Внеклассное мероприятие «Жизненный путь Петра Ильича Чайковского»

3
1
Материал опубликован 26 April 2023 в группе

20

Муниципальное образование «Город Воткинск»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр»

города Воткинска Удмуртской Республики




ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

«Жизненный путь Петра Ильича Чайковского»




Разработчик:

Щенина Елена Алексеевна

педагог дополнительного

образования.



г. Воткинск. 2023

Введение

В нашем городе родился величайший композитор, который дарил радость не только детям, но и взрослым. Жизнь Чайковского - это его творчество. Как только он отдался композиторскому творчеству, оно стало для него делом жизни.

Внеклассное занятие «Мой край родной» - жизненный путь Петра Ильича Чайковского познакомит с его семьей, биографией, где он учился, в каких городах он побывал, какую музыку сочинял.

Внеклассное мероприятие «Мой край родной» может быть рекомендована к использованию на уроках краеведения, на классных часах, мероприятиях по изучению родного края.

Цель: познакомить обучающихся с биографией и творческой жизнью композитора Петра Ильича Чайковского.

Адресат разработки: Рассчитано на обучающихся в возрасте 10-16 лет.

Оборудование: иллюстрации.

Формы и методы: Словесный метод, художественное слово, наглядно-демонстрационный: с использованием иллюстраций.

Ход мероприятия

Есть в истории музыкального искусства имена, ставшие святыней для целых народов. Но среди великих нет композитора более любимого, более близкого слушателям, чем П.И. Чайковский.

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель, профессор Московской консерватории, музыкальный критик, директор Московского отделения Российского музыкального общества, доктор Кембриджского университета.

Одна из самых важных особенностей музыки Чайковского – это соединение высокой доступности с глубокой содержательностью. Музыка Чайковского привлекает необыкновенной задушевностью и теплотой, психологической глубиной и потрясающим трагизмом, а также непосредственной близостью к коренным чертам русского национального склада.

Великолепно и разнообразно музыкальное наследие композитора: десять опер, среди них такие известнейшие во всем мире, как «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама»; балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»: шесть симфоний, три фортепианных концерта, концерт для скрипки с оркестром, струнные квартеты, увертюры, замечательные романсы и песни; фортепианные сонаты, пьесы, фортепианные циклы «Времена года», «Детский альбом»; произведения для скрипки, виолончели, хоровая музыка.

П. И. Чайковский родился в том же городе что и мы, потому что музыка великого композитора сопровождает нас с раннего детства. Она облагораживает наши души, дарит надежду, сближает нас.

Воткинск - родина П. И. Чайковского

t1682539111aa.pngt1682539111ab.gif

Семья П.И.Чайковского

Восьмилетним мальчиком покинул Петр Ильич Чайковский свою маленькую родину - Воткинск и никогда больше не вернулся сюда. А на берегу красавца пруда остался стоять дом. Его не отличает особенный архитектурный замысел, над ним не трудились знаменитые зодчие - он самый обыкновенный, каких немало было в прежней России. И все-таки он стал дорогим для всего культурного человечества, ибо в нем увидел свет и делал свои первые шаги в музыку величайший властитель звуков.
В большом и уютном доме с мезонином в 1837 году поселилась семья начальника завода - подполковника И.П. Чайковского. 7 мая 1840 года у Ильи Петровича и Александры Андреевны родился сын - Петр Чайковский. В этом "уютном" уголке прошли детские годы великого композитора.


В Воткинском доме Петр познакомился с чарующим миром музыки,

которая захватила его душу и сердце, стала смыслом всей его жизни.

В 1844 году Александр Андреевна со старшим сыном Николаем отправились в Петербург, «главной целью» поездки стало желание найти гувернантку. Александре Андреевне повезло – она нашла замечательную гувернантку – мадемуазель Фанни Дюрбах. Фанни Дюрбах была родом из города Монбельяр во Франции.

