12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
AgliFon_18
Россия, Татарстан респ., Бугульма

Влияние игры на развитие воображения младших школьников

О первостепенном значении игры для ребёнка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – центральная деятельность ребёнка, наполненная для него смыслом и значением.

Игра – необходимая составляющая здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации.

Игра – это способ ребенка справиться со своими страхами. В игре развиваются буквально все познавательные сферы ребёнка – воображение, мышление, память, представление, это важное звено в общении между детьми. Игры способствуют самоутверждению, развивают настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин.

Нами было проведено социально-психологическое исследование на базе МБОУ СОШ №1 г.Бугульма, с целью выявления влияния игры на развитие воображения ребёнка в младшем школьном возрасте.

Мы предположили, что развитие творческого начала младших школьников посредством игры будет более эффективно, нежели вне игровой деятельности.

Для изучения творческого начала в процессе игры в младшем школьном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).

На первом этапе исследования по методике «Дорисовка фигур» (автор Дьяченко О.М., Кирилова А.И.) нами выявлено 6 типов решений школьных экспериментальных задач на воображение, коэффициент оригинальности каждого испытуемого во всех группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения предложенных задач. При этом, чем сложнее был тип решения, способ манипулирования образами воображения, который применял ребенок, тем выше оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе. На втором этапе констатирующего эксперимента мы использовали методику Е.А. Панько «Придумай игру». На третьем этапе констатирующего эксперимента мы применяли методику Р.С. Немова «Вербальная фантазия» и разработали параметры по оцениванию элементов фантазии младших школьников, где учащиеся обладают недостаточной глубиной фантазийных элементов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.

Второй этап работы (формирующий эксперимент) включал в себя приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической игре, так и в творческих играх и на стимулирование общей творческой активности.

Использование данного приема заметно стимулировало общую речевую и игровую творческую активность детей.

На третьем этапе, в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями элементов творчества; в процентном отношении это составило 52% от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте.

Данные исследования частично подтвердили гипотезу о том, что развитие творческого начала младших школьников посредством игры будет эффективно при условии систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.