Внеклассное мероприятие по биологии «Комнатные растения» (5–7 классы)
Пояснительная записка к презентации
МКОУ «Средняя школа №4»
имени Героя Советского Союза
В.С. Знаменского
Подготовила: Лазутина Надежда Михайловна,
учитель биологии первой квалификационной категории
МКОУ «Средняя школа №4»
Сухиничи
2016
Цель: знакомство учащихся с комнатными растениями, их классификацией, правилами ухода за комнатными растениями.
Задачи:
- развивать навыки работы с дополнительными источниками знаний;
- развивать умения обобщать, выделять главное, делать выводы;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать навыки самооценки, оценки труда и знаний товарищей.
Оборудование: выставка книг, журналов, наборов открыток о комнатных растениях, напечатанная в нескольких экземплярах дополнительная литература, коллекция комнатных растений, медиа аппаратура, презентация «Комнатные растения»./data/files/a1503590456.pptx (комнатные растения)
Ход мероприятия
I этап: оргмомент.
II этап: актуализация знаний.
Учитель: Вначале немного истории. Всем вам знакомо слово папирус, не правда ли? Папирусом называют египетские свитки с письменами. Такие свитки, например, хранятся у нас в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. Они были найдены в Египте, в древних гробницах фараонов и знатных людей. Многие из этих свитков, некоторые длиною до 40м и шириною 1м, пролежали свыше 5000 лет. Внимание вопрос:
Какое отношение имеют эти свитки к растениям? (Учащиеся высказывают свои предположения).
Учитель: А сейчас мы проверим, насколько верны ваши предположения, с этой целью мы прослушаем историческую справку.
Папирус (сообщение учащегося).
В переводе с египетского языка «папирус» означает «дар реки». Папирус - это растение, росшее еще в древние времена на болотистых берегах Нила, его разводили как культурное растение. Сейчас папирус встречается только в верховьях Нила. В местах, где растет папирус, берега реки образуют темно-зеленые стены в 3 и даже в 5 м высотой, тянущиеся непрерывно. Стебель у папируса трехгранный, толщиной в руку. Интересны у папируса и корни, плавающие частью в воде, как колеблющийся лес белых стеблей. Корни растут от корневища, которое вкусом напоминает миндаль. Египтяне ели корневища сырыми и поджаренными. Но в дело шли не только корневища, но и стебли. Их связывали пучками и делали из них двухместные челноки для ловли рыбы. Из стеблей также плели циновки, корзинки, из коры делали сандалии, из волокна - ткани. Но самое интересное, что из этого растения получали особый род бумаги - папирус. Из срезанных стеблей выделяли сердцевину, разделяли ее на тонкие длинные полосы. Эти полосы укладывали тесными рядами на гладкую доску и смачивали водой. На первый ряд расстилали другой ряд, но уже поперек. Разглаживали, клали под пресс, высушивали на солнце. Чтобы лучше потом держались чернила, потом такие листы окунали в клейстер и опять высушивали. В результате такого труда получался плотный, слегка желтоватый папирус, в течение долгих лет заменявший бумагу.
III этап: целеполагание.
Учитель: Какое отношение имеет папирус к растениям?
1. Сообщение темы мероприятия.
Учитель: Вот перед вами родственник того самого папируса - наш комнатный друг -циперус - папирус. О нем и о других комнатных растениях пойдет сегодня речь на мероприятии. Итак, тема нашего мероприятия «Комнатные растения» (демонстрация слайда 1).
О комнатных растениях написано немало книг (демонстрация). Какие-то сведения о них вы имеете. Сегодня я предлагаю вам написать свою книгу, и назовем мы ее «Комнатные растения».
Почти в каждой книге есть эпиграф. Эпиграфом нашей книги я предлагаю взять следующий (демонстрация слайда 2):
«Цветы сопровождают человека на всем его жизненном пути. Они всегда нужны людям, лаская взор весной и летом, оживляя унылую осень и вселяя радость в квартиры суровой зимой. Общение с цветами облагораживает человека, учит его ценить прекрасное. Воспитанная с детских лет любовь к цветам остается у человека на всю жизнь».
Варвара Алексеевна Родина
2. Обсуждение познавательных задач мероприятия (глав книги).
