12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зверковская Анна Юрьевна44

Этапы и методы раскрытия творческого потенциала у подростковна уроках современного танца Hip-Hop, Break-dance.

Автор: Зверковская Анна Юрьевна

Должность: Педагог дополнительного образования.

Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательнаяшкола №2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

Актуальность: Сегодня дети очень много времени проводят за компьютерами и различными «гаджетами», зачастую пренебрегая физической активностью, а физическое воспитание играет большую роль в развитии ребенка. Уроки танцев развивают не только физическую, моральную, но и творческую сторону ребенка.

Новизна: Опираясь на собственный опыт и результат, который дети, начинающие танцевать,достигли в течение года,показать, как можно раскрыть у детей их танцевальный потенциал.


Чтобы научить детей «правильно» танцеватьна начальном этапе обучения хореографии, необходимовыучить базовые движения,освоить технику танцевального направления и стиля. При неправильнойпостановке ног, корпуса, плеч, некорректной работе рук невозможно развить собственный танцевальный стиль. Дети, которых не правильно обучали базовым движениям, никогда не станут профессиональными танцорами!

С чего следует начать работу с группой?Какие этапы должны пройти дети, которые решили начать обучение Hip-Hop, Break-dance?

1 этап «Подготовка музыкального материала»

Готовясь к занятиям, целесообразно подобрать хороший и простой музыкальный материал. Это поможет ребятам быстрее освоить не только технику, но и хореографию данного танца, создаст базу для дальнейшего развития.Затем время от времени необходимо менять композиции.

2 этап «Знакомство с танцевальным стилем Hip-Hop, Break-dance»

На первом занятии стоит донести до детей информацию о том, чтоHip-Hop это группа танцевальных направлений, основанных на одной танцевальной технике. Условно все эти танцы называются «streetdance» (уличные танцы). Необходимо отметить, что в дальнейшем у детей будет возможность ознакомиться с другими направлениями данной техники.

На первых уроках необходимо освоить базовые шаги и элементы, на которых строится танец Hip-Hopи все его направления.

Метод «Знакомство и сплочение»необходимо применять в начале урока на протяжении двух-трех занятий. Игры на сплочение коллектива можно проводить время от времени. Это важно, так как дети после таких игр начинают «раскрываться».

3 этап «Разминка».

Урок необходимо начинать с разминки, которая позволит подготовить все мышцы и связки к основной части занятия. Разминка должна занимать от 5 до 15 минут и должнаисключить любые возможности получить травму.

Во время разминки следует плавно и мягко разогреть все основные группы мышц – мышцы ног, спину, руки, шею. Недопустимо во время разминки отрабатыватьосновные танцевальные элементы.Это следует делать уже после нее или в ходе основной части урока.

Разминка может быть как мягко-танцевальной, так и в виде простых физических упражнений. Возможночередованиеразных видов разминок.

Метод «Я – тренер»желательно применять после серии уроков, когда ребенок понимает, что такое разминка, из каких элементов она состоит. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно подготовить и провести данный этап урока, добавляя «свои»элементы под «свою» музыку. После занятия необходимо обсудить ход разминки.

Метод «Бусы» или «цепочка»заключается в том, чтодети по очереди показывают танцевальные элементы для «разогрева».Таким образом, преподаватель может проверить, как дети запомнили разные танцевальные элементы. Очень важно включить всехобучающихся в процесс разминки, так как такая работа позволяет сосредоточиться уже на начальном этапе занятия.

На первых уроках целесообразно напомнить ученикам о том, что для качественного выполнения танцевального материала необходима хорошая физическая подготовка. Для выполнения отдельных элементов в танце нужны развитые мышцы спины, ног, рук. Если в коллективе есть дети, у которых недостаточно развита та или иная группа мышц, то следует добавлять упражнения для «прокачки» этих областей. Такие упражнения можно выполнять во время утренней гимнастики.

Так же выполнение упражнений для общего физического развития можно перенести на завершающий этап урока. Это зависит от интенсивности занятия, степени усталости детей на уроке.

