Внеклассное мероприятие «Красота родного края в стихах донских поэтов»
Внеклассное мероприятие «Красота родного края в стихах донских поэтов».
Цель внеклассного мероприятия:
Приобщение учащихся к духовной культуре Донского края, поэтическому наследию Дона.
Задачи внеклассного мероприятия:
1. Образовательные:
• совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;
2. Развивающие:
• развивать речь, виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;
• обогащать словарный запас.
3. Воспитательные:
Воспитывать в себе интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.
Формы работы внеклассного мероприятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Словарь: Донщина - неформально называют Ростовскую область
Оформление: книжная выставка; фотографии пейзажей; презентация с музыкальным сопровождением, стихи.
Ход внеклассного мероприятия
Подготовка к внеклассному мероприятию.
Эмоциональный настрой:
Быстро встали, улыбнулись, выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь, рук коленями коснитесь.
Рука об руку потрите, друг на друга посмотрите.
А теперь тихонько сели, все работать захотели.
Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.
К. Паустовский
Сегодня у нас внеклассное мероприятие и его тема «Красота родного края в стихах донских поэтов». Мы с вами прочтем, послушаем, посмотрим, как поэты и фотохудожники в своих произведениях выражают любовь к донской земле, продолжим знакомство с творчеством донских поэтов.
Вступительное слово учителя:
Родина, Родной край. Эти слова очень дороги каждому человеку. Родина у нас с вами одна – Россия. Но у каждого из нас есть и малая Родина – место, где ты живешь, где ты родился, сделал первые шаги. Наша, ребята, с вами малая Родина – это, Ростовская область, которая занимает географическое место на территории нашей страны и духовное в нашем сердце.
И зображение карты Ростовской области
А почему край наш зовут Донским?
Давайте послушаем, как поэты-земляки выражают свою любовь к Родине, донской земле в стихах Раисы Верич- Поповой. Стихотворение читает ученица 4 класса Шаблиева Виолетта.(видеозапись)
Родная, родная, земля ты Донская,
Чем дольше живу, тем сильнее люблю.
От неба до речки, от края до края
Я снова и снова тебе повторю.
Люблю я дождинок косых паутинки.
Люблю всплеск воды у притихшей реки,
Люблю облаков синеватых картинки
И степь я люблю, всем словам вопреки!
Земля - это все. Это наше начало,
Всем сердцем мы с детства привязаны к ней.
Земля - колыбель у родного причала,
Чем дольше живу, тем люблю все сильней!
Родная природа всегда являлась источником вдохновения для поэтов и художников. Все радует вокруг: высокое небо, гомон птиц, запах родной земли, появление разных цветов. Природа хороша в любое время года: весной, летом, осенью, зимой. Перед вами фотографии просторов нашего края в разное время года, а на них небольшие стихотворения, в каждом говориться о конкретном времени года.
Учащиеся читают выразительно стихотворения донских писателей о каждом времени года.
Да, полна красок и разнообразна природа нашего края. И поэты не боятся смешивать эти краски в своих произведениях.
Хочу познакомить вас с одной из них. Нестерова Елена Васильевна (1938-1986), родилась и проживала в г. Ростове – на – Дону. Работала методистом в Ростовской областной научной библиотеке имени К. Маркса. Начала писать стихи в 1960 г. Публиковалась во многих журналах: «Дон», «Юность», «Огонек» и др.. Некоторые ее стихи положены на музыку. Награждена орденом «Знака почета». К сожалению, погибла при неизвестных обстоятельствах в 1986 году.
Послушайте стихотворение Нестеровой Елены Васильевны
Ц ветные ветры
Над речкой вижу белый ветер.
Он превратился в облака.
Он так стремителен и светел.
Его дорога высока.
Вот берег. Ветер там зеленый.
На всех лугах его следы.
Он влился в радостные кроны,
Ворвался в спелые сады.
А в поле выйду — ветер красный
С восходом крепко сплавлен он.
Он заглушит любые краски,
Весь к небу только обращен.
