает цветок такого же цвета. Задание он выбирает сам. Если квадратик не совпадает по цвету с предметом сектора, то выбор делает другой участник игры. Выигрывает тот, кто первый выполнит все задания. Количество заданий можно обговорить до начала игры. Первый выбор делает тот, на ком останавливается считалочка: «Радуга, дуга, дуга! Выбирай скорей меня!»

«Волшебные краски»

Цель: закреплять представления о взаимосвязи цветов. Новым является способ получения цвета.

Материал: демонстрационный: мандарин или апельсин (можно использовать муляж). Раздаточный: листы бумаги, кисти, палитры, краски (гуашь) красная и желтая, банки с водой, тряпочки (по числу детей).

Ход занятия: воспитатель сообщает, что сегодня детям предстоит рисовать не простыми, а волшебными красками. Показывает апельсин: «Какого цвета апельсин? (Ответы детей.) Мы его сейчас нарисуем. (Дети говорят, что у них нет оранжевой краски.) Да, оранжевой краски у нас нет, но ведь я вам сказала, что краски у нас волшебные. Кроме красок и кисточек, у вас есть и палитра. Посмотрите, что у меня получится, если я на палитре, как настоящий художник, смешаю краски. Я беру желтую краску, два раза обмакиваю кисть в нее и накладываю ее на палитру (демонстрирует), теперь я промою кисть, промокну ее и наберу немного красной краски. Краски надо хорошо смешать на палитре, чтобы получился новый цвет. Теперь получился оранжевый? Похож на цвет апельсина?»

Далее воспитатель предлагает детям самим сделать оранжевую краску, напоминает порядок действий, подсказывает, кому надо добавить красную или желтую краску. Просит детей сравнить полученные ими цвета с цветом апельсина, назвать тех, кто выполнил задание правильно.



«У кого какое платье?»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.


Ход игры: воспитатель показывает детям куклу, дети – называют, какого цвета у неё платье.

«Сложи радугу»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Ребёнок собирает радугу из цветных дуг, разрезанных пополам, по образцу воспитателя и называет цвета. Если ребёнок не может назвать цвет, взрослый отвечает за него.

«Бабочки на полянке»

Цель: закреплять названия основных и дополнительных цветов, дать представление детям о том, что цвет - признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения, развивать соотносящие действия, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание, мышление, воспитывать познавательный интерес.

Материал: цветы по цветам спектра; бабочки, выполненные из ткани или бумаги разных цветов; полянка - зеленая ткань. Игровые действия. Подбор предметов однородных с использованием приемов наложения и приложения.

Ход игры:

Игровые задания:

1. «Помоги бабочкам найти свой домик».

2. «Назови цвет». Педагог показывает бабочку и просит ребенка назвать какого цвета у него домик.

3. «Бабочки играли в прятки и перепутали свои домики».


«Разноцветный поезд»

Цель: закреплять представления о цветах, учить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

Материал: картонные цветные вагончики с карманами; мелкие картинки цветных игрушек.

Ход игры:

Игровые действия: Поезд поедет только в том случае, если цвет предметов, помещенных в каждый вагон, будет совпадать с цветом вагона. Загрузив все вагоны, отправляйтесь в «путешествие».

«Спрячь в домике»

Цель: закреплять у детей представления о шести цветах.

Материал: цветные домики с окошками (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой), в которых сидят мышки, зайчики, птички…

Ход игры: воспитатель выкладывает на стол домики. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя, 2-3 домика одновременно.

«Помоги рыбкам»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Материал: поле из цветных квадратиков, такого же цвета рыбки разных размеров, акула.

Ход игры: Ребёнок раскладывает рыбок соответственно цвету кораллового рифа. Если рыбка окажется не на своём рифе, акула ее съест.




16


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.