Выступление «Познавать мир – это так просто!»

2
1
Материал опубликован 22 July 2018

Познавать мир – это так просто!

(из опыта работы)

 В Федеральном государственном стандарте нового поколения говорится о «портрете» дошкольника, как активной, самостоятельной и заинтересованно познающей мир личности, ведь современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы; требуют достаточно развитых познавательных процессов. Эта развивающая функция в полной мере свойственна занимательным математическим играм. Из личного опыта я знаю, что обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры приводит к умственной активности. Одновременно дети учатся правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. Всё это способствует формированию готовности к школьному обучению.

Наряду с развивающими центрами различного направления, с целью стимулирования интеллектуального развития воспитанников, в нашей группе я постаралась оборудовать центр занимательной математики с посильным участием самих детей, состоящий из развивающих и занимательных игр. Ребятам представилась возможность в свободное от образовательной деятельности время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Успех математических игр во многом зависит от того, станут ли они интересными для ребенка, а для этого они не должны быть принудительными, утомительными и однообразными. Поэтому созданию центра предшествовал подбор игрового материала, соответствующего возрастным особенностям детей, который по мере его освоения менялся на новый более сложный. Было важно разместить здесь такой занимательный материал, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам; в играх учитывалось содержание элемента «неожиданности», проблемности, способствующего развитию у детей умения логически мыслить, рассуждать, обосновывать ход поисков решения игровых заданий. Это дидактические и настольно-печатные игры, обучающие плакаты, логические таблицы, лабиринты; игры для развития логического мышления: «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Найди отличия», числовые лесенки, числовые домики, головоломки, «Лото», «Домино»; игры на составление целого из частей: «Сложи квадрат», «Угадай фигуру» и т. д. ; развивающие игры: «Составь узор» и т. д., игры на плоскостное и объемное моделирование: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и т. д., в которых дети могут не только выкладывать картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывать и составлять более сложные силуэты как из одного, так и 2-3 наборов к игре. Интересны и занимательны для ребят игры в шашки и шахматы.

В центре есть разнообразные средства измерения (часы различных видов, календари, линейки). Это дало возможность активизировать поиск общего и различного, способствует обобщению представлений детей о мерах и способах измерения. Эти пособия можно применять как в самостоятельной, так и в совместной с взрослым деятельности детей. Имеются в центре материалы и вещества для экспериментирования (измерения, взвешивания, пересыпания, которые хранятся в прозрачных коробках, емкостях).

Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности здесь предложены для свободного использования фланелеграф, магнитные доски, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных детьми задач, составленных фигур.

Для себя отметила, что повышению уровня самостоятельности и познавательных интересов у детей, способствует широкое применение детских энциклопедий, художественной литературы математической направленности, представленные в центре.

Вся работа в центре организована с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Предлагая ребенку игру, ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Стараюсь привлекать малоактивных детей, заинтересовываю их игрой и помогаю ее освоить, ведь интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок успешно справляется с игровыми заданиями. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям.

Хочу отметить, что в центре занимательной математики у ребят есть возможность не только играть, но и соревноваться, принимать участие в конкурсах (на лучший лабиринт, фигуру-силуэт, составление картинки на скорость и т. д., математических развлечениях, где они могут проявить себя, показать свои умения и навыки, увидеть достижения сверстников.

Можно прийти к выводу, что организация центра занимательной математики способствует не только развитию у детей интереса к элементарной математической деятельности, но и формирует такие качества и свойства личности, как целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность. У детей появляется потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями: знакомлю с занимательными и развивающими играми, провожу консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, привлекаю родителей к пополнению центра «Занимательная математика», в проведении математических развлечений.

Видя положительный результат и динамику роста познавательной активности у воспитанников, рекомендую родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, пробуя постепенно создать игротеку и в домашних условиях. Ведь единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке обучению их в школе.

Более подробную информацию по данному вопросу можно найти в следующей литературе:

 

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.:Просвещение, 1991.

Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- М.,1989.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1978.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.:Просвещение, 1985.

Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984.

Моро М.И., Вапняр Л.Ф., Степанова С.В. Математика в картинках. – М., 1980.

Математика до школы./ Сост. Смоленцева А.А. и др.- Спб.: Акцидент,1998.

Математика от трех до семи./ Сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иофе. – Спб, Акцидент, 1997.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1989.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.:Изд – во «Гном и Д», 2000.

Сербина Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1992.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

Трутнев В.П. Считай, смекай, отгадывай.- М.,1980.

Умственное воспитание дошкольников./ Под ред. Н.Н.Поддьякова. – М.: Педагогика, 1972.

Чего на свете не бывает? /Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.:Просвещение, 1991.

Желаю удачи и радости познания!

О. В. Николаенко

Воспитатель МБДОУ «ЦРР-ДС №2»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Данный опыт хорош для начинающих воспитателей! Превосходный материал! Спасибо за информацию!

22 July 2018