4 этап «Основной»

Задача данногоэтапа – развитие специальных танцевальных навыков у учеников в течение 5-15 минут. Данный этап урока можно проводитьпод танцевальную музыку.

Здесь проводится работа на повторение основных движений (еще не собственно танцевальных элементов, а именно движений, основных линий работы ноги, бедра, корпуса, рук, шеи). Многие педагоги эту часть ошибочно считают разминкой – в результате ученики получают постоянные травмы, что отрицательно сказывается на их самочувствии.

Основные части данного этапа:

1. Для развития корпуса: сдвиг верхней части корпуса по условной «линии диафрагмы» влево-вправо, вперед-назад, выполнение кругов – сначала по точкам, затем слитно. Можно поделать повороты корпуса (по другому еще называется «Изоляция»), когда работает одна часть корпуса отдельно от другой.

2. Для развития плеча/плеч: подъемы/опущения плеч отдельно от корпуса и с диафрагмой, круги плечами.

3. Для развития руки/рук:поднятия-опущения рук и отведение их в сторону через круг.

4. Для развития шеи: наклон головы при опущенном вниз плечике вправо-влево, вперед назад, полукруг и круги. Движения выполняются плавно и аккуратно, возможно под музыку, уже как танцевальный элемент.

5. На развитие стопы: поднятие на носок и передвижение таким образом, на невысоком, среднем, высоком «полупальце», носке; стоя в средней стойке (ноги чуть шире плеч) поднятие на носок каждой ноги по очереди с переносом на нее веса тела; тоже самое, но с «заворотом» колена внутрь, к другой ноге и другие упражнения, способствующие развитию техники. В качестве таких упражнений можно брать простые танцевальные элементы из изучаемых связок.

6. На развитие бедра:стоя на чуть мягком колене/коленях движение бедрами вправо-влево, вперед-назад (при этом бедро «доводим» коленом – для того они чуть мягкие, не «вытянутые»).При подготовке начинающих танцоров следует обратить внимание на то, чтобы движение выполнялось именно бедром, а не всем корпусом от диафрагмы или от плеча.

Выполнение данных упражнений будет способствовать выработке правильных танцевальных линий и поз.

Данная часть урока является важным этапом, поскольку способствует выработке правильной, корректной танцевальной техники. Эти упражнения могут существовать как элемент танцевальных связок (например, движение плечом/плечами вверх-вниз, круги корпусом по линии диафрагмы и пр.).

Стоит напомнить учащимся, что работа над техникой – важнейшая часть подготовки танцора любого стиля!

Кроме этого, основная часть урока может включать в себя разучивание танцевальных связок и работу над хореографией.

Метод«От простого к сложному» важен для преподавания хореографии и педагогики в целом.

Ученики должны видеть свои успехи, в этом им нужно помогать, помогать постоянно! Здесь используется метод «Похвалы». Успешными станут лишь танцоры, способные себя критично оценивать.

5 этап «Танцевальный»

Необходимо взять легкую танцевальную связку, состоящую из 4-8 восьмерок. Нужно, что бы эта комбинация состояла из основных базовых элементов(постепенно можно добавить дополнительные танцевальные элементы). Следует обратить внимание на психологический климат группы танцоров. На данном этапе ребят нужно разделить на две группы:

1) Ученики, терпеливо отрабатывающие вместе с преподавателем нужные элементы и связки.Для многих учащихся это радостный труд, он приносит хорошие плоды.

2) Ученики, не способные трудиться, не способные терпеливо изучать преподаваемый предмет.

И, как следует из практики, постепенно начнет нарастать противостояние двух групп. Поэтому с первых дней необходимо уделять внимание общению учеников друг с другом.

Метод «Разоблачения» очень эффективен и многих провоцирует на активное действие. Ребята делятся на команды, далее они выполняют ту танцевальную связку, которую уже разучили. Команды танцуют по очереди,побеждают те, кто лучше выполнил заданную комбинацию. Метод положительно действует на тех детей, которые могут в течение урока отвлекаться и отвлекать других. Ребята понимают, как важно не подвести партнеров во времяотработки синхронности движений.

