Внеклассное мероприятие «Золотые россыпи народной мудрости»
№ п\п |
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
Методические рекомендации |
1 |
Организационный момент |
-Здравствуйте, уважаемые члены кружка «В мире слов»! Я рада видеть Вас сегодня, думаю, что наша встреча принесёт нам радость общения друг с другом! |
Дети приветствуют друг друга. Эмоциональный отклик |
1мин. |
|
2 |
Мотивационный настрой |
Послушайте музыку и попытайтесь нарисовать образно картины, которые навеяла эта музыка.( Звучит народная музыка. Игра на гуслях) Читаю стихотворение РАЗГОВОР СО СТАРЦЕМ
Свежий ветер мой сон будоражит. Божья птица нависла стеной, Быстро, быстро, как будто взлетая, Машет крыльями над головой.
Я не слышу её мощных взмахов, Но моя её видит душа, Она помнит её с прошлых жизней И стоит перед ней, чуть дыша.
Я боюсь, вдруг исчезнет виденье. Это чудо – Народ мой живой, Словно щит распластал в небе крылья И молитву творит надо мной. -Какие картины вы представили? |
Слушают музыку и стихотворение Эмоциональный отклик |
3мин. |
Личностные результаты 1. Развиваем умения выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Актуализация знаний |
На доске даны слова: «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ», ??? Давайте попробуем объяснить каждое слово в нашей теме. Золотые – ценные, важные, дорогие, полезные Россыпи – много, изобилие Народной – создано народом, простым человеком Мудрость – опыт, знание. Какой вид творчества отражает народную мудрость? -Что является ярким отражением народной мудрости, какой жанр устного народного творчества? И все эти слова очень точно отражают суть пословиц и поговорок. Как вам хочется назвать тему нашего занятия? |
Читают слова на доске и дают им объяснения слайд № 6 Высказывают свои мысли «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ», |
5мин |
||
Планирование и принятие учебной задачи |
Давайте рассмотрим слова ПОСЛОВИЦА и ПОГОВОРКА с точки зрения их состава. Делаем вывод – обе они рождены в устной речи. Термины "пословицы" и "поговорки" - русские. Их связь с корнями слов "говорить", "говор", "слово" свидетельствует и том, что данные конструкции появились и употребляются в живой разговорной речи. Общая характеристика пословиц и поговорок !!!! Какие определения пословиц и поговорок вы нашли ? Определение В.И Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одёжи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение. Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность В. И. Даль так определял этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь».(1, с.18). Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» (1, с. 20). |
Слайд №7 Работа со словарями Слайд №8,9,10 Работа по слайдам № 11,12,13 |
11мин |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
|
Применение открытого способа для решения учебно-практической задачи |
В.И.Даль был первым составителем сборника пословиц и поговорок -Что же такое пословица и поговорка? 1. Определение и анализ пословиц и поговорок Пословица - это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение. Пословица - это изречение, суждение о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Поговорка это меткое слово, образное выражение. Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина. Между пословицами и поговорками существует много общего, Однако между ними есть и различия. Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла. Например, поговорки: молодо-зелено, не плюй в колодец, свалить с больной головы на здоровую. Это часть пословиц: "Молодо-зелено, а погулять велено"; "Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться"; "Чем черт не шутит, когда Бог спит". Такое сопоставление показывает, что поговорка очень близка к пословице: стоит добавить одно только слово, и поговорка станет пословицей. В.И.Даль сказал: "Поговорка - цветочек, а пословица – ягодка» - Какова тематика пословиц и поговорок? ТЕМАТИКА ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК? «Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки… Напрасно думать, что эта литература была лишь 4. Где мы можем использовать пословицы и поговорки? !!!!!!!!!!!!!!!!!!Без пословицы речь не молвится!!!!!!!!!!!!!!! Многие из нас говорят стандартно, невыразительно, а порой и безграмотно. «Хромое слово – хромая речь», - так гласит русская пословица. А ведь есть живая и прекрасная, могучая и гибкая речь, есть пословицы! Практическая часть Смотрят отрывок из мультипликационного фильма и из дополнительной литературы и используя свой социальный опыт подбирают пословицы и поговорки Вывод : Пословицы и поговорки делают нашу речь яркой, образной. А для того, чтобы речь таковой стала, надо знать много пословиц и поговорок. Конкурс для творчества в свободное время Вспомни пословицы о следующих предметах(вода, дом, добро и зло, учеба) |
Слайд 14 Отвечают на вопросы Работа по слайдам презентации Слайд № 15- 22 Слайды №23-28 Практическая часть Работая в парах дети к каждой ситуации подбирают пословицу или поговорку Слайд № 29-30 |
10мин 10мин |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из источников, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться в словаре 7. Находить ответы на вопросы. Познавательные УУД 1.Обобщать и классифицировать по признакам. |
|
Итоговый контроль оценка деятельности |
Итог. -Понравилось наше занятие? Что вы узнали о пословицах и поговорках? Для чего нужны пословицы и поговорки? Какова основная тематика пословиц и поговорок? Чему учат нас пословицы и поговорки? Сегодня на занятии кружка мы говорили об особенностях пословиц и поговорок, их строении и смысле, их роли в формировании нравственного кодекса человека. |
Соотносят достигнутый результат с поставленной в начале урока целью. |
5мин |
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
|
Рефлексивный анализ деятельности |
Какие качества помогли вам достичь поставленной цели? Какие качества мешали? Чем ты помог другим? |
Анализируют процесс и результат деятельности |
Цель: способствовать развитию у младших школьников монологической речи, внимательности, сообразительности, быстроты мышления, активности, обогащению словарного запаса.
образовательная: познакомить детей с новым понятием пословица, поговорка, учить находить отличия между понятиями, учить сравнивать их;
развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь уч-ся;
воспитательная: учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитание положительных качеств личности учеников; активности, воспитывать любовь к историческому прошлому своего народа.
Оборудование : толковый словарь Даля, презентация, выставка книг с пословицами и поговорками
УУД:
Регулятивные: уметь работать по заданному алгоритму, учить различать пословицы от поговорок;
Познавательные: научить самостоятельно находить пословицы и поговорки, учить применять их в своей речи;
Коммуникативные: уметь работать в малой группе, определять свои обязанности;
Личностные: умение давать самооценку, анализировать что получилось, что нет.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»
Внеурочная деятельность
Кружок «В мире слов»
Тема занятия: «Золотые россыпи народной мудрости»
Подготовила: Ташкинова Елена Анатольевна – учитель начальных классов.