Внеклассное мероприятие «Песнь стали и огня»
Пояснительная записка к презентации
Содержание работы:
Литературно музыкальная композиция «Песнь стали и огня»
Приложение 1 Презентация к выступлению
Приложение 2 Музыкальное сопровождение
Приложение 3 Исследовательская работа
Литературно музыкальная композиция «Песнь стали и огня»
Обеспечение урока: проектор, колонки, фортепиано для исполнения музыки
Ведущий композиции: ученица музыкальной школы
На уроке музыкальной литературы, мы заметили, что не всем удается хорошо
разобраться в истории и жанровых особенностях этого вида музыки. Тема нашей работы: «Песня стали и огня»
Цель нашей работы: формирование мотивации учащихся к изучению маршей
Задачи:
Провести анкетирование
Изучить литературу по теме
Узнать историю создание маршей
Определить жанровые особенности маршей
Создать для учащихся музыкальной школы интерактивное приложение «Марши»
Мы решили с научным руководителем в начале нашего исследования провести анкетирования, в результате которого, мы предполагаем выяснить: «Знают ли мои одноклассники что-нибудь о маршах». В опросе приняли участия 26 человек из моего класса.
В результате анкетирования мы выяснили, что все респонденты знают, что «Марш- это музыка, под которую можно шагать» [Диаграмма – 1]. Анализируя ответ на второй вопрос «Где в повседневной жизни встречают марши?», мы делаем вывод, что большинство (60%) учеников выбрали правильный вариант ответа: «туристический поход». Вопрос на третий вопрос: «Какие марши бывают по характеру?» – требует специальных знаний, поэтому правильно ответили только 11 респондентов (меньше 50%).
Последнее, что мы спросили у респондентов «Какие марши вам знакомы?». Мы выяснили, что самый известный марш «Марш Мендельсона». Вот только одноклассники не назвали его правильное название, а назвали «Свадебный марш». Поэтому я сыграю для вас этот марш [Играет].
В результате опроса мы поняли, что мои одноклассники не все знают о маршах, поэтому мы решили разработать интерактивное приложение «Марши», где можно узнать историю создания маршей и послушать их.
Предлагаем вам познакомиться с интерактивным приложением. Первое, что узнают: что же такое марш? Марш (фр. Marche — буквально «шествие», «движение вперёд», от marcher — «идти») — маршевой музыки; сложился в инструментальной музыке в связи с необходимостью синхронизации движения большого числа людей: движения войск в строю, церемониальных и праздничных шествий. К жанру марша обращались многие композиторы, в том числе Роберт Шуман. Я исполню марш этого композитора [Приложение 3]. В этом марше- четкий ритм, отражение шагового движения, энергичность и уверенность.
Маршу как жанру военной музыки предшествовала походная песня, — такие песни в Средние века распевали, в частности, ландскнехтов и крестоносцев. Для того, чтобы ученикам было легче нашли картинки этих воинов. Также если учащиеся нажмут на скрипичный ключ, то могут послушать Марш крестоносцев.
В России марш получил распространение при Петре Первом, в начале XVIII века. По примеру Западной Европы почти каждому полку русской армии, в качестве своеобразной музыкальной эмблемы, был присвоен свой марш. Мы нашли портрет, где изображен Петр 1 и поместили ли информацию о нем на слайде. На следующем слайде учащиеся узнают, что известны марши Преображенского, Семеновского и Измайловского полков, а также нажав на скрипичный ключ, могут послушать Марш Преображенского полка.
Различаются несколько видов маршевой военной музыки Строевой марш, он же парадный или церемониальный, исполняется в любых случаях торжественного прохождения войск, в том числе на парадах. Нажмите на ключик – прослушайте Марш День победы. Колонный марш, разновидность строевого, пишется обычно в размере 6/8; особую чёткость его ритмике придаёт единая во всех голосах ритмическая фигура. Вашему вниманию – Колонный марш.
Фанфарный марш, другая разновидность строевого, отличается особенной праздничностью и всегда включает сигнально-фанфарные темы. Нажимаем на гиперссылку – слушаем Фанфарный марш. Походный, или скорый, марш отличается более быстрым по сравнению со строевым темпом, используется как на строевых прогулках, так и во время праздничных шествий. Если у школьников, есть желание, то они могут услышать особенности Походного марша.
Мы не оставили без внимания Траурный марш исполняемый на похоронах и при возложении венков. Траурный марш всегда пишется в медленном темпе, более медленном, чем церемониальный; для него характерны плавные интонации, использование фанфарных мелодических оборотов ограничено. Прослушав электронное приложение, ученики услышат музыку, исполняемую при возложении венков к могиле неизвестного солдата. Мы также включили в наше приложение Марш советских пионеров и Свадбный марш. Если будет интерес у учащихся, можно поместить информацию о стихах написанных в ритме марша: Барто А. «Левой, правой», считалочку «Аты, баты…» и т.д.
Мы думаем, наше электронное приложение будет интересно ученикам, преподавателям музыкальных школ. Так же можно использовать для проведения классных часов в период празднования 23 февраля или 9 мая.
Приложение 1
Презентация Марши
PPTX / 3.33 Мб
Приложение 2
Список музыки для занятия
DOCX / 10 Кб
Приложение 3
Трефилова Раиса Поликарповна
Наталья Игоревна
Трефилова Раиса Поликарповна
Новикова Анастасия Алексеевна
Наталья Игоревна
Горбачёва Марина Юрьевна