Внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности «“Хлеб – всему голова”

4
0
Материал опубликован 8 October в группе

Внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности

«“Хлеб – всему голова”

Цели: Воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.

Задачи: Раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;

- Воспитание любви к Родине, к людям труда.

Оформление: Плакат «Хлеб - это судьба народа,

                 Хлеб - это судьба страны»,

«Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил».

Плакат « Мудрые советы»


Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.

У учителя: музыкальное сопровождение.

Ход праздника

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Кто-то любит белый,

Кто-то любит черный,

Кто-то любит с маком

Или запеченный.

Он бывает длинным,

Но бывает узким.

Кто-то любит с тмином

Или же французский.

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто.

За праздничным столом

Он знает свое место.

  Отгадать легко и быстро:

        Знает батюшку любой –

        Мягкий, пышный и пушистый

        Чёрный, белый и ржаной.

        С хрусткой корочкой душистой

        На столе он главный гость.

        Без него обед не вкусный -

        На Руси так повелось.



Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.



Звучит песня “Хлеб – всему голова”. Ведущий приглашает гостей. На сцену выходят мальчик и девочка в русских костюмах и исполняют С.2 песню “Земля хлебами славится” (Ю.Чичков, П.Сенявский).

Ученик: Слава хлебу!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил!

Не жалел труда и сил.

Вот он хлебушко душистый.

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

Учитель. Растения, зерна которых годятся в пищу, называют словом «хлеба». Это пшеница и рожь, ячмень и овес, просо, гречиха, рис. Основные, наши кормильцы - пшеница, рожь и ячмень. Они имеют и особое название - жито. Слово «жито» народ произвел от слова «жить». Будет жито - и можно жить!

Известно, что из ржи получают черный хлеб, из пшеницы - белый, из ячменя - крупы. Если с ячменного зерна удалить оболочку, затем отшлифовать его, получится перловая крупа. Из дробленых ячменных зерен получается ячневая крупа.

Ученики:
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок.
Видишь, пробивается хлебный стебелек?
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода...

Ветерок спросил, пролетая:
– Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
– Золотые руки растят.
Учитель: Сначала пахарь готовит землю к посеву зерна, сортировщик отбирает самые крепкие, самые лучшие зёрна для посева, сеятель высаживает зерно в подготовленную землю, весь долгий период созревания хлебороб ухаживает за  посевами, оберегая от обильных дождей и злой засухи, сухого ветра и хлебных вредителей. Работа в поле кипит и день, и ночь, не смыкая глаз, трудятся люди, заботясь о хлебной ниве. Когда колосок поспевает,  становится тяжёлым, в поле выходят комбайнеры – начинается жаркая страда – жатва, люди стараются успеть собрать выращенный урожай, чтобы ни один колосок не высыпался на землю. Собранное зерно везут в закрома. Далее из зерна мельник сделает муку, из муки пекарь выпечет пышный душистый каравай.

          Дети хором: Хлеб ржаной, батоны, булки  не добудешь на прогулке:

                  Люди хлеб в полях лелеют,  сил для хлеба не жалеют.

  Учитель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о хлебе. Кто из вас назовет их? Ученики называют пословицы и объясняют их смысл

Пословицы о хлебе

Хлебушко - пирогу дедушка.

Без печки холодно - без хлеба голодно.

Не в пору и обед, если хлеба нет.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Нет хлеба - нет обеда.

Не шуба греет, а хлеб.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Много снегу - много хлеба.

Хлеб всему голова.

Хлеб в пути не в тягость.



Ученик 1. Нелегок труд землепашца. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб.

Ученик 2.

Не сама собой природа 
Хлеб на блюдце подает.
Сколько требует ухода
Мать – земля за целый год.


Ученик 3 .

Степные машины 
Покоя не знают,
Горячую воду моторы глотают.
Горячее солнце,
Нагревшийся воздух,
И ночью восходят горячие звезды.
И капли горячего
Пота на спинах –
Горячее время
В совхозах целинных…


Учитель. Есть хлеб – будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, а хлеб остается хлебом.

Издавна Россия – это не только милые душе березки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.

Девочки исполняют танец и песню “Золотые зернышки”(М.Васильев)

Мы золотые зернышки, 
Полны лучистым светом.
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые, струистые,
Мы зерна золотые.
Мы ветерком провеяны
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны,
Мы людям так нужны.
Отдельно каждый – зернышко
Маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко
Страны своей огромной!

