Статья на тему «Внеклассная работа по специальности как средство повышения мотивации к обучению»
Внеклассная работа по специальности как средство повышения мотивации к обучению
Тема сегодняшней встречи «Работа с нестандартным ребенком». Кого называют «нестандартный человек»?
Кто такой нестандартный ребенок, нестандартный человек?
По современному толковому словарю Т.Ф. Ефремовой:
Нестандартный–
-
Не соответствующий стандарту; нетиповой.
-
(перен.) Не избитый, не шаблонный; оригинальный.
НО, если вдуматься, то каждый ребенок – «нестандартный», то есть, не такой, как другие. Говоря о нестандартности, свои выводы мы обосновываем тем, что сравниваем ребенка с «другими».
Парадокс в том, что в реальности «других» нет. Конечно, говоря так, мы предполагаем некий «усредненный образ ребенка», с которым всех сравниваем. Но этот образ не «усредненного реального», а Идеального Ребенка.
Мы с вами все работаем в среде профессионального образования, к нам приходят ребята после 9 класса. Не секрет, что это не самый сильный контингент. У нас всех, конечно, есть представление о том, каким должен быть идеальный студент:
- осознанно сделал выбор профессии и проявляет к ней интерес
- дисциплинированный, не опаздывает на уроки и не пропускает их без уважительной причины
- внимательно слушает на уроках, не отвлекается
- регулярно выполняет домашние задания
- активист, принимает активное участие в жизни группы и колледжа
Мы же с вами знаем, что встретить такого полностью идеального студента – это большая редкость. К сожалению, не все ребята полностью самостоятельно и сознательно сделали свой выбор. Часто за них выбор делают родители или они приходят «за компанию» с друзьями.
У большинства ребят после 9 классов так и остается не сформировано умение учиться, нет самодисциплины, умения контролировать свои эмоции, поступки, они не в состоянии организовать свою деятельность.
А на выходе мы должны выпустить специалиста, который должен обладать целым рядом общих компетенций, а именно он должен:
-
понимать сущность выбранной специальности;
-
организовывать собственную деятельность;
-
принимать решения и нести за них ответственность;
-
осуществлять поиск и использование найденной информации; использовать ИКТ;
-
работать в коллективе;
-
брать на себя ответственность за работу членов команды;
-
заниматься самообразованием.
И большим набором профессиональных компетенций, которые в каждой специальности свои.
Первые два месяца обучения в колледже для них самые сложные, когда проходит период адаптации к новым условиям обучения, к новым требованиям, которые чаще бывают жестче, чем были в школе и в плане контроля посещения занятий, и в плане контроля выполнения домашних заданий.
И вот здесь четко выделяются нестандартность студентов, их не соответствие идеалу.
И к нестандартным студентам в этом понимании слова, стали добавляться студенты из группы надомников, которые даже не имеют опыт работы в классе, в группе, в ряде случаев это инвалиды.
Сегодня я не буду говорить об инвалидах-колясочниках, это тема отдельного разговора, а буду говорить о нестандартных студентах, в понимании, описанном выше.
Т.о., перед учебным заведением стоит главная задача: из абитуриентов, пришедших на 1 курс сформировать конкурентно-способного специалиста, увлеченного своей специальностью, желающего работать.
Задача поистине не из легких. Как заставить студента раскрыться, проявить и развить свои способности? Как повысить мотивацию к обучению?
Конечно, каждый преподаватель работает над этим на уроках, в рамках учебных занятий, но есть еще одно важное направление – это внеурочная деятельность.
И вот здесь не маловажная роль отводится именно классному руководителю.
Не буду останавливаться на понятии и сути внеклассной работы, обобщая свой опыт, расскажу о тех формах, которые имеются у нас и используются в нашей работе.
В зависимости от содержания следует выбирать форму и вид внеклассной работы:
-
массовая работа – тематический вечер, олимпиада, неделя (декада, месячник) по предмету (комплексу дисциплин или целой специальности), викторина, конференция, экскурсия и т.д.;
-
групповая работа – кружок, факультатив, выпуск стенной газеты, изготовление стенда, макета и т.д.;
-
индивидуальная работа – работа с литературой, составление докладов, рефератов, небольшое исследование и др.
И, конечно, первое знакомство со специальностью проводит классный руководитель, а затем эта работа продолжается в течение всего периода обучения студентов:
-проводит тематические классные часы,
-проводит экскурсии на предприятия,
-организует встречи со специалистами.