Учитель: Что о комнатных растениях вы хотели бы узнать? Какие вопросы хотели бы
обсудить? Предложите название глав вашей книги?
Уч-ся поочереди предлагают вопросы для обсуждения (демонстрация слайда 3):
значение комнатных растений;
классификация и внешний облик;
уход за растениями.
IV этап: основная часть.
Вступительное слово учителя.
Учитель: Мы с вами составили перечень вопросов (глав книги), на которые вы хотели бы получить ответы. Искать эти ответы мы будем вместе во время беседы, на какие-то вопросы вы будите искать ответы, работая самостоятельно: индивидуально, в группах, о чем-то расскажу вам я.
Значение комнатных растений (беседа, просмотр с помощью медиа аппаратуры под музыку слайдов (4-16), на которых в интерьере жилых помещений, офисов, квартир большое внимание отводится растениям).
В результате беседы уч-ся должны сделать вывод, что значение комнатных растений очень велико, т.к. они: украшают жилище человека, выделяют кислород, поглощают шум, поглощают углекислый газ, из них получают различные лекарственные средства
(демонстрация слайда 17).
Классификация растений.
а) Классификация растений по внешнему виду (сообщение уч-ся, демонстрация растений и слайда 18)
Классификация комнатных растений по внешнему виду (сообщение учащегося)
Существует четыре основных группы растений, у каждой из которых есть свои особенности. Это декоративнолиственные, декоративноцветущие комнатные растения, декоративноцветущие горшечные растения, кактусы.
Декоративнолиственные комнатные растения.
Когда в 50-е годы начался бум комнатных растений, самыми популярными были декоративнолиственные растения. Больше других были распространены плющи и фикусы. Декоративнолиственные растения это те, у которых наиболее привлекательна именно листва. Эти растения выращивают не ради цветов, а ради красоты листьев или стеблей. У таких растений красочными могут быть как отдельные листья (монстера деликатесная, бегония королевская) так и растение в целом (папоротники нефролепсис, адиантум). Некоторые из растений этой группы могут цвести (поперомии, сансевьеры) и образуют мелкие цветы, но в основном эти растения выращивают ради листвы и общего зрительного эффекта, который они создают своим внешним обликом. Многие из этих растений имеют пестроокрашенную листву (фикус Бенджамина, кротон, драцены, диффенбахии). Характерной особенностью декоративнолиственных растений является то, что они могут жить очень долго, и красочны круглый год.
Декоративноцветущие комнатные растения.
Это огромная группа растений. Их выращивают ради цветов. У цветка в горшке по сравнению со срезанными есть одно преимущество: можно наблюдать, как бутон разворачивается в цветок. Декоративноцветущих растений очень много, они различаются по размерам, облику, запаху. Все декоративноцветущие растения выращивают ради цветов. Среди этой группы растений есть такие, которые цветут почти круглый год (сенполии). Цветок гибискуса цветет 1 день, а цветок эхмеи не увядает в течение нескольких месяцев. Ели задаться целью, то можно для любого времени года подобрать цветущие растение.
Декоративноцветущие горшечные растения.
В отличие от цветущих комнатных растений, члены этой группы могут поселиться лишь на время в вашем доме. Когда цветы блекнут, дни растений обычно бывают сочтены. Многие из них выбрасывают, другие сохраняют до следующего года, перенося их в подвал или прохладную комнату, в сад, или хранят в виде луковиц, пока не придет время высаживать их вновь. Недолговечность, разумеется, крупный недостаток этих растений. Но большинство из них являются «подарочными». Они приносят в дома радостные брызги красок в темные зимние месяцы. Это хризантемы, цикламены.
Другой важной группой являются садовые луковичные - гиацинт, крокус, тюльпан, нарцисс - наиболее распространенные из ранних весенних цветов, которые так же можно использовать для украшения дома. Сюда также относятся глоксинии и клубневые бегонии; кустарники, сбрасывающие листву на зиму (гранат).
б) Классификация комнатных растений по жизненным формам (рассказ учителя, демонстрация растений и слайда 19)
Жизненные формы растений (рассказ учителя)
При выборе растения большое значение имеет как его размер, так и облик.
