Доклад «Влияние кроссовой подготовки на развитие выносливости»
Пояснительная записка к презентации
Доклад
Влияние кроссовой подготовки на развитие выносливости
Методическая литература по данной теме представлена следующими авторами:
1.Брюнем Э., Э. Харнес, Бегай, прыгай, метай: Школа легкой атлетики для детей 7-12 лет.
2.Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей.
3.Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки.
4.Мотылянская Р. Е. Выносливость у юных спортсменов.
5.Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры.
6.Попов В.Б. Юный легкоатлет.
Выносливость - важное физиологическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той либо другой степени в любом виде спорта) и обыденной жизни. Она отображает единый уровень работоспособности человека.
В концепции физвоспитания под выносливостью подразумевают умение человека существенное время осуществлять работу без понижения силы нагрузки ее насыщенности либо как умение организма противодействовать утомлению.
Выносливость как качество выражается в 2-ух ключевых формах:
-в длительности работы без утомления на данном уровне;
-в скорости уменьшения работоспособности при наступлении утомления.
На практике различают типы выносливости: общую и специальную. Следует выделить, что огромное число упражнений в тренировочном уроке зарождает характерные адаптации организма к постоянной работе и не оказывает позитивного воздействия на динамическую силу. Дозировка упражнений для формирования силы такова, что при выполнении упражнения должно возникнуть ощущение утомления, однако не максимального утомления.
Развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока и должно способствовать повышению двигательной подготовленности учащихся. Чтобы достигнуть наилучших результатов в развитии быстроты, следует включать в уроки упражнения, связанные с необходимостью мгновенно реагировать на различные сигналы, преодолевать короткие расстояния за минимальное время, а также те виды действий, где можно урегулировать скорость движений.
Педагогу следует подбирать соответствующие упражнения, учитывая возрастные и индивидуальные возможности учащихся, не исключая при этом необходимость использования их в домашних условиях. Повышение выносливости можно достигнуть применением специальных упражнений, а также увеличением плотности и интенсивности занятий.
При воспитании выносливости необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности организма. В развитии выносливости выделяются следующие периоды: 10-12 лет - стабилизация выносливости; 13-14 лет - резкое увеличение ее; 15-16 лет - снижение уровня выносливости; 17- 18 лет - период второго прироста, когда показатели выносливости имеют тенденцию к новому увеличению.
Особенно эффективны для развития выносливости на уроках физкультуры следующие формы:
беговые упражнения
равномерный гладкий бег
бег на коротких дистанциях
бег с различной скоростью и продолжительностью (бег с ускорением 80-100-150 м, бег 3-8 мин.).
бег с преодолением препятствий,
бег с изменением способов передвижения,
бег для ослабленных детей.
кроссы
прыжки через скакалку
подвижные игры -эстафеты
спортивные игры.
оздоровительный бег.
В результате было определено место средств развития выносливости в уроке физической культуры: 4,3% в вводной части урока; в основной части 60%; в заключительной части 4,5%. Остальное время распределяется на освоение технических действий базовых видов спорта: легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки, подвижных игр с элементами спортивных игр.
С целью установления воздействия кроссовой подготовки на формирование выносливости было проведено исследование.
В исследовании приняли участие обучающиеся среднего учебного заведения СОШ №56 8-9 класса. Возраст учащихся – 13 – 15 лет. Эксперимент продолжался в течение сентября 2016 – весна 2017 года. Занятия с учащимися, проводились по расписанию два раза в неделю по 40 минут.
Выявление уровня развития выносливости осуществлялось при помощи сопоставления достигнутых учащимися результатов в процессе контрольных упражнений (тест) с имеющимися нормативами, содержащимися в Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич), рекомендованными Министерством образования РФ.
В соответствии с предлагаемым тестом, средняя норма для данного упражнения составляет для учащихся пятых классов 900-1050 м для мальчиков и 750 - 950 м для девочек. Результат выше данной нормы определяется как высокий, результат ниже как низкий.
В ходе исследования были получены результаты,
Проанализировав полученные результаты в сентябре 2016 г., мы выявили следующие уровни развития выносливости у учащихся контрольной группы: высокий уровень – 5 учащихся (25%); средний уровень – 11 учащихся (55%); низкий уровень – 4 учащихся (20%).
Рис.1 Уровни развития выносливости учащихся экспериментальной групп
Полученные результаты исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития выносливости учащихся в обеих группах. В экспериментальной группе уровень развития выносливости несколько ниже, чем в контрольной группе.
Цель следующего этапа исследования: развитие физических качеств младших школьников с помощью легкоатлетических упражнений.
Основным методом тренировки в беге на средние дистанции является равномерный метод, способствующий развитию общей выносливости. В качестве тренировочного средства нами использовался непрерывный бег в равномерном темпе продолжительностью 20 минут. На занятиях физической культурой применялся длительный бег, бег с препятствиями и на местности, эстафеты.
Кроме того, нами использовались различные методы повторного и переменного бега, методика которого подробно разработана шведами и носит название «фартлек». Использовался вариант «фартлека», адаптированный к школьникам данного возраста:
- медленный бег 5-10 мин. (разминка);
- равномерный, интенсивный бег 300 м;
- быстрая ходьба в течение 5 минут;
- медленный бег с ускорениями 50-60 м до легкого утомления.
Использование данных упражнений создавало благоприятные условия для настройки работы всех систем организма, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной системы, но и способствовало развитию общей выносливости, необходимой в беге на средние дистанции.
Подвижные и спортивные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления учащимися двигательного опыта игры усложнялись. Усложняя игру, мы постепенно увеличивали дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложняли двигательное содержание; изменяли размещение играющих на площадке; проводили игру в нестандартных условиях (на песке бежать сложнее, в школьном парке, убегая от водящего, можно повиснуть на стволе дерева).
Наблюдение за учащимися показали, что их уровень выносливости повысился. Это проявилось в том, что они стали способны к более интенсивным физическим упражнениям, меньше уставали, легче осваивали новые упражнения. Для того чтобы проверить наше предположение, была проведена вторичная диагностика уровня выносливости учащихся.
Анализ результатов вторичной диагностики показал следующие уровни развития выносливости у учащихся контрольной группы: высокий уровень – 8 учащихся (40%); средний уровень – 11 учащихся (55%); низкий уровень – 1 учащийся (5%).
Рис. 2 Уровни развития выносливости учащихся контрольной и экспериментальной групп во вторичной диагностике
В ходе исследования мы сравнили результаты развития выносливости учащихся экспериментальной группы в первичной и вторичной диагностике.
Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики показал следующие изменения в уровне развития выносливости у учащихся экспериментальной группы:
Рис.2 Уровни развития выносливости учащихся экспериментальной группы в первичной и вторичной диагностике
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эксперимент был эффективным, в результате занятий легкоатлетическими упражнениями повысилась выносливость учащихся экспериментальной группы.
В заключении стоит подметить, что активная кроссовая подготовка не только укрепляет опорно-двигательный и дыхательный аппарат, развивает выносливость, но и несет в себе большой заряд психологической закалки.
1
PPTX / 192.28 Кб