Влияние танца на героев классической литературы и современного подростка
Региональная научно - практическая конференция « Диалог культур»
Влияние танца на героев классической литературы и современного подростка
Выполнила: Купрякова Кристина,
ученица МБОУ «Усть-Удинская СОШ№2
Содержание
| Введение | 1 |
| Основная часть. | |
1 | Основные категории: литература и хореография | 2 |
2 | Значение слова « танец» | 2-3 |
3 | Анализ сцен танца в романе А.С. Пушкина « Дубровский» | 3 |
4 | Анализ сцен танца в произведении Л.Н. Толстого « После бала» | 3-4 |
5 | Анализ сцен танца в повести М. Горького « Детство» | 4-5 |
6 | Танец в моей жизни. | 6-7 |
7 | Анкетирование | 7-9 |
| Заключение. | 10 |
| Список литературы | 11 |
| Приложение | 12-13 |
Региональная научно - практическая конференция « Диалог культур»
Влияние танца на героев классической литературы и современного подростка
Купрякова Кристина
9 класс
Введение
Тема моей исследовательской работы: Влияние танца на героев классической литературы и современного подростка
Цель: Выяснить влияет ли танец на поведение героев классической литературы и современного подростка.
Задачи:
1. собрать материал по исследуемой теме, систематизировать полученные сведения;
2. провести анкетирование.
Объект исследования: тексты произведений: Л.Н. Толстого «После бала», М. Горького «Детство», А.С. Пушкина « Дубровский».
Предмет исследования: взаимосвязь искусств литературы и хореографии.
Гипотеза: изображение танца, его особенностей, поведения танцующих литературных героев – один из приёмов в произведениях классиков русской литературы, средство раскрытия характеров, описания общества и образа жизни определённой поры. Влияет ли время, эпоха на души людей?
Методы исследования: чтение, наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, синтез.
Актуальность темы заключается в том, что с помощью танца люди
выражали и выражают свои эмоций, самоощущения. Ведь танец выполняет важные психологические задачи и является неотъемлемой частью повседневного быта людей.
1
Региональная научно - практическая конференция « Диалог культур»
Влияние танца на героев классической литературы и современного подростка
Купрякова Кристина
9 класс
Основная часть
Основные категории: литература и хореография.
При сопоставлении двух категорий (литература и хореография) выявляется некое сходство. Слово «литература» от лат. litera – написанное буквами, а слово «хореография» составлено из двух частей: «хорео» — танец и «графо» — пишу. Получается, что особенная пластика движений сближает хореографию с графикой. Конечно, если считать танец – всего лишь забавой, то мы не найдем в нем глубоких смыслов, но как только перестанем относиться к нему как к бездумному движению, то он превратиться в зеркало, которое подарит нам отражение черт личности любого человека, в том числе, и героев художественной литературы.
2.Значение слова « танец»
1. Вид искусства, воспроизведение художественных образов с помощью ритмической смены выразительных положений человеческого тела. История танца. Теория танца. □ — Я училась в студии пластического танца по школе Айседоры Дункан. Панова, Времена года.
2. Ряд пластических и ритмических движений определенного темпа и вида, исполняемых под определенную музыку, а также музыка к этим движениям. Бальные танцы. Украинский танец. Уроки танцев. □ Матросы делали круг и в такт быстрому танцу били в ладоши, а двое выступили в середку.. 3. Музыкальное произведение в ритме, стиле и темпе музыки к таким движениям. Славянские танцы Дворжака. Венгерские танцы
4. мн. ч. (та́нцы, -ев). Увеселение, развлечение, во время которого собравшиеся проделывают такие движения, танцуют. Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы, приказал давать ужин, а сам отправился спать.
