Влияние информационной войны начала XIX века на формирование системы ценностей
Влияние информационной войны начала XIX века
на формирование системы ценностей
Явление информационной войны не является чем-то новым для современного человека. Если военные баталии изредка прекращались, то словесные не прекращались никогда. Ещё античные авторы рассказывают об изощрённых агитационных кампаниях, при помощи которых политики древности пытались ослабить своих противников и деморализовать их.
В современном мире информация, как средство достижения конечной цели становится все более и более мощным оружием, порабощающим умы, сердца и души людей. Мы являемся опосредованными свидетелями событий, происходящих в мире и в нашей стране, но зачастую, от того кто и как их преподносит – зависит наше отношение к этим событиям.
Понятие «информационная война» носит синтетический характер. Оно вобрало в себя в ходе исторической эволюции целый ряд явлений, обнаруживающихся в человеческом сообществе при взаимодействии масс, народов, социальных групп. При этом оно, в соответствии с целями воздействия на людей получало обозначение как пропаганда, контрпропаганда, спец-пропаганда, психологическая война, техника дезинформации и т.п.
В современных условиях проблемы информационных войн актуализировались в связи с глобализацией информационных процессов, бурным развитием и господством информационных технологий, позволяющих политикам эксплуатировать информационное пространство, процесс взаимодействия массовых коммуникаций и их аудитории. Очевидным становиться необходимость изучения истории и структуры информационных войн, а также способы их влияния на сложившуюся систему ценностей отдельного человека и общества в целом.
Информационно-пропагандистская война между Россией и наполеоновской Францией – это особая тема, также имеющая давнюю историографическую традицию. Еще до революции внимание многих историков привлекали ростопчинские афиши, написанные лубочным языком для простого народа. Вышедшая в 1967 году работа А.Г.Тартаковского посвящена военной публицистике – «летучим изданиям», выпускавшимся походной типографией при штабе русской армии в период Отечественной войны. В книге В.Г.Сироткина «Наполеон и Александр I» в главе ««Война перьев» двух императоров», рассматривается русская пропаганда, которая велась на заграницу в 1806-1807 и затем в 1812-1815 гг. Ни отечественными, ни зарубежными историками пока не создано специальных исследований, посвященных памфлетам, которые выходили в это же время в России на русском языке.
В статье Андрея Викторовича Манойло термин «информационная» война трактуется как: «Воздействие на гражданское население и военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. Термин «информационно-психологическая война» был заимствован в русский язык из словарей военных кругов США. Перевод этого термина с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война», в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации» [4,c.51]
Иногда понятие «информационная» война заменяется термином психологическая война. В словаре-справочнике Крысько Вадима Борисовича психологическая война - это психологическое воздействие на гражданское население и военнослужащих другого государства с целью достижения политических или чисто военных целей.
Информационная война ведется на всех уровнях общественного сознания. На теоретическом уровне – в области идеологии, культуры, политики; обыденном – в области массового сознания, общественном мнение и общественной психологии. Но эти два блока опираются на ментальный уровень общественного сознания, который порой граничит с подсознанием. Информационные войны, как правило, ведутся на чужой территории. Для них не существует ни границ, ни моральных ограничений. Информационная война направлена на ключевые ценности человека: патриотизм, гражданственность, духовность, религиозность, добродетель.
Из-за этого информационные атаки способны поражать разум противника.
Информационная война ставит перед собой цель изменить мировоззрение большой социальной группы или целого общества, повлиять на систему ценностей. Чтобы это произошло, «нападающая сторона» должна вникнуть в представления о мире своего противника, стать на его уровень мышления.
Ментальный уровень общественного сознания опирается, прежде всего, на мифологические архетипы сознания, закрепленные в исторической и культурной памяти народа. Причем мифологическое и историческое сознание на бытовом уровне переплетаются между собой. Мифологическое сознание часто искажает историческое и подчиняет его себе. Мифологическое сознание не терпит поражения и собственной неправоты, то есть при информационной войне противнику приписываются самые негативные черты и намерения. Для информационной войны характерна определенная «мимикрия», подражание тому объекту, на который направлено ее основное воздействие.
При информационной войне идет обращение к глубинным артефактам, когда действительным участником исторического процесса приписывают черты животных, носящих либо тотемный характер, либо ярко ассоциирующиеся с теми или иными положительными или отрицательными характеристиками (Россия-медведь, противник-свинья). В конце правления Петра I в Германии выходит книга «Разговоры в царстве мертвых» с аллегорическими картинами казней Иваном Грозным своих врагов. Там впервые русский государь изображается в образе медведя.