Специально обученная педагогической деятельности, превосходно знавшая немецкий и французский языки, она проявила себя чуткой наставницей, оказав сильное влияние на своих воспитанников.

В Воткинске ее приняли очень тепло: «…г-н Чайковский подошел ко мне и без всяких фраз обнял и поцеловал, как дочь. Эта простота и патриархальность отношений сразу ободрили меня и поставили в положение почти члена семьи».

Фанни приступила к занятиям по истории, литературе, иностранным языкам со старшими детьми – Лидией (сирота, которую Чайковские берут на воспитание) и Николаем, но Петр так слезно умолял матушку присоединиться к ним, что та уступила. Петру в то время было четыре с половиной года. По мнению Фанни, Петя был «исключительным» ребенком: «В классе нельзя было быть старательнее и понятливее, во время рекреации же никто не выдумывал более веселых забав; во время общих чтений для развлечения никто не слушал внимательнее, а в сумерки под праздник, когда я собирала своих птенцов вокруг себя и по очереди заставляла рассказывать что-нибудь, никто не фантазировал прелестнее».

К шести годам Петр свободно говорил на немецком и французском языках. В семь лет начал писать стихи на русском и французском языках. Они проникнуты любовью к Отечеству, Богу, всем несчастным и обездоленным. Сам он с детских лет горячо любил свою страну. Фанни вспоминает, как однажды Петя, рассматривал в географическом атласе карту Европы, вдруг стал осыпать поцелуями Россию, а на другие страны «…будто плевать». Фанни начала объяснять, что стыдно и недостойно так поступать, что во всех государствах живут люди, которые, так же как и он, каждое утро говорят Богу «Отче наш», что нельзя презирать их за то, что они не русские и что этим он плюет и на нее, так как она француженка. На это маленький хитрец ей ответил: «Вы напрасно меня браните, разве Вы не заметили, что я рукою прикрыл Францию?!».

В доме был строгий распорядок дня вспоминает Фанни: «Мы жили совершенно от взрослых жизнью; только во время еды были с ними. Не только занятия, но и забавы у нас были свои…В будни, с шести часов утра, все время было строго распределено, и программа дня исполнялась пунктуально.

Так как свободные часы, когда дети могли делать что хотели, были очень ограничены, то я настаивала, чтобы они проходили в телесных упражнениях, и по этому поводу у меня были препирательства с Пьером, которого после уроков тянуло к фортепиано. Впрочем, слушался он всегда, легко и с удовольствием бегал и резвился с другими.

Но постоянно надо было наводить его на это. Предоставленный сам себе, он охотнее шел к музыке, принимался за чтение или за сочинение стихов».

Фанни Дюрбах, с первых лет выделившая Петра из числа других своих воспитанников, всю жизнь продолжала любить своего «стеклянного» мальчика и была одной из самых преданных его поклонниц.

Секрет обаяния и притягательности Петра открыла Фанни еще в Воткинске, уловив самую суть натуры, написав об этом так: «Его любили все потому, что чувствовали, как он любит всех. Его нельзя было не любить, так как он любил всех».

Устраиваемые в Воткинске музыкальные вечера и приемы, любовь родителей к музыке, окружающие пейзажи, лиричные народные песни – все это не могло не влиять на впечатлительного Петра. В будущем на вопрос, когда он начал сочинять, композитор отвечал: «С тех пор как узнал музыку».


А открыл для себя мир волшебной музыки мальчик с помощью механического музыкального инструмента – оркестрины. С помощью оркестрины Петр впервые соприкоснулся с музыкой А. Моцарта, боготворимого им все последующие годы.

«По словам самого Петра Ильича, звуки оркестрины были первым его сильным музыкальным впечатлением. Он не мог вдосталь наслушаться ею. В особенности пленило его то, что она играла отрывки из произведений Моцарта. Страстное поклонение его гению имело начало, по неоднократным заверениям самого композитора, в том несказанном наслаждении, «святом восторге», который он испытал в раннем детстве, слушая, как оркестрина играла арию Церлины и другие отрывки из «Дон Жуана», - вспоминал М. И. Чайковский.


