Вместе познавая мир
Зотова Галина Александровна,
социальный педагог, классный руководитель
МБОУ «Сергиево- Посадская гимназия
имени И.Б.Ольбинского»
У каждого педагога есть свой профессиональный путь. Именно он, как мне кажется, определяет особые ориентиры и смыслы в стремлении к их достижению.
Мой путь начался вместе со старшей дочерью, когда она пошла в 5 класс как ученица, а я как учитель. Это и стало тем событием, которое подтолкнуло к определению дальнейших шагов профессионального поиска и роста. Понимание того, что важно научиться ценить в ученике не только умение читать, выполнять задания и поручения, а создавать условия для пробуждения в нём стремления к самооценке, самоанализу и саморазвитию, развивать душевную чуткость и неравнодушие, придавало сил. Цель моей воспитательной работы была определена. Нравственная и образованная личность, способная к духовному и физическому саморазвитию, самоопределению в социуме и самосовершенствованию - это тот потенциал, который необходимо раскрывать в учениках, и который так нужен современному человеку и обществу.
Очень часто мои ученики задают не совсем «удобные» вопросы и хотят получить на них прямые ответы. Им важно услышать оценку событий и явлений, особенно с точки зрения нравственных норм. Порой такую оценку дать очень непросто. Бывает нелегко педагогу донести мысль о том, что распад идеологической системы и духовных ценностей общества, упадок культуры вызвали замещающий вариант псевдоценностей. Для понимания многих подростков становится необходимым ответ на вопрос: «Нравственные категории добра, совести, ответственности, долга в современном обществе являются анахронизмом или вечными созидающими ценностями?» И для меня важно на него ответить как социальному педагогу и классному руководителю. Сегодня происходит осмысление традиционных ценностей в новых условиях, порой жестоких и разрушительных. Но базовые ценности вечны и неизменны. Являясь даром духовной деятельности, они открыты «усилиями человечества» в его многовековой истории и определяют существование на земле. Человек сам отвергает их во имя корыстолюбия и сиюминутных интересов.
Для меня важно быть носителем не только определённых знаний, владеть методиками обучения и воспитания. Ценно стать соучастником и партнёром, помогая расширять и преодолевать глобальное информационное пространство. Моя задача, владея информационно-коммуникативными технологиями,- жить общечеловеческими ценностями и нести их. Развивая собственные познания, важно стремиться быть ориентиром в мире знаний и вместе с ребятами открывать новое. Именно поэтому при личностно - ориентированном подходе я использую технологии самовоспитания личности и проблемного диалога: «Какой я есть?», «Каким я должен стать?», «Как построить свою жизнь?», «Почему бывает нужно совершать ошибки?», «Что сделает тебя ещё счастливее?» Обсуждая и находя для себя ответы, ребята могут взглянуть на многие ситуации по-другому. Это помогает обрести ясность и осознанность и выстраивать траекторию собственной жизни. А если ответ ещё не найден, то, как бы само собой приходит осознание того, как всё-таки здорово бывает прислушиваться к себе, уметь слушать и слышать другого.
Применяя современные воспитательные технологии на практике, я пришла к убеждению, что ребятам близок педагог, не руководящий ими, а умело сопровождающий в личном пути. И для меня не бывает проблем, ситуаций, фраз второстепенных, если я осознаю их актуальность.
Подготовка и проведение спектаклей является определяющим звеном в творческом процессе. Полученный опыт взаимодействия, осознание себя частью коллектива, умение разрешать конфликты будут необходимы в жизни. А ещё умение принять на себя ответственность за общее дело, а значит, найти в себе силы работать долго и кропотливо, несмотря на выходные и праздничные дни. Но главное - это внутренняя и глубокая работа каждого над собой, когда не только ищешь смыслы, а сам вкладываешь их в процессе совместной постановки, чтобы зритель потом сумел их найти. Это возможно при умении обратиться к собственному опыту, проявив его не только для себя, но и для окружающих. Каждый подобный проект ценен и в контексте анализа полученного результата: значимости для всех и, что особенно важно, - для своего личностного развития.
Привлекая детей к разнообразным видам деятельности, показывая приёмы, способы и модели познания мира, проживая и получая с ними иной жизненный опыт, стараюсь знакомить их с другим стилем жизни и поведения. А значит, границы мира становятся шире для всех, и это позволяет каждому ощущать себя современным и компетентным. И тогда непременно найдутся силы для преодоления трудностей не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни.
Учитель призван стать той силой, которая способна побудить ученика не только взглянуть на самого себя, но и управлять самим собой. С этого и начинается настоящее воспитание.