Небольшие, низкие растения выглядят неуместно на фоне большой голой стены, а высокие древовидные едва поместятся на узком подоконнике. Почти все комнатные растения по внешнему облику можно разделить на 6 групп:
Злаковые растения - у них длинные узкие, собранные пучком листья. Такие растения обычно не очень декоративны. Гораздо шире распространены растения с более широкими листьями. Например, хлорофитум.
Кустистые растения. Сюда относится множество видов, которые нельзя отнести
ни к одной из других групп. У растений этого типа обычно растут из земли несколько стеблей и о них нельзя сказать преимущественно в горизонтальном или вертикальном направлении. Они могут быть небольшими и компактными, как поперомии, или высокими и раскидистыми.
Растения с прямостоящими стеблями. Такие растения имеют прямой
вертикальный стебель. Они могут иметь разную высоту: одни из них достигают 3 см, другие упираются в потолок. Эти растения располагают как одиночно, так и используют в композициях. Они делятся на столбовидные растения, деревья, ложные пальмы.
Лианы и ампельные растения. Стебли у взрослых лиан либо нуждаются в опоре, чтобы расти вверх, либо свисают по сторонам горшка. Они делятся на лианы (пассифлора), вьющиеся (циссус, сциндапсус), ампельные (бегония всегдацветущия).
Розеточные растения. У розеточных растений листья сближены в одной точке. Большинство таких растений невысокие, например, фиалка, глоксиния.
Шаровидные растения не имеют плоских листьев. К таким растениям относятся многие кактусы.
Уход за растениями. Условия, необходимые для жизни растений
(все учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека, работают в группах, используя каждая распечатанный материал по одной из тем («Почвенные условия», «Световой режим», «Водный режим», «Температурный режим», «Воздушный режим»), затем представитель от каждой группы защищает материал по своей теме, в случае необходимости его дополняют другие члены группы; демонстрация во время защиты учителем слайдов 20-25).
Почвенные условия
Для цветочных культур пригодны разные садовые земли - дерновая, перегнойная, листовая, торфяная, а также смеси из них с добавлением песка.
Дерновую землю заготавливают на лугах. Весной нарезают дерн пластами толщиной 6 - 7 см. Нарезанные дернины складывают в штабель травой вниз, высотой 1 -1,5м. К концу лета штабели перелопачивают, разрезая дернину лопатой. Через год дерновая земля готова.
Перегнойная земля получается при перепревании навоза, она очень питательна, но в ней много семян сорных трав.
Листовая земля заготавливается из опавших листьев яблонь, груш, клена, вяза, тополя. Не следует использовать листья дуба и других пород, богатых дубильными веществами, а так же листья хвойных пород. Опавшие листья, собранные осенью, надо выдержать в кучах два года. В течение этого времени кучи несколько раз перелопачивают для равномерного перегнивания. В результате получается легкая, рыхлая, чистая от семян сорных трав листовая земля.
Торфяную землю заготавливают на низинных торфяниках, складывают в кучи, где она вылеживается 1,5 - 2 года, после чего ее можно использовать.
Земляные смеси заготавливают заблаговременно. Почти во все земляные смеси необходимо добавить песок для придания им рыхлости и воздухопроницаемости. В зависимости от механического состава земли следует добавить от 1/3 до 1/10 чистого песка. Песок следует брать кварцевый, крупнозернистый, чистый, хорошо промытый.
Земля, используемая для посадки, должна быть свежей, не слишком сухой и не слишком влажной, такой, чтобы при сжимании в руке она оставалась рыхлой, а не слипалась в плотный комок.
При невозможности достать землю, следует перейти на торф, который продается в цветочных магазинах в виде торфосмеси в полиэтиленовых мешках.
Световой режим
Правильный световой режим - это необходимое условие жизни растений. Понятие световой режим включает два момента, от которых зависит жизнь растения:
длина светового дня - для активного роста необходимо 12-16 часов в день
естественного или искусственного освещения. Менее продолжительный световой
день приводит к замедлению фотосинтеза, поэтому яркие зимние дни не нарушают
период покоя растений.
необходимая интенсивность освещения - непостоянная величина, она зависит от
вида растений. Есть растения светолюбивые (лучше растут при большом
интенсивном освещении), теневыносливые (могут расти и при освещении и при
легком затемнении), тенелюбивые - хорошо растут на окнах, выходящих на север и
на запад.
Практически все растения следует притенять от полуденного летнего солнца, если этого не делать, пострадают молодые разворачивающиеся листочки.