Музыка заполняла нежную душу ребенка. Первый опыт сочинительства состоялся у Петра в четыре года. 28 августа 1844 года Илья Петрович пишет жене в Петербург: «Саша с Петей сочинили песню «Наша мама в Петербурге».

Затем мальчик начал по слуху подбирать понравившиеся ему мелодии. Частые занятия развили его слух и музыкальную память. Однако домашним казалось, что чрезмерное усердие не дает положительных результатов. Более того, по мнению мадемуазель Фанни, мальчик становился нервным и напряженным после занятий музыкой. И эта страсть ребенка усиливалась с каждым днем.

Когда же Пете запрещали играть на инструменте, он начинал выстукивать музыкальный ритм на попавших под руку предметах. Однажды это закончилось плачевно: мальчик, увлекшись «этим немым бренчанием» на оконном стекле, разбил его и глубоко ранил себе руку. После этого происшествия родители поняли, насколько сильно влечение Петра к музыке, как велико его желание обучаться музыкальной грамоте,- в дом была приглашена учительница – Марья Марковна Пальчикова. Петру в то время не было и шести лет. Фанни, описывая Марью Пальчикову, замечала, что это была «…тихая, скромная, застенчивая особа». Будучи крепостной, музыке она обучилась у своей барыни: «…грамоте-то я училась, как говорится, на медные деньги», и посему серьезных познаний в теории музыки не проявляла. Способному, схватывающему на лету мальчику явно недостаточно того музыкального арсенала, которым владела Марья Марковна. Однако память о первой учительнице Петр сохранил на многие годы. И когда в 1885 году оказавшаяся в нужде Марья Марковна обратилась к своему ученику с просьбой о помощи, Петр Ильич назначил ей пенсию, которую она получала до самой смерти, Марья Марковна бережно хранила портрет Петра Ильича с дарственной надписью: «Марье Марковне Пальчиковой, от старого ученика ее. П. И. Чайковский, 25 февраля 1886 г.».

Любовь к музыке, с которой впервые соприкоснулся в Воткинском доме, Петр Ильич Чайковский пронес через всю жизнь. Став признанным композитором, он мечтал, чтобы его творения дарили людям радость и оказывали поддержку в жизни.

Осенью 1848 года семья Чайковских навсегда расстается с Воткинском. Илья Петрович предпринимает попытку найти новое место службы, желательно в столице, так как старшие мальчики подросли и их надо отдавать в учебные заведения.

Жизненный путь Петра Ильича Чайковского.

В ноябре 1848 года Чайковские приехали в Петербург, где тоска Петра по счастливому времени в Воткинске не проходила. Александра Андреевна тревожилась за состояние детей: «Они уже не те, что были в Воткинске; свежесть и веселость их исчезла».


Весной 1849 Илья Петрович вместе с семьей выехал из Петербурга вновь на Урал, в Алапаевск. Там он приступает к обязанностям управляющего частновладельческими Алапаевскими и Нижне – Невьянскими заводами.

Семья разместилась в просторном доме, стремясь «во всех подробностях восстановить образ жизни на Воткинском заводе».

В Алапаевске снова любимым занятием для Пети стала музыка. Особенно любил он аккомпанировать матери, когда она пела. Каменный дом с мезонином, в котором поселилась большая семья Чайковских, был построен в 1832 году. Он и сейчас стоит в старом центре Алапаевска, окруженный садом с вековыми липами. В этом саду 9-летний Петя играл с братьями и сестрами в египетских жрецов, «бальзамируя» старенькую куклу, а через много лет эти игры оживут в музыке «Детского альбома» уже известного композитора («Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»).

В провинциальном Алапаевске не было другой музыки кроме домашнего исполнения, поэтому в гостиной, где по вечерам собиралась семья, Илья Петрович играл на флейте, а мать, Александра Андреевна, прекрасно пела, аккомпанируя на рояле.

