Внеклассное мероприятие «Право - это интересно!» по правовому воспитанию для учащихся 8-х – 9-х классов
«Право - это интересно!».
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по правовому воспитанию для учащихся 8-х – 9-х классов.
Правовое образование школьников является одной из важных граней деятельности коллектива нашей школы. Коренные изменения, сопутствующие становлению гражданского общества и правового государства, вызвали в жизни необходимость формирования правовой культуры и общественной позиции молодого гражданина.
Сегодня трудно жить в обществе, не зная юридических правил, призванных регулировать поведение людей. Почти каждый наш поступок так или иначе обусловлен правом и связан с ним. Чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечить организацию и порядок во взаимоотношениях между людьми.
Чем раньше школьники начнут изучать вопросы, связанные с правом, тем более подготовленными они войдут во взрослую жизнь.
Опыт работы по воспитанию правовой культуры учащихся показывает, что взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности повышает эффективность их воспитания. Внеурочная деятельность школы организована с учетом образовательной программы по обществознанию таким образом, чтобы мероприятия дополняли и расширяли знания учеников и способствовали их активности в изучении предмета.
Предложенная вашему вниманию игра «Право - это интересно!», предназначена для учащихся 8-х-9-х классов, может использоваться как внеклассное мероприятие в одном классе или внеклассное мероприятие на параллель во время проведения дней права, декады права в школе. Мероприятие служит своеобразной практикой для использования правовых знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Вопросы и задания игры неплохо справляются с функциями контроля знаний и умений учащихся. Игровой момент придает занимательность монотонной деятельности по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению правовой информации, что делает знания учащихся более прочными. Без таких своеобразных тренировок невозможно привитие умений и навыков грамотного правового поведения обучающихся.
Цели игры:
1) Формирование правовой культуры и правового сознания подростков.
2) Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
3) Развитие познавательной активности учащихся.
Оборудование: плакаты с латинскими изречениями по праву, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, презентация «Права ребенка», которая демонстрируется для болельщиков, когда команды выполняют задания.
Рекомендации по организации мероприятия.
В игре могут участвовать 4 команды, в каждой команде по 5 человек. Учащиеся класса, которые не входят в команду, принимают участие в игре как болельщики. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.
Командам заранее дается домашнее задание:
1. Придумать название команды, выбрать капитана.
2. Создать плакат с латинским «крылатым изречением», посвященным праву, прочитать его на латыни и объяснить смысл высказывания.
3. Подготовить выступление на 1 минуту на тему: «Роль права в жизни общества».
4. Повторить темы: «Отрасли права», «Юридическая ответственность». 5.Повторить термины по праву.
План проведения мероприятия.
1. Конкурс ораторского мастерства. Тема: «Роль права в жизни общества».
2. Конкурс «Латинские высказывания».
3. Конкурс «Определимся с терминами».
4. Конкурс «Разберемся в ситуации».
5.Конкурс «Юридическая консультация».
6. Конкурс «Юридическая азбука».
7. Конкурс «Вредные советы от…».
8. Подведение итогов.
Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы проводим увлекательную игру «Право- это интересно». Современная Россия – это демократическое, правовое государство, т.е. все поступки и человека, и государства должны находиться в правовом поле. Гражданин должен знать свои права и обязанности, уметь защищать эти права, а также уважать права и свободы другого человека. Мы предлагаем Вам вспомнить и применить на практике знания правовых норм.
Ведущий представляет жюри и команды.
1 Конкурс ораторского мастерства.
Каждая команда представляет свое видение темы «Роль права в жизни общества» в течение 1 минуты. Конкурс оценивается в 5 баллов.
2 Конкурс «Латинские высказывания».
Ведущий: Римская правовая система получила широкое распространение, глубоко укоренилась в обществе, была тщательно и всесторонне разработана. Римские идеалы справедливости и правосудия зафиксированы в кодексе Юстиниана. Некоторые современные законодательства основаны на них. Латинские «крылатые изречения» часто употребляют, чтобы сделать свою речь убедительнее и красивее.
Команды представляют плакаты и объясняют, как понимают латинские выражения. Конкурс оценивается в 5 баллов.
Dura lex sed lex – Закон суров, но это закон.
Hominum causa jus constitutum est – Право существует для пользы человечества.
Jus est ars boni et aequi – Право есть искусство добра и справедливости
Silent leges inter arma – Законы молчат среди оружия (когда идет война).
3 Конкурс «Определимся с терминами».
Командам выдаются кроссворды и дается 2 минуты, чтобы разгадать кроссворд. Каждый правильно определенный термин оценивается в 1 балл
Кроссворд.
1. Система органов осуществляющих высший надзор за точным исполнением законов всеми организациями и гражданами.
2. Материальная или моральная потеря.
3. Стадия уголовного процесса, на которой следователь собирает информацию.
4. Рассмотрение и разрешение судом уголовных и гражданских дел
У |
Щ |
Е |
Р |
А |
Т |
Е |
С |
Б |
Р |
У |
П |
У |
И |
Л |
Р |
О |
К |
Р |
Р |
Д |
Е |
П |
В |
И |
А |
А |
У |
Д |
С |
Т |
Е |
В |
О |
С |
4 Конкурс «Разберемся в ситуации»
Ведущий: В Уголовном кодексе РФ есть статья 61, в которой определены обстоятельства, смягчающие наказание, также есть статья 63, в которой определены обстоятельства, отягчающие вину. Обстоятельства, признаваемые смягчающими и отягчающими, сказываются на степени общественной опасности содеянного и одновременно — на степени опасности личности виновного, поэтому они и подлежат учету судом при избрании наказания.
