Внеклассное мероприятие «Народное песенное творчество Ивановского края»
Народное песенное творчество Ивановского края.
Внеклассное мероприятие.
У.-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное виртуальное путешествие по страницам сборника «Народные песни Ивановской области», материал для которого заботливо, по крупицам собирали многочисленные фольклорные экспедиции. (слайд ) Сначала мы напишем эпиграф для нашего сборника-это знаменитое высказывание М.И. Глинки: «Песня- д… народа». Какое слово пропущено?
Д.- Душа.
У.-Совершенно верно. «Русская песня, - писал музыковед И.А. Ильин, - глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения». Русская песня-уникальное явление в мире, в конце 19 века русский немец, профессор Вестфаль отмечал: « Эти песни отличаются оригинальностью гармонии, голосоведения и каденции, которые звучат прекрасно, но не соответствуют европейской теории музыки, учению о гармонии и композиторской практике. Они исполняются крестьянским хором без какой-либо музыкальной подготовки, без камертона и дирижёра, без сопровождения, a capella; это - четырехголосие, в котором никогда не бывает скверного и скучного унисона, а отсюда - свободные вариации и подвижные подголоски, которые от случая к случаю импровизируют, исходя непосредственно из внутреннего чувства, слуха и вкуса. Богатство этих песен неисчерпаемо, их возраст порой нельзя установить, их мелодика, ритм и выразительность просто пленяют, особенно при исполнении древних многообразных свадебных песен, то жалобно звучащих, то вдумчиво-благословляющих».
У.- Как вы думаете, можно ли, познакомившись с музыкой народа рассказать о его особенностях: образе мышления, отношению к природе, людям, духовности?
Д.-Да.
У.-Конечно, можно!
«Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын» (И.А. Ильин). Недавно к нам в Кохму приезжал из далёкой Аргентины потомок фабрикантов Ясюнинских, очень много сделавших для города до революции. Алексис прошёлся по бывшему родовому дому, о котором так много рассказывал его дедушка,в нём сейчас располагается Детская школа искусств. Он попросил фольклорный ансамбль что-нибудь ему спеть из русских песен и был очень взволнован- музыка помогла ему ощутить сопричастность к жизни своих предков. (слайд )
Исполнение фольклорным ансамблем песни «Посреди двора широкого» в обработке Г. Заволокина.
У.- С каких песен начинается знакомство ребёнка с музыкой своего народа?
Д.- С колыбельных. (слайд )
У.- Давайте вспомним с вами колыбельную-зыбку ивановской области.
Колыбельная (зыбка)-исполнение (сборник Ельчевой,стр 119)
У.- (Наигрывает вступление к песне «А я по лугу»). Узнали вы эту плясовую? Давайте вместе её исполним. (слайд )
«А я по лугу»-исполнение.
У.-Перелистывая страницу нашего песенника мы знакомимся со следующим жанром народной музыки –это (слайд трудовые песни) ...отвечайте хором,ребята!
Д.-Трудовые песни.
«В деревне мы жили» -по выбору в исполнении фольклорного ансамбля.
У.- (Слайд И. Е. Репин «Бурлаки на Волге» 1870-73 ). Кто изображён на репродукции картины?
Д.-Бурлаки.
У.- Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик -
И сердце дрогнуло во мне.
-Это стихи Н.А.Некрасова. А на слайде репродукция картины И.Е. Репина «Бурлаки» ( 1870 год) которую он писал на Волге под Саратовым.
У.- Что делают бурлаки?
Д.- Тянут гружёную баржу по Волге.
У.- Да, бурлаки тащили расшивы (большие речные судна) против течения реки. Это очень тяжёлый, изнурительный труд, за день артель продвигалась на 10-12 вёрст. (Слайд фото 1900).В бурлаки крестьянина и посадского человека гнал голод, особенно, если год выдался неурожайный в нашем нечернозёмном краю. Старая пословица говорила с горькой насмешкой: «Нечем платить долгу — ступай на Волгу: либо в бурлаки, либо в разбойники». Из 20 тысяч бурлаков, работавших в середине 19 века в Костромской губернии, 15 тысяч нанималось в Юрьевецком уезде. Столицей бурлаков считался город Рыбинск(Ярославская область) (слайд памятник бурлаку)
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
«Эй, ухнем!»-слушание фрагмента в исполнении Мужского хора Санкт-Петербургского Подворья Оптиной Пустыни.