Украшением всех домашних праздников была игра Петра, который уже достиг большого мастерства и пробовал сочинять и фантазировать, сидя за роялем.

В мае 1850 года в семье Чайковских родились братья-близнецы Модест и Анатолий. В будущем Модест Ильич Чайковский станет известным драматургом и первым биографом своего брата, композитора Петра Ильича Чайковского. В конце лета 1850 года Петя навсегда покидает Алапаевск, чтобы продолжить образование в Петербургском Училище правоведения. В мае 1852 года в Петербург переезжает и вся семья.

Алапаевское детство композитора стало увертюрой великого творческого пути, и память об этом счастливом времени всегда жила в душе Петра Ильича. С 1938 по 1982 год в доме, где жили Чайковские, располагалась Детская музыкальная школа, а в 1990 году после реставрации открылся Дом-музей П.И. Чайковского. Летом 1850 года Александра Андреевна привезла сына в Петербург. Следующие годы – годы учебы в Петербурге, в Училище правоведения, стали для Петра тяжелейшим жизненным испытанием. Безоблачное, не омраченное горем детство сменилось на отрочество, проходящее в духовном одиночестве и тоске по горячо любимым родным: «Часто вечером я вспоминаю о вас, об Алапаихе, об Воткинске».
По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.
Отъезд за границу, жизнь в Италии, Швейцарии, Франции. Работа над оперой «Евгений Онегин» и Четвертой симфонией.


Уже несколько лет Петр Ильич Чайковский мечтал о том, чтобы купить небольшой домик где-нибудь в деревне. С годами путешествия начали утомлять его.

Жить в Москве или Петербурге постоянно ему не хотелось. Каменка была слишком далеко от столиц.

После долгих поисков Петр Ильич поселился в селе Майданово, неподалеку от города Клина. Отсюда было удобно, в случае надобности, ездить и в Москву, и в Петербург.

Он снял большой барский особняк разорившейся помещицы Новиковой. Дом стоял среди огромного живописного парка на высоком берегу реки Сестры. Петр Ильич поселился в трех наиболее сохранившихся комнатах. Впервые в жизни он почувствовал себя не кочующим странником, а хозяином, пусть не очень удобного, но зато своего уголка. Никто не нарушал его излюбленный распорядок дня. Вставал он обычно около 8 часов утра. Напившись чаю, немного читал, писал письма и прогуливался около дома. Время от 9 до 1 часу дня он посвящал творчеству. Это были самые дорогие его часы, которые он не уступал никому, даже приехавшим по приглашению друзьям.

И в эти годы Чайковский был исключительно активен в творческом отношении. Среди созданного им — оперы «Орлеанская дева», «Мазепа», «Черевички», «Чародейка», балет «Спящая красавица», «Всенощное бдение», программная симфония «Манфред», Симфония № 5,4 сюиты для оркестра; Серенада для струнного оркестра, «Торжественная увертюра 1812», «Итальянское каприччио» для оркестра, увертюра-фантазия «Гамлет», трио «Памяти великого художника», ряд великолепных романсов, в том числе «То было раннею весною», «День ли царит», «Серенада Дон-Жуана».

В деревне Фроловское, где в 1888-1891 гг. жил Петр Ильич Чайковский. Здесь он создал Пятую симфонию, работал над балетом "Спящая красавица", оперой "Пиковая дама", музыкой к трагедии "Гамлет". К сожалению, дом, где жил композитор, не сохранился. 

Исключительно разнообразно творчество композитора последних трёх лет жизни. Сразу же после "Пиковой дамы" был сочинён струнный секстет "Воспоминания о Флоренции". В течение 1891-1892 годов созданы светлая, солнечная по характеру камерная лирическая опера «Иоланта».


В середине 1880-х гг. Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности.

В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО.

Музыка Чайковского получаетизвестность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится Государственный дом-музей П. И. Чайковского.