На этом слайде показаны темы классных часов. В зависимости от курса и самого контингента обучающихся кл.час может быть полностью подготовлен кл.руководителем или с привлечением студентов, а на старших курсах я провожу конкурс видео-роликов «Программист- это профессия будущего»
Т.о. классный руководитель – это первый человек, который первым может замотивировать студента, пробудить в нем интерес к специальности.
Другую внеклассную работу по специальности в основном организуют преподаватели профессионального цикла. Роль классного руководителя сводится к тому, чтобы организовать студентов, проконтролировать их присутствие и участие. Вместе порадоваться их успехам или поддержать в случае неудачи.
Самой распространенной формой работы, которая проводится регулярно в течение учебного года, является кружок. Здесь преподаватель может обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту, в тоже время он может организовать групповую работу. Все это позволяет реализовать как индивидуальные, так и коллективные проекты.
Именно в рамках работы кружка любой нестандартный студент может раскрыть свои способности, т.к. его работа не сравнивается с другими, можно работать в своем темпе и удобном режиме. Не надо выходить к доске и отвечать перед всем классом. Не бывает письменных опросов и контрольных работ, не выставляют оценки, поэтому здесь нельзя быть «хуже других». Здесь стираются грани нестандартности, а проявляются индивидуальные способности.
Т.О. видим, что участие в работе кружка также способствует повышению у студента мотивации к обучению
Еще одной распространенной формой внеклассной работы является Неделя по специальности.
С 2008 года в нашем колледже это мероприятие в нашем колледже проводится ежегодно и стало традиционным. Оно приурочено ко Дню российской информатики, который отмечается 4 декабря.
В рамках таких недель проводятся различные викторины, конкурсы, олимпиады, конференции, открытые защиты курсовых проектов и т.д.
Здесь также проявляется индивидуальный подход к студентам: каждый из них может принять участие в том мероприятии, которое ему будет интересно, участие в котором ему будет комфортно. Причем в рамках таких недель мы охватываем студентов всех специальностей, а не только программистов, т.к. много конкурсов по ИТ.
Подводя итоги такого мероприятия как Неделя по специальности можно отметить, что она способствует профессиональному росту студента, повышению интереса к специальности и мотивации к обучению
Еще одной формой внеклассной работы, которая заслуживает внимание, является конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», который проводится как завершающий этап при изучении соответствующего модуля.
Принять участие в конкурсе могут все студенты группы, но только 10 лучших, прошедших испытания в теоретической части переходят ко 2 этапу испытаний.
Конкурсы в практической части различны. Мы стараемся чередовать конкурсы за ПК с выполнением заданий за партами, чтобы жюри успевало проверить результаты. Конкурс проходит в высок темпе.
Лучшие студенты, а это как раз нестандартные студенты с признаками одаренности, защищают честь колледжа в конкурсах различного уровня:
- то выступление на Форуме «Молодежь и наука»
- это и региональные олимпиады по ИТ в секциях «Пользователи» и «Первокурсники»
- региональная олимпиада профессионального мастерства
- Всероссийская олимпиада проф.мастерства
- участие в конкурсе «Молодые профессионалы»
И снова отмечаем, что все эти конкурсы профессионального мастерства позволяют повысить мотивацию к обучению.
И, подходя к завершению своего выступления, хочется еще отметить такую форму, правды не совсем внеклассной работы, как участие студента в исследовательской работе, которая может проводиться как в рамках курсового или дипломного проектирования, так и в рамках работы кружка или индивидуальной работы со студентом.
Именно эта работа позволяет привить студентам навыки самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, познакомить их с современными методами научного исследования, техникой эксперимента, реальными условиями работы в производственном коллективе.
Если будет интересно, то могу подробнее рассказать, как организована эта работа у студентов-программистов,
Сейчас же хотела отметить такую мысль, что защищать свои проекты (будь курсовые или дипломные проекты) предстоит каждому студенту, к какой группе (стандартных или нестандартных) студентов мы его относим. И вся предыдущая работа, о которой я вам сегодня рассказывала как раз и направлена не в последнюю очередь на то, чтобы подготовить студентов к этому ответственному этапу.
Считаю, что слаженная работа всего коллектива: и преподавателей, и классных руководителей, и администрации позволит нам на выходе получить выпускника, у которого на должном уровне сформированы и общие, и профессиональные компетенции и мы сможем с гордостью сказать, что выпускаем конкурентно-способного специалиста, который сможет найти свое место в жизни.
Спасибо за внимание.