После обеда открывались в бальной зале танцы. Бунин, Господин из Сан-Франциско.[1]
2
3. Анализ сцен танца в произведении А.С. Пушкина « Дубровский». [4]
«Дубровский» еще один незавершенный роман Александра Сергеевича Пушкина. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского необычайно привлекателен, а стремительно развивающийся сюжет, замешанный на интригах и любовных переживаниях главных героев, делает этот роман едва ли не самым любимым произведением. Сцены танца в этом произведения не отличаются глубоким прочтением, но даже по следующему отрывку (10 глава) мы можем добавить характеристики к портрету главного героя, предположить новое развитие сюжета. «Скоро загремела музыка, двери в залу отворились и бал завязался. Хозяин и его приближенные сидели в углу, выпивая стакан за стаканом и любуясь веселостию молодежи. Старушки играли в карты. Кавалеров, как и везде, где не квартирует какой-нибудь уланской бригады, было менее, нежели дам, все мужчины годные на то были завербованы. Учитель между всеми отличался, он танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним очень ловко вальсировать. Несколько раз кружился он с Марьей Кириловною -- и барышни насмешливо за ними примечали.». [3] Пушкин рисует образ Дубровского как положительного героя, талантливого и внимательного. А вот в образе Троекурова обличается властолюбие «…Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы, приказал давать ужинать -- а сам отправился спать». Мы также предполагаем, что за спокойствием последует новая волна в развитии сюжета. .
4. Анализ сцен танца в произведении Л.Н. Толстого «После бала»
Читая страницы рассказа Л.Н. Толстого «После бала» мы тоже попадаем в атмосферу танца. Главный герой, Иван Васильевич, вспоминает счастливые минуты своей жизни, которые связаны с его присутствием на балу у губернского предводителя. Герой влюблён, счастлив, поэтому всё вокруг ему представляется чудесным, превосходным:
«бал был чудесный», «зала прекрасная», «музыканты знаменитые», «буфет великолепный». Герой пьян от любви к Вареньке. Главное удовольствие в его жизни – вечера и балы, потому что танцевал он хорошо: «и кадрили, и вальсы, и польки».
С не меньшим удовольствием он наблюдает за тем, как Варенька танцует со своим отцом, «очень красивым, статным, высоким и свежим стариком – полковником».
«Дождавшись, начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв ноги, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигурка Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлинняя шаги своих маленьких, белых, атласных ножек.
3
Мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти всё время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость». [5]
Восторг и умиление вызывает героя этот танец. « Я обнимал в то время весь мир своей любовью», т.е. счастьем. [5]
Другой танец, исполняемый героями, - кадриль.
Кадриль – народный и бальный танец, ставший популярным салонным танцем в XIX веке [1]Обычно состояла из 6 фигур, исполнявшихся подряд или с паузами, в быстром темпе. Фигуры кадрили включали сложные перемещения внешним и внутренним кругам, движения парами. Сопровождается попеременной плясовой дробью и скользящим шагом с поклонами и кивками.
Иван Васильевич, танцуя с Варенькой, испытывает то же необыкновенное состояние счастья: «После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье моё всё росло и росло… И я боялся только одного, чтобы что – нибудь не испортило моего счастья». [5]
Вывод: слово счастье присутствует как на страницах произведений И.С. Тургенева, так и Л.Н. Толстого зачастую тогда, когда герои живут в танце: чем больше танцуют, тем больше ощущают, что «счастье всё росло и росло»;
именно танец даёт возможность героям по - настоящему почувствовать любовь по отношению друг к другу. ко всему, что их окружает;
эти моменты жизни, связанные с исполнением танца, необходимы для самовыражения героев, проявления их души в танце, меняющегося настроения: « …полковник танцевал то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом».