Приглушенно звучит песня “Священная война”.

Ученик: Во время Великой Отечественной войны стране особенно был нужен хлеб. Для фронта, для победы. У войны свой хлеб. 900 дней и ночей ленинградцы жили  в условиях блокады. Жители города получали 125 граммов хлеба. В музее истории хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Вид у него был совершенно другой, чем сейчас. Таков был паек для жителей города. А людям нужно было выжить - назло фашистам.

Учитель:
Прошу тебя! Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь, хоть крошку хлеба!
Мы собирали каждый колосок,
Когда грозой войны гремело небо.
Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,
Ученик:

Жизнь продлевала даже крошка хлеба.
Но и сейчас оплачена стократ
Трудом нелегким каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю, детство без игры нелепо,
Но не смогу простить лишь одного –
Хоть крошки всуе брошенного хлеба.

Учитель: Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. В музее истории Ленинграда хранится  кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям  нужно было работать,  нужно было жить, нужно было выжить –  назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит победа.

Хлебом клялись,

                 За хлеб умирали

                 Не для того,

                 Чтобы в футбол им играли.

                 В слове народная мудрость таится.

                 Вот что в народе у нас говорится:

                 Если ты хлеб ценить перестал,

                 Ты человеком быть перестал

Ученик:

Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

Ученик1.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.



Ученик 2.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной!



Ученик 3.

И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Звучит песня « Хлебный колосок»

Ведущий.

Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори”. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Это вкусно.

Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Г.Х.Андерсена.

https://vk.com/video-135285_456240972


- К сожалению, бывают такие люди, которые обижают хлеб. Посмотрите, что произошло с девочкой, обидевшей хлеб.

- Как вы думаете, чему научилась девочка, став птицей? Как теперь она будет относиться к хлебу?



Учитель:

Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!”
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!”

Хоровод “Колосок” (сл. В. Орлова) ( исполняют учащиеся 3 класса)

Каравай земли и неба
На твоём столе – 
Ничего сильнее хлеба 
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колоске
Держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный
Хлебный колосок!

Учитель: Нелёгок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто зелёное поле. Святое дело - вырастить хлеб! Профессия хлебороба самая нужная, самая почётная профессия. И следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

1 ученик: Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

2 ученик: Потом муку смололи из зерна

И к пекарю  отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его!

Песня «Русское поле» ( Звучит видеозапись)

https://rutube.ru/video/b599b71780221488f3bab1075e53d8cb/



Сказка Т. Голуб “Хлеб и Маша” ( инсценируют учащиеся 4 класса)

Автор: - Каждый день дочурку Машу

Уговаривала мама:

Мама: - Доченька, не будь упряма:

С хлебом ешь и суп и кашу.

Автор: - Маша хныкала  в ответ,

Говорила громко: - “ нет!”

Маше бабушка твердила:

Бабушка:  - В хлебе, внученька, вся сила!

Съешь - ка сладкий пирожок.

                      Или сдобный кренделек.

Автор: -    Маша мякиш щипала

                   И под стол его швыряла.

                    Долго хлеб молчал, крепился,

                    Но однажды рассердился,

                    Быстро с хлебницы скатился,

                    Докатился до двери, крикнул Маше;

Хлеб:   -     Отвори! От тебя я убегу! Больше жить так не  могу!

Маша: -    Убегай!

Автор: -     Сказала Маша и открыла дверь.

Маша:  -     Без тебя жизнь станет краше и спокойней мне, поверь!

Автор:  -     Хлеб ушел, довольна Маша

                     Не вернется он назад.

                     Ест без хлеба Маша кашу,

                     И котлету, и салат.

                     Вместо хлеба на обед,

                     Ей дают теперь конфет,

                     Два денечка Маша ела

                     А на третий присмирела,

                     На четвертый - загрустила,

                     А на пятый попросила;

Маша: -     Ой, бабуленька, дружочек,

                     Дай мне к чаю кренделе чек,

                     Или сладкий пирожок,

                     Или хлебушка кусок.

Автор:  -     Машет бабушка рукой;

Бабушка: - Маша, Маша, что с тобой?

                     Неужели ты забыла,

                     Как ты хлебу нагрубила?

                     Не вернется он назад.

                     Съешь-ка лучше шоколад.

Автор:  -     Маша в слезы

Маша:  -     Что мне делать?

                     Я без хлеба похудела

                     Я без хлеба не могу

                     За прощеньем побегу.