Основную часть его составляет фонд П.И.Чайковского, состоящий из коллекции в подлинниках творческого и личного архива композитора, а также в копиях и микрофильмах документов, которые находятся в других архивах страны и за рубежом, в частном владении.

Богатейший по количеству и уникальности, этот фонд представляет исключительный интерес для изучения жизни и творчества П.И.Чайковского. Ни один исследователь не может обойтись без рукописных, изобразительных и документальных фондов музея, к которым постоянно обращаются музыковеды, музыканты-исполнители, театральные деятели, художники, литераторы, краеведы.

Библиотека композитора, его дневники, письма, записные книжки, эскизы сочинений, составляющие ядро музейного собрания, личные вещи, портреты, альбомы с фотографиями родных, близких, товарищей по искусству, великих современников, сувениры, привезенные им из разных стран, подношения от почитателей его таланта, письма к Чайковскому - все это ярко раскрывает личность мастера, его мировоззрение, его отношение к людям, искусству, природе, его образ жизни и метод работы.

В музее собрана коллекция документов о жизни, творчестве П.И.Чайковского, сценической истории и истории исполнительских интерпретаций его произведений. Создана систематическая коллекция фотографий, афиш, программ исполнения музыки от прижизненных до современных. Музей также собирает исследования, посвященные композитору - как изданные, так и неопубликованные.

Значительное место в собрании занимает раздел, посвященный Международным конкурсам имени П.И.Чайковского, а также коллекция произведений изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура) и особенно такой раздел ее, как "Сценография", который включает в себя эскизы декораций и костюмов к произведениям Чайковского ведущих театральных художников с конца XIX века до наших дней, театральные костюмы, в которых выдающиеся певцы и танцовщики создавали образы героев гениальных опер и балетов великого композитора. На протяжении всей истории музея в нем исторически сложились и продолжают формироваться фонды рода Чайковских - Давыдовых, личные фонды М.И.Чайковского и русских музыкантов из окружения П.И.Чайковского - композиторов, исполнителей его музыки, исследователей: С.И. Танеева, А.С. Аренского, А.А. Брандукова, У.О. Авранека, Е.А. Лавровской, Н.Ф. Финдейзена, Э.Ф. Направника и многих, многих других.

Музей владеет также книжным и нотным собранием, включающим систематическую коллекцию изданий произведений П.И.Чайковского, трудов о нем, личные библиотеки своих фондообразователей.

Первым капитальным трудом, подготовленным на основе материалов музея-заповедника, была трехтомная биография композитора, написанная его братом Модестом Ильичом. Затем последовали публикации дневников Чайковского, летописи его жизни и творчества, справочника "Музыкальное наследие", а также начатое в 1940 году и возобновленное после войны издание полного собрания сочинений, в подготовке которого деятельное участие принимали сотрудники музея.

Вечером 31 октября 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе по холере, Чайковскому подали некипячёную воду, которую он и выпил. Утром 1 ноября композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который установил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 6 ноября (25 октября) 1893 года от холеры.

Список литературы:

Государственный Дом-музей П.И. Чайковского в Клину: Путеводитель. – М.: Музыка, 1980. – 95 с;
Дом – музей П. И. Чайковского в Воткинске. Путеводитель, - Ижевск: Издательство «Удмуртия», 1978г.
В. И. Пролеева. К родословной П.И. Чайковского: Жизнь и деятельность П. И. Чайковского, - Ижевск: Удмуртия, - 1989, - 32 с.;
Г. А. Прибегина. Петр Ильич Чайковский. Издательство «Музыка» Москва 1983;
У истоков музыки. Воткинск – родина П. И. Чайковсого. – Ижевск:ООО «Медиа Группа «Парацельс»,2008.-112с;
http://aldshi.ekb.muzkult.ru/CayKovski/
http://tchaikovsky-house-museum.ru/fonds/index.shtm|


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

"Модест Петрович Чайковский" - исправьте, пожалуйста. Требуются и другие исправления

27 April 2023