Таким образом, термин «информационная война» определяется как совокупность мероприятий, принимаемых в целях достижения информационного превосходства над противником путем воздействия на его информационные системы, процессы, общественное и индивидуальное сознание и подсознание населения и личного состава вооруженных сил, при одновременной защите своей информационной среды. Информационная война воздействует на все уровни сознания: ментальный, обыденный, теоретический, пытаясь разрушить существующую систему ценностей.
Информационная война не оставляет после себя очевидных следов, поэтому человеку или обществу кажется, что решение принимается самостоятельно, хотя на самом деле на него оказывается скрытое воздействие. По этой причине информационная атака становится особенно опасной: отразить ее очень трудно, не говоря уже о том, чтобы заранее к ней подготовиться.
Информационная война ведется с целью:
контролировать информационное пространство, чтобы использовать его в собственных внешнеполитических интересах;
использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага и создания необходимого общественного мнения;
повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.
Приемы, многие из которых актуальны и по сей день. Вот лишь некоторые:
использование приемов фальсификации истории;
постоянное повторение особенно полезных и удобных тезисов, включая и явные фальшивки;
искажение сведений и аргументов враждебной прессы;
замалчивание неблагоприятных известий и выпячивание выгодных, пусть и маловажных, новостей;
настойчивые попытки осмеяния неприятеля;
обвинения его в собственных преступлениях или действиях, за которые несли в равной степени ответственность обе стороны;
массовое распространение листовок, прокламаций, памфлетов, брошюр, бюллетеней, призванных деморализовать население страны-противника и поддавить патриотические настроения граждан.
Таким образом, столкновения внешнеполитических интересов государств и межгосударственные конфликты являются причинами ведения информационных войн. Для успешного ведения информационной войны противники обращаются к ментальным чертам народа, оказывая влияние на формирование массового сознания и общественное мнение, оказывают влияние на систему ценностей.
Первое проявление информационной войны против России связанно с правлением Ивана Грозного. Причем при Иване Грозном степень вестернизации России была невелика, и образ Грозного приходилось европейцам искажать, расставляя «нужные» оценки задним числом.
Со времени изобретения книгопечатания круг лиц знакомых с печатным словом стремительно расширялся, и уже к концу XV века книги вышли за пределы узкого круга гуманистической интеллигенции и ученых богословов.
Именно тогда понятие «информационная война», не будучи еще оформлено четкой терминологией, приобрело формы, вполне узнаваемые нами и в 21-м веке. Наряду с Библией и солидными научными трактатами в начале 16 века появились и летучие листки, содержащие 4-8 страниц текста крупным шрифтом, сопровождавшегося нередко примитивными гравюрами на дереве – по сути «желтая пресса» тех лет. Среди этих предшественников газет впервые появилась и русская тема. Малозначимое событие в Европе использовали для развязывания информационной войны против России. По свидетельству современного польского историка дипломата Иеронима Граля, «с помощью «оршанской пропаганды» мы настроили часть Европы против Московии» [2, c.64].
Европейцы принялись за формирование представлений о России как стране жестоких, агрессивных варваров, рабски покорных своим тиранам, в правление Ивана Грозного.
В январе 1558 года Иван IV Васильевич начал Ливонскую войну за выход России к Балтийскому морю. А в 1561 году появился листок со следующим текстом: «Весьма мерзкие, ужасные, доселе неслыханные, истинные новые известия, какие зверства совершают московиты с пленными христианами из Лифляндии, мужчинами и женщинами, девственницами и детьми, и какой вред ежедневно причиняют им в их стране. Попутно показано, в чем заключается большая опасность и нужда лифляндцев. Всем христианам в предостережение и улучшение их греховной жизни писано из Лифляндии и напечатано. Нюренберг. 1561» [2]
Этот новый тип источника информации был ориентирован на широкую публику, изменился отбор информации и способы ее подачи. Шокирующие, ужасные известия воздействуют на чувства, влияют на массовое сознание, но не отражают объективную картину. Таким образом, быстро формируются определенные штампы. Именно тогда слово «тиран» стало нарицательным для определения всех правителей России. Для оправдания потенциальной агрессии или иных враждебных действий мифологизировалась и пиарилась не только внешнеполитическая агрессивность московитов, но и тиранство их царя в отношении собственных подданных.
