Внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности «“Хлеб – всему голова”
Внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности
Цели: Воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.
Задачи: Раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;
- Воспитание любви к Родине, к людям труда.
Оформление: Плакат «Хлеб - это судьба народа,
Хлеб - это судьба страны»,
«Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил».
Плакат « Мудрые советы»
Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.
У учителя: музыкальное сопровождение.
Ход праздника
Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Кто-то любит белый,
Кто-то любит черный,
Кто-то любит с маком
Или запеченный.
Он бывает длинным,
Но бывает узким.
Кто-то любит с тмином
Или же французский.
Он зерно, он колос,
Он мука и тесто.
За праздничным столом
Он знает свое место.
Отгадать легко и быстро:
Знает батюшку любой –
Мягкий, пышный и пушистый
Чёрный, белый и ржаной.
С хрусткой корочкой душистой
На столе он главный гость.
Без него обед не вкусный -
На Руси так повелось.
Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.
Звучит песня “Хлеб – всему голова”. Ведущий приглашает гостей. На сцену выходят мальчик и девочка в русских костюмах и исполняют С.2 песню “Земля хлебами славится” (Ю.Чичков, П.Сенявский).
Ученик: Слава хлебу!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел труда и сил.
Вот он хлебушко душистый.
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем.
Учитель. Растения, зерна которых годятся в пищу, называют словом «хлеба». Это пшеница и рожь, ячмень и овес, просо, гречиха, рис. Основные, наши кормильцы - пшеница, рожь и ячмень. Они имеют и особое название - жито. Слово «жито» народ произвел от слова «жить». Будет жито - и можно жить!
Известно, что из ржи получают черный хлеб, из пшеницы - белый, из ячменя - крупы. Если с ячменного зерна удалить оболочку, затем отшлифовать его, получится перловая крупа. Из дробленых ячменных зерен получается ячневая крупа.
Ученики:
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок.
Видишь, пробивается хлебный стебелек?
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода...
Ветерок спросил, пролетая:
– Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
– Золотые руки растят.
Учитель: Сначала пахарь готовит землю к посеву зерна, сортировщик отбирает самые крепкие, самые лучшие зёрна для посева, сеятель высаживает зерно в подготовленную землю, весь долгий период созревания хлебороб ухаживает за посевами, оберегая от обильных дождей и злой засухи, сухого ветра и хлебных вредителей. Работа в поле кипит и день, и ночь, не смыкая глаз, трудятся люди, заботясь о хлебной ниве. Когда колосок поспевает, становится тяжёлым, в поле выходят комбайнеры – начинается жаркая страда – жатва, люди стараются успеть собрать выращенный урожай, чтобы ни один колосок не высыпался на землю. Собранное зерно везут в закрома. Далее из зерна мельник сделает муку, из муки пекарь выпечет пышный душистый каравай.
Дети хором: Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке:
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Учитель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о хлебе. Кто из вас назовет их? Ученики называют пословицы и объясняют их смысл
Пословицы о хлебе
Хлебушко - пирогу дедушка.
Без печки холодно - без хлеба голодно.
Не в пору и обед, если хлеба нет.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба - нет обеда.
Не шуба греет, а хлеб.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Много снегу - много хлеба.
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не в тягость.
Ученик 1. Нелегок труд землепашца. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб.
Ученик 2.
Не сама собой природа
Хлеб на блюдце подает.
Сколько требует ухода
Мать – земля за целый год.
Ученик 3 .
Степные машины
Покоя не знают,
Горячую воду моторы глотают.
Горячее солнце,
Нагревшийся воздух,
И ночью восходят горячие звезды.
И капли горячего
Пота на спинах –
Горячее время
В совхозах целинных…
Учитель. Есть хлеб – будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, а хлеб остается хлебом.
Издавна Россия – это не только милые душе березки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.
Девочки исполняют танец и песню “Золотые зернышки”(М.Васильев)
Мы золотые зернышки,
Полны лучистым светом.
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые, струистые,
Мы зерна золотые.
Мы ветерком провеяны
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны,
Мы людям так нужны.
Отдельно каждый – зернышко
Маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко
Страны своей огромной!
Приглушенно звучит песня “Священная война”.