Своевременно начатая работа в данном направлении во многом облегчит труд преподавателя в дальнейшем. Бывает, что ученики, которые отставали, догоняют, а те дети, которые шли впереди, начинают отставать. При использовании данного метода, такие ситуации можно корректировать и держать на контроле.

Метод «Разбор ошибок» - самый «серьезный». Здесь важно разобрать ошибки каждого ребенка, ведь от этого зависит техника исполнения вышеупомянутых танцевальных направлений. Этот метод будет служить хорошим стимулом для развития учеников: они должны понимать, что ошибаться может каждый и ошибки можно исправить.

При освоении первой танцевальной связкив течение всех последующих уроков необходимо продолжить работу над техникой шага.

6 этап«Повторялка»

В каждый новый урок хореографиидостаточно добавлять по одной восьмерке, где важно понять и отработатькаждый элемент. Педагогу необходимо набраться терпения и много раз объяснять каждый из изучаемых элементов!Данный этап приводит кхорошим результатом!

Занимаясь с начинающими, не нужно стремиться выдать им сразу много учебного материала. На первых уроках целесообразно использовать развивающие элементы. Важно изучать танцевальную связку на счет, обращая внимание учащихся на то, что исполнение каждого элемента, даже самого небольшого, соответствует определенному счету. Чтобы прийти к качественному выполнению танцевальных движений, у детей необходимо развивать не только хорошую технику, но и способность «укладывать» свой танец в рамки, задаваемые музыкой, создавать единую с ней композицию, то есть сам танец. Замечательным танцором можно стать лишь научившись соединять движение с музыкой! Отсутствие таких навыков может стать проблемой в успешном развитии многих танцоров. Чтобы научиться передавать динамику, задаваемую музыкой, нужно уметь эту музыку слышать и научиться «считать».

Метод «Танцую, как придумаю»хорошо развивает творческую сторону ребенка, его фантазию. Его следует применять тогда, когда выученодостаточное количество базовых элементов. Данный метод лучше всего применять в конце урока. Нужно взять ограниченное количество базовых элементов, предложить детям соединить их в таком порядке, каком они хотят. Затем к полученной комбинации движений добавить любыетанцевальные элементы. Все это позволит закрепить изученные движения, развить самостоятельность и творческие способности.

В заключении хочется отметить, что при планировании уроковнеобходимо применять системно – деятельности подход. Не стоит забывать о тех методах обучения хореографии, которые помогают раскрыть детский танцевальный потенциал.

Результаты детей, которых я обучала, применяя данные методы и этапы:

- дипломанты 3 степени в городскомтанцевальном конкурсе (после 6 месяцев обучения);

- лауреаты 2 степени во Всероссийском конкурсе юных талантов г.Сургут (после 12 месяцев обучения).


Мыпланируем покорять новые вершины!

Библиографический список


Попова И.Н. – зам. руководителя центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО, к.п.н., доцент; Славин С.С. – старший научный сотрудник ФГАУ ФИРО. Методические рекомендации МинобрнаукиРоссии по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, Москва, 2015г.;

Киреев А.А., Основы методики преподавания танца в стиле «Хип-хоп» (на примере творческого объединения «DanceFuture») / С.Я. Фирсова, методистГАОУДОД РК «РЦДО». – Сыктывкар, ГАОУДОД РК «РЦДО», 2012.

Матвеева Р.А. Обзор программ обще эстетического и музыкального воспитания. //Музыкальный руководитель. 2009, №2,3,4.

Наборщикова С. «Видеть музыку, слышать танец. Стравинский и Баланчин. К проблеме музыкально-хореографического синтеза», Московская государственная консерватория им. Чайковского, 2010г.

Паничева Е.Г., Мехедовой С.В., Методическое пособие «Программа педагога дополнительного образования детей: этапы создания, основные разделы, рекомендации». – Ростов-на-Дону, — 2014г.

http://dance-composition.ru, каталог статей, статья: Теоретические аспекты и методические рекомендации построения танцевальной фразы.

http://dance-composition.ru, каталог статей, статья: Зырянов А.В. доклад по искусству балетмейстера “Основные аспекты музыкально-хореографического образа”



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.