У растения, расположенного на подоконнике, листья и стебли тянутся к окну. Растение становится однобоким; чтобы это предотвратить, горшок время от времени необходимо немного поворачивать.
Не поворачивайте горшок, когда на растении образуются бутоны. Цветущие растение пострадает, если его перенести из места с рекомендуемым уровнем освещения в более тенистое: ухудшится количество и качество цветков.
В светлоокрашенной комнате растение лучше себя чувствует, чем в темноокрашенной, т.к. светлые стены лучше отражают свет.
Не следует переносить растение из тенистого места сразу на солнечный подоконник или на открытый воздух, его нужно постепенно приучать к яркому свету.
Многие растения чувствительны к перемене положения по отношению к источнику света. Поэтому, после того как растению будет отведено в комнате постоянное место, следует избегать его перестановок.
Красивоцветущие растения особенно требовательны к свету, т.к. для того, чтобы цветки распустились, необходимо освещение бутонов прямыми солнечными лучами.
Помните: дольше всего солнце освещает южные, затем юго-восточные и юго-западные окна; окна, обращенные на восток - освещены солнце с утра до полудня, западные окна - только во второй половине дня. В окна, обращенные на север, солнечные лучи не попадают, возможно лишь освещение отраженным светом. Учитывайте это при размещении светолюбивых, теневыносливых и тенелюбивых растений.
Водный режим
Не меньшее значение, чем другие факторы, имеет для домашних растений их водный режим. От умелого и своевременного полива зависит развитие и цветение растений.
Если растение поливают редко и недостаточно, то многочисленные корневые волоски засыхают и перестают всасывать воду, в результате чего растение страдает от недостатка влаги.
Если растение поливают слишком часто, так что земля не просыхает и воздух не успевает в нее проникнуть, земля в горшке закисает, а молодые корни загнивают.
Следует поливать растение, когда запас влаги в земле израсходован почти полностью. Поэтому необходимо по жизненным признакам определять влажность земли в горшках.
Для большей части комнатных растений, полив нужен тогда, когда верхний слой земли в горшке просохнет и посветлеет. Влажная земля всегда темнее сухой. В жаркой комнате в сухую солнечную погоду вполне достаточно потрогать землю пальцами: если она очень сухая, значит, нужен полив.
В нагретых солнцем или теплых комнатах земля в горшках сохнет быстро, в таких случаях растения приходится поливать ежедневно.
Быстрота высыхания земли также зависит от размера горшка, от возраста растения, от времени года.
Вода для полива должна быть одной температуры с комнатным воздухом или немного теплее его. Не следует поливать комнатные растения кипяченой водой, так как из нее удален воздух. Проще всего сосуд с водой, предназначенной для полива, держать в той же комнате, где стоят растения, наполняя его за сутки для полива, тогда вода согреется до комнатной температуры и избавится от вредных газов.
Растения рекомендуется поливать снизу, наливая воду в поддон. Вода с поддона впитывается в землю. При поливе сверху струю воды следует направлять как можно ближе к краю горшка. Через час после полива воду с поддона следует слить.
Летом растения обычно поливают вечером. Следует избегать полива растений в то время, когда на них падают прямые солнечные лучи. Зимой растения поливают утром.
Весной и летом комнатные растения, особенно стоящие на открытых окнах, балконах полезно опрыскивать: вечером - после полива, утром - до того, как на них начнут падать прямые солнечные лучи.
Вывод: корням нужна не только вода, но и воздух, значит, земля должна быть влажной, а не переувлажненной.
Все растения нужно меньше поливать в период покоя, больше в период роста.
Температурный режим
Естественная среда обитания большинства комнатных растений - тропики. Этот факт сформировал убеждения, что для выращивания комнатных растений необходима высокая температура.
В действительности лишь очень немногие виды успешно растут в комнате при температуре выше 23°С. Причина этого заключаются в том, что в комнатных условиях освещенность листьев и влажность воздуха гораздо ниже, чем в тропиках или под стеклом, так что для хорошего самочувствия в комнате растению высокая температура не нужна.
Почти все комнатные растения хорошо развиваются при температуре от 13°С до
23°С, а большинство прекрасно растет при температуре, которая для человека кажется прохладной. Это общее правило допускает исключения: многие декоративно-цветущие горшечные растения требуют еще более прохладных условий с максимальной температурой зимой 16°С.