У.- В чьём исполнении прозвучала песня?
Д.- Мужского хора.
У.- «Эй, ухнем!» в исполнении Мужского хора Санкт-Петербургского Подворья Оптиной Пустыни.
У.- Как вы думаете, зачем пели бурлацкие артели при такой невыносимой нагрузке?
Д.- Чтобы идти в ногу, чтобы отвлекаться от непосильного тяжёлого труда в мыслях…
У.- Песня синхронизировала шаги бурлаков, чтоб шли «не кто в лес,а кто по дрова». В моменты, когда было необходимо «сволочь», сдёрнуть расшиву с мели, снять с якоря, привязывали к ней большую сосну, в воде распирало её сучья, и, благодаря слаженным действиям артели, припевам «эй,ухнем», «ещё разик», «ой,да-да,ой-да» судно трогалось. Заунывные, протяжные распевы облегчали физическую боль, помогали отвлечься от тяжких раздумий. Мы с вами послушаем знаменитую песню «Дубинушка», которую опубликовал М.А. Балакирев (глава «Могучей кучки», содружества русских композиторов),а исполнение Фёдором Шаляпиным этой песне в обработке получило широкое распространение во времена русских революций начала 20 века. В Иванове, на Родине первого совета, эта песня была особенно любима.
«Дубинушка» в исполнении Ф.И. Шаляпина-слушание. (Слайд «Шаляпин» Кустодиева )
Выберите к этой песне наиболее подходящие по смыслу пословицы:
Хорошо живется - хорошо и поется.
И за песней плачется.
Где песня поется, там счастливо живется.
Хорошая песня дух бодрит.
Затянул песню - допевай, хоть тресни.
Беседа дорогу коротает, а песня - работу.
Без запевалы и песня не поется.
Бедный песни поет, а богатый только слушает.
Какая думка, такая и песня.
Не всяк весел, кто поёт.
Д.- И за песней плачется. Беседа дорогу коротает, а песня - работу. Бедный песни поет, а богатый только слушает. Какая думка, такая и песня. Не всяк весел, кто поёт.
У.- Листая страницы нашего иллюстрированного сборника знакомимся со следующими героями ивановских песен (Слайд Степан Разин 1,2)
-Кто это по вашему мнению?
Д.- Богатые купцы…казаки…
У.- Вспомните прозвучавшую на уроке поговорку «Нечем платить долгу — ступай на Волгу: либо в бурлаки, либо в……….
Д.- в разбойники».
У.- Это донские казаки, атаманом которых был Степан Разин, смолоду он показал себя человеком огромного ума и блестящего красноречия. В 24 года отроду он избирается в атаманы, а в 28 лет включён в казацкое посольство и встречается с царём Алексеем Михайловичем. Ведёт переговоры с татарами, турками и калмыками, изъясняясь при этом на их языках.В 1667 году Степан идёт походом на Дербент и Баку, а затем в Персию,где им была пленена дочь хана. (Слайд ) Очевидец событий, голландский ремесленник и путешественник оставил такие воспоминания о событиях осени 1669 года: : «…Мы видели его [С. Разина] на шлюпке, раскрашенной и отчасти покрытой позолотой, пирующего с некоторыми из своих подчиненных. Подле него была дочь одного персидского хана, которую он с братом похитил из родительского дома во время своих набегов на Кавказ. Распаленный вином, он сел на край шлюпки и, задумчиво поглядев на реку, вдруг вскрикнул: «Волга славная! Ты доставила мне золото, серебро и разные драгоценности, ты меня взлелеяла и вскормила, ты начало моего счастья и славы, а я неблагодарный ничем еще не воздал тебе. Прими же теперь достойную тебе жертву!» С сим словом схватил он несчастную персиянку, которой все преступление состояло в том, что она покорилась буйным желаниям разбойника, и бросил ее в волны». А вот как поётся об этой истории в знаменитой в наших краях песне «Из-за острова на стрежень», слова принадлежат Садовскому, а музыка народная. В Кинешме и Решме ходит легенда, что названия городов появились после слов княжны, обращающейся к разбойнику: «Кинешь мя (меня), режь мя (меня)? Хотя, конечно, они появились гораздо раньше 17 века. Послушаем эту песню и сравним содержание. Стрежень- часть реки с наиболее быстрым течением.
