Внеклассное мероприятие по экологии «Лес — наше богатство» (1–4 классы)
Презентация "Лес -наше богатство" -
PPTX / 6.63 Мб
Внеклассное мероприятие по экологии
«Лес - наше богатство».
Номинация: методическая разработка открытого занятия, посвящённого экологии.
Осипова Ольга Васильевна
Г. Уфа Республика Башкортостан
Пояснительная записка
В настоящее время воздействие человека на окружающую среду увеличивается с каждым годом. В результате усиливается негативное влияние человека и последствия потребительского отношения у природе.
У многих детей вовремя не поддержали интерес к окружающей природе. Такие ребята могут ломать ветки деревьев, разоряют гнёзда, мусорят в лесу. Надо показывать детям необходимость практической деятельности, развивать критическое мышление и познавательный интерес во внеурочное время. Охрана природы и здоровья человека – важная проблема современного общества. Об этом надо говорить как можно чаще.Внеклассное мероприятие на тему «Лес – наше богатство» подходит для учащихся начальных классов.
Использованы методы: информирования (рассказ, беседа). Наглядные методы, методы стимулирования творческой деятельности (нахождение ассоциаций), методы контроля за эффективностью воспитания (выводы по теме урока).
Использована технология развития ассоциативного мышления, прослеживаются межпредметные связи.
Мероприятие способствует развитию познавательного интереса учащихся к природе родного края, расширяет логическое мышление, познавательный интерес, развивает ассоциативное мышление, знакомит детей с жизнью лесных обитателей, а также знакомит учащихся с проблемами использования и охраны лесов, помогает понять проблему угрозы воздействия человека на природу.
Цель:
-создание условий для формирования интереса учащихся к жизни лесного сообщества.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к природе своего края;
- расширять кругозор учащихся.
- воспитывать любовь и ответственное отношение к окружающей природе.
Ход занятия
1 Отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём! (…..лес)
Что такое лес?(….)
В толковом словаре Ожегова даётся такое объяснение слова
Лес – большой участок, заросший деревьями.
Название леса зависит от того, какие там растут деревья.
Как называют лес, в котором растут хвойные деревья?(…..)
Какой лес называют смешанным? (….)
Какие деревья растут в лиственном лесу? Назовите их.(…)
От того какие деревья преобладают в лесу, зависит и жизнь других его обитателей. Это птицы, звери, насекомые и т.д.
В лесах Башкортостана растут много медоносных и лечебных растений. Поэтому башкирский мёд – отличное средство от многих заболеваний. Также в лесах Башкортостана обитает знаменитая Бурзянская пчела. Она занесена в Красную книгу Республики Башкортостан. Обитает на территории природного заповедника «Шульган – Таш».
На многих картинах башкирских художников мы видим изображение леса.
Например картины нашего земляка Михаила Васильевича Нестерова.
( показ слайдов).
Какие цветовые ассоциации со словом лес у вас возникают? (…)
У меня лес ассоциируется с голубым цветом, ясным и прозрачным как небо. Почему? (….)
Деревья выделяют кислород и поглощают большое количество углекислого газа. Поэтому лес – это своеобразные «лёгкие нашей планеты». Лес очищает воздух и от пыли. Пыль опускается на листья деревьев, а затем смывается с них на землю. Листья многих деревьев выделяют фитонциды. Это особые вещества, от которых погибают болезнетворные микробы. Леса специально сажают вдоль дорог, потому что они хорошо очищают воздух.
Вода тоже голубого цвета. Лес – защитник водоёмов. Люди издавна поняли, что реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Оказалось, что в лесу талая или дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда потихоньку попадает в реку, питая её. Если же лес вырублен, вода быстрыми потоками стекает в реку, и она может обмелеть.
Лес ассоциируется у меня с зелёным цветом. Почему? (……)
Много зелени, зелёные растения, Гринпис организация, защищающая природу. Гринпис – это международная организация, призванная охранять природу на всём земном шаре. В переводе с английского языка означает зелёный мир.
Почему лес ассоциируется с жёлтым цветом? (…)
Жёлтый цвет – лес согревает нас своим теплом, как солнце. Радует нас своей красотой. Жёлтый цвет листьев осенью.
Коричневый цвет – цвет стволов деревьев. Почему я выбрала именное Дуб?(…) Он могучий долгожитель леса, крепкий и сильный. И леса растут такие же мощные и крепкие.
Люди часто вырубают леса. Почему ? ( дрова, бумагу, мебель, многие строительные материалы делают из деревьев)
Лесов вырубается очень много. Понятно: леса в опасности! Нужно бережно, по – хозяйски использовать леса, а вместо вырубленных деревьев необходимо сажать новые..
Коричневый цвет - это и цвет лесной почвы.
Лес – защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес. Часто на полях можно увидеть лесопосадки. Они защищают почвы на полях от выдувания верхнего чернозёмного слоя земли.
Красный цвет - это цвет сердца. Лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес! Важно и то, что от животных, на которых разрешена охота, люди, получают мясо и ценный мех.
Но ведь красный цвет – это и цвет опасности. Какие опасности подстерегают наш лес? (…)
Во –первых это пожары. Весной и летом в лесах очень часто возникают пожары. В лесных пожарах гибнут многие животные и растения. Долгие годы страдает обгоревшая земля после пожара.
Лесные пожары чаще возникают по вине людей. Они разводят костры в лесу и забывают потушить их. Искры от непогашенных костров становятся причиной новых пожаров..
Очень редко пожары возникают в лесу от ударов молнии.
Во-вторых – это браконьеры. Это люди, которые уничтожают растения и животные,даже те, которые занесены в Красную книгу. Этим они наносят огромный вред природе.
Красная книга Башкортостана состоит из трёх томов. Первый том включает в себя 232 вида растений. Второй – 60 видов мохообразных, водорослей, лишайников и грибов. Третий том посвящён животным.
Сегодня я хочу познакомить вас с замечательным педагогом Василием Александровичем Сухомлинским . Для своих учеников он писал маленькие поучительные рассказы. Один из таких рассказов называется «Стыдно перед соловушкой».
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
Ответьте на вопросы:
Какие правила поведения в лесу нарушила Оля? ( нельзя мусорить)
Какие ещё правила поведения в лесу вы можете назвать?
Не разводи костёр, если развёл - потуши.
Не оставляй мусор.
Не ломай ветки деревьев.
Не рви цветы.
Не лови насекомых.
Не разрушай муравейники.
Не подходи к птичьим гнёздам.
Не шуми в лесу, не пугай его обитателей.
Не лови диких животных, не забирай их домой.
Закончить наше мероприятие мне хочется стихотворением башкирского поэта Абдулхака Игебаева «От чего берёзка плачет?»
Отчего березка плачет?
Не пойму, что это значит,
Кто б ответить мне помог,
Почему березка плачет,
Кто ее обидеть мог?
Отчего так горько белой,
Хоть кругом звенит весна?
Если б говорить умела,
Рассказала бы она.
Отчего березка плачет,
Я ответ теперь нашел:
Ведь какой-то глупый мальчик
У березки ранил ствол.
Я очень надеюсь, что вы не заставите природу плакать!
Вывод:
Что нового сегодня узнали?
Чему мы сегодня научились?
Что вам особенно понравилось?
Ребята! Берегите природу!
Ссылка на презентацию
https://cloud.mail.ru/public/RncF/VEf58bVej