танец – необходимое условие в жизни героев для ощущения ими радостных минут счастья, свободы, духовного единения,
5. Анализ сцены танца в произведении М. Горького «Детство» [2]
Читая повесть «Детство» мы восхищаемся русской пляской в исполнении Цыганка и бабушке Алёши, Акулины Ивановны. Описывая « неутомимую, самозабвенную пляску» Цыганка, автор использует разные художественные средства:
4
сравнительные обороты – « реял коршуном, размахнув руки точно крылья, метался золотым стрижом, освещая всё вокруг, словно горел и плавился»;
ряды однородных членов – «плясал неутомимо, самозабвенно»; «весь вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза»; «остановился и, подскочив, пошёл вприсядку кругом бабушки»
Это подчёркивает энергию танца, темперамент и силу эмоционального самовыражения танцора. В пляске Цыганка проявляются главные свойства его характера - свободолюбие, непокорность, сила духа. «Казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда…». [2]
В пляске бабушки нет той бурной энергии, что у Цыганка. Её движения спокойные, лёгкие, плавные. Особенно ярко автор подчёркивает это, приводя для убедительности
сравнительные обороты - «плыла по полу бесшумно, как по воздуху»; «не плясала, а словно рассказывала что – то»; «она стала стройней, выше ростом»
ряды однородных глаголов, деепричастий, прилагательных - «идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг»; «дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой»; «откачнулась в сторону, уступая кому – то дорогу, отводя рукой кого – то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, - и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем»; «так буйно красива и мила становилась она». Эти минуты танца героев М. Горький называет «чудесным возвращением к юности».
Вывод: Итак, читая страницы повести « Детство», мы знакомимся с манерой исполнения танца героями повести, Цыганка и бабушки Алёши – Акулины Ивановны. Они танцуют раскрепощённо, с удалью, выражая широту души, эмоциональный подъём, радость от соприкосновения с танцем. Для них это настоящие мгновения счастья после тёмных, безрадостных дней, проведенных в постоянной работе и бесконечных заботах. На глазах у зрителей Акулина Ивановна, словно молодеет, забывая свой возраст, а Цыганок забывает подневольное положение своё в доме деда Каширина.
Герои произведений Л.Н.Толстого и А.М.Горького испытывают одинаковое состояние счастья и радости, подаренное им неукротимой энергией русского танца.
5
6.Танец в моей жизни.
Некоторые люди воспринимают танец как физическое действие, с помощью которого можно развивать и поддерживать в форме свое тело. Искусство, которому мы отдаем часть своей жизни - это танец.
Помню, как 12 лет назад крутилась перед телевизором. На фоне играли песни из передачи "Утренняя почта". Помню, как мама с папой смотрели на меня, танцевально-двигающуюся. И решено было отдать 7-ми летнюю девочку в ансамбль песни и танца «Славиния» . 8 лет классического и народного танца. Народный был и останется моей любовью. Часы у станка, обертас, дроби, поставленные улыбки, ну и философия народного танца. Все это навсегда теперь со мной. Мы танцуем интересные по рисунку и грации танцы: хороводы, кадрили, переплясы и так далее...
Каждый танец говорит своим языком, подчиняя исполнителя своей воле, своему ритму, музыкальному сопровождению. Для меня танец - это искусство, которое сочетает в себе пластику, грацию, характер, эмоциональную выразительность и артистизм. Танец нужно чувствовать. А научиться этому можно только в процессе постоянной работы над собой. Еще танцор должен обладать богатым внутренним миром, быть интересной личностью. Этого я достигаю, знакомясь с русской классической литературой. Помимо тренировок и репетиций у нас насыщенная культурная жизнь.
Мы выезжаем на различные фестивали - в Иркутск, Красноярск, Сочи, Черемхово, Залари, Владивосток. Обязательно участвуем в культурной жизни нашего
Усть-Удинского района - мы желанные гости на всех праздничных концертах.
Благодаря, танцам я смогла побывать во Всероссийском детском центре «Океан».
Мы приняли участие в фестивале «Этнокруг», который проходил в рамках этой смены.
Я со своим коллективом активно представили наше творчество и заняли 3-е место в конкурсе «Плясовой этнокруг» в номинации народный сценический танец.
А так же, помимо занятий участники танцевального образцового коллектива ансамбля песни и танца «Славиния» посещают лагерь DanceЛето. Где мы пробуем себя в других направлениях танца, таких как бурятские, монгольские, казачьи, этнические.