Командам выдаются карточки с ситуациями. Необходимо определить, в каких ситуациях присутствуют обстоятельства, которые относятся к смягчающим вину, какие - к отягчающим вину. Дается 2 мин. на подготовку ответа.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Ситуации.
1. Голодный человек украл кошелек у богатого человека.
2. Явился с повинной и рассказал о совершенном преступлении.
3. Совершил преступление в состоянии опьянения.
4. Совершил преступление с особой жестокостью.
5. Втроем договорились и обокрали склад магазина.
6. Отнимая мелкие деньги, не знал, что это – грабеж.
5 Конкурс «Юридическая консультация».
Каждая правильно решенная задача оценивается 2 баллами. Дается 4 мин. на подготовку ответа.
1. 16 летняя Катя, находясь на дискотеке, попросила сотовый телефон у своей знакомой, чтобы позвонить. Получив телефон, Катя убежала. Какое правонарушение совершила Катя ? Нормами какой отрасли права регулируется данное правонарушение? (Преступление - мошенничество, уголовное право).
2. 15-летние Васютин и Лемешев и 13-летний Козлов вскрыли стоявшую во дворе автомашину и решили покататься. Васютин сел за руль. Проехав несколько километров, подросток не справился с управлением, автомобиль врезался в дерево, получил серьезные повреждения. Какие правонарушения совершили Васютин и Лемешев? Нормами какой отрасли права регулируется данное правонарушение? Может ли быть привлечен к уголовной ответственности Козлов?
(Васютин причинил имущественный ущерб, угнал автомобиль без цели хищения, управлял автотранспортным средством без права управления. Лемешев совершил первые два преступления. Преступление регулируется нормами УК. Имущественный ущерб возмещается по нормам гражданского права. Козлов к уголовной ответственности привлечен быть не может, т.к. не достиг возраста уголовной ответственности).
3. Ученица 10 класса Даша К. потребовала от одноклассницы Нины В. денег за то, что та о ней где-то «что-то не то сказала», назвав это «материальной компенсацией за нанесение морального ущерба», пригрозив избить, если не принесет. Нина В. обратилась в полицию. В полиции Даша К. убежденно доказывала, что восстанавливала справедливость, т.к. знает, что за клевету несут наказание. Что решит суд? Нормами какой отрасли права регулируется данная ситуация? (Даша К. совершила преступление - вымогательство. Уголовное право)
4. Отчим Кости Реброва плохо к нему относился, бил его, выгонял из дома, пьянствовал. Мать не могла защитить сына. Тринадцатилетний Константин обратился в суд с заявлением о защите от злоупотреблений отчима. Судья отказал ему в приеме документов и дал ему один совет, которому Костя не последовал. Через год он снова явился к судье с тем же заявлением. Какой совет судья давал Косте год назад? Нормы какой отрасли права регулируют данную ситуацию? (Подросток может обратиться в суд, когда ему исполнится 14 лет. Семейное право)
6 Конкурс для болельщиков «ЮРИДИЧЕСКАЯ АЗБУКА».
Конкурс с болельщиками проводится, когда команды решают юридические задачи. Болельщики должны определить о каком термине идет речь.
1. Совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.
2. Обязательный для всех (т.е. нормативный) акт, принятый законодательным органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
3. Система обязательных правил поведения, закрепленных в официальных документах, охраняемых силой государственного принуждения.
4. Антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону.
5. Это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством.
6. Отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям
7. Как называется принцип, выраженный в статье 49 Конституции РФ.
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим с силу приговором суда.
8. Виновное, совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
9. Лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству.
10. Основной закон государства.
7 Конкурс «Вредные советы».
Ведущий. Все очень хорошо знают книгу «Вредные советы» Г. Остера. Сейчас команды в течение 2-х минут сами напишут вредные советы, продолжив полученные ими фразы.
1 команда
Если ты такой хороший
И закон тебе не нужен…
2 команда
Если вдруг тебя посмели
В магазине обсчитать…
3 команда
Если думаешь, что можно
Младших в школе обижать…
4 команда
Если срочно пригласили
Тебя в карты поиграть…
Команды зачитывают свои вредные советы.
Ведущий. Вот какие страшные ситуации могут случиться, если человек не будет выполнять нормы права. Мы с вами посмеялись над людьми, которые нарушают закон, и так поступать никогда не будем.
Жюри подводит итоги игры. Проводится награждение лучших команд и болельщиков, которые принимали активное участие
КОНКУРСЫ |
9А |
9Б |
9В |
9Г |
1. Конкурс ораторского мастерства. 5б |
||||
2. Конкурс «Латинские высказывания».5б. |
||||
3. Конкурс «Определимся с терминами».4б. |
||||
4. Конкурс «Разберемся в ситуации» 4б |
||||
5.Конкурс «Юридическая консультация». 8б. |
||||
6. Конкурс «Юридическая азбука». За каждый правильный ответ – 1 б. |
||||
7. Конкурс «Вредные советы от…» 5б. |
||||
ИТОГО: |
Литература.
1.А. Гутников, В. Пронькин, Н. Элиасберг. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. – СПб:Изд-во С.-Петерб. Института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2001 г.
2.А.И. Кравченко, Е.А Певцова. Обществознание.ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2010 г.
3.Я.В. Соколов, А.Б. Драхлер. Граждановедение. Дидактические материалы.- М. – Дрофа, 2002 г.