«Из-за острова на стрежень»-слушание фрагмента
Д.- В песне поётся о том, что Степан утопил княжну, побоявшись насмешек со стороны дружины.
У.- Когда царь казнил старшего брата Степана,тот начинает мстить.Так начинается разинское восстание. Он двигается по Волге и грабит бояр, купцов и хранилища с государевой казной. Рубит головы, вешает, топит.Золото течёт в его руки пудами. Разграблены Астрахань, Царицин, Самара, Саратов. В 1870 году Навроцкий написал стихотворение "Есть на Волге утес", появилась песня, ставшая народной, в нашей области эта песня была очень любима, особенно в предреволюционное время.
«Есть на Волге утёс»-слушание фрагмента песни.
У.- В Ивановской области записана песня и о разбойнике Чуркине
«А в тех лесах дремучих» (сборник Ельчевой,стр.157)-слушание фрагмента песни
У.- В 1914 году С.Есенин написал стихотворение, в котором есть такие строки:
«По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.»
У.- Кто такие рекруты?
Д.-Солдаты. (Слайд «Проводы новобранца» )
У.- Рекрутами назывались наёмные солдаты, главным образом из крестьян. Сколько служили рекруты в царской армии?
Д.-5,10,15 лет..
У.-В Петровскую эпоху солдаты несли службу пожизненно,затем срок менялся: 25 лет,15, с перерывом на отпуск дома. Если служившие и возвращались домой,то больными,искалеченными и нетрудоспособными.
Послушайте текст песни «Коляска к дому подкатила» (сборник Ельчевой ,стр. 147)
У.- Много песен сложено о событиях русско-французской войны 1812 года, (слайд ) «Мамашенька бранится» (сборник Ельчевой,стр. 137)-о битве при Бородино
У.-(Слайд с Наполеоном ) Кто изображён на слайде?
Д.- Французский генерал, император Наполеон.
У.- В сборнике есть песня «Шумел, горел пожар московский»-о размышлениях и судьбе Наполеона (Слайд )
У.- В войнах участвовали и побеждали простые крестьянские парни. В рекруты могли отдать и неугодных помещикам людей, имеющих семьи и малолетних детей. Отобранных в рекруты жалели,освобождали последний год от всех работ.
«По селу тропинкой кривенькой
Ободравшись о пеньки
Рекрута играли в ливенку
Про остальные деньки.»
«Сыпь, тальянка, звонко,
Сыпь, тальянка, смело,
Вспомнить что-ли юность,
Ту, что пролетела?» (Слайд «Парень играет», «В трактире» А. Соломаткин )
У.-Как вы думаете, что такое ливенка, тальянка, о которых говорит Есенин?
Д.-Гармонь. (Слайд «Мальчик с гармошкой» )
У.- Да, это разновидности гармони. Ливенка изготавливалась в городе Ливны, Орловской губернии, известной с 1860-1870 годов. (Слайд) Тальянка имела сходство с итальянской гармонью. ( Слайд ) Русские пословицы гласят: «Легка дорожка, если есть гармошка», «Иногда без гармошки, что за обедом без ложки». Гармонь- духовой язычковый клавишный инструмент. Достоверно неизвестно, где была изобретена первая гармонь. Оспаривают первенство Германия и Россия, где тоже, в начале 19 века, а Санкт-Петербурге чешским органным мастером Киршником в 1821 была сначала изготовлена губная, а в 1822 ручная гармоника. Видов гармони очень много. Они носили название тех мест, где появились. Давайте поиграем: я озвучиваю название, а вы говорите город, местность или страну, где она изобретена.