Танец – это настроение, это позитивная энергия, радость, улыбка или грусть в каждом танце есть своя изюминка – душа народа и его характер. Язык танца, словно приглашая человека к разговору, даёт ему возможность выразить себя.
Так, занятия танцами положительно влияют на общее развитие ребёнка. Я решила, на собственном примере, проверить, как занятия танцами влияют на: время выполнения домашнего задания, полученного в школе, на настроение до и после занятия, и на общее состояние здоровья.
6
В течение 4 месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, я наблюдала за собственными ощущениями.Занятия танцами в нашей группе проходят по понедельникам, средам и пятницам.
Для анализа я взяла 5 дней: понедельник, вторник, среда, четверг и пятницу.
В эти дни мною записывалось:
Время, которое я тратила на выполнение домашнего задания.
Моё настроение:
Эмоции я оценивала по основным цветам:
Красный – агрессия, движение;
Жёлтый – радость, веселье;
Синий – равнодушие.
Общее физическое состояние: усталость и бодрость.
Итак, вот они:
Понедельник | | | | | | | | | | | | | | | | |
Вторник | | | | | | | | | | | | | | | | |
Среда | | | | | | | | | | | | | | | | |
Четверг | | | | | | | | | | | | | | | | |
Пятница | | | | | | | | | | | | | | | | |
Из полученных данных, можно сделать следующий вывод: в дни занятий танцами, я быстрее делаю уроки, для того чтобы успеть на занятие. Это даёт мне самоорганизацию. Настроение в эти дни стабильно радостное, а физическое состояние бодрое. Затем у меня возник следующий вопрос: что же думают и чувствуют другие дети, которые занимаются танцами?
7.Анкетирование
Я решила провести анкетирование среди моих участников старшей группы образцового танцевального ансамбля песни и танца «Славиния». Своим, не побоюсь сказать, коллегам по коллективу, ведь мы именно работаем над собой во время занятий, я задавала вопросы, которые помогли бы в моём исследовании.
На вопрос « С какого возраста вы занимаетесь танцами?» 22% респондента ответили, что занимаются танцами от 7 –до 10 лет, 8%-от 11 до 15 лет, 14% - от 3 до 5 лет, 56% от 5-до 7 лет.
7
На вопрос «Как влияет танец на твою жизнь?»
100% респондентов ответили «положительно».
8
Почему вы занимаетесь танцами?
32% занимаются танцами для здоровья,19%-для общего развития, 49%- из-за любви к танцу.
9
Заключение.
Возможности танца велики. С древних времён и по сегодняшний день танец становится проявлением радости и печали, любви и восторга, смелости и удали, средством самовыражения. Проведённое исследование позволяет утверждать, что этот потенциал танца широко использовали классики русской литературы в своих произведениях.
Таким образом, гипотеза о том, что изображение танца, его особенностей, поведения танцующих литературных героев – один из приёмов в произведениях классиков русской литературы, средство раскрытия характеров, описание общества и образа жизни верна.
Мне как человеку, на протяжении восьми лет занимающемуся народными танцами, эти черты характера литературных героев особенно дороги, потому что, на мой взгляд, танец – источник неиссякаемой радости, счастливых открытий себя и мира вокруг меня.
10
Литература
1.Википедия[электронный ресурс).
2. Горький М. «Детство» М., Просвещение, 198 -208с
3. Магия танца http://ecology.md/page/magija-tanca.ru
4. Коровина В.Я. 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ.М. Просвещение,2011 А.С. Пушкин « Дубровский». Глава 10.
5.Коровина В.Я. 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ.М. Просвещение,2011 Л.Н. Толстой « После бала», стр 31-35
11
Приложение 1
Танец в моей жизни
12
Приложение 2
1. С какого возраста вы занимаетесь танцами?
2.Как влияет танец на твою жизнь?
3. Для чего вы занимаетесь танцами?
13