Павел I сродни Ивану Грозному в том, что его исторический образ является образцом еще одной успешной информационной кампании Запада против русских царей. В случае же с Павлом компания «черного пиара» велась и на западную и на российскую аудиторию одновременно, сопровождаясь комплексом спецопераций, в конечном итоге приведших к физическому устранению Павла заговорщиками в ночь на 11 марта 1801 года. К концу 18-го века Российская империя в первый раз достигла пика могущества, позволяющего ей на равных бросить вызов всей континентальной Европе. Собственно, позднее – в 1812-1814 гг. – она это успешно сделала.
Таким образом, на Западе создавался «нужный» вариант истории России вне зависимости от того, как события развивались на самом деле.
Наполеон был не только хорошим военачальником, но и отличным организатором и умелым политиком. Он прекрасно понимал, какую роль играет информация и умело использовал прессу для обоснования своей политики. Перед походом в Россию Наполеон начал информационную кампанию, которая должна была оправдать его действия, в связи с чем перед СМИ была поставлена задача сформировать во Франции и во всей Европе представление о России как агрессивной варварской стране, угрожающей всему миру и стремящейся уничтожить прогрессивную цивилизацию Европы. Примечательно, что накануне войны и в ее начале французская пропаганда пыталась привлечь на свою сторону российских крестьян, стремясь инициировать восстания против крепостничества. Так, по свидетельству историков Тарле, Лависса, Рамбо в 1805—1807 годах и в начале французского нашествия 1812 года, среди российских крестьян распространялись слухи о письме, которое якобы Наполеон послал русскому императору - что, мол, пока тот не освободит крестьян, до той поры будет война и миру не бывать.
Формированию общественного сознания должен был поспособствовать выпущенный весной 1812 года во Франции объемный 500-страничный труд историка Лезюра «О возрастании русского могущества с самого его начала и до XIX столетия». В России данная книга стала известна, когда русские солдаты захватили оставленные бежавшим неприятелем штабы – там были обнаружены сотни экземпляров этого труда. Именно в нем появилось упоминание о так называемом «завещании Петра Великого», послужившем обоснованием войны против России. Далее была описана фантастическая программа завоевания Россией всей Европы и Азии. В действительности, никто из историков не сомневается в том, что этот документ - фальшивка. Отталкиваясь от этой фальшивки Наполеон хотел обосновать свои походы и представить войну против России как необходимую меру для защиты цивилизованной Европы от пгрессивных русских дикарей. Наполеон даже готовил манифест об освобождении крестьянства, который предполагалось озвучить в качестве первого указа после победы над Россией. Но он все-таки не решился даже озвучить эти планы в качестве пропаганды.
Стоит признать, что наполеоновская пропаганда на начальном этапе войны действительно оказалась эффективной – в 1812 году в России произошло немало крестьянских выступлений против помещиков, в том числе весьма серьезных.
Наполеон подчинил своим военно-политическим целям буквально все доступные тогда способы и инструменты оказания влияния на общественное мнение - в первую очередь, некоторые популярные издания в ряде стран Европы.
При непосредственном участии Наполеона были разработаны и опробованы на практике основные принципы и тактические приемы ведения информационных войн.
Франция в начале ХIХ века развязала информационную войну против России и использовала для этого несанкционированный доступ к информационным ресурсам с последующей их фальсификацией; стремилась показать атмосферу бездуховности и безнравственности русского общества, сформировать негативное отношение к культурному наследию противника; манипулировала общественным сознанием социальных групп населения, старалась разрушить существующую систему ценностей.
Наполеоновская технология соединения военных действий и информационной войны может быть вполне поучительной для современных практиков. Но и отечественный опыт тех лет, как показывает проведенное исследование, в этом отношении был на высоте.
Первым на необходимость принятия контрпропагандистских мер указал в 1805 году российский министр иностранных дел А. Чарторыйский, который представил Александру I свой подробно разработанный план. В соответствии с ним при МИДе был образован секретный цензурно-пропагандистский орган, который курировал издание в Европе пророссийской газеты «Journal de Nord», а также печать антинаполеоновских листовок, брошюр и памфлетов. Следом за дело взялся и Синод, который в 1807 году повелел проповедовать о том, что Наполеон есть предтеча антихриста, таким образом акцентировал внимание на религиозных ценностях русского народа. Однако, с заключением мира с Францией в преддверии войны пропагандистская деятельность в России была сведена почти к нулю. Опомнились лишь тогда, когда стало ясно, что войны не миновать. Российское правительство, обнаружив формирование коалиции Франции и государств Центральной Европы, решило использовать противоречия между Наполеоном и его союзниками, поскольку принудительно призванные в строй военные покоренных Францией стран сами желали поражения Наполеона. Неслучайно, многие офицеры Австрии и Пруссии перешли на службу в российскую армию. Первым объектом пропаганды стали немецкие военные. Сразу после начала похода Наполеона стали печататься листовки с обращением к немецкому народу. Первой листовкой стало «Воззвание М. Б. Барклая-де Толли к немцам с призывом к восстанию против наполеоновского ига и вступлению их в немецкий легион».