Ученик: Во время Великой Отечественной войны стране особенно был нужен хлеб. Для фронта, для победы. У войны свой хлеб. 900 дней и ночей ленинградцы жили в условиях блокады. Жители города получали 125 граммов хлеба. В музее истории хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Вид у него был совершенно другой, чем сейчас. Таков был паек для жителей города. А людям нужно было выжить - назло фашистам.
Учитель:
Прошу тебя! Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь, хоть крошку хлеба!
Мы собирали каждый колосок,
Когда грозой войны гремело небо.
Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,
Ученик:
Жизнь продлевала даже крошка хлеба.
Но и сейчас оплачена стократ
Трудом нелегким каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю, детство без игры нелепо,
Но не смогу простить лишь одного –
Хоть крошки всуе брошенного хлеба.
Учитель: Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит победа.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтобы в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал
Ученик:
“Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.
Ученик1.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
Ученик 2.
В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной!
Ученик 3.
И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Звучит песня « Хлебный колосок»
Ведущий.
“Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори”. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Это вкусно.
Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Г.Х.Андерсена.
https://vk.com/video-135285_456240972
- К сожалению, бывают такие люди, которые обижают хлеб. Посмотрите, что произошло с девочкой, обидевшей хлеб.
- Как вы думаете, чему научилась девочка, став птицей? Как теперь она будет относиться к хлебу?
Учитель:
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!”
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!”
Хоровод “Колосок” (сл. В. Орлова) ( исполняют учащиеся 3 класса)
Каравай земли и неба
На твоём столе –
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колоске
Держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный
Хлебный колосок!
Учитель: Нелёгок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто зелёное поле. Святое дело - вырастить хлеб! Профессия хлебороба самая нужная, самая почётная профессия. И следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.
1 ученик: Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки лелеял агроном.
Затем взял колос в руки комбайнер,
В ладонях его бережно потер.
Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,
Он убирать его с комбайном в поле вышел.
2 ученик: Потом муку смололи из зерна
И к пекарю отправилась она.
А тот уж постараться смог:
Такие булки вкусные испек!
Цени, люби и уважай того,
Кто сеял хлеб, растил и пек его!
Песня «Русское поле» ( Звучит видеозапись)
https://rutube.ru/video/b599b71780221488f3bab1075e53d8cb/
Сказка Т. Голуб “Хлеб и Маша” ( инсценируют учащиеся 4 класса)
Автор: - Каждый день дочурку Машу
Уговаривала мама:
Мама: - Доченька, не будь упряма:
С хлебом ешь и суп и кашу.
Автор: - Маша хныкала в ответ,
Говорила громко: - “ нет!”
Маше бабушка твердила:
Бабушка: - В хлебе, внученька, вся сила!
Съешь - ка сладкий пирожок.
Или сдобный кренделек.
Автор: - Маша мякиш щипала
И под стол его швыряла.
Долго хлеб молчал, крепился,
Но однажды рассердился,
Быстро с хлебницы скатился,
Докатился до двери, крикнул Маше;
Хлеб: - Отвори! От тебя я убегу! Больше жить так не могу!
Маша: - Убегай!
Автор: - Сказала Маша и открыла дверь.
Маша: - Без тебя жизнь станет краше и спокойней мне, поверь!
Автор: - Хлеб ушел, довольна Маша
Не вернется он назад.
Ест без хлеба Маша кашу,
И котлету, и салат.
Вместо хлеба на обед,
Ей дают теперь конфет,
Два денечка Маша ела
А на третий присмирела,
На четвертый - загрустила,
А на пятый попросила;
Маша: - Ой, бабуленька, дружочек,
Дай мне к чаю кренделе чек,
Или сладкий пирожок,
Или хлебушка кусок.
Автор: - Машет бабушка рукой;
Бабушка: - Маша, Маша, что с тобой?
Неужели ты забыла,
Как ты хлебу нагрубила?
Не вернется он назад.
Съешь-ка лучше шоколад.
Автор: - Маша в слезы
Маша: - Что мне делать?
Я без хлеба похудела
Я без хлеба не могу
За прощеньем побегу.
Автор: - Маша к хлебу прибежала,
Умолять и плакать стала
Маша: - Хлеб, голубчик, не сердись
В дом скорее воротись
Без тебя мне больше дня не прожить,
прости меня!