Трепещет синь от напряженья,
Навстречу солнцу поднята.
И ветры — вечное движенье —
В себя вмещают все цвета.
О чем говорится в стихотворении? Почему стихотворение так названо? Приведите примеры, с чем автор сравнивает цвет ветра? Но свои тайны природа раскрывает только чуткому, внимательному человеку. Вслушайтесь! Всмотритесь! И вы заметите красоту родной земли.
Внимательно рассмотрите изображение, мысленно почувствуйте легкий холодок на своем лице. Коснитесь ручья, ощутите запах морозного утра. Представьте себя поэтом-писателем. Какие слова, словосочетания можно подобрать к данному пейзажу. Давайте вместе попробуем дать описание природе. Какое время года на изображении? (Дети по очереди подбирают предложения к описанию. Зима- снежная, белая, волшебная, морозная, красивая…)
На многие стихи о Донском крае были написаны песни. Закройте глаза, внимательно прослушайте песню. Какие чувства, эмоции вызвало у вас услышанное? Включите воображение. Какие картины встают перед вами?
Звучит песня «Край родной»
Посмотрите на фотографии, с изображениями просторов нашего края. Глядя на них в памяти всплывает стихотворение донского писателя Попова И.Н. «Донской край» (Читает ученица 3 класса Захарова Елизавета. Видеозапись предоставлена)
«Донской край»
Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.
Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
Следующее знакомство у нас будет с донским писателем А.П.Чехов. Это великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру. Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре. Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески. Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого. Затем в биографии Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин (апрель-декабрь 1890г.). Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке. Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям (1892-1899). В то время было написано много произведений, среди которых: пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Постановка «Чайки» на сцене МХАТа в 1898 году стала заслуженным триумфом Чехова-драматурга. Затем из-за туберкулеза биография Антона Чехов пополняется еще одним переездом – в Ялту, где у него в гостях бывают Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький.Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах. Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.
Отрывок из произведения А.П. Чехова « Каштанка» прочтёт Попова Дарья ученица 5 класса.
Иван Иваныч, пожалуйте!
Гусь подошёл к нему и остановился в ожидательной позе.
- Ну-с,- сказал незнакомец,- начнём с самого начала.
Прежде всего поклонись и сделай реверанс! живо!
Иван Иваныч вытянул шею, закивал во все стороны и шаркнул лапой.
- Так, молодец...
Теперь умри! Гусь лёг на спину и задрал вверх лапы. Проделав ещё несколько подобных неважных фокусов, незнакомец вдруг схватил себя за голову, изобразил на своём лице ужас и закричал:
- Караул! Пожар! Горим! Иван Иваныч подбежал к П, взял в клюв верёвку и зазвонил в колокол. Незнакомец остался очень доволен. Он погладил гуся по шее и сказал:
- Молодец, Иван Иваныч! Теперь представь, что ты ювелир и торгуешь золотом и брильянтами. Представь теперь, что ты приходишь к себе в магазин и застаёшь в нём воров. Как бы ты поступил в данном случае? Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул, отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел. Каштанке очень понравился звон, а от выстрела она пришла в такой восторг, что забегала вокруг П и залаяла.
- Тётка, на место! - крикнул ей незнакомец.- Молчать! Работа Ивана Иваныча не кончалась стрельбой. Целый час
Молодцы, хорошо работали на мероприятии. Если у вас возникло желание продолжить знакомство с творчеством донских писателей, представляю вам книжную выставку. Подобранные нами сборники рассказов и стихов наших земляков будут вам интересны. И в заключение мы не можем не привести слова Виталия Закруткина, нашего земляка: “Край родной! Прославленный в песнях Дон. Песчаные его закоски, тополевые леса и вербы на берегах. Крутые яры правобережья, с которых далеко видны уплывающие баржи, теплоходы, быстрокрылые корабли. Возделанные человеком поля, пышные сады, виноградники. Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь”.А народная мудрость гласит: «Где родился-там и пригодился». Любите свой край, берегите все то, что вас окружает, чтобы сохранить эту красоту для будущих поколений.