Ухудшение международных отношений легко проследить по применению относительно нового оружия информационной войны – карикатуры. Первая настоящая русская политическая карикатура – картина Гавриила Скородумова «Баланс Европы в 1791 году», изображающая большие весы, которые накренились в ту сторону, где на чаше стоит суворовский гренадер – «один да грузен», – перевешивая всех врагов России. Это был ответ на ультиматум Великобритании, который сопровождался созданием соответствующего образа Екатерины и ее окружения в европейской прессе.
На карикатурах мы видим медведицу с головой Екатерины II и князя Г.А.Потемкина с обнаженной саблей в руке; вдвоем они успешно противостоят группе британских политических деятелей. За спинами политиков находятся два епископа, один из которых шепчет невероятную молитву: «Избави меня, Господи, от Русских медведей…»
России благодаря использованию против Запада его же оружия – манипуляций с общественным мнением, в том числе и карикатуры, удалось поднять общественное мнение английской нации против войны и заставить английское правительство отказаться от своих требований. Для России все закончилось не унизительными уступками европейским дипломатам, как уже бывало, а победным Ясским миром, окончательно утвердившим Россию в Причерноморье. Военные и дипломатические успехи формировали у российского народа чувство гордости.
Во время военных конфликтов использовалась плакатная карикатура, поднимающая патриотизм и боевой дух и оскорбляющая противоположную сторону.
Сатирические карикатуры на Бонапарта и его армию стали для России новой формой художественного воздействия на общество, проявлением патриотического духа. Всего было создано около 200 произведений.
Мужество русского народа, в том числе простых крестьян, бегство некогда непобедимой наполеоновской армии, примеры самоотверженности - вот темы знаменитых «летучих листов».
Карикатуры создавали художники И.И. Теребенев, А.Г. Венецианов, И.А.Иванов.
Карикатура становилась мощнейшим оружием информационной войны, пожалуй, главным на тот момент. Карикатура отражала тот патриотический подъем, который царил в российском обществе в начале Х1Х века, в период Отечественной войны 1812 года.
Информационная война — это сложная система, которая состоит из нескольких взаимосвязанных элементов.
Технологии информационных войн — это «палка о двух концах», поскольку они могут применяться как во зло, так и на благо. Все зависит от того, с какой целью ведется информационная война: для самозащиты или для подготовки враждебных действий против другого государства. В первом случае механизмы информационной войны помогают обществу и каждому отдельному человеку стабильно развиваться, влиять на формирование системы ценностей, а во втором — приводят к полному социальному упадку и разрухе.
В современном мире происходят столкновения внешнеполитических интересов государств, межгосударственные конфликты являются причинами ведения информационных войн. Для успешного ведения информационной войны противники обращаются к ментальным чертам народа, оказывая влияние на формирование массового сознания и общественное мнение.
Наша история загромождена мифами, сформированными специально для России, чтобы принизить нашу историю и наших правителей. Образ каждого российского царя сопровождается собственным «черным мифом» западного происхождения. Развеять это нагромождение лжи наша задача.
Проанализировав методы и приемы ведения информационной войны, которую Франция в начале ХIХ века развязала против России, можно сделать вывод о том, что принципиально технология информационных войн не изменилась. Франция использовала для этого несанкционированный доступ к информационным ресурсам с последующей их фальсификацией; стремилась показать атмосферу бездуховности и безнравственности русского общества, сформировать негативное отношение к культурному наследию противника; манипулировала общественным сознанием социальных групп населения.
Литература
1. Амбарцумов И.В. Образ Наполеона I в русской официальной пропаганде, публицистике и общественном сознании первой четверти XIX века
2. Воронцова А. В., Фролов Д. Б. История и современность информационного противоборства. — М., 2006. — С. 64.
3. Пирумов В. С., Родионов М. А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах // Военная мысль. — 1997. - № 5. — С. 44–47.
4. Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда. — М., 2004. — С. 51–52
5. Ткаченко С.А. Информационная война против России. – Из-во Питер., 2011
6. Труайя А. Великие россияне. Александр I // Амфора. – 2015. – С.108-111.
7. Цыганов В. В. Информационные войны в бизнесе и политике: теория и методология. — М., 2007. — С. 11.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9