Автор: - Молвил хлебушко в ответ:
Хлеб: - Я простил бы, спору нет,
Но пшеничное зерно,
Сможет ли простить оно?
Автор: - Маша в поле прибежала,
К хлебным зернышкам припала:
Маша: - Зерна, злобы не держите,
Глупую меня простите.
Автор: - Зерна молвили в ответ:
Колоски: - Мы простили б, спору нет,
Вот простит ли только поле,-
Материнское раздолье?
Автор: - Маша полю поклонилась,
Перед полем извинилась.
Но услышала в ответ:
Поле: - Я б простило, спору нет,
Но простят ли хлеборобы?
Урожаев мастера.
I комбайнер: До зари встали, чтобы
Стала нив ушка щедра.
Рук и силы не жалели,
Мало спали наспех ели,
Земле бережно пахали,
Разрыхляли, удобряли,
Дружно сеяли зерно.
II комбайнер: А когда взошло оно,
Как ребенка берегли,
Выйти в колос помогли.
А теперь вокруг пшеница
Золотая колосится.
III комбайнер: Нет ей ни конца, ни края,
Будут, будут караваи,
Булки, бублики и плюшки,
И оладьи и ватрушки...
Каждому достанутся,
Да и впрок останутся!
Поле: - Только ты не забывай, что румяный каравай
Травкой в поле не растет, нужен труд и
Нужен пот, целой армии людей.
Маша, к нам беги скорей!
Автор: - Прибежала Маша к людям, стала плакать и просить:
Маша: - Больше я грубить не буду,
Буду хлебом дорожить.
Глупую меня простите,
Хлеб, пожалуйста, верните.
I Комбайнер: - Что ж, если так, то вот попробуй
Пышный, белый каравай,
Но урок не забывай!
Автор: - Поклонилась Маша людям.
Пышный каравай на блюде,
Словно солнце подняла,
Наша Маша поняла:
Маша: - Что пословица права:
“Хлеб - всему он голова!”
Учитель: Прочитайте, какие полезные советы даёт нам народная мудрость:
За столом хлеб доедай, на пол крошки не сметай.
Хлеба на пол не бросай, труд людской ты уважай.
Хлебные крошки собери в ладошку, в каждой крошке труд людей, уважай хлеб и жалей.
Запомните, дети:
Тихо живет, права
Истина всех времен:
Хлеб – всему голова.
В дальнем краю село,
В сердце страны – Москва.
Всюду нам с ним светло:
Хлеб – всему голова!
Все:
Так споём сейчас мы вам
Хлебные частушки,
На столе, у нас лежат
Пышки и ватрушки.
1. Мы в селе родном живём
Сушки, пряники жуём.
Булочки и крендельки,
Кулебяки, пирожки.
2. Очень весело проходят
У нас дома вечера.
Хлеб я ем с утра до ночи,
Булки с ночи до утра.
3. Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим!
Прянички печатные,
До чего ж, нарядные!
4. Ну, а все ребята наши
Любят булки, калачи.
Хлеборобы землю пашут,
Пекарь служит у печи.
5. Пироги так хороши
Просто объеденье.
Повар наш нам напечёт
Всем на удивленье.
6. Каравай заводит дружбу
С тем, кто с детства любит труд.
Если ты с работай дружен
Выходи смелее в круг.
7.Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг:
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
8. Сколько рук его растили,
Сколько поту утекло!
В хлебе вся людская сила,
И здоровье и тепло.
Все: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
Мы хотим лишь одного,
Чтоб русский хлеб ценили вы.
Учитель: А сейчас ребята идем в школьное кафе « Кренделёк» на чаепитие с хлебной выпечкой.
Использованная литература и источники сети Интернет:
https://vk.com/video-135285_456240972
https://infourok.ru/ustniy-zhurnal-na-temu-hleb-vsemu-golova-803552.html
https://rutube.ru/video/b599b71780221488f3bab1075e53d8cb/
Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры»
2.Б. А. Алмазов «Наш хлеб» Ленинград, «Детская литература», 1985 г.
3.Журнал «Начальная школа» №3, 1986 г. Москва, «Просвещение»