Многие растения чрезвычайно неприхотливы и в течение короткого времени переносят температуру несколько выше или ниже обычной. Очень опасны резкие перепады температуры. Как правило, растения любят, чтобы ночная температура была на 2 - 3°С ниже дневной, но внезапное понижение на 6°С может погубить растение. Старайтесь не допускать, чтобы зимними ночами температура в комнате резко не падала - утепляйте окна и убирайте растения с подоконников в морозную погоду. Исключение составляют кактусы: в естественной среде обитания они приспособились к высокой дневной температуре и холодным ночам.
Вывод: комнатные растения требуют относительно постоянной и умеренной температуры в период роста и более прохладных условий в период покоя.
Воздушный режим
Для хорошего развития и роста большинству комнатных растений нужен свежий, чистый и не слишком сухой воздух. Только тропические растения меньше других нуждаются в освежении воздуха.
Сухой воздух задерживает процесс фотосинтеза, поэтому для создания благоприятного микроклимата вокруг растения можно наливать в поддон воду. Летом несколько раз в день нужно обрызгивать растения из пульверизатора.
Растениям необходима воздушная среда, содержащая кислород. Дышат все органы растения, в том числе и корни. Чтобы обеспечить достаточный приток свежего воздуха в комнаты, их необходимо проветривать, особенно весной и летом, когда растения активно растут.
Проветривать комнаты в холодную погоду надо осторожно. Комнатные растения очень чувствительны к прямому действию холодного воздуха. Сквозняки вредны для растений, поэтому при проветривании двери нужно держать закрытыми.
Зимой следует защищать растения, стоящие на подоконнике, от струй холодного воздуха, проникающего в комнату через форточку. Для этого удобно пользоваться тонкой пленкой из полиэтилена, плотной бумагой или картоном.
Земляную смесь в цветочных горшках рекомендуется время от времени осторожно разрыхлять заостренной палочкой для улучшения воздухопроницаемости земли и лучшего доступа воздуха к корням.
Воздух в комнате не должен быть пыльным и загрязненным. Надо так же иметь в виду, что некоторые растения (папоротники) плохо переносят табачный дым.
V этап: комментированное домашнее задание.
Учитель: Мы сдаем написанную нами книгу в набор. Но чтобы она получилась интересной, красочной, увлекательной, нам необходимо кое-что доделать, этим вы и займетесь дома. Вы с учетом своего желания и способностей выбираете в качестве домашнего задания одно из перечисленных ниже (демонстрация слайда 26):
Подготовить обложку книги о комнатных растениях (название, иллюстрации).
Найти поговорки, пословицы, высказывания о комнатных растениях.
Придумать кроссворд о комнатных растениях.
Проделать один из опытов, описанных в книге Н.М. Верзилина «Путешествие с домашними растениями».
Написать свое введение для книги: легенда или историческая справка о
комнатных растениях.
VI этап: рефлексия.
Учитель: В конце нашего сегодняшнего мероприятия я предлагаю вам закончить предложение: сегодня я узнал…
VII этап: подведение итогов мероприятия.
Учитель предлагает учащимся с помощью карточек оценить свою работу и работу товарищей на мероприятии, выразить свое впечатление о мероприятии (учащимся каждому раздаются карточки, где они выполняют данное поручение).
Пример карточки:
Фамилия, имя |
Самооценка |
Оценка работы товарищей |
Оценка работы группы |
Впечатление о мероприятии |
1. |
||||
2. |
||||
3. |
||||
4. |
Впечатление о мероприятии (критерии):
«5» - на мероприятии было очень интересно, мероприятие «пробежало» очень быстро, узнал много нового;
«4» - на мероприятии было достаточно интересно, узнал что-то новое;
«3» - было не очень интересно, думал о своем;
«2» - мероприятие не понравилось, было скучно, нового ничего не узнал.
Список использованных источников:
http://www.litportal.kiev.ua/2007/01/14/khessajjon_dg_vse_o_komnatnykh_rastenijakh.html
http://www.e-reading.by/bo ok.php?book=11074
Князева Т.П., Князева Д.В. «Миллион цветов для красоты нашего дома», Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2011.