Ливенка-………..Ливны
Петроградка-…….Санкт-Петербург
Немка-………Германия
Тальянка-………Италия
Елецкая-………город Елец
Саратовская-……….Саратов (разновидность гармони с колокольчиками)
Вятская-…….Вятка
Тагильская-….Тагил
Венка-………..Вена
У.- Гармони бывают однорядные (с одним рядом кнопок), в отличии от фортепиано, при нажатии на 1 клавишу звучит несколько нот; двухрядные-2 ряда кнопок и трёхрядные.
У.- В нашей области тоже есть город, славящийся своей гармонной фабрикой. Это.. «Я поеду в город (Шую) и куплю гармонь большую, как приеду на село, заиграю весело.» Звучит наигрыш «Барыня»- слушание
Д.-Шуя!
У.-Правильно. (Слайд ) Слова этой частушки знают по всей России. Шуйские гармошки –визитная карточка города на Тезе. Инструменты украшены сетками с изящными рисунками, росписью лицевых поверхностей корпуса. Местными мастерами придуман особый строй голосов, что делает звучание неповторимым и легко узнаваемым: оно гораздо мягче и мелодичнее, нежели у изделий “конкурентов”. «Именно эта “изюминка” на долгие годы обеспечила популярность продукции “Шуйской гармонной фабрики” среди знатоков в нашей стране и за рубежом. Здесь нет конвейера: каждый инструмент — hand made, ручной сборки. И в этом шуйские гармони – особенные. Один мастер собирает инструмент от начала до конца. Эти гармони типа -«хромка», самые распространённые в наше время.Так их называют за сходство с хроматической ручной гармонью. С 1925-1930 года они вытеснили венки и стали основным видом русской гармони.
У.- Какое событие произошло в июне 1941 года?
Д.-Началась Великая Отечественная война.
«Солдаты, в путь!» Сл. ивановского поэта М. Дудина. Муз. В Соловьёва-Седова. (Физкультминутка- марширование на месте)
У.-Да. И уже в конце лета 1941 года, согласно распоряжению Наркомата (высшее военное ведомство СССР) на фронт было отправлено 12000 гармоней, а осенью более 60 000. Зачем это было сделано, зачем солдату гармонь на войне?
Д.-Поднимать боевой дух,отвлекаться от трагических событий.
У.-Конечно! «Без песен на войне труднее вдвойне», « В нашей роте песня в почёте», «Гармонь не огонь, а разогревает», « Гармонюшка-матушка лучше хлеба-батюшки». В песне выпевалась тоска по родными близким,оставшимся в тылу. «Пой, гармоника, вьюге назло, заплутавшее счастье зови.Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви».
Отрывок из поэмы «Василий Тёркин» Твардовского-слушание. (Обратите внимание, звучит песня ивановской области « За грибами в лес девицы»)
Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно,гармонист.
Для начала,для порядку,
Кинул пальцы сверху-вниз.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой.
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
У.- На ивановской земле не раз проходил фестиваль, снималась передача «Играй, гармонь любимая». Автор- ведущий, талантливый композитор, поэт и гармонист Геннадий Заволокин, к сожалению трагически погиб в 2001 году. Очень приятно, что Геннадий играл именно на нашей шуйской гармони- «хромке». (Слайд-слова Заволокина… музыка напевная — кровь народная. Без неё народы не живут.) «Гармонь в Иванове»- просмотр видеофрагмента.
У.- Вот мы и перелистнули последнюю страницу сборника. За урок мы побывали в разных эпохах. Составьте, пожалуйста, из слогов правильное название жанров русских народных песен, что мы слушали.
Д.- Плясовые, колыбельные, трудовые, лирические, солдатские.