Автор:  -     Маша к хлебу прибежала,

                     Умолять и плакать стала

Маша:  -     Хлеб, голубчик, не сердись

                    В дом скорее воротись

                    Без тебя мне больше дня не прожить,

                    прости меня!

Автор:  -    Молвил хлебушко в ответ:

Хлеб:  -      Я простил бы, спору нет,

                   Но пшеничное зерно,

                   Сможет ли простить оно?

Автор:  -   Маша в поле прибежала,

                   К хлебным зернышкам припала:

Маша:  -   Зерна, злобы не держите,

                  Глупую меня простите.

Автор: -    Зерна молвили в ответ:

Колоски: - Мы простили б, спору нет,

        Вот простит ли только поле,-

        Материнское раздолье?

Автор: -     Маша полю поклонилась,

    Перед полем извинилась.

    Но услышала в ответ:

Поле: -        Я б простило, спору нет,

       Но простят ли хлеборобы?

       Урожаев мастера.

I комбайнер:  До зари встали, чтобы

  Стала нив ушка щедра.

  Рук и силы не жалели,

  Мало спали  наспех ели,

  Земле бережно пахали,

  Разрыхляли, удобряли,

  Дружно  сеяли зерно.

II комбайнер: А когда взошло оно,

  Как ребенка берегли,

  Выйти в колос помогли.

  А теперь вокруг  пшеница

  Золотая колосится.

III комбайнер: Нет ей ни конца,  ни края,

Будут, будут караваи,

Булки, бублики и плюшки,

И оладьи и ватрушки...

Каждому достанутся,

Да и впрок останутся!

Поле: -         Только ты не забывай, что румяный каравай

Травкой в поле не растет, нужен труд и

Нужен пот, целой армии людей.

Маша, к нам беги скорей!

Автор: -         Прибежала Маша к людям, стала плакать и просить:

Маша: -         Больше я грубить не буду,

                            Буду хлебом дорожить.

                            Глупую меня простите,

                            Хлеб, пожалуйста, верните.                          

I Комбайнер: -         Что ж, если так, то вот попробуй

                            Пышный, белый каравай,

                            Но урок не забывай!

Автор: -         Поклонилась Маша людям.

                         Пышный каравай на блюде,

                         Словно солнце подняла,

                         Наша Маша поняла:

Маша: -         Что пословица права:

                         “Хлеб - всему он голова!”

Учитель: Прочитайте, какие полезные советы даёт нам народная мудрость:

За столом хлеб доедай, на пол крошки не сметай.

Хлеба на пол не бросай, труд людской ты уважай.

Хлебные крошки собери в ладошку, в каждой крошке труд людей, уважай хлеб и жалей.


Запомните, дети:

Тихо живет, права
Истина всех времен:
Хлеб – всему голова.
В дальнем краю село,
В сердце страны – Москва.
Всюду нам с ним светло:
Хлеб – всему голова!

Все:

Так споём сейчас мы вам

Хлебные частушки,

На столе, у нас лежат

Пышки и ватрушки.

1. Мы в селе родном живём

Сушки, пряники жуём.

Булочки и крендельки,

Кулебяки, пирожки.

2. Очень весело проходят

У нас дома вечера.

Хлеб я ем с утра до ночи,

Булки с ночи до утра.

3. Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим!

Прянички печатные,

До чего ж, нарядные!

4. Ну, а все ребята наши

Любят булки, калачи.

Хлеборобы землю пашут,

Пекарь служит у печи.

5. Пироги так хороши

Просто объеденье.

Повар наш нам напечёт

Всем на удивленье.

6. Каравай заводит дружбу

С тем, кто с детства любит труд.

Если ты с работай дружен

Выходи смелее в круг.

7.Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг:

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.



8. Сколько рук его растили,

Сколько поту утекло!

В хлебе вся людская сила,

И здоровье и тепло.



Все: Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

Мы хотим лишь одного,

Чтоб русский хлеб ценили вы.

Учитель: А сейчас ребята идем в школьное кафе « Кренделёк» на чаепитие с хлебной выпечкой.



Использованная литература и источники сети Интернет:



https://vk.com/video-135285_456240972

https://infourok.ru/ustniy-zhurnal-na-temu-hleb-vsemu-golova-803552.html


https://rutube.ru/video/b599b71780221488f3bab1075e53d8cb/



Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры»

2.Б. А. Алмазов «Наш хлеб» Ленинград, «Детская литература», 1985 г.

3.Журнал «Начальная школа» №3, 1986 г. Москва, «Просвещение»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.